Статья на тему Особенности копинг-стратегий подростков с умственной отсталостью


Особенности копинг-стратегий подростков с умственной отсталостью
Горбатова М.С., ГБОУ школа-интернат №22 Невского района Санкт-Петербурга, Россия
Характер совладающего, т.е. копинг-поведения подростков с умственной отсталостью во многом определяет эффективность социально-психологической адаптации и в конечном итоге качество их жизни. Понятие «coping» происходит от английского «cope» (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewältigung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок). Основная заслуга в изучении проблемы копинга принадлежит R. Lazarus. Разработанная им еще в 1966.г транзакциональная когнитивная теория стресса и копинга, позволяет четко представить структуру копинг-процесса, направленного на регулирование транзакций между человеком и средой, влияющими друг на друга. В российской психологии толчком к изучению копинг-поведения стали, прежде всего, работы Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского, изучавших особенности копинг-поведению подростков зависимых от психоактивных веществ. В психологической литературе уделяется большое внимание изучению копинг-поведения здоровых детей и подростков (Никольская И.М., Грановская P.M. 2000, Тулупьева Т.В. 2000, Чумакова Е.В. 1998, Шамшикова О.А., Шатилова Т.Г. 2003); однако данный вопрос не достаточно изучался применительно к подросткам с нарушением в психическом развитии. В научной литературе обнаруживается крайне мало отечественных авторов целенаправленно исследовавших копинг-процессы подростков с умственной отсталостью. Среди них, прежде всего, следует отметить работы С.З.Х. Бернардо (2000), Ю.В. Чирковой (2002), Т.А. Колосовой (2007). На основании данных работ следует говорить о том, что стратегии копинг-поведения (coping behavior) определяются не только возрастным фактором, но и особенностями психического (умственного, личностного и эмоционального) развития ребенка. Интеллектуальная недостаточность разной степени представляет собой сборную по клиническим признакам группу различных вариантов отклонений в структуре интеллекта и формирования отдельных сторон психики, мешающих адаптационным возможностям детей и подростков. При нарушении интеллектуального развития происходит сбой в процессе копинг-поведения на этапе «первичной оценки» – когнитивного процесса с эмоциональными компонентами.
При исследовании копинг-поведения и механизмов психологической защиты у подростков с умственной отсталостью Т.А. Колосова (Колосова Т.А., 2007) обнаружила, что умственно отсталые подростки реже, чем подростки с нормативным развитием, используют конструктивные стратегии, приводящие к разрешению ситуации и смене деятельности. В то время как стратегии «физического насыщения» и «деструктивного поведения», отличающиеся непродуктивностью, наоборот, представлены в большей степени у подростков с умственной отсталостью, что снижает адаптационные возможности.
Для совладающего поведения подростков с умственной отсталостью оказалось характерно действие в трудной ситуации по шаблону с использованием от одной до трех копинг-стратегий, тогда как подростки с нормативным развитием имеют широкий поведенческий спектр стратегий. Примитивность стратегий совладающего поведения подростков с умственной отсталостью отчасти связаны с недостаточной гибкостью их мышления, сниженной способностью к обучению, замедленным накоплением жизненного опыта.
При исследовании копинг-поведения у лиц раннего юношеского возраста с легкой степенью умственной отсталости С.Х. Бернардо установила, что неправильная «первичная оценка» ситуации у данной категории лиц, прежде всего, связана с неустойчивостью эмоциональной сферы (Бернардо С.Х. 2000). Главным препятствием для правильной оценки ситуации выступают эмоциональные компоненты. Наиболее выражена в репертуаре копинг-стратегий у лиц с умственной отсталостью стратегия «поиска социальной поддержки», которая позволяет смягчать воздействие стрессоров.
Таким образом, не смотря на обилие исследований в области изучения копингов на самом различном контингенте, необходимо отметить незначительное число исследований посвященным подросткам с умственной отсталостью.
Нет адаптированного или специально сконструированного инструментария для исследования копинг-поведения у лиц с умственной отсталостью.
На основании исследований проведенных С.Х. Бернардо и Т.А. Колосовой можно говорить о том, что подростки с умственной отсталостью используют дефицитарные, малопродуктивные стратегии совладания со стрессом, способствующие появления у них признаков социальной дезадаптации.
Для эффективной коррекционной работы с умственно отсталыми подростками, как в индивидуальной, так и в групповой форме, следует учитывать особенности их стратегий совладания со стрессом и сложными жизненными ситуациями.
Список литературы
Колосова Т.А. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2007.
Бернардо С.Х. Исследование взаимосвязи между уровнем интеллекта и предпочтениями психологических защит в юношеском возрасте // Материалы конференции, посвященной 140-летнему юбилею клиники нервных и душевных болезней. СПб.: ВМедА, 2000. С. 175–176.
Грановская P.M. Система психологической защиты и копинг-стратегии // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф./ отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Д. Крюкова Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова. 2007. С. 26-28.