«Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии»


ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет
им. И. Н. Ульянова»
кафедра методики естественнонаучного образования и информационных технологий
Итоговая аттестационная работа
по теме
«Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности
на уроках биологии»

Работу выполнил: слушатель группы Б-1
учитель биологии
МОУ СОШ с.ХмелёвкаСурского района Ульяновской области
Калентьева Елена Геннадьевна
Научный руководитель :доцент кафедры
естественнонаучного образования
и информационных технологий, к.б.н.
Спирина Е.В.
1
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………………2
II. Основное содержание...................................................................................... 5
1.1.Теоретические основы исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии………………………………………………………………. 5
1.2. Виды исследовательской деятельности учащихся............................ ……..6
1.3. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии .. 7
1.4. Этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника8
1.5.Структура учебной экскурсии и методика ее проведения……………….11
1.6.Основные формы внеурочной деятельности………………………………12
1.7.Учебно-исследовательская деятельность………………………………......13 1.8. Дидактическая игра как одно из условий развития творческого потенциала учащихся на уроках………………………………………………..14
II. Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии……………………………………………..16
1.1.Внеурочная исследовательская детальность...............................................17
III Выводы………………………………………………………………………24
IV Список использованной литературы………………………………………25
Приложение…………………………………………………………………….26
2
Введение.
Творческие способности -  это глубокий внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением,  к новым, более полным и глубоким знаниям. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой способности учащихся. Следовательно, я выбрала тему "Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии", чтобы показать актуальность данной проблемы. Целесообразность выбранной темы определяется:
-противоречиями между потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы;
- между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования;
- между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность; На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую проблему необходимости интеллектуального и личностного развития школьника, способного самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи.
1.1. Актуальность: потребность современного информационного общества в людях, владеющих навыками научного мышления, способных осуществлять
3
исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность.
1.2. Цель: обосновать и доказать целесообразность использования исследовательской деятельности учащихся для повышения творческого потенциала учащихся при изучении биологии.
В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности
Одним из важнейших условий Развитие творческих способностей учащихся является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом. Исследовательская деятельность отличается тем, что таит в себе огромные возможности для развития ученика, дает право на поиск, требует подключения воображения, способствует проявлению его способностей. Именно исследовательская деятельность ведет его к самостоятельным открытиям и дает радость творчества. При изучении предметов естественного цикла появляется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе,
4
развить их творческие способности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, наблюдениям, увеличивает интерес к изучению данных предметов.
1.3. Практическая значимость: разработка конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках биологии, проблемно-исследовательских биологических задач, упражнений, заданий для самостоятельной работы, заданий для самонаблюдений.
1.4. Предмет: деятельность учителя биологии по повышению творческого потенциала школьников.
1.5. Сущность педагогического опыта: в организации исследовательской деятельности с использовании проектно- исследовательских технологий, образовательных и коммуникационно - информационных технологий, что позволяет представлять учебную информацию в различной форме; инициировать процессы усвоения знаний и приобретения умений и навыков исследовательской деятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся; в результате применения инновационных педагогических технологий прослеживается увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера; передача учащимся инициативы в организации своего развития; возможность более полно реализовать комплекс методических, дидактических, психологических и педагогических принципов в формировании исследовательских умений; Учитель-организатор исследовательской деятельности учащихся. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Основная задача педагога: поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск.
5
II. Основное содержание.
1.1.Теоретические основы исследовательской деятельности учащихся при изучении биологи
ФГОС 18.2.1. Программа развития у обучающихся универсальных учебных действий.
►реализация требований Стандарта.(с помощью) системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала общего образования;
►формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования,
1.2.Виды исследовательской деятельности учащихся 
В урочное время:
- Реферат - творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. - Учебное исследование  — работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции.
