Сценарий литературно-музыкальной композиции о гибели А.С.Пушкина. Жребий брошен.


«ЖРЕБИЙ БРОШЕН».
Сценарий литературно-музыкальной композиции.
…Увы, моя глава безвременно падет…
А.С.Пушкин
Оформление класса: шторы в стиле «маркиза», рядом расположен стол, накрытый скатертью. На нём стоит подсвечник со свечами, разложены листы с анонимным пасквилем. На доске или стенде размещены плакаты с годами жизни поэта, портрет, под которым находится цитата Н.В.Гоголя «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Звучит романс Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Чтец: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит —И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,И назовет меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикойТунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца;Хвалу и клевету приемли равнодушно,И не оспаривай глупца
Ведущий 1: Гордое сознание того, что не власть и сила, а дух и культура дают бессмертие, продиктовало Пушкину это стихотворение, ставшее его поэтическим завещанием.
Что же послужило причиной, какие тайные течения толкнули великого поэта к этой страшной, Неотвратимой дуэли?
Ведущий 2: Последние годы жизни Пушкина – годы напряженной работы и высоких замыслов. Они были отмечены все более обостряющейся враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями.
Семейная напряженность, «адские козни» Геккерена, литературные и нелитературные противники, охлаждение читателей к пушкинскому творчеству и в то же время – творческий взлет. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», стихи на 19 октября 1836 года и последний шедевр – «Капитанская дочка». Все это было в преддверии дуэли на Черной речке.
Ведущий 1: Дуэль Пушкина с Дантесом была для поэта далеко не первой. За свою жизнь он не один раз выходил к барьеру для защиты своего имени и чести.
Чтец: Из воспоминаний графа В.А.Соллогуба. «В сущности, Пушкин был до крайности несчастлив, и главное его несчастье заключалось в том, что он жил в Петербурге и жил светской жизнью, его убившей. Пушкин находился в среде, «…» в которой чувствовал себя постоянно униженным и по достатку, и по значению в этой аристократической сфере…Он страшился светской молвы, страшился сделаться еще более смешным перед светским мнением. Эта боязнь и была причиной его смерти, а не г. Дантес, которого бояться ему было нечего. Он вступался не за обиду, которой не было, а боялся огласки, боялся молвы и видел в Дантесе не серьезного соперника, не посягателя на его настоящую честь, а посягателя на его имя. И этого он не перенес».
Ведущий 2: В самом конце 1833 года Пушкину было «пожаловано» придворное звание камер-юнкера, которое давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого императорского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта на придворных балах в Аничковом дворце.
Пушкин был взбешен царской «милостью». Одно из писем к жене, в котором Пушкин с горечью говорил о своем «пожаловании», вскрыла полиция и доставила императору. Николай был чрезвычайно разгневан, даже обижен «неблагодарностью» поэта.
Ведущий 1: Суета большого света, придворных балов и приемов, все растущая зависимость от царя тяготили Пушкина. Александр Сергеевич просил правительство об отставке, но ему недвусмысленно дали понять, что в таком случае он не будет допущен к работе в архивах и навлечет на себя царский гнев. Пушкину пришлось остаться в Петербурге, в свете, при дворе. Все эти тяготы зависимой жизни усугубляютя ощущением литературного одиночества, непонимания.
Чтец: Поклон тебе, поэт! А было время, гналиТебя за речи смелые твои,За песни, полные тревоги и печали,За проповедь свободы и любви.Прошли года. Спокойным, ясным взоромИстория, взглянув в былые времена,Ниц пала пред тобой, покрыв навек позоромГонителей суровых имена…А ты пред нами здесь один царишь над троном,Тебе весь этот блеск восторженных очей,Один ты окружен бессмертным ореоломНеугасающих лучей! (Гиляровский «Памяти Пушкина»)
Звучит трио «Памяти Пушкина» для фортепиано, скрипки и виолончели композитора Л.А.Половинкина.
Ведущий 1: ко всем горестям и беспокойствам прибавилось еще одно: за Натальей Николаевной начал открыто и настойчиво ухаживать офицер Жорж Дантес, состоявший на русской службе. Это был прекрасный случай унизить Пушкина, наказать его гордую и самолюбивую независимость. Вокруг имени поэта и его жены поползли грязные сплетни. Пушкин со всех сторон ощущал язвительную недоброжелательность, слышал едкие намеки, иронический и злобный шепот бальной петербургской толпы. Он не мог скрыть своих терзаний, и это подавало лишний повод к издевательству или обидному сожалению.
