Статья Использование современных технологий как фактор формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка


М.П. Павлюк ( г. Иркутск )
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В связи с происходящими  изменениями  в обществе,  развитием информационных технологий повысился интерес  к проблемам межкультурной  коммуникации. Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Особую значимость приобретает  изучение иностранного  языка как средства общения и обобщения духовного наследия других стран и народов. Развитие способности школьника к общению на иностранном языке является одной из главных целей обучения иностранным языкам в школе. Реализация данной цели  связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимание  и составление  иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; умение  вести себя  в соответствии с правилами общения и национально – культурными особенностями страны изучаемого языка. Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные. Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования описывает системно-деятельностный подход. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий ( далее УУД ), которыми должны владеть учащиеся. Традиционные методы обучения направлены на формирование ЗУН, шаблонность, однообразие, предсказуемость, контролируемость результата, пассивную познавательная активность, в то время как применение деятельностного подхода обеспечивает развитие творческого потенциала личности , внутренние источники мотивации, высокий уровень самостоятельности. Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, умений, включая организацию этого процесса. Современный урок превращается из системы по формированию знаний, умений и навыков в некое пространство, в котором учащиеся приобретают новые способы действия. Данные способы действия они смогут применить и в других ситуациях, с которыми столкнутся в реальной жизни.
В современной науке существуют различные классификации УУД, например по одной из них, различают личностные и метапредметные УУД. Метапредметные УУД в свою очередь делятся на коммуникативные, познавательные и регулятивные. Я остановлюсь на самых главных для иностранного языка – коммуникативных УУД. Поскольку цель обучения иностранным языкам в школе – дать учащимся новые возможности для общения. Элементы коммуникативных УУД прослеживаются через следующие действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации. Я думаю, все знают как много проблем в устной коммуникации. А овладение коммуникативными УУД – необходимый элемент любого урока иностранного языка. Например, если мы остановимся на диалогической речи. Как научить принимать участие в диалоге? От ученика требуется умение переспросить, выразить собственное мнение и многое другое. В течение многих уроков отрабатываются элементы диалогической речи, достигается коммуникативное взаимодействие. Учитель объединяет учеников в пары, пары сменного состава и руководствуется принципом от простого к сложному. Таким образом, результативность формирования универсальных учебных действий во многом определяется активностью самого ученика, поскольку это процесс саморегулирования и самопознания.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся служат следующие технологии системно- деятельностного обучения:
1.Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. Эта технология основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе.( в парах, группах) с целью совместных решений коммуникативных задач. Например: работа над грамматическим материалом при изучении временных групп. Класс делится на группы, каждая группа выполняет свою функцию. Получив карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, группы выявляют закономерность и заполняют одну графу.1группа: случаи употребления ,2 группа: указатели времени,3 группа: схемы (образование вопросительной и отрицательной форм). Потом группы обмениваются информацией и заполняют таблицу.
2. Информационно-коммуникационная технология обучения. На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет: учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся; повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3. Технология проблемного обучения. Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4. Проектная технология. Я часто предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.Учащиеся работают в группах, они выбирают подтему общей темы, которую изучают всем классом. В группе эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту.. 5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Используя эту технологию на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
- информативный материал, способствующий развитию КМ;
- метод (отдельный прием, стратегия) занятия;
6. Технология дифференцированного обучения дает возможность выявить разные по уровню подготовки, по способностям группы учащихся и создать разнообразные условия обучения для этих групп с учетом их особенностей. Применение технологии дифференцированного обучения помогает вызвать интерес обучаемых к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения и активизирует речемыслительную деятельность. Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью. Это помогает им успешно выполнять задания повышенной трудности, высвободить время для выполнения дополнительных заданий, творческих заданий.
Я считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Обычно проводятся в конце темы. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Конечно, сделать каждый урок праздником невозможно. Нельзя забывать о том, что он, прежде всего, должен быть обучающим. Но, при обобщении темы считаю необходимым проведение таких уроков, как уроки-исследования, уроки-экскурсии, и обязательно уроки с использованием ролевых игр. Из всей совокупности дидактических форм и приёмов свой деятельности остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных. Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Так в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения в качестве основного мотивирующего приема можно использовать сказку. Cказка выступает не только в качестве мотивирующего приема, она также является источником познания, т. к. через сказку дети знакомятся с определенными грамматическими структурами, пополняют свой лексический запас.Обучение иностранному языку в средней и старшей школе продолжает базироваться на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в школе. Задания творческого характера (сочинения, эссе, проекты), которые учащиеся выполняют систематически в конце изучения темы, нацеливают их на поиск и отбор информации из различных источников. А систематизация и использование проанализированной информации отображает готовность учащихся к самообразованию.Ролевая игра. Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт. Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас, помогает отследить различные грамматические явления на материале песен. Поэтому песни беру на уроке и на фонетическую зарядку и и на минутку отдыха, когда спокойная, красивая мелодия помогает расслабиться, отдохнуть.Отдохнуть можно и в движении, сопровождая различные движения стихами, песнями. Внеклассная работа служит не только сильным фактором привития интереса к предмету английского языка, но и является способом реализации творческих способностей детей. Готовясь к различным мероприятиям на английском языке, дети изучают дополнительную литературу, учат стихи, песни, знакомятся с традициями и обычаями стран изучаемого языка.Смена видов работы помогает учащимся сохранять внимание на протяжении всего урока. Поэтому на уроке имеют место все виды коммуникативной деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. На смену работе с учебником приходит работа в тетради или прослушивание текста в записи и т. д.
Использование системно- деятельностного подхода, его технологий, всех его разнообразных методов, приёмов способствует реализации главной цели обучения ИЯ в школе – способности школьника к общению на ИЯ, формирование коммуникативных навыков. Задача учителя общеобразовательной школы при этом – выбрать такие формы и методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, творчество.
Список литературы:
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль2012г.)—СПб.:Реноме,2012.—С.140-142.
Е.С.Полат Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языкив школе 2002 № 1 с.22-27.
Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку.- Иностранные языки в школе.// № 8, 2005
Монахов В.Н., Бахусова Е. В., Власов Д. Н. «Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования», Тольятти ВУиТ , 2004