Любовь к матери в лирике С.Есенина.


      1.Слово о книгах. (год литературы, год молодёжи),
2015год – год литературы в России. И этот выбор не случайный. В наше современное время так чувствуется дефицит таких истинных жизненных ценностей, как любовь к близким, к своей Малой Родине, милосердию. А ведь эти нравственные качества помогают воспитать книги, классическая литература. 21 век – век инновационных технологий, и вам удобнее находить нужную информацию в интернете, но теряется связь с духовным миром книг. Листая каждую страницу , мы переживаем с любимыми героями, восхищаемся их поступками, огорчаемся их неудачам. Художественная литература воспитывает, делает нас грамотными и интеллигентными людьми.
НЕ случайно наш урок сегодня проходит в читальном зале библиотеки. здесь всё дышит книгами. библиотека- это храм духовной мудрости .
У каждого должна быть своя «золотая» полка, на которой располагаются дорогие сердцу книги. На моей «золотой» полке я хочу выделить книгу «Лирика С. Есенина».
Я думаю, вы уже поняли, о каком поэте сегодня пойдет речь на уроке?
Сегодня мы с вами соприкоснёмся с творчеством великого поэта, В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Есенина., но книги его постоянно переиздаются.
Скажите, почему переиздаются книги Есенина. Значит они востребованы и читаемы в обществе.
2 Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи — именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений.
Вся лирика поэта пронизана любовью.
Как вы понимаете значение слова «Любовь», кому она может быть адресована? (К Родине, матери, женщине, природе)
Любовь к Родине сильное чувство, у каждого человека свое представление о Родине.
С чем у вас ассоциируется это понятие? ( С березой)
Сергей Есенин всей душой любил свою Родину, красивую русскую природу. Берёза – это символ русской красоты, стройности, юности и целомудрия. ..........Песня «Белая береза»
Все мы жители огромной страны, но малая родина у каждого своя. И каждому дорог свой родной уголок: своя улица, своя березка, дом, где вырос, и, конечно же, самый близкий человек: МАМА. И Есенин в своих стихах выразил всю свою любовь и к Родине, и матери.
Обратите внимание на название стихотворения, которое перед вами, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?
Тема урока "Любовь к матери в лирике Сергея Есенина»(Слайд 2)
3.Сегодня на уроке мы создадим небольшой проект в форме литературной газеты, посвященной жизни и творчеству великого поэта.
а назвала я её строками из стихотворения.   
 Ты одна мне помощь и отрада,   Ты одна мне несказанный свет.   Отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненный путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. Невозможно понять смысл стихов поэта, не изучив его биографию.
Какие рубрики вы можете предложить для нашей газеты: «Из жизни поэта…», Нам необходимо познакомиться с жизненными этапами поэта. (первая задача).О чём мы будем говорить во второй рублике
"Любовь к матери в лирике Есенина». Проанализируем стихотворение поэта и понаблюдаем, как же жизненный путь отражается в содержании лирического произведения.(2 задача)
А главная наша задача- определить, какие нравственные качества может воспитать в нас стихотворение С.Есенина «Письмо матери»(3задача)
Обратите внимание, что береза – символ творчества Есенина - расположена на нашей газете. Каждая из ветвей ассоциируется с тематикой стихотворений А листочки - это те душевные качества, которые воспитывает в нас его лирика. Здесь и любовь к Родине и любовь к женщине. но как видите ветвь, символизирующая любовь к матери оголена. И в конце урока мы с вами восполним эту веточку листочками душевных качеств, которыми вы прониклись на уроке. Тему и задачи урока мы сформулировали.
теперь начнем работать над первой рубрикой «Из жизни поэта…»
И сейчас я предлагаю вам посмотреть видео о Его Малой Родине и детстве..( …видео………………..)
4.Я думаю, вы внимательно смотрели фильм, и насколько он вам запомнился, мы проверим с помощью клоуз-текстов (текстов с пропущенными ключевыми словами)Работаем в группах.
А вы ребята, проанализировав предложенный текст, постарайтесь выбрать самые важные на ваш взгляд факты из жизни поэта.
