Технологическая карта и краткосрочные кейсы к уроку географии Особенности природы материка Евразия


Технологическая карта урока географии
Учитель: Марышева Надежда Александровна, учитель географии МОУ ГСОШ города Калязина
УМК: Линия УМК «Сферы» по географии под руководством чл.кор. РАО доктор геогр. наук В.П.Дронов
Тема урока: «Особенности природы материка Евразия»
Класс: 7
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: способствовать формированию представлений о географическом положении, характере поверхности, климате, внутренних водах, природных богатствах и природных зонах Евразии
Задачи:
предметные: сформировать представление о географическом положении, рельефе, климате, водах, природных ресурсах, растительном и животном мире природных зон Евразии; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне; овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой, дополнительными источниками;
личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Дидактическая
структура
урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
(УУД) Ресурсы
Мотивация
(6 мин.) Предлагает соотнести предоставленные географические объекты с материками (см. приложение 1).
Предлагает проверить результат согласно эталона. Два объекта не вошедших в таблицу предлагает найти на других материках, тем самым подводит к теме Евразия, особенности природы Учащиеся распределяют данные учителем географические объекты согласно материков на которых они находятся. Проверка по эталону. Оставшиеся два географических объекта относят к ещё не изученному материку, тем самым определяют тему урока. Это материк Евразия
Познавательные,
коммуникативные Приложение №1.
II.Осмысление учебных задач (4 мин.) Предлагает определить тему урока, цель и план по которому будут идти к решению цели. Совместно с учителем формулируют Тему урока, цель урока, составляют план урока (учебник п.43) Регулятивные, познавательные Настенная карта «Физическая карта мира», фотография материка из космоса
III. Открытие нового знания (20 мин.) Организует работу учащихся, инструктирует.
Учитель обобщает, уточняет
Работают в парах. с помощью атласов отвечают на задание стр.134 ОПРЕДЕЛИТЕ (взаимопроверка)
Работают в группах (технология case-study).
1 группа получает кейс «Характер поверхности материка Евразия» изучить полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса.
2 группа получает кейс «Климат материка Евразии», изучить полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса.
3 группа – кейс «Внутренние воды материка Евразия», изучить полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса.
4 группа – кейс «Органический мир и природные зоны Евразии», изучить полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса.
5 группа кейс «Природные богатства материка», изучить полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса.
(приложение 2)
Каждая группа сообщает о результатах своей работы, параллельно учащиеся заполняют таблицу номенклатуры (приложение3)
Регулятивные, коммуникативные, познавательные Учебник (параграф 43).
Карты: «Физическая карта Мира», «Физическая карта Евразии» Электронный учебник География СФЕРЫ. Фотографии природных комплексов Евразии. Дополнительный материал из электронного учебника География СФЕРЫ
(приложение 2)
(приложение3)
IV. Рефлексия (5 мин.) Организует рефлексию Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Как я сегодня поработал» (приложение 4) регулятивные (приложение 4)
Домашнее задание: параграф 43 учебника, на контурную карту нанести объекты из таблицы заполненной на уроке
Приложение № 2. Кейсы
Кейс 1
Учебная задача: установить влияние геологических процессов на современную поверхность Евразии
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, работать с картой, схемой, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, )
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста учебника стр. 134-135 Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.
4. Обсуждение. Каковы причины проявления проблемы? Рассмотрение карты-схемы Альпийско-Гималайский пояс, Тихоокеанский пояс, Вулканизм в Евразии, таблицы высочайшие вершины Евразии поможет найти пути решения проблемы.
5. Соотнесение форм рельефа с историей геологическим образованием Сравнение карт-схем, таблиц и данного текста
6. Подготовка ответа решения проблемы, устный ответ с демонстрацией объектов на карте Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
7. Презентация итогов работы.  Устный ответ у карты, с демонстрацией объектов
Текст учебника п.43, стр.134-135 Характер поверхности.
Рельеф материка из-за сложного строения земной коры очень разнообразен и контрастен. Горы в отличие от гор других материков, образуют несколько гигантских поясов и занимают такую же площадь, как и равнинные территории древних и молодых платформ. Горы расположены вдоль границ схождения нескольких современных литосферных плит. С запада на восток протягивается относительно молодой Альпийско-Гималайский горный пояс. К нему с севера примыкают возрождённые горы Центральной Азии и юга Сибири. Эта самая грандиозная горная страна мира. Здесь сосредоточены наиболее высокие вершины и находится самое высокое нагорье Тибет. Вдоль восточной окраины материка протягивается второй-Тихоокеанский - пояс гор, включающий и островные дуги с их горным рельефом.
Оба горных пояса отличаются частыми разрушительными землетрясениями. В них много действующих (Ключевская сопка, Кракатау, Везувий, Этна) и потухших (Эльбрус, Казбек, Ичинская Сопка) вулканов.Карта Тихоокеанский пояс