- Лабораторные работы
В курсе биологии исследовательский метод может применяться практически во всех лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном
6
проведении полевых или лабораторных экспериментов. Каждая из этих форм исследовательской работы требует обязательного прохождения большей части или всех необходимых этапов исследования:
– наблюдения фактов и явлений;– постановки проблем;– выдвижения гипотез;– планирования этапов исследования;– выявления связей данного явления или проблемы с другими;– формулирования и объяснения решения;– проверки решения;– практических выводов о возможном применении полученных знаний.
Важно, что перечисленные пункты в той или иной степени касаются решения любой творческой задачи.
- Нетрадиционные уроки (урок-презентация ,урок – дискуссия )
Презентация отличается чёткой структурой, грамотным и доступным изложением материала, наличием большого наглядного материала – всё будет способствовать его углублённому и более эффективному усвоению. 
К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе.
 -Домашние задания также могут носить  исследовательский  характер:
Наблюдения за животными, описание растений, мини-сочинения и т.д.
- Проект - творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением 7
какого-либо объекта и т.д.).  Метод проекта можно использовать как на уроках, так и внеурочное время.
Творческие работы. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей учеников, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач.
Дидактическая игра.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.
1.3. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии
Исследование — это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или
явлений на основе имеющихся знаний.
Исследовательские умения – это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта.
В структуре исследовательских умений можно выделить следующие компоненты:
мотивационный, проявляющийся в виде познавательного интереса; содержательный ,включающий систему исследовательских знаний: 
специальные знания, касающиеся специфики, организации и проведения научного и учебного исследования, и биологические знания,
8
обеспечивающие понятийную базу для изучения и выяснения определенных биологических процессов, фактов, явлений;
 операционный компонент, включающий умения, обеспечивающих систему действий, составляющих структуру исследовательской деятельности: специальные, интеллектуальные, предметные.
Специальные умения: умения наблюдать факты и явления; умение выявлять непонятные явления, подлежащие исследованию (или умение постановки проблемы); умение выдвигать гипотезы; умение построения плана исследования; умения осуществления намеченного плана исследования; умение выяснения связей изучаемого явления с другими; умение формулировки решения, умение объяснять; умение проверки решения; умение делать практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний.Интеллектуальные умения: умения называть, характеризовать, обосновывать, определять, сравнивать, обобщать, систематизировать, вычленять главные признаки, формулировать определение понятия, выявлять причинно-следственные связи, моделировать исследование, экспериментировать, проектировать результаты опыта, анализировать, оперировать знаниями, доказывать, характеризовать свойства изучаемого объекта, объяснять.Предметные умения: умение пользоваться увеличительными приборами; умение готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; умение ставить простейшие опыты; умения проводить наблюдения и самонаблюдения.
1.4. Этапы организации исследовательской деятельности школьника  Технологическая карта исследовательской деятельности учащихся.    
  9
 1 Этап – подготовительный.
 1) Тема работы.
Происходит выбор темы, по которой предстоит работать, формирование групп учеников по интересам, по психологической совместимости и симпатиям. Главная цель - заинтересовать учеников правильно выбранной и сформулированной темой. От этого может во многом зависеть результат всей работы и дойдет ли та или иная группа до завершения темы.
2) Предмет исследования.
Для того чтобы не делать лишней работы, ученик должен четко сформулировать проблему или выработать предмет исследования - «что именно я хочу узнать?». Предмет должен быть конкретным и принадлежать к определенной области знаний. От правильного формирования предмета зависит как время поиска, так и вероятность нахождения правильного ответа на поставленный вопрос.
2 этап - интенсивная работа.1) Поиск.
Поиск информации – достаточно трудоемкая работа и занимает много времени. Начинается с общения с педагогом, родителями, учителями, продолжается работой в библиотеке, в компьютерных базах данных в Интернете. Для этого ученик должен овладеть следующими способностями:а) ориентироваться в потоке информацииб) уметь работать с научной и научно-технической литературой;
в) уметь «пропускать» через себя большие объемы информации

10
г) уметь находить нужные данные, получая при этом строки, фразы, цифры, которые будут использованы при анализе данных.
