Урок 26-27. Тема: Внутренние процессы, которые вызывают изменения земной коры. Сейсмические пояса. Землетрясение . Практическая работа №5. Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени.


Урок 26-27. Тема: Внутренние процессы, которые вызывают изменения земной коры. Сейсмические пояса. Землетрясение . Практическая работа №5. Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени.
Цель: углубление и систематизация знаний о движениях литосферных плит и их последствия; - формирование знаний о внутренних процессах Земли;
-совершенствование навыков работы с картами атласа и схемами; -формирование навыков распознавания землетрясений и действий во время землетрясений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, учебники, листы бумаги, маркеры, фрагменты видеофильма «Землетрясения» Опорные понятия: литосферные плиты, природные катастрофы.Базовые понятия: сейсмические пояса, внутренние процессы, тектоника, тектонические движения, землетрясения, вулканизм. Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Альтернативные варианты
Прием «Географический диктант»
• Ученые считают, что некогда на Земле был единый материк... (Пангея)
• Земная кора материков состоит из трех слоев: ... (Осадочного, гранитного, базальтового)
Прием «Да — нет»
Учитель (ученик) загадывает понятия, связанное с темой (например, ядро, литосфера, Пангея и др.),а ученики пытаются найти ответ, задавая наводящие вопросы, отвечать следует только «да» или «нет».
• С глубиной температура горных пород... (Повышается)
• Эра современной жизни называется... (Кайнозойская)
• Астеносфера является частью... (Мантии)
• Источником энергии, что движет литосферные плиты, есть... (Внутреннее тепло Земли)
Взаимопроверка
Конкурс проблемных вопросов
Ученики объявляют вопросы, подготовленные дома, и предлагают другим дать ответ на них. Затем обсуждают их, определяют наиболее интересные.
Прием «Блиц-опрос»
• Какими способами ученые изучают прошлое Земли?
• Какими способами можно спрогнозировать будущее Земли?
• Приведите доказательства того, что поверхность Земли продолжает меняться
и сегодня.
• В каких местах, по вашему мнению, происходят землетрясения, вулканизм?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На предыдущем уроке вы узнали о движениях литосферных плит и причины этих движений. Давайте проведем простой эксперимент. Возьмем две тетради с мягкими обложками и представим себе, что это — литосферные плиты с материковой корой, а листы бумаги в тетрадях — это слои горных пород. Совместим тетради краями. Что происходит? Листы в тетрадях начинают сминаться, деформироваться. Крупнейшие смятия листов можно наблюдать по краям тетради, наименьшие — там, где вы придерживали тетрадь руками. Какие выводы позволяет сделать этот эксперимент? Какие участки литосферных плит испытывают наибольшие деформаций? Какие последствия имеют движения литосферных плит?
IV. Изучение нового материала
-Землетрясения (работа с учебником):
а) понятие о землетрясениях;
б) причины землетрясений;
в) проблемы прогнозирования землетрясений.
V. Закрепление изученных знаний
1. Прием «Картографический практикум». По карте «Литосферные плиты» определите места наиболее частых и сильных землетрясений.
2. Прием «Экспресс-тест»
1. Блоки, из которых состоит литосфера, называют: а) подземными блоками; б) литосферными плитами;
в) материками.
2. Быстрые взрывные движения литосферных плит — это: а) цунами; б) землетрясения; в) дрейф континентов.
3. В результате столкновения материковых литосферных плит возникают: а) моря; б) впадины; в) горы.
4. Самые сильные разрушения во время землетрясений наблюдаются: а) в эпицентре; б) в очаге землетрясения; в) в мантии.
5. В Украине наиболее вероятно возникновение землетрясений:
а) на севере; б) востоке; в) в Карпатах.
VI. Итог урока
Заключительное слово учителя
• До внутренних процессов Земли относят движения литосферных плит, землетрясения, вулканизм.
• Наиболее активно внутренние процессы проявляются в сейсмических поясах, которые образуются на границах литосферных плит.
• Различают подземные горизонтальные и вертикальные движения участков земной коры и быстрые разрывные — землетрясения.
• Изучения движений литосферных плит дает ученым возможность составлять прогнозы относительно того, на каких территориях и какого масштаба землетрясения возможны.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст параграфа.
• Составить план к тексту параграфа
VIII. Практическая работа №5.

Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 45. Проанализируйте рисунок 42. Заполните таблицу.
Тип земной коры Мощность (км) Количество слоев Порядок залегания (сверху вниз)
Материковая Горы – 60-75 км
Равнины – 30-40
Общая мощность – 50-100 км 3 Осадочный
Гранитный
Базальтовый
Океаническая Осадочный - 1км
Общая мощность – 5-7 км 2 Осадочный
Базальтовый