Прочитайте что у вас получилось с клоуз-текстом, представьте свой результат исследовательской работы.
Поместите ваш материал в соответствующую рубрику газеты.
А теперь мы прикоснемся к творчеству поэта.
Его стихи настолько мелодичны и певучи, что многие его произведения переложены на песни. В начале 20 века были популярны романсы на стихи Есенина, но и в наши дни они привлекают внимание современных музыкантов. Послушайте песню «Письмо к матери» в исполнении Василия Басты.
Так Сергей Есенин выражает свою любовь к матери. Давайте мы с вами попробуем выразить свои чувства к своей маме.
Руки к маме протяну
Сердце маме подарю
Звезды с неба ей достану
Самым лучшим в мире стану!
Я вижу смущение на ваших,но никогда не стесняйтесь варажать свою любовь маме. Я надеюсь, что после нашего урока вы обязательно обнимите, поцелуете свою маму и расскажите, как вы её любите.
Так, ребята, мы продолжим работу над нашей газетой. Работаем над рубрикой «Любовь к матери в лирике Есенина»
    5.Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 г. Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете.
Анализ стихотворения
А выполнить анализ стихотворения нам поможет цветок с вопросами. Лепестки этого цветка разной формы. Большие содержат сложные вопросы. на ответы которых нужно поразмыслить, а тонкие лепестки содержат простые вопросы. где нужно дать прямой ответ.
Все ваши мысли, рассуждения об этом произведении мы представим в виде сочинения - заметки, которую поместим в рубрику «любовь к матери в лирике Есенина»
-Какими словами поэт обращается к матери?(найдите в тексте)
-Почему герой считает, что поздно учить его молитвам? (найдите в тексте)
-В какой строфе слышится грусть и тревога о сыне?( Найдите в тексте)
-Почему мать так сильно переживает за судьбу сына, чем она встревожена?
-Какое значение в стихотворении приобретает образ дороги?
-Сколько лет не было сына дома?
Спасибо за работу, а теперь мы зачитаем сочинение -заметку, Которая у нас получилась и поместим её в рубрику"ЛЮБОВЬ к матери в лирике ЕСЕНИНА
Каким важным человеческим качествам и жизненным ценностям призывает нас поэт в этом стихотворении?
Давайте восполним нашу веточку берёзы листочками с вашими чувствами, которыми вы прониклись на уроке. (работа с листочками)А закончить наш урок мне бы хотелось поэтической нотой
Цените каждый миг, Каким б он не был,Пусть грустно на душе и плачет небо.
Но жизнь она ведь вся в полоску,За холодом приходит разморозка.
И вновь тепло в душе и в небе птицы,ЗА поражением победа возвратиться,
Любите каждый миг,
Его не торопите,И мамочку любимую,
НЕ огорчайте, берегите. 
  Ты жива еще, моя старушка?   Жив и я. Привет тебе, привет!   Пусть струится над твоей избушкой   Тот вечерний несказанный свет.      Пишут мне, что ты, тая тревогу,   Загрустила шибко обо мне,   Что ты часто ходишь на дорогу   В старомодном ветхом шушуне.      И тебе в вечернем синем мраке   Часто видится одно и то ж:   Будто кто-то мне в кабацкой драке   Саданул под сердце финский нож.      Ничего, родная! Успокойся.   Это только тягостная бредь.   Не такой уж горький я пропойца,   Чтоб, тебя не видя, умереть.      Я по-прежнему такой же нежный   И мечтаю только лишь о том,   Чтоб скорее от тоски мятежной   Воротиться в низенький наш дом.      Я вернусь, когда раскинет ветви   По-весеннему наш белый сад.   Только ты меня уж на рассвете   Не буди, как восемь лет назад.      Не буди того, что отмечталось,   Не волнуй того, что не сбылось,—    Слишком раннюю утрату и усталость   Испытать мне в жизни привелось.      И молиться не учи меня. Не надо!   К старому возврата больше нет.   Ты одна мне помощь и отрада,   Ты одна мне несказанный свет.      Так забудь же про свою тревогу,   Не грусти так шибко обо мне.   Не ходи так часто на дорогу   В старомодном ветхом шушуне.