Методическая разработка литературного вечера для старшеклассников Судьба и вера Сергея Есенина


МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа»
Парфеньевского района Костромской области
Методическая разработка
внеклассного занятия по литературе
для обучающихся 9-11 классов
«Судьба и вера Сергея Есенина»
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Смирнова Ольга Алексеевна
Савино 2016г.
Аннотация
Есть такая притча: «Ученик, желая испытать учителя, принес в руке пойманного мотылька. Мальчик думал так: «Спрошу учителя, жив мотылек или мертв. Если скажет - мертв, раскрою ладонь, и он улетит. Если скажет - жив, сожму ладонь, и мотылек погибнет». Учитель ответил так: « Все в твоих руках». В наше непростое время педагогу предстоит нелегкая работа - не только объяснять детям «что такое хорошо, а что такое плохо», но и научить их жить правильно, сформировать их духовный мир. Процесс этот ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь.
Каждый, наверное, еще в детстве задавал себе вопрос: "Как стать счастливым? В чем оно, счастье?" Позже возникает вопрос: "Для чего я живу?" Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила, власть - вот приоритеты современного общества.
Что мы противопоставим золотой лихорадке, боевикам, насилию? Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Именно учитель-словесник может быть здесь полезным. Ибо наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение "вечных" вопросов. Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда воспринимал свое служение, как пророческое.
Это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, "в русской литературе, у великих русских писателей тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры". Эти слова можно с полным правом отнести к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина. В литературе рассматривается образ поэта как человека, страстно любящего родину, свои рязанские места, ищущего свое место в жизни и бунтующего против противоречий эпохи. Этот бунт выражался в скандалах, пьянстве и, в конце концов, в самоубийстве. Но если рассматривать творчество Есенина через призму христианства, то можно увидеть совсем другого поэта, ставшего «зеркалом падшего мира» и его жертвой.
Я проводила этот вечер для девятиклассников. С помощью программы Киностудии Windows Live смонтировали фильм, голос ведущего звучал за кадром. Фильм останавливался, и в паузах дети читали стихи. Мероприятие прошло на одном дыхании. Во время рефлексии можно было услышать самые разные суждения школьников, но самыми ценными, на мой взгляд, были мысли о том, что надо жить с любовью и верой в сердце.
Согласитесь, смысл пророческого служения нашей литературы в том, чтобы напоминать нам постоянно, "что есть истина", помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению "вечных" проблем, предостеречь от неправильных путей.
Форма мероприятия: литературный вечер для учащихся 9-11 классов.
Оформление: плакат с портретом поэта Сергея Есенина, зажженная свеча памяти перед портретом, выставка книг Сергея Есенина.
Цель данного внеклассного мероприятия: формирование у обучающихся потребности размышлять о смысле человеческой жизни; привитие мысли, что творчество Сергея Есенина может стать помощником в осмыслении многих вопросов духовного порядка; воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, привитие общечеловеческих ценностей, освоение умений анализировать прочитанные тексты, что будет способствовать воспитанию вдумчивого читателя.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Судьба и вера Сергея Есенина»

Ведущий 1 . Когда над могилой человека через много лет после его смерти собираются люди, чтобы почтить его память, значит, этот человек прожил жизнь не зря. Когда эти люди собираются не только затем, чтобы благоговейно поддержать память об ушедшем, но и сказать друг другу, что труды его живы и сейчас, чтобы связать с ним и его трудами свои нынешние и будущие работы, значит, это был великий человек. Эти слова мы можем отнести и к поэту Сергею Есенину, чтобы сказать: «Сергей Александрович Есенин – это великий русский поэт»
1 чтец. (читает стихотворение С.Есенина «Чую радуницу Божью»
Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.

Ведущий 2. Наверное, в детстве, когда душа была еще чиста, Сергей Есенин ощутил дар, данный ему от Бога, великий талант, заботливое сыновнее сердце и щемящую «сосущую» любовь к России.