Урок 28.Тема: Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли. Практическая работа № 6: Обозначение на контурной карте гор, вулканов и Срединно-океанических хребтов.
Цель: -углубление и систематизация знаний о внутренних процессах Земли; - формирование знаний о вулканах и районы их распространения;
-развитие умения работать с картами атласа и схемами, определять районы распространения вулканов; -воспитание познавательного интереса к профессии вулканолога.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта полушарий, карты и схемы атласа, учебники, видеофильм «Помпеи», репродукция картины К. Брюллова, фотографии вулканов, макеты.Опорные понятия: вулкан, извержение, сейсмические пояса, литосферные плиты.
Базовые понятия: вулканизм, магма, гейзер, кратер, Ключевская сопка, Кракатау.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Прием «Географическая разминка» — «Светофор»
Учитель показывает на карте определенные места на литосферных плитах: в центре, на окраинах. Ученики с помощью красно-зеленых карточек -«семафорят о возможности возникновения землетрясений в указанных
районах и объясняют причины.
2. Прием «Театрализация» (работа в парах)
Учитель предлагает вспомнить о правилах поведения, которые приводит Г. Остер в своей книге «Вредные советы». Затем каждая пара получает задача разработать несколько правил поведения во время землетрясений, причем один ученик — «положительный герой» (разрабатывает истинные правила),
а второй — «антигерой» (предлагает «вредные советы»).
3. Прием «Проблемный вопрос»
• Возможны ли землетрясения на территории Украины? Докажите свое мнение.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Прием «Удивляй!» (История о гибели Помпеи, если есть возможность — демонстрация отрывка из научно-популярного фильма «Помпеи»).
...Некогда, в древности, на берегу Неаполитанского залива в Италии стояло веселое и нарядное город Помпеи. На его улицах всегда было оживленно. До этого курортного города приезжали отдыхать знатные
римляне. Жизнь в Помпеи было спокойное, и ничто не предсказывало катастроф... С некоторого времени с вершины большого Холма вблизи города начал вырываться дымок, а иногда слышался гул. Никто из жителей города не знал, что Холм — это потухший вулкан, который сейчас имеет название Везувий.
Однажды дым из Везувия начал валить сильнее, чем обычно. Однако жители почти не обращали на это внимания — они спешили скорее кончить свои дела, чтобы успеть на гладиаторские игры. Зрелище уже
началось, когда вдруг наступила тьма, удушающие газы наползли на город, высоко в небо с Холма возникло пламя. На город начал падать все гуще пепел. Обеспокоенные люди бежали не оглядываясь, пытаясь
спрятаться, чтобы спасти свою жизнь. Они прятались в подвалах, чтобы переждать бедствие. Никому не удалось спастись, ведь весь город был погребенное под многометровым слоем пепла... О город впоследствии забыли. Но вот однажды, много лет спустя, в поле начали рыть колодец и наткнулись на мраморную статую. Начались раскопки, и погибшее город снова увидело солнечный свет. Сегодня Помпеи — город-музей, который посещают тысячи туристов. А Везувий и другие вулканы изучают ученые-вулканологи. Они бесстрашно поднимаются до самого кратера действующего вулкана и даже на особых плотах путешествуют раскаленной лавой. Вулканы, как и землетрясения, связанные с проявлениями внутренних сил Земли.
IV. Изучение нового материала
Развернутый план этапа
1. Вулканизм — процесс перемещения магмы к поверхности Земли.
2. Причина вулканизма. Размещение вулканов. (Работа с картой «Литосферные плиты»)
Уч и т е л_ь. Вулканов на Земле очень много: десятки тысяч на материках и еще больше — в океанах. Однако действующих вулканов значительно меньше — около тысячи. Подавляющая часть вулканов так же, как и районы землетрясений, расположена на границах литосферных плит, вблизи глубинных разломов земной коры. (Атлас, карта «Литосферные плиты»)
3. Строение вулкана. (Работа со схематическим разрезом в учебнике)
4. Горячие источники и гейзеры.
(Работа в парах с текстом учебника. Прием «Учитель —ученик». Один ученик работает над понятием «горячие источники», другой — «гейзеры», потом рассказывают друг другу.
V. Закрепление изученного материала
Альтернативные варианты
Прием «Почемучка» (фронтально)
• Почему в земной коре образуются глубинные трещины?
• Почему происходят извержения вулканов?
• Почему на вершине вулкана образуется гигантская чаша — кратер?
• Почему большая часть действующих вулканов расположена на окраинах Тихого океана?
• Почему в районах вулканизма часто встречаются горячие источники?
• Почему гейзеры фонтанируют через определенные промежутки времени?
VI. Итог урока
Прием «Пресс-конференция»
Обсуждение результатов работы на уроке. Что имеем в результате? Что
не удалось? В каком направлении следует работать современным вулканологам?
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф учебника.
• Обозначить на контурных картах вулканы.
• Объединиться в группы, принести бумагу, маркеры.
Дополнительный материал к уроку
• Вулканы получили свое название от имени древнегреческого бога Вулкана, который был покровителем огня и кузнечных дел. Слово «кратер» с греческого языка означает «чаша».
• На Земле существует около 950 действующих вулканов (по другим источникам — 600), из них около четверти — подводные.
• В древнейших действующих вулканов нашей планеты относят вулканы Исалько, Стромболи и Килауэа. Вулкан Исалько в Сальвадоре в Центральній Америке (1885 м) уже более 200 лет действует почти непрерывно. Извержения повторяются регулярно через каждые 10 минут. Вулкан Стромболи находится в группе Липарских островов у берегов Италии. Его называют «вулканом-маяком». Вулкан Килауэа на Гавай-
ских островах Тихого океана имеет кратер площадью 4,5 км2 и глубиной более 230 м. За последние годы произошло 50 извержений этого вулкана. Однажды он непрерывно свирепствовал в течение 876 дней!
• Крупнейшим из действующих вулканов по своей массе и размерам является гавайський вулкан Мауна-Кеа. Его высота 4205 м, площадь кратера —10,5 км2, а глубина составляет 150-180 г. В среднем он извергается один раз в 3,5 года.
• Самый спокойный вулкан Земли — Онтаке в Японии, который не проявлял свой «характер» уже минимум 2900 лет.
• Районом наибольшего количества вулканов являются острова Индонезии, которые вместе с Филиппинскими, Японскими и Курильскими островами принадлежат до Тихоокеанского огненного кольца вдоль американского и азиатского берегов Тихого океана.