Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой в урочное и внеурочное время


 
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой в урочное и внеурочное время
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Результаты международного педагогического исследования говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: текущее десятилетие годы объявлено ООН десятилетием грамотности. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. Недавние социологические исследования свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения». По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49%  до 26%. «Национальная программа» в этой связи предусматривает:
изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности
разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Новые образовательные стандарты, положенные в основу современного начального образования, ставят перед школой задачу создания условий для формирования личности образованной, нравственной, творческой, эстетически развитой, активной и самостоятельной.
Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны. В решении этой проблемы важнейшую роль играет чтение, функциональные основы которого закладываются в начальной школе. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение определяет уровень образованности человека, его интеллект, коммуникативную культуру. Именно чтение воздействует на все стороны развития личности, формируя его мировоззрение, нравственное сознание, обогащение представлений об окружающем мире, чувство уважения к традициям своего народа.
Цель работы по обучению чтению в начальной школе: заложить основы грамотного чтения, воспитать человека, который на протяжении всей своей жизни будет обращаться к книге. Важным условием формирования основ читательской компетентности младших школьников является максимальное изменение информационно-развивающей образовательной среды путем формирования классного книжного, информационно-библиотечного и мультимедийного наполнения, которое обеспечивает интеллектуальное развитие школьника.
Все занятия, призванные формировать ученика-читателя: уроки обучения грамоте, уроки литературного чтения, занятия по развитию речи, уроки читательской самостоятельности, занятия внеурочной деятельности, классные часы и другие внеклассные мероприятия, – все они призваны приучить младших школьников обращаться в мир доступных книг, чтобы находить для себя собеседников, постигать смысл человеческого общения с помощью чуда, имя которому – слово.Умение читать – это особая работа, можно сказать сверхработа, потому что в основе ее лежит умение думать, т.е. наисложнейшая деятельность.   Чтобы думать над тем, о чем тебе рассказывает книга, надо осознавать каждое слово, фразу и, напрягая волю, внимание, память, воображение, привлекая все возможные ассоциации, представлять в образах то, о чем идет речь, проникать в переживания, осознавать и оценивать возникшие при этом эмоции, настроения, которые ты испытываешь, и трансформировать их на себя.Современная методика обучения  чтению учит правильно и бегло, выразительно и осмысленно, озвучивать чужую речь – все это лишь технические условия. Чтобы техника чтения превратилась в желание читать, начинающему читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой-собеседником. Ученик-читатель, младший школьник, не будет сам обращаться к книгам и читать их, если ему не ясна цель гигантских умственных и физических усилий, нужных для творческого чтения, и если эта цель далека и не стала жизненно необходимой.
Цель обучения чтению всегда задавалась самим временем. Учились читать Псалтырь – нужна была правильность и беглость чтения для проведения церковных обрядов. Учились наукам строить корабли, печатать книги, создавать оружие – целью было черпать из книг специальные знания из той ли иной области. С середины 19 в. умение читать стало средством воспитания человека как личности, формирования его нравственного облика.
Теория формирования читательской самостоятельности, разработка которой принадлежит Н. Н. Светловской. Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как «личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью». Читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Цель педагога-учителя и классного руководителя —  ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:
показатели техники чтения
восприятие художественного произведения
наличие устойчивого интереса к чтению книг
развитие читательского кругозора
усвоение программы в целом
На основе указанных показателей были определены уровни сформированности читательской самостоятельности учащихся.
Высокий уровень
сформирован устойчивый интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению, восприятие произведения на уровне “идеи”, широкий читательский кругозор, программа усвоена полностью.
Уровень выше среднего
устойчивый познавательный интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух, восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”, читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов, программа усвоена частично.
Средний уровень
интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив, техника чтения вслух более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое, восприятие произведения на уровне “героя”, читательский кругозор недостаточно широк, программа усвоена частично.
Низкий уровень
нет интереса к чтению книг, читает по необходимости, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное, констатирующий уровень восприятия, ограниченный читательский кругозор, программа усвоена частично.Направления работы учителей нашей школы по воспитанию ученика-читателя именно во внеклассной работе достаточно разнообразны. Однако, нельзя не сказать об уровне сформированности  навыка чтения на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Как показывает мониторинг, а проверка техники чтения в начальной школе осуществляется регулярно,  этот уровень достаточно высок. Именно это позволяет сделать работу по развитию читательской самостоятельности вне урока более эффективной и разнообразной.
Помимо уроков литературного чтения, проводятся уроки литературного слушания, уроки развития речи, уроки внеклассного чтения. На уроках внеклассного чтения используются произведения отечественных и зарубежных авторов, соответствующие возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, некоторые произведения из списка 100 книг, рекомендованных Министерством образования для самостоятельного прочтения, книги для внеклассного чтения «Родничок».
 
Методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям:
— руководство воспитательными целями произведения
— жанровое и тематическое разнообразие.: проза и стихи; художественная и научно – популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей –классиков и современных авторов; фольклор– сказки; загадки; книга и журнал; газета; произведение русских, белорусских авторов и переводы…
— учет возрастных особенностей детей, принцип доступности
— принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги
— подлинно художественные, образцовые книги, отличающимися высокими художественными достоинствами.
Применяется такая форма работы как ведение читательского дневника, где фиксируется Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании.
Большое внимание уделяется работе с родителями. В тематику родительских собраний включаем беседы о значении и правильной организации чтения детей дома, о пользе вечеров «семейного чтения», о необходимости и содержании домашней библиотеки, оформлении подписки на детские издания, газеты и журналы, посещении детских театров, просмотре постановок и спектаклей по классическим произведениям для детей