2 чтец. ( читает стихотворение С.Есенина «Край ты мой заброшенный»)

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,А и всех-то пять.Крыши их запенилисьВ заревую гать.
Под соломой-ризоюВыструги стропил,Ветер плесень сизуюСолнцем окропил.
В окна бьют без промахаВороны крылом,Как метель, черемухаМашет рукавом.
Уж не сказ ли в прутникеЖисть твоя и быль,Что под вечер путникуНашептал ковыль?
Ведущий 1. Сегодня нет необходимости говорить об его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Сергея Есенина
Ведущий 2. Татьяна Федоровна Есенина сидела у окна и , обливаясь слезами, сшивала саван для своего смертельно больного сына Сережи. Четверых детей родила она, и все они умерли . Теперь вот Сережа. Вроде и окреп уже, ведь шестнадцать годочков исполнилось, а вот неугодно, наверное, Богу, чтобы жил. Сергей Есенин в тифозном бреду вдруг приоткрыл глаза и ясно увидел, как мать сшивала ему саван, обливаясь слезами. И тогда у него появилось неодолимое желание жить. И это желание было настолько сильным, что совершилось чудо: Сергей Есенин выжил. Жизнелюбие, благодаря которому он преодолел смертельную болезнь, одухотворяло все его творчество.
Ведущий 1. Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново на Рязанщине. Через три дня его крестили в Казанской церкви. Таинство крещения совершил настоятель церкви протоиерей Иоанн Смирнов. Младенца нарекли в честь преподобного Сергия Радонежского. После крещения отец Иоанн сказал матери Сережи, что сын у нее от Бога.
Ведущий 2. Дед Федор Андреевич по праздникам читал Сергуньке Евангелие, а к пяти годам научил читать православные книжки самостоятельно. Об этом, уже став знаменитым поэтом, писал Есенин в стихотворении «Письмо деду»
4 чтец. (читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Письмо деду»)
Покинул я
Родимое жилище.
Голубчик! Дедушка!
Я вновь к тебе пишу...
У вас под окнами
Теперь метели свищут,
И в дымовой трубе
Протяжный вой и шум,
Как будто сто чертей
Залезло на чердак.
А ты всю ночь не спишь
И дрыгаешь ногою.
И хочется тебе
Накинуть свой пиджак,
Пойти туда,
Избить всех кочергою.
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить: «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.
Ведущий 1. Вся семья Есениных была верующей. Мама и отец пели в церковном хоре. Но на всю жизнь Сергей запомнил пение бабушки Натальи Евтеевны Титовой. Он писал об этом в 1925 в стихотворении, посвященном своей сестре Шуре .
Чтец 5. (читает стихотворение С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде»
Ты запой мне ту песню, что преждеНапевала нам старая мать.Не жалея о сгибшей надежде,Я сумею тебе подпевать.Я ведь знаю, и мне знакомо,Потому и волнуй и тревожь -Будто я из родимого домаСлышу в голосе нежную дрожь.Ты мне пой, ну, а я с такою,Вот с такою же песней, как ты,Лишь немного глаза прикрою -Вижу вновь дорогие черты.Ты мне пой. Ведь моя отрада -Что вовек я любил не одинИ калитку осеннего сада,И опавшие листья с рябин.Ты мне пой, ну, а я припомнюИ не буду забывчиво хмур:Так приятно и так легко мнеВидеть мать и тоскующих кур.Я навек за туманы и росыПолюбил у березки стан,И ее золотистые косы,И холщовый ее сарафан.Потому так и сердцу не жестко -Мне за песнею и за виномПоказалась ты той березкой,Что стоит под родимым окном.
Ведущий 2. Подрастая, Сергей Есенин стал все чаще бывать в Казанской церкви. Полюбил хоровое пение и тоже стал петь на клиросе. Но особенно любил Сережа забираться на колокольню, чтобы насладиться колокольным звоном и полюбоваться окрестностями. С церковью, с колокольным звоном была связана вся жизнь села Константиново.
Чтец 6. (читает стихотворение С. Есенина «Колокол дремавший…»)
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Ведущий 1. В 1904 году Сергей пошел учиться в Константиновское начальное училище. В школе с него спрашивали больше, чем с других учеников, так как он был одарен ясным умом и учился с охотой. Однако при всей строгости школьного обучения и религиозного воспитания Сергей рос обыкновенным озорным мальчишкой , добрым, веселым и смелым.
Чтец 7. (читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Все живое особой метой…»
Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: "Ничего! Я споткнулся о камень,  Это к завтраму все заживет". 
Ведущий 2. Однако в характере Сережи Есенина главными были отзывчивость , чуткость к людям и даже застенчивость. Очень любил Есенин цветы, которые были для него живыми друзьями. А также любил все живое.
Чтец 8. (читает стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке» )
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать...И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.
Ведущий 1. В автобиографии Есенина сказано: «Стихи писать начал с 9 лет». Свое творчество юный поэт поверял все тому же священнику Иоанну Смирнову. В это время Есенин много и увлеченно читал, что позволило ему с отличием закончить Константиновское начальное училище, а потом и Спасс-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу. С этого времени и начинаются разногласия в трактовке жизни и творчества поэта.
Ведущий 2. Первое несоответствие. Существует легенда, что в начале второго десятилетия двадцатого века Сергей Есенин снял с себя крестик и получил прозвище «Безбожник» . в это время Есенин пишет стихотворение «Вьюга». Невозможно себе представить, что это стихотворение написано безбожником.
Чтец 9. (читает стихотворение С. Есенина «Вьюга»)
Разгулялась вьюга, Наклонились ели До земли. С испуга Ставни заскрипели.А в окно снежинки Мотыльками бьются, Тают, и слезинки Вниз по стеклам льются.Жалобу кому-то Ветер шлет на что-то И бушует люто: Не услышал кто-то.А снежинок стая Все в окно стучится И слезами, тая, По стеклу струится.
Ведущий 1. Второе несоответствие. Литературовед Харчевников считал, что лирика Есенина сплошное богохульство, возмутительное идолопоклонство, откровенное язычество. Поэт никогда не испытывал желания исповедоваться Богу, помолиться на его икону в храме. В стихотворении «Занеслися залетною пташкой» это утверждение опровергается:
Чтец 10 (читает стихотворение С. Есенина «Занеслися залетною пташкой»)