Чтец: 4 ноября 1836 года сам Пушкин и ряд его друзей получили по городской почте диплом-пасквиль, в котором без намеков говорилось об измене жены.
Ведущий 2: прочитав пасквиль, Пушкин произнес фразу: «Вновь сердцу моему наносит хладный свет неотразимые обиды…»
Однако, не «мнение света» было для него определяющим. Через свой дар Пушкин сделался «общественным человеком», его судьба была небезразлична читающей России – он не мог позволить себе остаться смешным или жалким в памяти этой России. Он защищал свою честь, он защищал честь поэзии.
И, хотя Пушкин сознательно рисковал жизнью, смерти он не искал. Напротив, он намерен был застрелить Дантеса; он нашел в себе силы и решительность сделать ответный выстрел, будучи уже смертельно ранен.
Ведущий 1: Утром 27 января 1837 года Пушкин еще работал: писал, занимался делами «Современника»; внешне он был спокоен, даже весел. Короткий зимний день клонился уже к вечеру, когда Пушкин и его секундант К.К.Данзас отправились на Черную речку, недалекий пригород Петербурга, где была назначена дуэль.
На узкой заснеженной тропе, в двадцати шагах друг от друга, стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они начали сходиться.
Чтец: Грозный день навис, как тень,Холодно, туманно.Он ли пел морозный день?Непонятно, странно!Карты, карты… И долги.Геккерн. Носсельроде.Кто друзья и кто враги?Всё слилось в колоде.……………………………………………………………………Ни теней, ни снов, ни карт, —С видом хладной скукиГосподин кавалергардПотирает руки.Кончен путь. Последний брег.Чей-то крик: «Начните!»И без чувств упал на снегПушкин, сочинитель. (М.А.Кузьмин «Пушкин идет на дуэль»)
Ведущий 1: Дантес выстрелил первым.
Ведущий 2:На Мойке, у Певческого моста не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом. Здесь сутками в последние дни января 1837 года дежурили люди. Неравнодушные к трагедии.
Тогда «парадные» двери были закрыты, входили и выходили в швейцарскую дверь, на которой углем было написано «Пушкин».
Друзья неотлучно находились в квартире Пушкина, а вокруг дома стояла толпа народа. Неизвестные почитатели поэта с тревогой ждали известий о его состоянии. Жуковский вывешивал для них короткие записки на дверях дома.
На фоне фонограммы романса Г.Свиридова зачитывается стихотворение Андрея Дементьева «А мне приснился сон…»
Чтец: А мне приснился сон,Что Пушкин был спасёнСергеем Соболевским.Его любимый другС достоинством и блескомДуэль расстроил вдруг.Дуэль не состояласьОстались боль да ярость,Да шум великосветский,Что так ему постыл...К несчастью СоболевскийВ тот год в Европах жил.А мне приснился сон,что Пушкин был спасён.Всё было очень просто: У Троицкого мостаОн встретил Натали.Их экипажи встали, Она была в вуали, В серебряной пыли...Он вышел поклониться,Сказать, что "пусть не ждут"...Могло всё изменитьсяВ те несколько минут.К несчастью, НаталиБыла так близорука,Что, не узнав супруга,Растаяла вдали.А мне приснился сон,Что Пушкин был спасён...Под дуло пистолета,Не опуская глаз,Шагнул вперёд ДанзасИ заслонил поэта...К несчастью, пленник честиТак поступить не смел.Остался он на местеИ выстрел прогремел...А мне приснился сон,Что Пушкин был спасён... Ведущий1: Можно ли было спасти Пушкина? Этот вопрос и теперь не может никого оставить равнодушным. До наших дней сохранился эпикриз ранения поэта его лечащего врача Н.Ф.Арендта.
Чтец: «Ранение Пушкина произошло в 4, ½ часа 27.1. Слепое ранение пулей из пистолета на расстоянии 10-11 шагов… шинель. На которой лежал Пушкин, и снег пропитались кровью. Встать раненый сам не может, его переносят на руках и кладут в извозчичью повозку… Перевозился он по тряской дороге, в неприспособленных санях и в течение не менее полутора часов… Примерно часов в шесть его уложили в кабинете на диване. Врачебный осмотр состоялся примерно через час после доставки раненого домой…
В первые 1-2 часа имеются указания на продолжающееся кровотечение из раны… Боли в животе вначале резкие, ночью усиливаются… под утро боли в животе резко усилились… Рано утром было назначено промывание. Оно вызвало резкое обострение жестоких болей. Похолодание конечностей, холодный пот. Пульс временами исчезал… В полдень раненому стало несколько лучше. Дальше пульс становится жестким, напряженным… Отмечается появление жара. Нарастает общее беспокойство…
К 7 часам вечера пульс хороший, но ясно обозначился жар… У врачей в первый раз появились проблески надежды… Раненый заметно стал ослабевать… Временами затемнение сознания, галлюцинации. В полдень пульс не прощупывается. Конечности холодеют. Дыхание частое, прерывистое сменяется медленным и в 2 часа 45 минут наступает смерть.»