2) Анализ полученной информации.
После того как информация получена, её необходимо проанализировать, проверить Анализ приводится через систему персональных отчетов и обсуждений. Если полученная информация нас устраивает – задача выполнена, и можно двигаться дальше, в противном случае возвращаемся в один и предыдущих блоков для продолжения поиска.
3) Применение данных.
Полученные данные  нужно правильно применять. Ученик должен уметь делать выбор, стараясь спорить, доказывать свою точку зрения, уметь оформить работу. Этот блок включает в себя, в основном, работу по выполнению написания пояснительной записки.
 3 – этап – презентация и оценка.1) Экспертная оценка.
После того, как работа в основном закончена, она должна быть прорецензирована. Мы поступаем следующим образом:а) Участвуем в школьной научно-практической конференции б) Выезжаем на районную конференцию «Ульяновская область-край родной»в)  Участвуем в конкурсе «Ч и П», дистанционной олимпиаде по биологии ,
2) Награждение.
По результатам выступлений и работы за год проводится награждение в виде дипломов, призов и т.д.
11
Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление о неразрывной связи между всеми доступными исследованию областями окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий.
1.5.Структура учебной экскурсии и методика ее проведения.
Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов:
подготовка,
проведение,
заключение.
Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап – использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов. Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимает определенное время и место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их значение.
12
Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи. На экскурсии могут и должны быть использованы различные методы обучения:
а) Словесные:
- описание – это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом;
- объяснение – это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер;
- комментирование – используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.
б) Наглядные
В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.
- наблюдение – это целенаправленное восприятие объектов или явлений с последующим фиксированием материала;
- рассматривание объекта – детальное наблюдение за фиксированным материалом;
- демонстрация натуральных средств наглядности;
1.6.Основные формы внеурочной деятельности.
13
Программа внеучебной деятельности включает в себя:
• целевые программы по организации проектно-исследовательской деятельности: исследовательские проектные работы, интеллектуальные конкурсы, познавательные игры, конкурсы презентации, интеллектуальный марафон школьные и межшкольные конференции;
• экскурсии,
• программы конкурсов творческих работ учащихся проектно - исследовательской направленности
• участие в международных и региональных конкурсах проектно-исследовательских работ по определённой организаторами тематике;• презентации школьного журнала, газеты, участие в районной конференции Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические явления во всей их сложности, выразить результаты эксперимента в количественных показателях; полученные в исследовании данные интерпретировались и теоретически обосновывались путём сопоставления результатов, их анализа. Таким образом, педагогическим экспериментом подтверждено, что эффективным средством развития познавательной активности, формирования учебно-познавательной компетенции учащихся служит исследовательская работа, которая предоставляет им возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать способность к самореализации и самообразованию, активность в выборе деятельности.
1.7.Учебно-исследовательская деятельность.

14
Учебно-исследовательскую деятельность можно квалифицировать как большую лабораторную работу с заранее запрограммированным результатом.
Полевые практики, в ходе которых учащиеся получают первые навыки работы исследователя в поле, проводятся нами для школьников7,8,9 класс.. Полевые практики также помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Полевые практики по биологии непосредственно связаны с изученным в течение года материалом. Они обычно заключаются в выполнении учащимися тематических заданий, о результатах которых школьники докладывают в начале следующего учебного года на конференции по итогам летней полевой практики. В методике проведения практик мы выделяем три этапа:- подготовка практики (получение учащимися заданий, подготовка оборудования и др.);- выход учащихся к изучаемым объектам (каждодневные маршруты с изучением различных биоценозов и самостоятельная работа по выбранным учащимися темам);- обработка материалов практики и подведение итогов.
1.8. Дидактическая игра как одно из условий развития творческого потенциала учащихся на уроках
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность
15
на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса. Опыт показывает, что как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, которые признаны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.
Во время урока-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;- умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за
16
чужих огорчений;- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать;-  умение оценивать себя и своих товарищей.
