Доклад на МО Использование игровых технологий во внеурочное и урочное время.

Использование игровых технологий во внеурочное и урочное время.
                                             Игра -   пространство «внутренней социализации" ребенка,
           средство усвоения социальных установок
                                                                                                                            (Л.С.Выготский).
Игра и игровые моменты играют огромную роль в развитие и образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В игре незаметно, сами собой, исчезают стены, разделяющие педагога и учащихся, в ней рождается новая атмосфера и новые отношения. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом. Игра – это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Рассмотрим некоторые виды игр:
Игры с правилами обязательно дают результат, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами помогают лучше организовывать воспитательный процесс, дают понять ребятам, что все происходит по определенным правилам, которые необходимо выполнять всем, это их очень дисциплинирует.
Дидактические игры способны развивать познавательную деятельность ребенка, умственные способности, внимание, формируют настойчивость и волю учащихся. В результате ее систематического использования в воспитательном процессе у детей развиваются: сравнение, аналитические способности, учатся делать определенные выводы.
Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества воспитанника, так необходимого ему для обучения, вступления в различные взаимоотношения с товарищами, координирования своих действий, сотрудничества, помощи друг другу.
Общеразвивающие игры не требуют от воспитанников специальной подготовки, могут использоваться для любой возрастной категории, развивают зрительное и слуховое внимание, моторно-двигательное внимание, память. Мною широко используются игры-конкурсы, викторины, игры-путешествия.
Подвижные игры – это игры, требующие от ребят активной двигательной деятельности. Сюжеты и правила этих игр обычно придумывают взрослые, рассматривающие их как средство физического развития детей. Подвижные игры подбираются в зависимости от места проведения (помещение или улица), времени года, погодных условий и желания самих ребят. 
Спортивные игры для наших воспитанников имеют особое значение. Спортивные игры помогают почувствовать сплоченность команды, показать свои спортивные достижения.       При проведении любой игры важна роль самого педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию.
Игры на уроках.
На уроках я часто использую дидактические игры. Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Одной из основных и, я думаю, самых важных задач в школе является задача научить ребёнка читать. Кто работал с первоклассниками знает, как нелегко приходится учителю в первый год обучения детей. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.
Сопоставляя букву с изображением знакомых предметов, ребята быстрее запоминают написание заданной буквы. На каждом уроке провожу игры, в ходе которых ребята придумывают слова с изучаемой буквой.
На уроках обучения грамоте и на уроках чтения я провожу артикуляционную разминку, читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
“Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
Примеры игр.

Игры на уроках обучения грамоте
Игры на развитие слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
У кого хороший слух?
Оборудование: предметные картинки.
Педагог показывает картинки и называет изображенные на них предметы. Дети должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук, заданный учителем в начале игры.
Красный синий
Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока.
Педагог произносит гласный звук, ученики повторяют его, поднимая красный кружок. При произнесении учителем согласного звука дети поднимают синий кружок. За каждую ошибку игроки платят фант.
Наоборот
Оборудование: мяч.
Вариант 1. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч кому-либо из игроков. Игрок ловит мяч и, называя парный согласный, бросает мяч учителю.
Вариант 2. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает ученику мяч. Ученик ловит мяч и, называя слог парным согласным, возвращает мяч учителю.
Игра оценивается по числу правильных ответов в ряду.
Игры на уроках русского языка.
Кто в каком домике будет жить?
Игру можно проводить в форме соревнования команд.
Педагог рисует на доске три домика в них будут жить животные. В первом те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором из двух, в третьем из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.
Выигрывает команда, предложившая больше других слов названий животных.
Путаница
Оборудование: наборы слогов.
Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: бары, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.
Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.
Игры на уроках живого мира.
Мир растений
Где растет?
Оборудование: мяч.
Учитель бросает детям мяч по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет в саду, в поле, в лесу.
Лесные садовые
Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.
По окончании игры определяется победитель тот, кто ни разу не ошибся в продолжении всей игры.
Мир предметов, созданных человеком и для человека
Найди пару
Оборудование: картинки с изображением предметов, схожих по назначению.
Примерный материал: чайник кофейник, перчатки варежки, лампа люстра, стакан кружка, тарелка миска, кофта рубашка, платок косынка, шляпа шапка, стул табуретка.
В игре принимают участие 4-6 детей, которые получают по равному числу предметных картинок. Начиная игру, кто-нибудь из детей показывает одну из своих картинок и спрашивает: «У кого моя пара?» Ученик, у которого есть соответствующая парная картинка, показывает ее и отдает ходившему игроку. Далее другой игрок показывает свою картинку и спрашивает: «У кого моя пара?» и т.д. до тех пор, пока все пары не будут найдены.
Выигрыш присуждается игроку, набравшему больше всех парных картинок.
Что сделано руками человека?
Оборудование: предметные картинки на наборном полотне.
Игровое задание выполняют две команды. Первая команда выбирает картинки, на которых изображены предметы, сделанные руками человека, вторая картинки с изображением предметов, в создании которых человек не участвовал.