Занеслися залетною пташкой
Панихидные вести к нам.
Родина, черная монашка,
Читает псалмы по сынам.
Красные нити часослова
Кровью окропили слова.
Я знаю — ты умереть готова,
Но смерть твоя будет жива.
В церквушке за тихой обедней
Выну за тебя просфору,
Помолюся за вздох последний
И слезу со щеки утру.
А ты из светлого рая,
В ризах белее дня,
Покрестися, как умирая,
За то, что не любила меня.
Ведущий 2. В конце лета 1912 года Сергей Есенин приезжает в Москву. Начинаются духовные искания поэта. Известны его еретические суждения, но восемнадцатилетний юноша в душе оставался предан вере своего народа.
Чтец 1. (читает стихотворение С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали»)
Мелколесье. Степь и дали Свет луны во все концы.Вот опять вдруг зарыдалиРазливные бубенцы.Неприглядная дорога,Да любимая навек,По которой ездил многоВсякий русский человек.Эх вы, сани! Что за сани!Звоны мерзлые осин.У меня отец крестьянин,Ну а я крестьянский сын.Наплевать мне на известностьИ на то, что я поэт.Эту чахленькую местностьНе видал я много лет.Тот, кто видел хоть однаждыЭтот край и эту гладь,Тот почти березке каждойНожку рад поцеловать.Как же мне не прослезиться,Если с венкой в стынь и звеньБудет рядом веселитьсяЮность русских деревень.Эх, гармошка, смерть-отрава,Знать, с того под этот войНе одна лихая славаПропадала трын-травой.
Ведущий 1. О 1917-1919 годах Есенин писал: «Пришло царство хаоса. Невероятный раскол и сногсшибательные объединения». Он делал выбор под стать миллионам современников. Поэт сомневается, ищет, но никогда не отрекается от Бога. Бог есть. «Господи, я верую!» - пишет он в 1917 году, а уже в 18-м скажет иначе: «не хочу воспринять спасения через муки Его и крест». В 1924 году он напишет в «Письме матери»: «И молиться не учи меня, не надо». А через год скажет другое: «Так мне нужно . И нужно молиться ».

