План урока по бологии «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

«Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»


Цели урока:
обобщить и систематизировать знания по данной теме;
определить качество усвоения знаний о характерных особенностях типа Кишечнополостные.

Задачи урока:
Образовательная:
уметь характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных;
распознавать представителей типа на таблицах, рисунках и фотографиях, влажных препаратах;
выявлять черты сходства кишечнополостных и одноклеточных животных;
Развивающая:
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, дидактическим и раздаточным материалом, мультимедийными приложениями;
уметь характеризовать, сравнивать и объяснять, делать выводы и обобщения.
Воспитательная:
активизировать познавательную деятельность учащихся через игровую деятельность во время урока;
вызвать живой интерес к изучению видов животных применением мультимедийных слайдов презентации и музыки;
эстетическое и экологическое воспитание: показать гармоничность и целесообразность всего живого;
формировать экологическое мышление учащихся.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок – игра. Урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину Знаний.
Игра проходит в два этапа:
первый- « Подготовка к экспедиции»,
второй- « Восхождение»

Средства обучения:
Наглядные пособия, раздаточный и дидактический материал по типу Кишечнополостные, электронная презентация к уроку на диске
CD_- R , компьютер, мультимедийный проектор и экран, детский рюкзачок с заданиями, мультимедийное приложение « Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8 классы», маршрутные листы для каждого ученика, где учащиеся отмечают этапы прохождения маршрута и ставят баллы, вырезанные из цветной бумаги облака ( 5 штук), магниты для магнитной доски.




План урока:
Оргмомент.
Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.
( Электронная презентация по ходу урока) .
Проведение игры « Покорение вершины Знаний»
этап – « Подготовка к экспедиции»
а) Подготовка снаряжения « Что возьмём с собой в дорогу?»
б) « Метеосводка»
в) Тренажёр»
2 – этап – « Восхождение».
1 высота- « Снежная лавина»
2 высота- « Опасный переход»
3 высота- « Пик Знаний»
Подведение итога урока.
V . Домашнее задание: § 13 ( стр. 58-65)


Ход урока:

Оргмомент.
Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся.

Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и целей урока.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.
(Электронная презентация по ходу урока)
Актуализация знаний учащихся о многоклеточных животных, их отличии от простейших.
Подцарство Простейшие - относят организмы, тело которых состоит из одной клетки. Физиологически клетка простейшего выполняет функции самостоятельного организма. Клетка простейшего- самостоятельная особь, выполняющая все функции целостного организма. Таким образом простейшие сочетают в себе функции клетки и целого организма.
Подцарство Многоклеточные организмы- их тело состоит из большого числа клеток, которые различаются по строению и функциям. Для многоклеточных характерно индивидуальное развитие, начинающееся с деления одной клетки. Возникновение многоклеточных - качественно новый этап в развитии животного мира на Земле.
( Обобщающая беседа с учащимися)
Мы продолжаем наше путешествие по изучению царства животных, подцарства Многоклеточные типа Кишечнополостные.
Урок пройдёт в форме игры, где вам придётся штурмовать высоты
1.Показ первого слайда :
1 этап – « Подготовка к экспедиции»
2 – этап – « Восхождение»
Девиз урока : « Передовик не тот кто один впереди, а тот, кто сам шагает и другим помогает».

I этап – « Подготовка к экспедиции».
Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому сейчас мы проверим свою готовность к покорению горной вершины Знаний.
« Проверка снаряжения» ( слайд презентации на экране).
« Что возьмём с собой в дорогу».
В рюкзачке ( импровизированном) находятся карточки с названиями основных терминов и понятий по всей теме урока, на которые учащиеся должны дать чёткие и краткие ответы, достав из рюкзачка карточку с заданием.( за каждый правильный ответ – 1 б)

Основные понятия темы: ( показ слайда на компьютере)
Кишечная полость.
Дифференцировка клеток
Эктодерма
Энтодерма
Мезоглея
Коралловые полипы
Медузы.
Нервные клетки.
Стрекательные клетки
Промежуточные
Эпителиально-мускульные
Железистые
Половые
Радиально-осевая симметрия
Гермафродиты
Регенерация
Почкование
Половое размножение
Бесполое размножение
Планула
Полип
Рефлекс
Гаметы

« Метеосводка»-( показ слайда) ( за каждый правильный ответ – 3б)
На магнитной доске прикреплены облака, вырезанных из цветной бумаги. На обратной стороне которых написан текст задания. Под облаками табличка « Пасмурно». Отвечая правильно на вопросы и выполняя задания, учащиеся меняют табличку на « Ясно»-
« Восхождение разрешается»
Вопросы и задания.
На обратной стороне первого облака № 1.