Ролевые игры на уроках биологии - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную и творческую деятельность, они способствуют развитию коллективной компетенции. На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием темы урока, особенностью решаемой проблемы. В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Дети на ролевых играх показывают очень высокую степень творчества.
Ролевая игра на уроках биологии формирует умение учащихся, развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых действий, развивает инициатив, умение оперировать биологическими и медицинскими понятиями. Основные предпосылки применения на уроках игровых элементов, положительно влияющих на учебный процесс при изучении естественных наук, в том числе и биологии: использование игровых элементов на уроках биологии позволяет наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума; формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и
17
к ценностям культуры. В учебном процессе ценностные ориентации личности взаимодействуют с ценностями научного познания и науки в целом; в процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающие, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания; Таким образом, игровые формы обучения позволяют оживить учебный процесс, сделать его более привлекательным для учащихся, повышают интерес к предмету в целом, активизируют мышление и позитивное поведение, в процессе игры происходит более эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков, обогащается индивидуальный опыт, создается атмосфера творческого сотрудничества
Школьные практические конференции. являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся под руководством учителей
II Из опыта работы.
Рефераты в основном практикую в старших классах. У учащихся достаточный опыт по оформлению и методике данных работ. В начале предлагаются темы рефератов, дети выбирают, учитель дает инструкцию.
Но в последнее время, есть серьезные проблемы: многие сейчас пользуются Интернет-ресурсами, некоторые просто скачивают, данные материалы даже не знают содержание.
Проведение учебного эксперимента
18
Сюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии, начиная с 6-го класса . Выполняя лабораторную работу,  ученик получает субъективно новые знания.
При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.
В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью микроскопа. Например, изучение строения плесневого гриба мукора . Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.
В 7 классах большое внимание уделяем лабораторным работам. Например: «Внешнего строение рыб», "Внешнее строение раковин моллюсков". Внешнее строение насекомых" и т. д. Такие работы учащимся нравятся.
-Нетрадиционные уроки  (урок-презентация «Древние  пресмыкающиеся», «Отряды птиц», «Разнообразие насекомых», Приведу примеры разработанных уроков.На уроке « Энерготраты человека и пищевой рацион», используя метод исследовательской ситуации по определению функциональной пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки, проводили поисковое обсуждение демонстрации опыта. Анализируя результаты, учащиеся отвечали на вопросы: почему дыхание непроизвольно восстанавливается
19
после задержки? Почему после работы дыхание восстановилось быстрее, чем до нее? После того, как учащиеся сделали соответствующий вывод, им предлагалось сравнить его с материалами учебника. В итоге при сопоставлении собственного заключения исследования и материалов учебника, учащиеся убедились, что вывод, к которому они пришли в ходе эксперимента совпадает с содержанием учебника.
Перед изучением темы «Питание и пищеварение» учащимся было дано задание проблемно-исследовательского характера: верна ли поговорка «Человек – то, что он ест». Ученикам было предложено выдвинуть гипотезы, предложить пути их решения, обосновать ход действий по их проверке. Все это было обсуждено в ходе поисковой беседы.
Урок по теме "Витамины" привел нас к исследованию различных сортов яблок на содержание витаминов в них.
Модель методики развития исследовательских умений – это целостная система, включающая ряд взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, процессуально - деятельностного, организационно-методического, результативно-диагностического
Готовлю презентации сама и требую от учащихся самостоятельности..- Домашние задание:
1.  Описание растений и животных по плану.
2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
20
3.  Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).
Например: Выработка условного рефлекса у рыб.
При  проведении  опыта учащиеся пользуются инструктивной карточкой.