Чтец 2. (читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Синий день. День такой синий»)
Ты ведь видишь, что небо сероеТак и виснет и липнет к очам.Ты прости, что я в Бога не верую —Я молюсь ему по ночам.

Так мне нужно. И нужно молиться.И, желая чужого тепла,Чтоб душа, как бескрылая птица,От земли улететь не могла.
Ведущий 2. Еще одно несоответствие. Революция как способ построения более совершенного общества не оправдала надежд Есенина. Поэт переживал духовно-нравственную опустошенность, которая вылилась у него в антисоциальное поведение
Чтец 3. (читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Ответ»)
Родимая!
Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно
И так протяжно стонет.
Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
И - что тебя хоронят.
Так будто тысяча
Гнусавейших дьячков,
Поет она плакидой -
Сволочь-вьюга!
И снег ложится
Вроде пятачков,
И нет за гробом
Ни жены, ни друга!
Я более всего
Весну люблю.
Люблю разлив
Стремительным потоком,
Где каждой щепке,
Словно кораблю,
Такой простор,
Что не окинешь оком.
Но ту весну,
Которую люблю,
Я революцией великой
Называю!
И лишь о ней
Страдаю и скорблю,
Ее одну
Я жду и призываю!
Но эта пакость -
Хладная планета!
Ее и Солнцем-Лениным
Пока не растопить!
Вот потому
С больной душой поэта
Пошел скандалить я,
Озорничать и пить.
Ведущий 1. О пьянстве Сергея Есенина тоже можно поспорить. Во-первых, как известно, поэт никогда не писал пьяным. Тогда спрашивается, когда же он пил, если всего за последние пять лет им было написано около ста стихотворений и пять поэм, вошедших в сокровищницу русской литературы. А за последний год жизни подготовлено к изданию и выпущено четыре сборника. Когда же он пил?
Ведущий 2. Во- вторых, в 23-летнем возрасте он построил на свои средства родителям дом на месте сгоревшего. Когда же он пил?
Ведущий 1. В-третьих, надо было заботиться о своих сестрах. В 1921 году он взял к себе в Москву сестру Катю, а через три года и Шуру, которых надо было кормить, одевать, учить, устроить им житье. У Есенина были свои дети, о которых он тоже заботился. Так когда же он пил?
Ведущий 2. Сплетни о пьянстве поэт поддерживал сам.
Чтец 4. (читает стихотворение С.Есенина «Хулиган»)

Дождик мокрыми метлами чиститИвняковый помет по лугам.Плюйся, ветер, охапками листьев,Я такой же, как ты, хулиган.
Я люблю, когда синие чащи,Как с тяжелой походкой волы,Животами, листвой хрипящими,По коленкам марают стволы.

