Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Составитель Гаршина Н.Ю., учитель МБОУ «СОШ №5»
Г. Ступино Московской области


Играет вальс (без слов). На сцене танцуют пары, это последний вечер без войны. Только закончился выпускной вечер. 1-я пара спускается со ступенек.
- Таня:
Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь
- Надя:
Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
2-я пара спускается вниз.
- Ведущий:
Какое чудесное утро, какое голубое небо!
- Лена:
Володя, а о чем ты мечтаешь?
- Володя:
Я хочу поступить в институт, а потом, наверное, буду врачом. Лена, хочешь, я подарю тебе этот цветок, это солнце, это небо, весь мир!
- Лена:
Да, я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

Сирена. Все замирают. Голос Левитана.
На экране тема «Ты всегда рядом». Ксения Симонова.
Пары уходят во время показа сюжета. Выходят учащиеся для исполнения песни «Эхо»

- Ведущий
4 долгих года, 1418 дней шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.
- 2-ой ведущий
Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной!
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унеся

Выходят юноша и девушка.
Юноша
Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы,
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
Война велит нам разлучиться, что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
В огонь уходят поезда.
Девушка
Зачем назвал меня любимой,
Той долгожданной ночью светлой!
Зачем назвал меня любимой!
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой,
Она как звездный свет, бессмертна,
Любовь должна быть неделимой,
Войне любовь не разделить!
Юноша
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться, над нашим счастьем поднят меч!
Девушка
Я верю, встреча повторится,
С тобою буду, где б ты ни был
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч.

Выходит ансамбль и звучит песня «Темная ночь» с инсценировкой.

- Ведущий
Темен, темен их закон,
Темен, как очки на Гессе,
Ну загнали их в загон, -
Что им грады? Что им веси?
Сколь же злобной надо спеси,
Чтоб детей швырять в огонь?
- 2-ой ведущий
Поистине бесчеловечным было отношение фашистов к русским людям. Их увозили в рабство, убивали военнопленных в концентрационных лагерях, убивали и жестоко обращались с гражданским населением на оккупированной территории.
Ведущий
Первый лагерь организован в 1933 году в Бухенвальде, в Европе самыми большими были лагеря Освенцим, Треблинка, Дахау, Бухенвальд и другие. В общей сложности за колючей проволокой лагерей оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены
- 2-ой ведущий
В Освенциме на 12 тысяч заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. Обнаружено 293 тюка с женскими волосами весом 7 тонн. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В концлагерях над людьми проводились различные эксперименты, изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались ожоги, язвы, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов и изготавливали седла, перчатки и дамские сумочки. Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных.
Ведущий
Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям. Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 л6ет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли тяжелой работой»
2-и ведущий
Дети погибали в лагерях, надрывались в тылу, и на войну наши дети уходили прямо из-за школьной парты, не успев повзрослеть

Девушка
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла
Там были женщины и дети,
И эта девочка была
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
На прозвучал тут голос детский.
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?»
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи –
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить ее не может
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз
Впервые, может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»

Во время этого рассказа на экране сцены из фильма «Обыкновенный фашизм» или другие кадры, связанные с событиями
Ансамбль исполняет песню «Бухенвальдский набат»
Идут кадры о блокаде Ленинграда.

-Ведущий
Обречь на мучительную медленную смерть как модно больше людей. Оставшихся в живых, деморализовать, разобщить, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей.



2-й ведущий
8 сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
Ведущий
В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Вскоре паек сократился до 125г. хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик.
2-й ведущий
Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. На улице человек падал и больше не поднимался, ложился спать в квартире и засыпал навеки.

Во время чтения стихов звучит музыка Моцарта.

Девушка
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома
И щеки белые, как мел
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
Юноша
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола,
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова –
Уроки – после похорон
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый
Год сорок второй
Полгорода лежат в земле сырой.
Девушка
Шла к отцу и слез не отирала:
Трудно было руку приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице отекшем у меня.
тяжело идти среди сугробов:
спотыкаешься, едва бредешь.
Встретишь гроб –
Не разминуться с грабом:
Стиснешь зубы и перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их-, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Легкий, легкий, озаренный путь
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, - на жизнь имеет право

13.
Ведущий
Это война В памяти народной она навсегда останется как Великая Отечественная. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины – солдатской вдовы, матери солдата. Мало их уже осталось в живых – тех, кто провожал на великую битву своих мужей и сыновей, а потом долгие годы ждал их возвращения.
2-й ведущий
У писателя А.Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери: «Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне и чья-то незримая сила подумает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей – моей, и его, и его».
Ведущий
Женщина и война
Что может быть более противоестественного? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую эти понятия несопоставимы.
Девушка (в черном платке)
Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала.
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как мать,
Готовая и штопать и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Еще вчерашний звонкий голосок,
А нынче жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает.
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы –
Работают холодные умы
Я сына родила не для войны
14. Звучит песня «Баллада о матери»
15. Танец.
16.
Ведущий
От Бреста до Москвы 1000 км; от Москвы до Берлина 600 км. Итого 1600 км
2-й ведущий
На поезде это расстояние можно проехать за двое суток, на самолете – за несколько часов, перебежками и по-пластунски – 4 года.
4 года. 1418 дней, 34032 часа и 26,5 миллионов погибших советских людей.
Юноша
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Девушка
Есть в мире только истина одна:
Не надо войн! Будь проклята война!
Чтоб не пришлось ни им, ни мне, ни ей
Оплакивать убитых сыновей.
Юноша
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны!
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили.

17. Метроном
18. Почтим минутой молчания всех павших в боях за Родину.
19. На экране кадры Парада Победы
20 На сцене дети с плакатами.

- Ведущий

Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной
Давайте же скажем все вместе – нет!

Хором
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.

Дети
- Я нарисую яркое солнце!
- Я нарисую синее небо!
- Я нарисую свет в оконце!
- Я нарисую колосья хлеба!
- Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
- Ведущий

Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.
21. Ансамбль исполняет песню «Салют Победы»
15