Открытый урок по музыке в 4А классе на тему «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе — Моцарт!»

Открытый урок по музыке в 4А классе
на тему «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»

Цели урока:
Обучающие:
1.Углубление изученного на уроках музыки о жизни и творчестве В.А.Моцарта.
2.Повторение литературного произведения.
3.0бучение анализу литературного произведения и музыкального произведения и их взаимосвязи.
Развивающие:
1.Развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства. 2.0 силе музыки Моцарта, воздействия на человека.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса к классической музыке.
2.Воспитание внутренней потребности к духовной стороне жизни.
Ход урока
1.0рг. момент Учитель:
-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости!
Ребята, повернитесь и поприветствуйте их! -Садитесь.
-:Я тоже хочу вас поприветствовать этой замечательной музыкой:
звучит фраг.меuт «ТуРецкого марша». -Вам понравилась эта музыка?
Дети:
-Да, очень понравилась! Учитель:
- Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Дети:
-Радость, веселье,лёгкость, воздушность! Учитель:
-А сейчас я хочу вам прочитать слова известного человека. Обратите внимание на экран: «Чем больше человек сталкивается с жизнью, чем больше познаёт её, чем крепче любит, тем сильнее у него желание пережить то хорошее, что он уже испытал. Путь к этому переживанию открывает музыка!
2.
- А как рождается музыка, которая вызывает такие эмоции, переживания? Дети:
-Её создают великие композиторы! Учитель:
-А каких композиторов вы можете назвать? Дети: -ЧаЙковскиЙ,Григ,Бах,Бетховен, Моцарт. Учитель:
-Да, правильно, ребята, молодцы! Это очень известные композиторы во всём мире.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Дети:
- Тема урока - о музыке одного из этих композиторов, которая помогает жить!
Учитель: -Как жить? Дети:
- Жить счастливо! Учитель:
-Да, правильно! Тема нашего урока звучит так: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»
- Какие задачи стоят перед нами? Дети:
-1 )познакомиться с биографией Моцарта;
-2)познакомиться с его творчеством.
3. Рассказ о жизни и судьбе Моцарта с показом презентации. Учитель:
- Жители старинного г. Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растёт Чудо-ребёнок - мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым (слайд 5).
-Музыкальная одарённость Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже' давал концерты и в родном Зальцбурге, и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает везти мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир! (слайд 6 и 7)

-На концертах он играет всё, что скажет ему отец. Чтобы поразить публику, л. Моцарт выдумывал различные трюки: заставлял сына играть с завязанными глазами, а публика даже переворачивала ноты сверху вниз, но Вольфганг блестяще проигрывал мелодию (слайд 8).

- Занимала публику и внешность маленького виртуоза: мальчик был мал ростом, худенький, бледный, одетый в тяжёлый, вышитый золотом придворный костюм. В завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу (слайд 9).
- В 14 лет отец везёт сына в Италию, куда стремились тогда все музыканты Европы. И вновь триумф - концерты Моцарта проходили с блестящим успехом.
- Давайте прослушаем фрагмент: звучит менуэт «Аллегро».
-Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его, и, придя домой, записал. Все были поражены и удивлены (слайд 12).
- Избрание Вольфганга в члены Болонской Академии было ещё одним необычайным фактом. За полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории Академии её членом стал 14- летний композитор (слайд 13).
- Вернувшись домой, Моцарт много работает, растёт его мастерство, он начинает служить придворным музыкантом. Но в это время Моцарт тяжело заболевает. После выздоровления композитор переезжает в Вену. И начинается новая, трудная, но прекрасная и свободная жизнь (слайд 14).
- Моцарт пишет музыку, даёт уроки, выступает на концертах. В это время рождается такой шедевр как опера «Свадьба Фигаро». Давайте послушаем фрагмент из этой оперы: звучит фрагмент из оперы.
- Какая по характеру музыка прозвучала?
Дети:
- Весёлая, лёгкая, радостная. Учитель:
- Да, правильно, ребята. Но не всегда жизнь Моцарта была лёгкой. В трудные минуты рождались по характеру и другие произведения. Давайте послушаем и подумаем, как изменилась музыка: звучит фрагмент 7 части «Лакримозо».
- Что вы услышали в этой музыке? Дети:
- Грусть, печаль, слёзы, страдание. Учитель:
- А каково её настроение? Дети:

- Печальное, скорбное. Учитель:
- Когда бывает такое настроение? Дети:
- Когда человеку плохо, когда он болеет и страдает. Учитель:
- Будучи больным, Моцарт пишет это произведение, которое называется «Реквием». Реквием - это хоровое траурное произведение, состоящее из нескольких частей. Сейчас прозвучал фрагмент 7-й части, она называется «Лакримозо», что в переводе с латинского означает «Слёзная» (слайд+").
-Не завершив этот «Реквием», Моцарт умирает. Ему было всего 35 лет (слайд 18).
-Моцарта больше нет, но осталась его гениальная музыка, которая живёт в наших сердцах и помогает людям в трудную минуту.
Музыкальная пауза (ребята делают упражнения) (слайд 19).
4. Учитель:
-Вспомните, ребята, литературное произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке, в котором рассказывалось о музыке.
Дети:
- Рассказ «Старый повар» К.Паустовского. Учитель:
- Назовите главных героев этого рассказа (работа в группах). Дети:
-Старый умирающий повар, его дочь Мария, незнакомец. Учитель:
- Почему незнакомец пришёл к умирающему повару? Дети:
- Он был первым встречным - последняя воля умирающего. Учитель:
- Какой диалог произошёл между незнакомцем и умирающим поваром? Какую тайну поведал умирающий повар?
Дети:
- Что когда-то ради своей больной жены он совершил преступление: украл золотое блюдо.
Учитель:
- Что ответил незнакомец? Дети:
- То, что вы совершили - это не преступление, а подвиг во имя спасения любимого человека.
Учитель:
- Какими чертами характера обладал незнакомец? Дети:
- Добрый, отзывчивый, сострадающий, неравнодушный. Учитель:
- Какова последняя воля умирающего? Дети:
- Увидеть жену Марту в молодости и этот сад. Учитель:
-Почему незнакомец сел к клавесину и сказал: «Слушайте и смотрите», ведь старик был слепым?
Дети:
- Он хотел, чтобы слепой старик вспомнил и увидел свою жену Марту с помощью музыки!
Учитель:
- А помогла ли музыка вспомнить? Дети:
- Да, помогла. Благодаря музыке он вернулся в свои молодые годы, когда он был счастлив со своей женой.
Учитель:
- Кем оказался тот незнакомец, который подарил счастье? Дети:
- Это был великий композитор Моцарт! Учитель:
-Ребята, давайте ещё раз послушаем эту музыку: звучит Фрагмент «Симфонии 41»: «Фантазия».
Учитель:
- Ребята, какой вывод мы можем сделать, познакомившись с этим рассказом?
Дети:
-Музыка делает людей счастливыми!
-Музыка выступает в этом рассказе главным действующим лицом!
5. Учитель:
- Ребята, а вы хотите быть счастливыми? Дети:
-Да!
Учитель:
-А как выглядит счастливый человек? Дети:
- Он улыбается, танцует, поёт, дарит людям добро. Учитель:
- А теперь улыбнитесь друг другу! Давайте подарим песню нашим гостям! Сейчас мы споём песню, которая так и называется «Достань из кармана улыбку!»
Исполнение nесни (весь класс стоя исполняет песню).
6.
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке? Дети:
- Познакомились с знаменитым австрийским композитором 18 века В.А.Моцартом и его творчеством (музыкой).
-Вспомнили рассказ К.Паустовского «Старый повар» и узнали, как музыка Моцарта помогла облегчить душу и успокоиться.
- Убедились ещё раз, как музыка очень сильно воздействует на душу человека, делает его добрее, радостнее и счастливее.
- У знали, что музыка и литература обогащают друг друга.
7. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Музыка в моей жизни».
8.Похвалить ребят за работу, назвать оценки.
9. Если вам понравился урок, достаньте из кармана улыбку и подарите её друг другу (ребята встают и вешают на доску свои улыбки (смайлики)

Рисунок 315