Игры на уроках математики.
Найди лишнее число
Оборудование: карточки с набором чисел. Примерный материал:
а) 1, 2, 4, 5, 7, 8,10,0.
б) 21, 24, 30,16,18, 9.
в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.
При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.
Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт. Рассмотрим примерные карточки: а) ученик должен указать на лишнее число 0, так как оно не относится к числам первого десятка;
б) правильных ответов два: число 9 лишнее, так как оно однозначное, число 16 лишнее, так как оно не делится на 3;
в) ученики должны припомнить позиционную запись числа и установить, что число 721 лишнее, так как не содержит единицы в разряде десятков;
Игры при изучении натуральных чисел
Игра в мяч
Оборудование: мяч.
Учитель бросает мяч ученику и говорит примеры: «Найди сумму чисел 5 и 2»; «Уменьши 7 на 3» и т.д. Ученик, поймавший мяч, отвечает и возвращает его учителю.
Поймай рыбку
Оборудование: на доске Таблица с изображением аквариума с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7+8; 9+6; 9+7; 16-8; 13-6; 9+3; 14-6; 15-7; 18-9; 8+5.
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать примеры. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с ответами на доске. Тот ученик у доски, который решил больше всех выражений, поймал больше рыбок. Этот ученик считается лучшим рыбаком.
Самый быстрый почтальон
Оборудование: карточки-конверты, на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание.
Учитель раздает пяти ученикам-почтальонам по одинаковому числу карточек-писем. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами, они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10. Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, т.е. найти значение выражения, и разнести письма в соответствующие дома, отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы выражений, записанных на конвертах.
Кто быстро и правильно разнесет карточки-конверты по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Дидактические игры, используемые на уроках, формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает во время урока.
Создание в классе среды общения и хорошего настроения
Для создания комфортной психологической среды в классе необходимо придумывать для детей игровые ситуации, это поможет детям расслабиться после занятий, отвлечь от критической ситуации, а так же отдохнуть.
вместе с детьми
Игра «Мешочек настроения»
Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения. Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением весёлого лица – это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок и веселья. Второй – мешочек плохого настроения из тёмного материала, на нём изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры: Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» своё плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.
Игра «Подушка примирения»
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры. Оборудование: подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки.
Ход игры: Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки. Мирятся, произнося разные стихи- мирилки.
Игра «Коробочка добрых дел»
Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побуждать детей к нравственным поступкам; воспитывать уважения к людям; доброжелательность, вызвать желание совершать добрые поступки.
Предварительная работа: чтение произведений В.Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка»; А.Барто «Вовка – добрая душа». Беседы на тему «Доброжелательное отношение к товарищам, «Как бы ты поступил?»
Ход игры: Педагог показывает и рассказывает детям о том, что это не простая коробочка – в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, дети могут посмотреть, чьих фишек больше. Тот, кто из воспитанников совершил больше хороших поступков, замечательных дел – заслужит приз. 
Жили – были
Сказка всегда насыщена действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются эталоны поведения, с её помощью у ребёнка складываются и формируются эталоны жизни. Важно помнить, что разделять сказки по полоролевому признаку нецелесообразно, так, как это обедняет развитие, как девочек, так и мальчиков. Желательно отражать в сказках различные характеры героев, показывая разнообразие социального мира.
Сказки можно подбирать или сочинять самим для решения различных воспитательных задач.
Игра-метод «Мозговой штурм»
Цель: развивать связную речь. 
Ход игры: Детям предлагается проблемная ситуация и заслушиваются все ответы детей. Например, задаётся вопрос: «Перелётные птицы не смогли улететь на юг, на зимний период, что мы можем сделать для них?»
Игра «Цепочка слов»
Цель: воспитывать любознательность, умение сопоставлять, анализировать.
Ход игры: Передавая картинку с изображением животного, предмета или явления, каждый ребёнок называет признак этого объекта, не повторяясь. Например: платок – чистый, белоснежный, шерстяной, мягкий, теплый, лёгкий, носовой, цветастый и т.д.
Давайте дружить с загадкой
На первый взгляд кажется, что загадка – это не более чем развлечение, но это совсем не так.
Для разгадки ребёнку необходимо проявлять сообразительность, нестандартное мышление, терпение и логику, то есть те качества, которые очень важны для его развития. Благодаря загадкам ребёнок учится думать, активно развивается речь. Темы загадок очень разнообразны, а значит, помогают ребёнку узнать больше об окружающем мире.
Игра «Угадай по описанию»
Цель: научить определять объект по описанию.
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением. Воспитанник описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь. Не забудьте, что описывая объект, следует двигаться от общего к частному.
«Выбери признак, который есть у других»
Педагог называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфическое значение (очки круглые, солнцезащитные)
Игры-забавы:
«Нарисуй смешную рожицу». Играющим предлагается набор фломастеров. Нужно за 1-2 минуты нарисовать смешную рожицу. Побеждает тот, чей рисунок будет веселее.
Весёлые подвижные игры
Не найдётся такого взрослого, чьё детство прошло бы без подвижных игр – обычных и всем знакомых догонялок, салочек, пряток. Этим играм мы учим детей и сейчас. Но так же можно научить и новым играм, которые можем придумать сами.
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». 
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда педагог поднимает красную ладонь «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь «шепталка» можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» синяя ладонь дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Мы готовим ребёнка к жизни. А в жизни не все обязанности занимательны. Если забывать об этом, то занимательность часто превращается в развлекательность. Необходимо помнить об этом, включая игровые упражнения в урок.