Выступление на МО учителей начальных классов Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время



Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время
Подготовила:
учитель начальных классов
Титова С.В.
2015 г.
Цели:
Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка.
Формирование духовно-нравственной личности.
Задачи:
Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.
Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития.
Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.
Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.
Принципы духовно-нравственного воспитания:
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
Результат достигается через:
Уроки
Комбинированные уроки
Кинопросмотры
Экскурсии
Изучение исторического наследия
Детские тематические утренники
Беседы
Ролевая игра
Ситуативный час общения
Спортивные праздники
Тесное общение учитель-родитель-ребенок
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение 2-х тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и учитель. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребенка, - в быту, во дворе и на улице – всё, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество. Именно в детстве формируются представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо, закладывается нравственный фундамент личности. Огромное значение в духовно-нравственном воспитании отводится курсу Литературное чтение. Основы нравственного воспитания закладываются на начальной стадии – в букварный период. Дети знакомятся с произведениями К. Ушинского, Л. Толстого. Эти произведения являются классикой детской литературной педагогики. Необходимо, чтобы работа учителя на уроке была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, - это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним сначала в школе, в классе, затем и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая учителем. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, о месте человека в мире. На страницах учебника идет ознакомление с православной христианской культурой: «Бог не в силе, а в правде», «Первоучители славянские Кирилл и Мефодий», жизнь Сергия Радонежского. В учебниках много текстов, в которых речь идет о ровесниках. Это стихи В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Много текстов посвящено животным и птицам. А воспитание любви к Родине невозможно без воспитания любви к природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. Важное значение в этом вопросе отводится курсу «Окружающий мир». В процессе изучения данного курса школьники знакомятся с природой своего края, с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, узнают о героизме людей разных национальностей, ребенок переживает судьбу своей Родины, своего края с древних времен до современности, осмысливают место семьи в обществе, свое место в мире, дети узнают символы российского государства. На уроках труда и ИЗО дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории Родины, с государственными праздниками.
Духовно-нравственное воспитание не заканчивается одним лишь уроком. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах. Внеклассная и внеурочная деятельность так же должна строиться на воспитании духовно-нравственных ценностях. Хочу остановиться на «Уроках Доброты», которые я проводила совместно с педагогом дополнительного образования Ермаковой Т.М. во внеурочное время. Это были не только классные часы, беседы на православные темы, но и совместные поездки по святым местам родного края, экскурсии. Мы побывали в живописных местах не только родного города, но и далеко за его пределами: с. Усолье, с. Шигоны, с. Губино, г. Сызрань. Дети активно участвовали во всероссийских конкурсах, посвященные основам православия: «Русь моя родная» - 2 ученика стали лауреатами, с. Арское – конкурс поделок и рисунков – все участники получили сертификаты участников, мне, как классному руководителю, Благодарственное письмо, Цыганкова М. – диплом лауреата городского конкурса «Рождественская открытка». Мои ученики принимали участие в открытии воскресной школы в родном городе, а также являются учениками этой школы. Уверена, что такое тесное прикосновение с духовной, нравственной стороной православной культуры, несомненно, оставило в детских сердцах неизгладимый след. Эти Уроки Доброты они запомнят надолго. Моя работа по духовно-нравственному воспитанию абсолютно созвучна с определением понятия «воспитание» Министерство образования и науки РФ: «Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей». Я пытаюсь создать в классе дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа.