Урок музыки в 5 классе Всю жизнь мою несу родину в душе…


Урок № 10
Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»
Цель урока: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.
Задачи урока: 1) раскрыть связь между сочинением В. Гаврилина «Перезвоны» и рассказом В.Шукшина «Слово о малой родине»;
2) помочь осознать ребятам значение колокольного звона в жизни человека;
3) развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки;
4) воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родному краю, к произведениям русских композиторов, писателей и художников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Музыкально-художественный материал: 1) «Молитва» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;
2) «Вечерняя музыка» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;
3) звучание колокольного звона;
4) песня
5) презентация
Ход урока
Организация начала урока.
Вокально-хоровая работа.
Введение в тему урока.
Звучит колокольный звон.
- Какие звуки продолжили наш урок? Что вы услышали?
- Где мы можем услышать колокола? Какие жизненные ситуации связаны со звучанием колоколов? (ответы ребят)
Слово учителя:
Испокон веков повелось так, что колокольные звоны – это голос нашей Родины, символ России. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. На Руси колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, о празднике.
Представляете, какую огромную роль играли колокола для простого русского народа. Поэтому, люди всегда с большим уважением относились к колоколам.
А многие русские композиторы включали колокольные звоны в сои произведения или имитировали звон колокола.
- Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения с имитацией колокольного звона.
Объяснение нового материала.
Слушание фрагмента «Молитвы» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны» (начало до речитатива 2 минуты)
- Ваше впечатление об этой музыке. О чем она вам рассказала?
(Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. Может быть, к монастырю?)- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении? (музыка – сдержанная, сосредоточенная, уравновешенная, темп – медленный, динамика от p до f)
- Какие звуковые тембры мы слышим? (звучание колокола и хора без слов (вокализ) и а капелла)
- Как бы вы назвали это музыкальное произведение? Почему?
Работа с презентацией
Учитель обращает внимание ребят на доску, где полностью написано название произведения:
В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Василия Шукшина»)
- Что в этой записи вам не понятно?
Симфония-действо – музыкальное произведение для хора, солистов и ударных инструментов с элементами театрализации.
(В этом произведении колокольный звон имитируют инструменты симфонического оркестра, которые так и
называются колокола)
Показ иллюстрации колоколов симфонического оркестра
Шукшин Василий Макарович – русский писатель, актер, режиссер.
«По прочтении Шукшина» - это значит, что в основе симфонии-действа лежат впечатления композитора от рассказов Василия Шукшина.
- Давайте и мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя.
Чтение отрывка из рассказа В.Шукшина «Слово о малой родине»
- О чем говорит Шукшин? Что в этом рассказе могло подвигнуть Валерия Гаврилина написать свою симфонию-дейтво. Какие слова здесь самые главные? Как вы понимаете их смысл?
- А вот, что говорил сам композитор:
«Все, написанное В.Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле…»
- И Василий Шукшин, и Валерий Гаврилин в своих произведениях воссоздавали образ России, воспевали красоту русской природы.
- В симфонии «Перезвоны» есть часть, которая представляет собой музыкальную зарисовку русской природы. Давайте послушаем ее и посмотрим, какие картины природы нарисовала музыка.
Просмотр клипа на «Вечернюю музыку» Гаврилина.
- Что передает «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышна духовная сосредоточенность и светлое молитвенное состояние души?
Обобщение темы урока. Записи в тетрадях.
Домашнее задание: составить небольшой рассказ о своей малой родине.
Материал для учителя
О симфонии – действе Валерия Гаврилина «Перезвоны»
Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,Чем жить по совести...
«По моему замыслу, - говорил композитор, - сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека - от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу - бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
История создания

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «... Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве...»
В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: "По прочтении Василия Шукшина"».
В одном из многочисленных интервью Гаврилин сказал о Шукшине: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».
В другом интервью он сказал: ««Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л. Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет».
Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» — соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль интермедий между сюжетно значимыми номерами. Из последних Шульгиной был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2, «Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст №17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.
Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов. Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить...».
В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.
Музыка
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.
В симфонии – 20 номеров.
№1 «Весело на душе» - создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
Сели-поехали,Весело на душе,Не за орехами,Весело на душе.Силы небесны -Глазки твои прелестны.Кони дарёные,Весело на душе,Слёзы солёные,Весело на душе.
№2 «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.
№3 «Дудочка» - меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием, говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».
Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ «Дудочку» В. Гаврилина - бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.
№4 «Ерунда»
№5 «Дудочка»
№6 «Посиделки» - номер выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».
№7 «Дудочка»
№8 «Ти-ри-ри» — изящная звукопись.
№9 «Дудочка»
№10 «Воскресенье» - музыка наполнена колокольными звонами.
№11 «Дудочка»
№12 «Вечерняя музыка»- песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это - песня, молитва, воспоминание?
№13 «Дудочка»
№14 «Скажи, скажи, голубчик»- беседа матери с сыном.
№15 «Страшенная баба» — в музыке злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.
№16 «Белы-белы снеги»
№17 «Молитва» - кульминация произведения. Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет? Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима. «Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного...» На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».
№18 «Матка-река» - полная стихийной могучей силы. И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.
№19 «Дудочка»
№20 «Дорога»