Инструктивная карточка
Тема: «Нервная система рыб»Цель: Изучить особенности формирования условных рефлексов у рыб»Оборудование: аквариум с рыбами, бусинка на нитке, рыбий корм.Ход работы:1. Подойдите к аквариуму с рыбами и осторожно опустите в него бусинку, подвешенную на нитке. Наблюдайте за поведением рыб.2. Повторите данные действия несколько раз.3. Во время опускания бусинки в воду дайте рыбам корм.4. Повторите данные действия 3-4 дня.5. Опустите в аквариум бусинку, не давая корма. Наблюдайте за поведением рыб в аквариуме.6. Сделайте вывод по результатам данного опыта.
5.  Творческие задания – стихи, рисунки, сочинения , кроссворды, викторины, презентации.
- Исследовательские проекты
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических
21
исследований,  приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.  Метод проектирования для развития творческих навыков учащихся на уроке биологии.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. Виды, типы и формы творческих проектов.
Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
22
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).Современная классификация учебных проектов сделана на основе преобладающей деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
23
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с

24
использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
краткосрочные — на 4-6 уроков;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.Школьные научно-практические конференции.
Образовательные экскурсии дали нам материал для участие в научно-практических конференциях на муниципальном и региональном уровнях и уровне.
Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях .Ежегодно участвуем в акциях: «Марш парков», «Посади дерево и сохрани его", «Зелёная волна», «Экологический десант»
25
III.Выводы.  
Выводы:
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
1.Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы.
2.Развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных опытов и практических работ, предлагаемых в литературных источниках коллегами – преподавателями биологии.
3.Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.
4.Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им при проведении самостоятельных научно – исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах.
5.Исследовательская деятельность дает ученику не только практические умения и навыки, необходимые в выборе профессии, но и помогает овладевать методами получения новых знаний. Вырабатывает необходимость для каждого человека зрелого возраста уже уметь осваивать принципиально новые специальности, потому что по современным оценкам 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут еще дважды за свою жизнь переучиваться и менять профессию . 26
Список использованной литературы.
1.Егоров Л.В. «Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися Школьный экологический мониторинг. Чебоксары 2002, ст. 92-94.
2.Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе, 1999, № 6 – с. 42 –45.
3 .Могильнер А.А. «Усынови заказник» Москва, Издательство Центра охраны дикой природы, 2006г.4. Ананьева С.В., Хотунцева Ю.Л. Творческие экологические проекты в образовательной области «Технология»// Экологическое образование , 2001, №3. – с. 21-25.5. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование, 2001, № 1. – с. 56 – 60.\6.Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников // Биология в школе, 1999, №3. – с. 41-46. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001, – 48 с.7. Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе, 1991, № 4. – с. 59 – 62.
8 .Электронные ресурсы
9 Чуракова С.М «Исследовательская работа на уроках биологии
Липецк, 2004.
27
Приложение 1.
I Описание типичных растительных сообществ
Цель: Описать типичные растительные сообщества
Задачи: - Выделить типичные растительные сообщества; Описать составляющие их растения и условия их обитания; Собрать гербарий самых распространенных растений.
Порядок выполнения работы:
В полевых условиях:
1 выделить характер растительности, обратить внимание на зависимость ее от климата, почв, рельефа и почвы, а также на влияние в свою очередь растительности на рельеф и почвы (подтвердить подобную взаимообусловленность конкретными примерами)
2 Хозяйственное использование растительности
3 Собрать коллекцию растительности,
Обработка собранного материала: Определить растения, оформить гербарий.
II Описание рельефа
Цель: описать некоторые наиболее часто встречающиеся формы рельефа, изучить минералы и горные породы встречающиеся на маршруте.
Задачи: Описать внешний вид рельефа; Описать горные породы в их естественном залегании. Собрать коллекцию горных пород.
Порядок выполнения работы:
28
1Дать общую характеристику рельефа: какие формы рельефа есть на местности,
- какие горные породы видны на поверхности.
2) Как меняется рельеф, выявить какие процессы влияют на ее изменение.
3) Использование рельефа и горных пород человеком.
Описать изменение в рельефе, связанных с хозяйственной деятельностью населения. Оценить, не нарушаются ли при этом требования к его охране.
