УУд в урочное и во внеурочное время



Лиджиева Светлана Николаевна
МБОУ «СОШ №4» г Элиста
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться , готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1.  Личностный (формирование интереса)
2.  Познавательный (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
3.  Регулятивный (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
4.  Коммуникативный (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Я работаю в 4 национальном классе по программе «Школа-2000+завершённая линия УМК «Школа-2100»
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т. е. универсальные учебные действия.
Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности  организации своей деятельности? 
   Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).Как же я это делаю?
     -  не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а   организую, процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
-  создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
-  формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
-  создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
-  предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
 Третье  условие для успешного формирования УУД – диагностика.
В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.
·  Виды заданий:
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- "найди отличия" (можно задать их количество);
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
- "лабиринты";
- упорядочивание;
- "цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "ищу ошибки"
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.
Основными направлениями являются:
· Спортивно-оздоровительная деятельность
· Художественно – эстетическая деятельность
· Научно – познавательная деятельность
· Общественно-полезная деятельность
· Проектная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе, реализующей стандарт нового поколения.
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции,олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача школьной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Дети – это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена: особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного долгосрочного проекта «Добрые дела» для детей 3 «г» класса на базе МБОУ «СОШ № 4».Он проводится с ноября месяца 2014 года по 2016 год, к окончанию детей 4 класса.
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.
Проект «Забота»
Дети поздравили пожилых из дома-интерната для престарелых и инвалидов с национальным праздником Цаган Сар. Приезд детей доставил настоящую радость пожилым, круг общения которых, в силу состояния здоровья, ограничен стенами Дома.
Предварительно была проведена детьми большая работа по организации этого проекта, а именно: двухдневная ярмарка по сбору средств для гостинцев, составлены по классам беседы о необходимости всем принять участие в проекте, подготовлена концертная программа.
Добрые дела не остаются незамеченными, они, как маяки, светят тем, кто ждёт поддержки и понимания. Оказывая помощь, мы дарим не просто материальную ценность, мы помогаем ощутить заботу и внимание…

Проект был посвящён теме «Птицы- наши друзья»
Тема проекта дает возможность раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку, пробудить у детей желание помогать птицам в трудное время. С этим проектом Ехаев Аюка принял участие в школьном отборочном конкурсе «Ювента» на калмыцком языке, где занял 1 место и был рекомендован на участие в городском конкурсе. В городском конкурсе «Первые шаги в науку» он занял 3 место. Весь класс принимал активное участие в этом проекте.
Проект «Моя семья и война».
Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.К 70-летию Победы мои ученики Лариева Марина и Бембеев Батнасан приняли участие в республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ «Герои Калмыкии». В номинации «Исследование»(историческое) Бембеев Батнасан занял 2 место.В номинации «Исследование» (реферат) Лариева Марина заняла 3 место. Дети написали о своих дедушках, ветеранах Великой Отечественной войны, таким образом внесли свой посильный вклад в сохранение памяти о жизни и нелёгком труде людей во время войны.
Проект «Добрые дела ежедневно»
Для младшего школьного возраста это сформированность мотивации достижения требований стандарта образования и продуктивных приемов учебной работы; знание норм и правил поведения и особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности; адекватная самооценка; социальная уверенность; навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях. 
Итак, какие добрые дела можно ежедневно совершать в своей семье?1. Соблюдение личной гигиены, уборка своей кровати и своего рабочего места 2. Забота о младших сестрах и братьях (отвести в садик, поиграть или почитать книгу).3. Оказание посильной помощи в уборке квартиры (пропылесосить, помыть окна и посуду, протереть или подмести пол, почистить свою обувь и одежду).4. Выполнение заданий родителей, бабушек и дедушек (сходить в магазин, вынести мусор и т.д.).5. Забота и оказание помощи старшим членам семьи.6. Оказание помощи при приготовлении пищи (завтрака, обеда или ужина).7. Добросовестное выполнение домашних заданий по учебным предметам.8. Организация совместного досуга членов семьи.9. Забота о семьях тети или дяди, бабушек и дедушек, проживающих отдельно от вашей семьи.10. Оказание помощи родителям при встрече гостей. Ежедневные добрые дела для поддержания хорошего микроклимата в классе и школе 1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в вашей школе (лицее).3. Помни, что учителя – твои старшие наставники, прислушайся к их просьбам, советам или рекомендациям.4. Будь непримирим к проявлениям жестокости, грубости и несправедливости со стороны ровесников или старшеклассников.5. Не совершай сам и постарайся предостеречь своих ровесников от противоправных действий (курения, мелких краж, хулиганских поступков). 6. Прими участие в оформлении классного уголка или классной (отрядной) газеты).7. Не будь в стороне от добрых дел классного (общешкольного) ученического самоуправления.8. Прояви инициативу в активизации досуга своих ровесников или одноклассников. Может именно твое предложение и станет самым оригинальным?
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация урочной, внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.