Программа самообразования Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время


Программа самообразования
учителя физики Сыромятниковой Евдокии Васильевны
Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время.
Цель: Совершенствовать и применять на уроках физики и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Срок реализации: 4 года (2015 – 2019 учебные годы).
Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
дифференцированный и личностно ориентированный подход;
создание ситуации успеха;
сотворчество учителя и ученика.

Разделы плана
Содержание деятельности
сроки
Формы представления результатов работ

Изучение учебной и научно-методической литературы по данной тематике
Чтение методических журналов по физики, обзор в Интернете необходимой информации
2015 – 2016 г.г.
систематически
Подготовка методической базы

Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности
Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности учащихся
2015 – 2017 по мере возможности
Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства

Разработка программно-методического обеспечения
Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности
В течение срока реализации программы
Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям
2015 – 2019 годы
Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня

Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы
2019 год
открытый урок.


Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

Этапы исследовательской работы
Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы
Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования
Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)
Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента
Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Проведение исследований
Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Формулирование выводов
Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования
Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы
Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать


Предполагаемый результат работы по теме самообразования:
Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий;
Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время.
Главный результат этой работы формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.








15