Исследовательская работа по математике НПК 2017г Необычное зернохранилище Греков Д. 7кл.



Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов

Предмет: «математика»
Номинация: «Исследовательская работа»
Тема: «Необычное зернохранилище»
Автор: Греков Давид Александрович
учащийся 7 класса
МОБУ «Сузановская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: учитель математики Шихавцов Максим Сергеевич

2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.Историческая и археологическая справка 5
2.Математический расчёт 14
3.Заключение 15
4.Литература 16
5.Приложение 17

ВВЕДЕНИЕ
Рис. 1 Египетские пирамиды в Гизе.
571525971500 Как-то разглядывая, одно из великих чудес света - Египетские пирамиды (рис.1), мне стало интересно, а какой вид или панорама открывается с высоты самой пирамиды Хеопса. Проведя небольшую исследовательскую работу в сети интернет, я получил интересные фотографии (рис.2).
Рис.2 Панорама с пирамиды Хеопса
-272415070929500 Кто сказал, что исследовательская работа скучна? И что это удел пожилых профессоров с толстыми линзами в очках? На самом деле это интересная работа для любого возраста. Окунаешься с головой в мир нового и неизведанного. Становишься на одну ступень с учёными и с теми, кто открывает и дух захватывает.
А интересно кто придумал конструкцию пирамид в Гизе? Что известно об этом человеке? Чем был знаменит этот человек ещё в Египте? Какие строения он сделал ещё? Упоминается ли этот выдающийся человек в египетской истории? Если да, то имеются ли археологические свидетельства, подтверждающие этот факт? Действительно ли было в Египте семь лет изобилия и потом следующие семь лет голода? И что значит изобилие? Можно ли как-нибудь приблизиться к пониманию масштаба изобилия и семилетнего голода? Какие нужны были склады для зерна на семь лет голода?
Мне, Грекову Давиду, стало интересно найти ответы на эти вопросы. И это будет интересное и увлекательное путешествие в мир современной археологии и математических расчётов. Невероятные археологические повороты и взаимосвязи ждут нас.
Цель работы: научиться в результате своей деятельности работать с литературой и информацией в сети интернет; вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объёма информации, систематизировать его, производить необходимые расчёты, оформлять работу по требуемым стандартам.
Гипотеза исследования заключается в следующем: человек, который придумал и построил Египетские пирамиды сыграл важную роль в своё время. Если собрать исторические археологические материалы и выполнить математические расчёты, то можно представить масштаб изобилия в Египте в период семилетнего изобилия и получить представление о великом голоде, который был потом семь лет. Склады для зерна на семь лет голода были вероятно огромных размеров.
Для осуществления нашей цели мы поставили следующие задачи:
Собрать исторические и археологические материалы об этом человеке в литературе и сети интернет в период семилетнего изобилия и семилетнего голода в Египте.
Выполнить, если представиться возможным, необходимые расчёты размеров зернохранилищ во время семилетнего голода.
С использованием компьютерных технологий создать мультимедийную презентацию об этом человеке и наглядно отобразить масштаб семилетнего изобилия в Египте при правлении фараона.
1.Историческая и археологическая справка.6286573914000 Рис.3 Имхотеп
Долгое время фигура Имхотепа (рис.3) считалась исключительно мифической, не имеющей под собой реального прототипа. И данные о нем хранились лишь в древних преданиях египтян. Рис.5 Ступенчатая пирамида
-1915160521589000 Жрец Манефон, основываясь на этих преданиях, писал, что «во время правления фараона Джосера третьей династии жил Имутес (Имхотеп), который из-за своих медицинских навыков среди египтян имел репутацию Асклепиуса (греческого бога медицины) и который был изобретателем искусства строительства из тесаного камня». Но Имхотеп не просто имел репутацию бога медицины. Ко времени Манефона Имхотеп уже был непосредственно возведен в статус бога. Именно это заставляло специалистов сомневаться относительно существования реального человека под таким именем. Но в 1926 году вопрос был улажен раз и навсегда – Имхотеп был реальным человеком. В ходе раскопок в Саккаре были найдены фрагменты статуи фараона Джосера. На ее пьедестале (рис.4) Рис.4 Пьедестал фараона Джосера-3810287274000 вместе с именем фараона Джосера была написана следующая надпись: «Имхотеп – хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз». Ныне считается уже почти достоверно установленным, что Имхотеп был не только реальным человеком, но и является архитектором широко известной Ступенчатой пирамиды (рис.5) и комплекса около нее. Комплекса, который, по мнению египтологии, в Древнем Египте выполнял роль культово-религиозного поминального сооружения. Однако интернет-проект «Новейшие Библейские Археологические Открытия» предлагает совершенно иную версию как по вопросу идентификации самого Имхотепа, так и по вопросу функционального назначения комплекса (рис.6) при Ступенчатой пирамиде Джосера. В рамках этой версии: Имхотеп – библейский Иосиф, а сооружения в Саккаре – громадные зернохранилища, Рис.6 Комплекс в Саккаре2857545656500находившиеся в ведении Имхотепа/Иосифа.