Карта Альпийско-Гималайский пояс
\s
\s
Карта Вулканизм Евразии

Таблица вершины Евразии

Вопросы к кейсу:
Покажите крупные формы рельефа материка Евразия?
Из каких гор состоит Альпийско-Гималайский пояс? Покажите, найдите самую высокую точку материка.
Покажите границы Тихоокеанского пояса
Назовите 4 вулкана, покажите их на карте.
Кейс 2
Учебная задача: установить, как влияет на климат Евразии: размеры материка , рельеф.
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, карту, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи)
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста учебника стр. 135 Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.
4. Обсуждение. Каковы причины проявления проблемы? С помощью текста, карты-схемы Влияние рельефа на климат Евразии выявить проблему
5. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.
6. Подготовка ответа решения проблемы, устный ответ с демонстрацией объектов на карте Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
7. Презентация итогов работы.  
Текст учебника стр.135
Из-за огромных размеров материка на нём представлены все имеющиеся на Земле климатические пояса и почти все климатические области.
Очень велики контрасты температур воздуха между разныти широтами и количества осадков между приокионическими и внутриконтинентальными районами.
Разные части материка находятся под воздействием воздуха, переносимого ветрами с разных океанов. Там где барьеры гор не ограничивают проникновение воздушных масс в глубь материка, их влияние распростроняется на огромные территории.
Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются и образуют область высокого атмосферного давления –Азиатский максимум. В нём ясная и морозная погода (иногда до-50гр. Цельсия). Сухой и холодный воздух»растекается» из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. Летом над всей прогреваемой Азией господствует низкое давление. С океанов на материк поступают массы влажного морского воздуха – летние муссоны, с которыми связаны обильные ливни.
Карта Влияние рельефа на климат Евразии

По какой причине климат материка так разнообразен?
Какие океаны оказывают воздействие на климат материка Евразия?
Что препятствует проникновению океанического воздуха вглубь материка?
Как называются области, в которые не доходит океанический воздух, и какие воздушные массы там формируются?
Кейс 3
Учебная задача: установить к каким бассейнам относятся реки материка Евразия , как образовались озёра материка
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации, читать карты);
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. чтение текста стр. 136 Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. К каким бассейнам относятся реки материка, что это за реки, как образовались озёра и что это за озёра
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – поиск на карте водных объектов и сопоставление их с изученным материалом Работа с картой, Физическая карта Мира, таблицами Крупные реки Евразии, Крупные озёра Евразии
5. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Запись путей решения, чтобы не упустить важное.,
7. Подготовка презентации решения группы
Устный ответ у карты Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
8. Презентация итогов работы.  
Внутренние воды, текст учебника стр. 136
Ни на одном другом материке нет такого количества рек, как в Евразии. Они выносят с огромного материка во все океаны почти половину объёма речных вод мира. Вместе с тем Евразия имеет крупнейшую в мире область внутреннего стока – более 30% общей площади материка. Это объясняется засушливым климатом его внутренних частей и котловинным строением рельефа.
Самые крупные и полноводные реки материка находятся в его азиатской части и относятся к бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов.
В Евразии множество озёр. Ледниковыми озёрами наиболее богата Северо-Западная Европа. Крупнейшие озёра мира – Каспийское и Аральское – остатки ранее существовавшего морского бассейна. В тектонических котловинах лежат сточные озёра Байкал, Иссык-Куль, Ханка. В котловинах внутренних районов Азии расположены солёные бессточные озёра.
В Евразии значительные площади оледенения. Оно распространено на островах Северного Ледовитого океана и в высоких горах. 1/5 материка занята многолетней мерзлотой.
Таблица крупные реки Евразии