Вот оно, мое стадо рыжее!Кто ж воспеть его лучше мог?Вижу, вижу, как сумерки лижутСледы человечьих ног.
Русь моя! Деревянная Русь!Я один твой певец и глашатай.Звериных стихов моих грустьЯ кормил резедой и мятой.
Взбрезжи, полночь, луны кувшинЗачерпнуть молока берез!Словно хочет кого придушитьРуками крестов погост!
Бродит черная жуть по холмам,Злобу вора струит в наш сад.Только сам я разбойник и хамИ по крови степной конокрад.
Кто видал, как в ночи кипитКипяченых черемух рать?Мне бы в ночь в голубой степиГде-нибудь с кистенем стоять.
Ах, увял головы моей куст,Засосал меня песенный плен.Осужден я на каторге чувствВертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,Плюй спокойно листвой по лугам.Не сотрет меня кличка «поэт»,Я и в песнях, как ты, хулиган.
Ведущий 1. Таких строк было немало. И любители литературных сплетен разносили стократно разукрашенные и перевранные истории. Сегодня можно по-другому рассматривать «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая». Поэт выполнил главную свою миссию: быть зеркалом падшего мира.
«Это они хулиганы и бандиты в душе, а не я. Оттого-то и стихи мои им нравятся. Они думают, что могут меня учить, мной руководить, а сами-то с собой справятся? Боюсь, что они совесть свою сожгут. Мне её жалко: она и моя!»
Ведущий 2. Совесть побуждала поэта к покаянию.
Чтец 5. (читает стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» )
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Ведущий 1. О своей исповедальности поэт напишет писателю Всеволоду Рождественскому: «Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват.»
Чтец 6.(читает стихотворение С. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»)
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
Ведущий 2. И последнее несоответствие. Поэт в декабре 1925 года уезжает в Ленинград, чтобы поработать над изданием трехтомного сборника стихотворений, а почему-то заканчивает жизнь самоубийством. В церкви самоубийц не отпевают, а Сергея Есенина отпели. Что же произошло на самом деле? Мог ли поэт, грудью вставший на защиту Христа в «Послании «евангелисту» Демьяну» убить себя через полгода?
Ведущий 1. Почти восемьдесят лет версия о самоубийстве активно внедрялась в сознание русских людей. А на самом деле все было по-другому. Есенина объявили психически больным, но судмедэкспертиза установила, что это не правда. Художник Сварог, сделавший рисунки погибшего поэта, заметил детали насильственной смерти: «Есенина спешили убрать: сначала была удавка, но поэту удалось её ослабить; тогда удар по переносице рукояткой нагана. И уже потерявшего сознание его спешно вешали». Муж сестры Екатерины тоже заметил это: «На самоубийство не похоже… такое ощущение, что мозги вытекли на лоб».
Ведущий 2. Церковь тоже не поверила в самоубийство великого поэта. В Москве, в Ленинграде, в Константинове совершались панихиды по поэту.
Ведущий 1. Сергей Есенин был убит, убит за то, что проповедовал в своем творчестве милосердие, любовь к ближнему, за то, что любил русский народ и Россию.
Ведущий 2. Жизнь и творчество Сергея Есенина расцвели в трагические для нашего Отечества годы, когда в России полыхала братоубийственная гражданская война и лилась кровь русских людей, воевавших друг против друга. Страданиями, враждой и озлобленностью была тогда переполнена наша земля. Голос Есенина призывал всех к христианскому примирению: «Не губить пришли мы в мире, а любить и верить».

Чтец 7. (читает стихотворение С. Есенина «Золото холодное луны»)
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.
Далеко-далече там Багдад,
Где жила и пела Шахразада.
Но теперь ей ничего не надо.
Отзвенел давно звеневший сад.
Призраки далекие земли
Поросли кладбищенской травою.
Ты же, путник, мертвым не внемли,
Не склоняйся к плитам головою.
Оглянись, как хорошо кругом:
Губы к розам так и тянет, тянет.
Помирись лишь в сердце со врагом —
И тебя блаженством ошафранит.
Жить — так жить, любить — так уж влюбляться.
В лунном золоте целуйся и гуляй,
Если ж хочешь мертвым поклоняться,
То живых тем сном не отравляй.
Это пела даже Шахразада,—
Так вторично скажет листьев медь.
Тех, которым ничего не надо,
Только можно в мире пожалеть.
Ведущий 1. Как актуальны есенинские слова сегодня.
Рефлексия мероприятия может проходить в следующей форме: все участники вечера делятся на две (три группы), каждой группе дается лист бумаги. Используя технологию «Письмо по кругу», дети записывают свои мысли по теме вечера. Затем представители групп зачитывают написанное, избегая повторений.
Список использованной литературы
Евсин И.В. Судьба и вера Сергея Есенина – Рязань: «Зерна», 2007. – 160 с.
Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1 .Стихотворения. Поэмы./ Слово о поэте Ю.В. Бондарева; Сост., вступ. Ст. и коммент. Ю.Л.Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990.- 480с.
Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2 .Стихотворения. Проза. Статьи. Письма/ Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990.- 384с.