III Изучение речной долины
Цель: Научиться описывать реку
План описания:
1 Происхождение название реки,
2 Характеристика реки:
- Направление течения (определяется компасом)
- Ширина русла и глубина, определяют характер и извилистость русла, размыв берегов, отложение водой пород и образование отмелей, наличие притоков.
-Описание дна: состав осадков (галька, песок), наличие ила.
-Описание качества воды, запах, температура; хозяйственное использование реки.
29
Учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательскую деятельность можно квалифицировать как большую лабораторную работу с заранее запрограммированным результатом.
Предлагаю задание по направлению нашего исследования - "Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной".
Метод использования живых организмов в качестве индикаторов, сигнализирующих о состоянии природной среды, называется биоиндикацией, а сам живой организм, за состоянием которого проводятся наблюдения, называют биоиндикатор. Из высших растений повышенную чувствительность к загрязнению воздушной среды имеют хвойные (ель, сосна).В последние два десятилетия на территории многих стран Европы и России наблюдается массовое повреждение и деградация лесов. Кислотные дожди повреждают хвойные растения, ухудшая их состояние.
Сосна как нельзя лучше подходит для наших исследований:
Сосна чутко реагирует на малейшее изменение условий произрастания, в том числе и загрязнение среды.
Сосна широко распространена. Упрощается и проблема сравнимости данных из разных регионов.
Одним из признаков, отражающим неблагополучное состояние окружающей среды служит появление разного рода повреждений хвои (некрозы) и уменьшение ее длины.

30
Некроз растений – омертвление участка тканей растений, чаще отмирание листьев, является признаком повреждения вследствие воздействия загрязняющих веществ. Положение и цвет некроза иногда позволяет сделать заключение о степени и виде воздействия загрязняющих веществ.1 Классы повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной
Повреждения: 1 – хвоинки без пятен, 2 – с небольшим количеством пятнышек, 3 – с большим числом черных и желтых пятен, некоторые крупные во всю ширину хвоинки. Усыхание: 1 – нет сухих участков, 2 – кончик 2-5 мм усох, 3 – усохла треть хвоинки, 4 – вся хвоинка желтая или более половы ее длины – сухая.
Рис. 2. Определение возраста хвои.
Предлагаю Вам выполнить два задания, которые позволят определить степень загрязнения воздуха в нашем селе с помощью оценки состояния хвои сосны обыкновенной.
Задание №1.Оценка состояния хвои сосны обыкновенной
Для выполнения этого задания Вам необходимо собрать хвою с деревьев, растущих в ближайшем парке (возраст древостоя не должен превышать 20-40 лет). Для сбора образцов хвои, из средней части кроны срежьте с помощью секатора 3 ветки с темновой хвоей (т.е. со стороны, куда не попадают прямые солнечные лучи).В школьной лаборатории выберите хвоинки 2-го года жизни. Проведите измерение параметров хвои (длины), а также определите степень повреждения и усыхания хвои (не менее 50 хвоинок). Для этого Вам потребуются: таблица и рисунки ,лупа, линейка, карандаш. Отметьте результаты Ваших исследований в этой таблице.
31
Задание №2 .Определение класса загрязнения воздуха. Для выполнения этой работы Вам потребуются результаты задания 1. Соотнесите полученные результаты с таблицей 2 и определите класс загрязнения воздуха в нашем населенном пункте.
Дополнительно можете проанализировать экологическую карту.
Таблица 2. Класс загрязнения воздуха
Возраст хвои
Класс повреждения хвои
I – чистый воздух
II – слабо загрязненный
III – загрязненный
IV – сильно загрязненный
Сформулируйте выводы по Вашей работе. Попробуйте объяснить полученные результаты. Дополнительно можете проанализировать экологическую карту.
Используемая литература:
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М., 2000. – с.40-41
Боголюбов А.С. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне. – М., 1998. – с.3-4
Федорова А.И. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М., 2001. – с.135-136