В доказательство этого авторы версии приводят достаточно детальное сравнение деятельности Имхотепа и письменных артефактов с текстами Библии. И что-то в этом есть.
Судя по имеющейся в распоряжении археологов и историков информации, Имхотеп занимал исключительно высокое положение в Египте времен Джосера. Аналогичное высокое положение занимал и библейский Иосиф.
Рис.7 Стела Голода
292502928512 «И сказал фараон Иосифу: Так как Бог открыл тебе все это, то нет никого мудрее тебя. Я поставлю тебя над моей страной и народ мой будет повиноваться тебе; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: Отныне ты будешь правителем всего Египта, и дал фараон Иосифу перстень со своей царской печатью с руки своей и одел его в одежду из тончайшего полотна, а на шею ему возложил золотую цепь. По воле фараона Иосифа везли на второй из колесниц, а перед колесницей Иосифа шли телохранители и провозглашали народу: кланяйтесь Иосифу. И стал Иосиф правителем всего Египта. И сказал фараон Иосифу: Я, фараон; никто другой в Египте не смеет пошевелить рукой или ногой без твоего на то разрешения». Фактически это звучит так, как будто Иосиф был первым человеком, которому фараон когда-либо давал такую честь. Главная должность Иосифа – премьер-министр, и Имхотеп, вероятно, был первым, кто мог похвастаться таким широким диапазоном полномочий в древнем Египте.
Весьма важное свидетельство, которое соединяет Имхотепа с Иосифом, – это вырезанная на большом камне надпись, найденная на острове Сехель близ Асуана на реке Нил (Рис.7), называемая Стелой Голода. Надпись утверждает, что она является копией документа, написанного Джосером на восемнадцатом году его правления. Эта копия, как в ней говорится, была сделана спустя более 1000 лет после описанных в ней событий. Она говорит о семилетнем голоде и семи годах изобилия и обнаруживает определенную согласованность с библейскими текстами.
1. Повествование на стеле начинается с большого бедствия фараона: «Я был в бедствии на Великом Троне…»
В Библии: «Утром фараон был очень встревожен своими снами».
2. В надписи фараон обеспокоен о надвигающемся голоде и спрашивает Имхотепа – кто есть бог Нила, кто может решить проблему засухи: …Я спросил его, Управляющего… Имхотепа, сына Птаха…, что является местом рождения Нила? Кто находящийся там бог? Кто бог? Имхотеп отвечает: я нуждаюсь в указаниях Того, кто осуществляет контроль за подачей благ…
Библия: «И отвечал Иосиф фараону, говоря: я не могу истолковать твои сны; но Бог может объяснить их тебе».
3. В египетском тексте Имхотеп назван «сыном Птаха». Птах – это египетский бог, известный как «создатель» всего, включая других богов. Библейский Бог, как известно, тоже считается «создателем всего сущего».
4. В надписи Имхотеп рассказывает фараону о боге Нила и сообщает ему, где тот живет. В Библии же Иосиф истолковывает сон фараона. Но следующий текст на стеле сообщает, что когда фараон спал, бог Нила Хнум явился фараону во сне и обещал, что Нил изольет свои воды и земля будет в изобилии в течение семи лет после семилетней засухи. Этот отрывок, как и в Библии, сообщает о сне фараона о семилетнем изобилии и семилетнем голоде, хотя и с измененной последовательностью.