Как называется оплодотворение, когда сперматозоиды одной особи, оплодотворяют яйцеклетку другой особи? ( Перекрёстное)

Облако №2
Как называется личинка медуз и кораллов?
- планула
Облако №3
Бесполое размножение у гидры называется
- почкование
Облако № 4.
Назовите ядовитых кишечнополостных?
- медуза оса, корнерот, физалия ( «португальский кораблик»).
Облако № 5. Ловчие органы актинии
- щупальца.

« Тренажёр». Класс разбивается на 2 команды, и каждая команда выполняет несколько заданий.
а) « Слушай не зевай». Каждой команде по очереди даются вопросы, отвечать надо очень быстро ( за правильный ответ – 1 б)
Задания для 1 команды: дополнить предложения
Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой называется..( рефлексом)
Пресноводное кишечнополостное животное , которое было впервые описано А. Левенгуком.. ( гидра)
Колония мадрепоровых кораллов вдоль береговой линии .. (риф)
Студенистый неклеточный слой у кишечнополостных мезоглея.
Низшие двухслойные многоклеточные животные с лучевой симметрией.. ( кишечнополостные)
Основание тела у гидры.. ( подошва)
Крупная медуза – обитательница полярных вод ( цианея)
Задания для 2 команды
Мифологический герой , уничтоживший лернейскую гидру ( Геракл)
« Португальский кораблик» - ( физалия)
Отверстие у гидры, ведущее в кишечную полость.. (рот)
Часть тела сцифоидных медуз ( зонтик)
Сожительство актинии с моллюсками, рыбами, крабами ( симбиоз)
Ловчий орган актинии ( щупальца)
Повреждение кожи человека, вызванное воздействием стрекательных клеток медуз ( ожог)
Симметрия у кишечнополостных ( лучевая)
Что называется регенерацией? Как она развита у гидр? У каких животных она встречается? ( процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела. Даже из 1/200 части гидра может восстановиться в целый организм. ( крабов, раков, ящерицы и человека ( регенерирует только кожа).

Б) Калейдоскоп « Кто он» ( на слайде презентации) -
В) « Восстановите порядок» ( слайды презентации, задания прилагаются).

Вторая часть игры.
II– этап – « Восхождение»

Высота « Снежная лавина»- программированный опрос.
( 17 баллов)


Тип Кишечнополостные. Вставь пропущенные термины.
Кишечнополостные- низшие многоклеточные двуслойные животные с_______________ симметрией тела.
Известно около _______________ тысяч видов кишечнополостных .
Гидры и медузы – одиночные организмы, а кораллы - _____________________.
Кишечнополостных животных, ведущих прикреплённый образ жизни, называют____________________________________.
На верхнем конце тела гидры имеется рот, окружённый_____________________.
Медузы резко выталкивают из-под колокола воду и вследствие этого получают толчок вперёд, такой способ движения называется__________________________.
Тип взаимоотношений кишечнополостных с другими животными в биоценозе, называется _________________________________________.
Тело кишечнополостных состоит из двух слоёв клеток- наружного и __________________________________.
Внутри тела этих животных имеется полость, которая называется__________________________.
Наружный слой тела кишечнополостных представлен клетками: нервными, кожно-мускульными, промежуточными и ______________________________.
Стрекательные клетки, имеющие капсулы с ядом, размещаются в основном на органе тела, который называется_______________________________.
Внутренний слой тела кишечнополостных образован пищеварительно-мускульными и __________________________клетками.
У кишечнополостных происходит внутриклеточное и ______________________ пищеварение.
Дышат кишечнополостные растворённым в воде _________________, поглощая его поверхностью всех клеток.
Ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии нервной системы, называется ____________________________.
Процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела называется ________________________________________.
Кишечнополостные размножаются бесполым и ___________________способами


Термины :
Регенерация.
Лучевая.
Реактивный.
Полипами.
Девяти тысяч
Колониальные.
Щупальцами
Хищничество
Половым
Внутреннего
Кишечная
Стрекательные
Железистые
Внутриполостное
Кислородом
Рефлекс
Внутриполостное
Щупальцами.

( Задания на карточках каждому учащемуся.( Прилагаются)

Высота. « Опасный переход». « Из части- целое» ( прилагаются ) Слайды презентации.
Высота. « Пик Знаний».
«Самые, самые»- интересные сведения , прочитанные учащимися из литературы и справочных пособий, энциклопедий. ( Учащиеся по очереди делают краткие сообщения)

Итог урока. Выставление отметок за урок.

V.Домашнее задание. § 13 ( стр. 58-65)










13PAGE \* MERGEFORMAT14115