Технологическая карта к уроку по литературному чтению на тему Звук Д, буквы Д,д.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России»

Урок составила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Беляева Татьяна Ивановна, г. Вилючинск,. Камчатский край
Тема: Согласные звуки [д], [д/ ], буква Д д
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Триединая цель:
- дидактическая: изучить звуки [д,] [д'] , познакомиться с буквой д; формировать умение различать звуки [д], [д'], соотносить звуки и букву, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
- развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, речь учащихся, познавательный интерес;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: презентация; буквы Д, д ,карточки для обозначения звуков (синяя и зеленая); конверты со словами для парной работы;, буквы на магнитах, алгоритм исследования звука , Азбука.


План – конспект урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Оценка результатов деятельности ученика
Примечания


Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел звонок, начинается урок. Поздоровались с гостями, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация


Примене-ние ИКТ на протяжении всего урока.



Актуализа-ция знаний
подготовительная работа;












2) создание проблемной ситуации;














Учитель: Помогите мне закончить предложения. На слайде № 2  появляется картинка.
 Тут наш... (дом).
Из трубы идёт ... (дым).
У дома растёт (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла сидит... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома стоит (дед).

·       Повторите слова, которые вы добавили.
-Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах? Кто знает какой буквой эти звуки обозначаются?
Почему у вас возникли затруднения?( мы не знакомы с этой буквой, не знаем как правильно она называется)

Анализировать звуковой состав слова
Сравнивать соотносить звук и соответствую-щую ему букву









Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются

Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу









Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию















Самооценка





Слайд 2









«Открытие» нового знания
формулирование темы и цели урока;


Подумайте и предположите
- Какая же тема нашего урока? ( тема открывается на доске) Звуки [д], [ д/ ] и новая буква.
- Попробуем сформулировать цели урока. (Чему хотите научиться?) Варианты ответов детей. ( таблички с целями расположены на доске)
Кто ещё такую же цель поставил? (познакомиться с новыми звуками, исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки)

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? (знания, учебник, учитель , дружная работа и т.д)
А девиз наш таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные.
Мы хорошо учимся, всё у нас получится!
Прогнозировать результат своей работы

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока


Тема урока записана на доске


Цели урока записаны
на табличках

знакомство со звуками д, д’
работа со схемами, исследование звуков


















































4)Моделирование
Работа в парах


5)Просмотр видеофрагмента

Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание
Что изображено на доске? (схемы слов)
Что вы можете сказать об этих словах, не называя их? (двусложное, односложное) Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки (дятел, дуб)
Разгадывание загадок.
Беседа о дятле (слайд )
На каком дереве сидит дятел?(дуб)
Слово – звуковой анализ слов дятел, дуб-
Выберите схему, соответствующую слову дятел, дуб. Выделение новых звуков
-
Давайте проведем исследование звука. Что нам для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске появляется)
- ( исследование звука по алгоритму)
1)

2)

3)
4)

Вывод - Дайте характеристику новым звукам (согласный, твёрдый, звонкий, парный )

Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый)

Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня и т.д






Какие еще цели мы ставили перед собой? (какой буквой обозначаются)

- Звуки д д’ обозначаются буквой Д. (карточка на доске) Открывается тема урока.
- На что похожа?


Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д труба печная

Дети читают стихи о букве Д
Задание: складывание из счетных палочек буквы Д
Повторим правила работы в парах.

А сейчас посмотрим видеофрагмент о букве д-
Задание: Какие слова встретятся со звуками д, д;, которые обозначены буквой Д ? (Дима, добрый ,.дом, беде, дракон)
Проверка
Физминутка

Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму.




































Обозначение изученных звуков буквой.


Познавательные УУД:
умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение обобщать и классифицировать по признакам.












Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
оценка действий парт-нера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные УУД:
моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов




Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;














Фронтальная работа, наблюдение












































Создание ситуации успеха для каждого ученика

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5
Схемы на доске








Алгоритм изучения звука







Слайд 6















Слайд 7















Слайд 8

Первичное закрепление



чтение слогов;
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли?
- Какой буквой обозначаются звуки д, д’?
- А ещё какие цели ставили ? ( цели записаны на доске) .Потренируемся читать слоги и слова с буквой Д.(чтение по одному, хором – текст на слайде)
Добавьте к слогам другие слоги или несколько, чтобы получились слова








Слайд 9

2)чтение слов
Прочитаем слова и проанализируем.





Слайд 10




3) работа в парах;


















Физминутка для глаз
-А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем - От чего зависит мягкость и твердость звуков д, д’.
Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки д, д’?

.Продолжим работу в парах.



Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова ,обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий

Слова, в которых, звук д – твёрдый
обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий – зеленым цветом
Проверка. Чтение слов.

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’? (от того какая буква стоит после них: появляется схема

е, и

- а, о, у , ы



Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?
Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)
Включаться в парную работу, связанную с общением.


Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания
Анализировать влияние гласного звука на согласный

Познавательные УУД:
поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД:
планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок



Самоконтроль и самопроверка по презентации




Слайд 11





















Схема на доске

Слайд 12



Слайд 12

Работа с текстом.






1)рассматривание иллюстрации
2)составление рассказов
3)словарная работа
(ключевые слова на доске)
4)чтение, анализ текста
5)озаглавливание






















Итог урока.

Какое слово рассыпалось? Помогите собрать (водолазы)
Кто такие водолазы? Где работают водолазы?
Работа с Азбукой с 104
Рассматривание иллюстрации «Клад найден»
Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)
Чтение слов, записанных на доске .Анализ слов
По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить
О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)
Давайте проверим предположение, прочитав текст.
Чьи предположения подтвердились?
Повторное чтение текста с анализом.
Где работают водолазы?
Кем работают папы Нади и Димы?
Что они делали на дне реки?
Поставьте вопросы к предложениям .этого текста.
Выборочное чтение.
Озаглавливание текста.



Наш урок подходит к завершению.
Какая тема урока была?
Какие цели ставили? Чему научились?
Кто достиг поставленных целей?
Почему у нас все получилось?
Что помогло нам достичь поставленных целей?
Ориентирова
ться в учебнике. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Описывать свои наблюдения и переживания Отвечать на вопросы. Читать выразительно текст: использовать интонацию

Описывать свои наблюдения и переживания





Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)


























Познавательные :УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения



Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Оцените свою работу на уроке
Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный квадратик
, если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий квадратик,
если было очень трудно и вам нужна помощь – красный квадратик.
Я тоже хочу оценить вашу работу на уроке.
Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Самооценка ученика по принятым формам



Слайд 13





Слайд 14


Заголовок 415