5. Затем надпись говорит об обещании Джосера богу Нила Хнуму. Согласно этому обещанию, люди должны будут отдавать в виде пошлины десятую часть всего, исключая священников «дома бога», которые будут освобождены от этого.
Библия: В те времена Иосиф ввел в стране закон, который действует и поныне. Закон гласил, что пятая часть всего, что рождает земля, принадлежит фараону, фараон же владеет всей землей, за исключением земли жрецов, которая не принадлежала фараону.
Таким образом, обнаруживается всего два существенных расхождения между надписью на камне и текстами Библии. Во-первых, обратный порядок 7 лет голода и 7 лет изобилия. И во-вторых, фараон налагает 10%-ный налог на все население (кроме духовенства), а Библия сообщает о 1/5 части или 20%-ном налоге. Предполагается, что эта надпись была написана в течение II столетия нашей эры священниками бога Хнума с целью оправдания их требований о некоторых привилегиях на землю. Текст надписи гласит, что фараон посвятил часть земли и налогообложения богу.
(Но, это не единственная надпись с такой «историей» – подобная надпись имеется на острове Филаи, только она содержит заявление жрецов богини Исиды, что Джосер сделал тот же самый подарок их божеству для той же самой цели.)
Авторы версии обнаруживают и другие черты сходства между Имхотепом и Иосифом.
Имхотеп – самый первый врач, о ком исторические свидетельства дошли до наших дней. И хотя Иосиф не упоминается как врачеватель, Библия дает один очень важный ключ к этому: «И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля». Здесь определенно заявляется, что врачи были под руководством Иосифа. Хотя, конечно, они могли повиноваться ему и лишь потому, что он был «первым после фараона».
Библейские писания говорят о мудрости Иосифа: И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты. Снова свидетельство, по мнению авторов версии, указывает на Имхотепа. Он также был почитаем за свою мудрость. В нескольких надписях намного более поздних времен, была сделана ссылка на мудрые «слова Имхотепа».
До настоящего времени из работ Имхотепа ничего не было найдено, однако есть несколько работ мудрых высказываний, приписанных некоему «Птахотепу», который известен как премьер-министр фараона V династии. Но известно целых пять «Птахотепов», и все они были премьер-министрами фараонов V династии, все были священниками Гелиополя или Она. Свидетельства предположительно указывают на то, что после Имхотепа среди более поздних премьер-министров появилась тенденция копировать и приписывать себе славу свершений Имхотепа и его изречения – практика, которая среди других была печально известна за египтянами.
Есть несколько других известных фактов относительно жизни Имхотепа, которые продолжают подтверждать гипотезу его отождествления с библейским Иосифом.
Библия утверждает, что фараон времен Иосифа уже царствовал в течение некоторого периода времени, когда Иосиф был наконец доставлен к нему, чтобы объяснить значение его сна. И данные явно указывают, что Имхотеп не был премьер-министром Джосера с самого начала его правления. Фактически, нет никаких упоминаний об Имхотепе на более ранних памятниках Джосера.
Имхотеп не был архитектором могилы Джосера, построенной в Бэйт Халлаф, строительство которой было, вероятно, предпринято вскоре после того, как тот стал фараоном. В этой более ранней могиле, которая подобна могилам предшествующих династий, есть запечатанные с погребальной землей кувшины, на которых присутствует надпись имени Джосера, надписи имени его матери и имен других многочисленных должностных лиц времени его правления. Но имени Имхотепа там нет, а это указывает на то, что в то время он пока еще не был назначен на его высокий пост.
Другая доступная информация об Имхотепе также работает на версию его идентификации с Иосифом. Например, некоторые записи о его титулах указывают, что он не был членом семьи фараона, но был «человеком, добившимся своего положения своими собственными силами». Этот случай был уникальным, потому что премьер-министром фараона обычно был его сын или другое лицо, обязательно из числа ближайших родственников.
