Статья на тему Системно-деятельностный подход при изучении геометрии в 8 классе


Системно-деятельностный подход при изучении геометрии в 8 классе.
Улесикова Ольга Евгеньевна
учитель математики МОУ «Гимназия № 10 Кировского района Волгограда»
ouliesikova@mail.ru
То, что вы были вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете снова воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость.
Г. Лихтенберг
Введение новых образовательных стандартов заставило педагогов задуматься: «А всё ли я делаю правильно? Что нужно поменять в своей работе, чтобы соответствовать требованиям времени?». В новом концептуальном документе провозглашается системно-деятельностный подход к обучению, и учителям кажется, что они не готовы к этому, т.к. сами обучались по другим программам. Однако вдумаемся, что же нам предлагают? Наряду со знаниевой составляющей как можно больше развить ребёнка. То есть содержание не изменили, по сути изменили форму, ведь знания нельзя дать, знания – это психические образы, которые должны возникнуть у каждого ребёнка в процессе совместной с учителем деятельности, т.о. системно-деятельностный подход – это сплошная психология, которую нужно соединить с предметом, и именно этим многие из нас давно и успешно занимаются. Докажем это на нескольких примерах.
Изучение геометрии в 8 классе начинается с темы «Многоугольники». В процессе «рождения» нового понятия ученики предлагают различные формулировки:
- фигура, составленная из отрезков ( контрпример: рис.1)
- отрезки соединены последовательно (вновь контрпример: рис. 2)
- никакие отрезки не лежат на одной прямой (контрпример уже предлагают сами дети: рис. 3)
- отрезки не пересекаются, и начало первого совпадает с концом последнего.
Только после этого определяется многоугольник как замкнутая ломаная без самопересечений, на доске появляется изображение двух многоугольников (рис.4), и в результате анализа свойств этих фигур, прикладывания линейки к их сторонам, производится классификация на выпуклые и невыпуклые.

На этапе обобщения темы и закрепления изученных свойств основных четырёхугольников, анализируя сходства и отличия этих фигур, заполняется таблица:
свойства Паралле лограммРавнобедренная трапеция Прямо угольникромб квадрат
Противоположные стороны равны + + + +
Противоположные углы равны + + + +
Сумма соседних углов 180˚ + + + +
Диагонали точкой пересечения делятся пополам + + + +
Диагонали перпендикулярны + +
Диагонали равны + + +
Диагонали являются биссектрисами углов + +
Заполнение таблицы можно предложить детям провести самостоятельно, с последующим обсуждением. Далее предлагается обратиться к теории множеств и изобразить результат проделанного анализа кружками Эйлера:

Восьмиклассники ещё не совсем выросли, они с охотой соревнуются и играют, поэтому одной из форм работы на таком уроке может стать конкурс: «Кто придумает больше определений ромба, квадрата, прямоугольника?
Опрос предлагается провести в форме диктанта, который в ученической среде носит название «верю-не верю».
Поставьте «плюс», если утверждение верно, или «минус» в противном случае:
Всякий ромб – квадрат.
Всякий прямоугольник – параллелограмм.
Всякий квадрат – параллелограмм.
Всякий ромб – четырёхугольник.
Всякий параллелограмм – ромб.
Всякий квадрат – прямоугольник.
Всякий ромб – параллелограмм.
Всякий прямоугольник – квадрат.
Ромб – это прямоугольник с равными сторонами.
Квадрат – это четырёхугольник с равными сторонами.
Ромб – это параллелограмм с равными сторонами.
Квадрат – это ромб с равными углами.
Прямоугольник – это ромб с равными углами.
Прямоугольник – это четырёхугольник с равными углами.
Всякий квадрат – ромб.
Эта форма работы очень нравится ученикам, кроме того такого рода упражнение уже готовит восьмиклассника к экзамену по математике, где в разделе «геометрия» есть задание на выбор верного утверждения, и уже сейчас он должен твёрдо усвоить, что если утверждение хотя-бы один раз не выполняется, то оно неверно.
Ещё один диктант под названием «Незаконченное предложение» обычно проводится в форме самопроверки или взаимопроверки.
Завершите предложение:
Диагонали точкой пересечения делятся пополам у…
Диагонали равны у…
Диагонали перпендикулярны у…
У равнобедренной трапеции равны …Сумма соседних углов параллелограмма…
Диагонали являются биссектрисами углов у…
Сумма углов четырёхугольника…
Противолежащие углы равны у…
Если у параллелограмма соседние стороны равны, то это…
Если у ромба углы равны, то это…
Если у параллелограмма один угол 90˚, то это…
Если у трапеции две стороны равны, то она …
Во время такой работы на уроке происходит формирование таких универсальных учебных действий, как анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, контроль и оценка своих результатов.
Современный мир постоянно меняется, более 20-ти лет мы живём в капиталистической стране, и каждый выпускник школы обязательно сталкивается с такими проблемами, как безработица и конкуренция на рынке труда, и чтобы научить детей выживать в этих условиях, школа тоже должна меняться. Поэтому введение новых образовательных стандартов – неизбежность, однако всё новое – это хорошо забытое старое. Приведённые выше примеры показывают, что большинство учителей работали и работают над развитием универсальных учебных действий у детей, и многое доведено до технологий, просто каждому педагогу нужно оглянуться назад, пересмотреть накопленный опыт и увидеть, что системно-деятельностный подход – это именно тот подход в обучении, который он реализует.