Таблица Крупные озёра Евразии

Задания к кейсу
Покажите на карте крупные реки.
Назовите, к каким бассейнам относятся реки Евразии?
Покажите на карте озёра и расскажите, какого они происхождения
Кейс 4
Учебная задача: установить соответствие природных зон Евразии с органическим миром материка.
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, карту, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста стр 136-137 учебника Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? Какие природные зоны имеются на материке, и какие животные и растения обитают в этих зонах?
4. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). Анализ текста и работа с интерактивной картой Природные зоны Евразии
5. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):
устный ответ Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
8. Презентация итогов работы.  С помощью интерактивной карты Природные зоны Евразии
Органический мир и природные зоны
Наиболее разнообразен органический мир южной Евразии, где в течении десятков миллионов лет сохранялся тёплый климат. В центре и на севере материка растительный и животный мир более скудный и однообразный. Причина этого- не только современные условия. Его обеднение происходило в периоды неоднократных похолоданий и оледенений, горообразования и иссушения климата.
В Евразии есть почти все природные зоны. В Европе и на равнинах северной части Азии они протягиваются в широтном направлении. Южнее различия в количестве осадков между приокеаническими и внутриконтинентальными районами становится очень большими. Поэтому в тех широтах, где в Европе и вдоль Тихоокеанского побережья распространяются леса, во внутренних районах с засушливым климатом степи, полупустыни и пустыни.
Широтное расположение природных зон нарушается горным рельефом. Каждое горное сооружение в зависимости от географического положения образуют особую систему высотных поясов, часто различающихся даже на разных склонах одних и тех же гор.
Под влиянием многовековой сельскохозяйственной деятельности человека, особенно в районах древнего заселения, почвы и растительность полностью изменили свой природный облик. Сильнее всего они нарушены в лесных зонах Западной Европы, Восточной и Южной Азии.
Муссонные леса, в далёком прошлом покрывавшие равнины и горы Восточной и Южной Азии, сохранились на небольшой территории. Они вытеснены плантациями сельскохозяйственных культур или вторичными менее ценными древесно-кустарниковыми зарослями. Низкорослые вторичные поросли разместились и на месте значительной части буковых, и дубовых широколиственных лесов Западной Европы.
Интерактивная карта Природные зоны Евразии
Задания к кейсу:
Покажите на интерактивной карте природные зоны, и органический мир этих зон.
Почему происходило изменение природных зон и органического мира Евразии?
Кейс 5
Учебная задача: установить связь распространения природных богатств с образованием рельефа. Использование природных богатств Евразии..Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, карту, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста стр. 137 Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? Как зависит образование полезных ископаемых от геологического строения материка, как человек использует эти ресурсы.
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). Анализ карт, данного материала, схем.
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.
6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.
7. Подготовка презентации решения группы устный ответ, с демонстрацией на карте
Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
8. Презентация итогов работы.  
Природные богатства учебник стр. 137.
Евразия очень богата полезными ископаемыми. На щитах платформ много руд, металлов, золота, алмазов, а в их осадочном чехле- каменного угля, нефти, газа. Разнообразными полезными ископаемыми богаты горы, особенно в областях герцинской и мезозойской складчатости.
Многочисленные реки и озёра Евразии – важные транспортные пути, источники пресной воды для населения, промышленных предприятий, и орошения полей. Энергия рек широко используется для строительства ГЭС. Однако огромные территории Азии испытывают недостаток воды, часто связанный не только с её малым количеством в засушливых районах, но и с большой численностью населения.
На материке велики площади земель с плодородными почвами. Наиболее освоены равнины с тёплым и влажным климатом, а так же дельты рек. Особенно велика доля сельскохозяйственных земель в Восточной Азии – более 60% территории.
Евразия богата лесами. Однако в настоящее время они мало изменены только в зоне тайги и в экваториальном поясе.
Карта полезные ископаемые Евразии

Таблица использование рек

Задания к кейсу:
Перечислите основные виды полезных ископаемых Евразии, выяви закономерность из размещения.
Как используют многочисленные реки Евразии?