Далее. Имхотеп был священником Гелиополя. Библейское название Гелиополя – «Он». Из истории Иосифа мы знаем, что во время брака Иосифа его тесть был священником Она:
Рис.8 Имхотеп и Асенефа57853325012Фараон дал Иосифу другое имя: Цафнаф-панеах и дал ему в жены Асенефу (рис.8), дочь Потифера, жреца Илиопольского (или Она). И стал Иосиф правителем всего Египта .Так как Асенефа по своему возрасту в это время подходила для то го, чтобы жениться на Иосифе, то из этого следует, что ее отцу в то время было где-то за сорок. В древнем Египте продолжительность жизни людей составляла в среднем приблизительно не более 50 лет. По его смерти или неспособности выполнять свои обязанности, вполне можно предположить, что его зять был назначен на его пост, особенно если этот зять так высоко ценился фараоном.
В целом стоит признать: параллели если и не однозначны, то весьма убедительны. И я специально старался не слишком отходить от текста авторов версии, лишь несколько «причесав» и упорядочив его.
Именно Имхотепу приписывают то, что он разработал проект Ступенчатой пирамиды и начал строить из высеченного камня вместо распространенного повсюду необожженного кирпича, изготавливаемого из глины с добавлением соломы. Но он был архитектором не только самой Рис.9 Комплекс Имхотепа482609652000пирамиды, но и целого комплекса сооружений около нее (рис.9), окруженного общей стеной, напоминающей стены крепостных сооружений и ограждающей большой участок прямоугольной формы площадью в 500х280 метров (рис.3).
Рис. SEQ Рисунок \* ARABIC 11 Колоны
486392773383 Эта стена-ограда имела тринадцать ложных дверей и всего один-единственный настоящий вход (рис.10) Рис. SEQ Рисунок \* ARABIC 20 Единственный вход в комплекс
-635409575, который расположен в юго-восточном углу участка. Пройдя через этот главный вход, попадаешь в длинную крытую колоннаду, ведущую практически к центру южной стены комплекса. Это, по сути, – длинный узкий зал из известняка с 40 резными колоннами, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана с внешней стеной зала перегородкой, в результате чего получаются как бы маленькие кабинки между каждой колонной (рис.11).
Строго говоря, функциональное назначение зала с колоннами не ясно. Впрочем, то же самое относится и к большинству других конструкций комплекса, которым по привычке египтологи приписывают некое культово-поминальное назначение. В их числе – отдельная группа сооружений на южной окраине комплекса, окруженная стеной с изображением кобр. Иногда можно встретить утверждение, что это была пирамида-спутница или что-то недостроенное, запланированное как пирамида-спутница, хотя ни на какую пирамиду это вовсе не похоже. В большинстве же источников эта группа сооружений называется погребальным комплексом или южной могило.
Рис.12 Лестница зернохранилища
8741514864 Но более всего она напоминает ряд просто очень больших ям, которые уходят глубоко в землю. Ямы прямоугольной формы соединены между собой туннелем, который проходит намного ниже уровня земли. А крайняя из них имеет лестницу, доходящую до основания. (Рис.12). Лестница, ведущая в зернохранилище.
Как туннель, соединяющий между собой ямы, так и лестница – элементы, совершенно нехарактерные для египетских захоронений. Особенно лестница, предоставляющая легкий и абсолютно незакрытый доступ во все эти ямы.
В довершении ко всему на полу этих ям было найдено зерно. Египтологи объясняют это тем, что это остатки от пищевых продуктов, захороненных с умершими, однако никаких свидетельств погребений в этих ямах никогда не было найдено.
Авторы версии предлагают совершенно иной вариант назначения этой группы странных сооружений. Они считают ямы… бункерами для зерна!…
Проект этих бункеров грандиозен. Их одиннадцать и только один из них имеет лестницу, доходящую полностью до основания. Когда ямы были заполнены зерном, то сверху они могли быть запечатаны куполом или просто крышей, изготовленной из дерева и камня. Ко всему зерну можно было иметь доступ только из одного входа.