Чтец:   Погиб поэт! — невольник чести —        Пал, оклеветанный молвой,        С свинцом в груди и жаждой мести,        Поникнув гордой головой!..        Не вынесла душа поэта        Позора мелочных обид,        Восстал он против мнений света        Один, как прежде... и убит!        Убит!.. к чему теперь рыданья,        Пустых похвал ненужный хор        И жалкий лепет оправданья?        Судьбы свершился приговор!        Не вы ль сперва так злобно гнали        Его свободный, смелый дар        И для потехи раздували        Чуть затаившийся пожар?        Что ж? веселитесь... — он мучений        Последних вынести не мог:        Угас, как светоч, дивный гений,        Увял торжественный венок.        Его убийца хладнокровно        Навел удар... спасенья нет:        Пустое сердце бьется ровно.        В руке не дрогнул пистолет,        И что за диво?.. издалека,        Подобный сотням беглецов,        На ловлю счастья и чинов        Заброшен к нам по воле рока;        Смеясь, он дерзко презирал        Земли чужой язык и нравы;        Не мог щадить он нашей славы;        Не мог понять в сей миг кровавый,        На что́ он руку поднимал!..        И он убит — и взят могилой,        Как тот певец, неведомый, но милый,        Добыча ревности глухой,        Воспетый им с такою чудной силой,Сраженный, как и он, безжалостной рукой…
Ведущий 2: Гибель поэта была воспринята лучшими людьми России как национальное бедствие. Горечь утраты переплавилась в непроходящую боль. Эта смерть ударила в самое сердце. Она переживалась как ужасна катастрофа, как непоправимая беда. Это чувство живо и теперь.
Чтец: Из чьей руки свинец смертельныйПоэту сердце растерзал?Кто сей божественный фиалРазрушил, как сосуд скудельный?Будь прав или виновен онПред нашей правдою земною,Навек он высшею рукоюВ «цареубийцы» заклеймен.
Но ты, в безвременную тьмуВдруг поглощенная со света,Мир, мир тебе, о тень поэта,Мир светлый праху твоему!..Назло людскому суесловьюВелик и свят был жребий твой!..Ты был богов орган живой,Но с кровью в жилах... знойной кровью.
И сею кровью благороднойТы жажду чести утолил —И осененный опочилХоругвью горести народной.Вражду твою пусть Тот рассудит,Кто слышит пролитую кровь...Тебя ж, как первую любовь,России сердце не забудет!..
(Ф.И.Тютчев «29 января 1837 года)
Звучат романсы «Царскосельская статуя» композитора Ц.А.Кюи, «Я вас любил» композитора Б.С.Шереметьева.
Ведущий 1: Пушкин осознавал свое значение для России. За пять месяцев до гибели он четко определил свое великое будущее – «Нет, весь я не умру…» И, гением своим ощущая великую к нему всенародную любовь будущих поколений, к нам обратил свое вдохновенное поэтическое завещание:
Чтец: …Увы, моя глава
Безвременно падет: мой недозрелый гений
Для славы не свершил незыблемых творений;
Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о, други, для себя!
Когда гроза пройдет, тропою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Войду незримо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь…
Звучит «Вальс памяти А.С.Пушкина. Мечты» композитора В.Гринсберга.
Список использованной литературы.
Пушкин А.С. Собр.соч. В 10-ти т. Т.2. Стихотворени 1825-1836. М.:Худож. Лит., 1974. 685с.
Арендт Н.Ф. «Спасти было невозможно»//Рос.провинция.-1996.-№1(14).-С.110-112.
Николаев Е. Четырнадцать дуэлей Пушкина.//Рос.провинция.-1996.-№4(17).-С.96-103.
Соллогуб В.А. Из воспоминаний//Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-ух т. Т.2. М.:Худож.лит., 1985.
Солнце нашей поэзии: повествование в документах, письмах и воспоминаниях. Огонек.-1984.-№23.
Шубин Б. Если бы Пушкин стрелялся сегодня… //Рос.провинция.-1996.-№1(14).
Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина:/Исследование и материалы.-М.:Книга, 1997.