Согласно Библии, Иосиф назначил людей повсюду по земле египетской, чтобы наблюдать за сбором и хранением зерна во всех городах: Да повелит фараон поставить над землей надзирателей и собирать в течение семи лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской; и тогда в течение семи лет эти люди соберут много зерна и соберут его в городах под ведение фараона до тех пор, пока она не понадобится, и только ты, фараон, будешь этим распоряжаться. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.
Авторы гипотезы предполагают, что тем местом, куда прибыли братья Иосифа, была Саккара. Приходя в Египет, чтобы приобрести зерно, согласно библейскому тексту, иностранцы должны были обращаться к Иосифу: Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.
Поэтому, по прибытию в Египет, братья направились к ответственному за сбыт зерна, то есть к Иосифу. Возможно они пришли именно в Саккару, где до наших дней сохранились различные постройки вокруг Ступенчатой Пирамиды. По всей вероятности, распоряжением верховного министра фараона Джосера (Иосифа) было построено по меньшей мере 11 гигантских шахт-зернохранилищ, где хранилось заготовленное зерно. Его количество намного превышало обычный запас для одного города, а остальные египетские города имели собственные хранилища для провианта. Территория вокруг Ступенчатой Пирамиды ещё недостаточно исследована, но можно предположить, что в этой области находятся другие шахты. Прилегающий к пирамиде комплекс скорее всего служил местом международной торговли зерном под личным руководством Иосифа. 
Сосредоточение здесь большого количества золота и товаров - оплата за зерно- послужило дополнительной причиной для строительства высоких стен, обеспечивавших защиту комплекса (рис.13), Рис.13 Высокие стены комплекса
-635612140 в который вёл лишь один вход, что говорит о наличии причин для организации столь строгой охраны. Для сравнения, пирамиды в Гизе, включая грандиозную пирамиду Хеопса, не окружены никакими защитными стенами.
Рис.14 Бункер зернохранилища
-2758440767175Невероятно большие размеры 11-ти шахт (рис.14). Размер одного бункера для хранения зерна имеет размеры – 11 х 8 х30 метров. Он был раскопан археологами в 1940 году. Давайте выполним математический расчёт объёма этих одиннадцати бункеров.
V1 = 11 х 8 х 30 = 2540 куб. метров.
V11 = 2540 куб. м. х 11 = 29040 куб. метров.
Необходимо к этому объёму прибавить объём тоннеля, соединяющего эти шахты. Это порядка 11000 куб. метров.
Итого, это сооружение позволяло вместить зерно общим объёмом до 40000 кубических метров, что соответствует примерно 4000 грузовикам (грузоподъемностью 10 м3 каждый). Когда хранилища наполнялись доверху, их замуровывали деревянными люками и каменными блоками. Каждый город хранил зерно в своем регионе, но в Саккарском комплексе такие большие бункеры, которые могли хранить огромное количество зерна – возможно, даже больше, чем нуждался бы отдельный город. При входе в этот комплекс, как описано ранее, есть сорок маленьких кабин, каждая из которых имеет такой размер, что в эту кабину мог помещаться один человек, который управлял бы выдачей квитанций и получением оплаты от людей, прибывающих с целью купить зерно. Могло быть также несколько таких кассиров, чтобы управляться с закупками тех, кто говорил на разных языках. Конечно, египтологи думают, что все эти небольшие кабины были предназначены для статуй, однако там не было найдено не только статуй, но и никаких опор для статуй или их следов. Статуи могли исчезнуть, но опоры обычно остаются.
Комплекс в Саккаре уникален, так как ничего подобного ему никогда не было найдено. Он был описан Уильямом Хейесом как являющийся настоящим городом по своей сути, запланированным и выполненным как отдельная единица и был построен из прекрасного белого известняка с близлежащих Мукаттамских Холмов («Скипетр Египта»).
Фактически, египтологи имеют тенденцию называть все, что они находят, могилой. Они так и назвали весь этот комплекс – мемориальный комплекс Джосера. Но все отличительные особенности этого комплекса фактически показывают, что он являлся, скорее, не домом умерших, а большим хозяйственным центром живых.
Любопытно, что в средние века имела весьма широкое распространение версия, согласно которой сами пирамиды Египта (и даже пирамиды на плато Гиза) были… зернохранилищами!… И даже уже в V столетии нашей эры латинские авторы Юлий Хонориус и Руфинус писали, что пирамиды – зернохранилища Иосифа. Так что «Новейшие Библейские Археологические Открытия» лишь малость изменили эту версию, придав ей некоторую осмысленность. Вполне может быть, что до Хонориуса и Руфинуса доходили какие-то отголоски от реального наличия зернохранилищ в Египте возле пирамид.
2. Математический расчёт зерна в годы изобилия в Египте.
Количество зерна зависит от урожайности в те года на побережье реки Нила. В Библии мы читаем: «И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто.» Годы изобилия – это годы изобильного урожая. Значит одно зёрнышко пшеницы, посаженное в землю, дало плод во сто крат. Иначе это не были бы года изобилия. Можно подсчитать какой плод принесёт одно зёрнышко пшеницы за семь лет изобилия.
Умножение за семь лет.
Изобилие в Египте

Рис.15 Зерно пшеницы
1-й год: 1 зерно x100 =3,5 грамма.
2-й год:3,5 гр. x100 =350 грамм.
3-й год:350гр. x100 =35 000гр.=35килограмм.
4-й год:35кг. x100 =3 500кг=3,5тонн.
5-й год:3,5т. x100=350 тонн.
6-й год:350т. x100=35 000 тонн.
7-й год:35 000т.x100= 3 500 000тонн.
Необходимый железнодорожный состав, чтобы загрузить весь урожай:
Количество вагонов: 3 500 000:70 т. =50 000 вагонов.
Длинна состава: 50 000x15 м. =750 000м.=750км.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над исследовательской работой мною были изучены материалы книг и сайты современной археологии. Я получил ответы на поставленные вопросы в начале работы.
Предположительно первую ступенчатую пирамиду построил премьер министр Египта Имхотеп. Уже позже были построены знаменитые пирамиды на плато в Гизе по той же технологии.
Имхотеп - это реальный человек за свою мудрость был непосредственно возведен в статус бога.
Согласно Археологическим артефактам в Египте действительно были периоды семилетнего изобилия и семилетнего голода.
Благодаря мудрости Имхотепа были построены огромные бункеры в земле для хранения зерна на семь лет голода. Найдено пока одно место зернохранилищ в Саккаре в Египте. И это было уникальное зернохранилище. Можно сказать: размеры одинадцати девятиэтажных домов сокрыты под землёй. Невероятно большие размеры 11-ти шахт позволяли вместить зерно общим объёмом до 40000 кубических метров, что соответствует примерно 4000 грузовикам (грузоподъемностью 10 м3 каждый). Все шахты соединены подземным тоннелем, а одна из них оборудована каменной лестничной клетью, ведущей ко дну всей шахтовой системы. Когда хранилища наполнялись доверху, их замуровывали деревянными люками и каменными блоками. Каждый город хранил зерно в своем регионе, но в Саккарском комплексе такие большие бункеры, которые могли хранить огромное количество зерна – возможно, даже больше, чем нуждался бы отдельный город.
С использованием компьютерных технологий была создана мультимедийная презентация о мудром Имхотепе и наглядно отображен масштаб семилетнего изобилия в Египте при правлении фараона Джосера.
Таким образом, полученные знания помогают осознать важность работы учёных для своего времени.
Литература
1.Немировский А. У истоков древнееврейского этногенеза. М. 2001, стр. 228.
2.  Рол Д. Боги Авариса. М. 2011, стр. 43-44, 50-54, 72-77.
3. Шаталин И.  HYPERLINK "http://arheo.manefon.org/?p=431" \t "_blank" Имхотеп.
4. Печенкин А. Тот, кто стал Сфинксом.
5.  Гордон С. Ханаанейская мифология. // Мифология древнего мира. М. 1977, стр. 199-232.
6.  Скляров А. Цивилизация богов Древнего Египта. М. Вече. 2008, стр. 141-149 НБАО/Уайетт М. Н. Иосиф в Египте.
7. Бадж Э. У. Египетские сказки, повести и легенды. М. 2009, стр. 77-78.
8. Электронный источник - http://nbad.narod.ru/exodus_case/08.htm
Приложение