Кейсы по русскому языку для 5 класса

Кейс. 5 класс. Лексика. Словообразование. Правописание.
Теоретическая часть.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Большинство слов имеет лексическое значение.
Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или совпадающие по лексическому значению (трусливый – несмелый).
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (большой – маленький).
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (большой, огромный, громадный).
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия (сочетание несочетаемого) «Горячий снег» Ю. Бондарева.
Слова бывают однозначные (имеют одно лексическое значение) монолог и многозначные (имеют два и более лексических значения) золотой.
У слова есть прямое (прямо указывает на предмет, действие, явление) значение (седая голова) и переносное (переносит наименование предмета на другой предмет) значение (седая зима).
Слова, употребленные в переносном значении в литературе называются тропы.

Метафора
Слово в переносном значе-нии; перенос основан на уподоблении одного предме-
та другому по сходству или контрасту; скрытое сравне-ние. Разновидность –
развернутая метафора.
В саду горит костер рябины красной.
(С.Есенин).
На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея (Н.Колычев).
Пример развернутой метафоры – стихотворе-
ние М.Лермонтова "Чаша жизни".

Олицетво-
рение
Перенесение свойств челове-ка (лица) на неодушевлен-
ные предметы, явления природы или животных.
Разновидность – развернутое олицетворение.
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами (А.Твардовский).
Пример развернутого олицетворения- стих-е М.Лермонтова "Утёс".

Эпитет
Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющи-мися просто предметными и логическими определениями.
Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).
От весел к берегу кудрявый след бежал
(А.Фет).
Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком (С.Есенин). Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный
снег, лебяжий снег – эпитеты.


Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значении имеет весь фразеологизм в целом. (водить за нос – обманывать; сидеть сложа руки – бездельничать).
Способы пополнения словарного запаса языка: словообразование и заимствование.
Слова, заимствованный русским языков из других языков называются заимствованными или иноязычными (мастер, штурм – из немецкого; футбол – из английского).
Способы образования слов в русском языке:
- приставочный (бежать -прибежать);
- суффиксальный (покупать – покупатель);
- сложение – объединение (сложение) частей разных слов с помощью соединительных гласных О, Е или без них (сталь + варить = сталевар; новая + стройка = новостройка).
В русском языке много слов, в которых происходит чередование Е и О с нулём звука. Причём эти чередования могут происходить и в корне, и в приставке, и в суффиксе. ( сон – сна, надорвать – надрывать, пучок – пучка).
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Корни с чередованием
От чего зависит правописание
Примеры

-лаг-, -лож-
От согласной корня: перед Г пишется А; перед Ж пишется О
Полагать, положить

-раст-, -ращ-, -рос-
От согласной корня: перед СТ и Щ пишется А; перед С пишется О
Расти, выращивать, выросли.
Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав


О- Е (Ё) после шипящих

О
Е(Ё)

Корень
Если нельзя подобрать проверочное слово (шоколад, шов, шорох)
Если можно подобрать проверочное слово с Е (шёпот – шепчет; жёлтый – желтеть)

Суффикс, окончание
Под ударением (медвежонок, кирпичом)
В безударном положении

Глаголы и слова, образованные от глаголов

Всегда пишется Ё (печёт, сгущёнка)

Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова: коса (орудие) – коса (причёска).
В русском языке есть группы слов, ограниченных в употреблении. Например, профессиональные слова – это слова, употребляемые представителями той или иной профессии (окно, нагрузка – учителя; форзац, корректура – книгоиздатели). Диалектные слова- слова, употребляемые жителями той или иной местности (куржевень – иней, важенка – самка оленя, гирвас – олень – поморские слова).
Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета, кафтан (историзмы) и слова, имеющие синонимы в современном русском языке, шуйца – правая рука (архаизмы).
Речевой этикет – правила речевого поведения.
Правописание приставок. Большинство приставок в русском языке неизменяемые на письме (побежать, сделать). Правописание приставок на –з, -с: если корень начинается со звонкого согласного, то приставка заканчивается на З: раздразнить; если корень начинается с глухого согласного, то приставка заканчивается на С: бесшумный.
После Ц буква И пишется в корнях слов (циркуль) и в словах на –ция (информация).
Буква Ы после Ц пишется в окончаниях (улицы) и в суффиксах (сестрицын) и всловах-исключениях (Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»)

Практическая часть (выполнение упражнений из учебника по рекомендации учителя)







Контроль усвоения темы.

Тест Лексика
Укажите неверное утверждение.
А. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
Б. Слова в словарях располагаются по алфавиту.
В. То, что обозначает слово, есть его лексическое и грамматическое значение.
Г. Лексическое значение слова можно узнать в «Орфографическом словаре».
Д. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Найдите слова, которые являются многозначными:
а) земля;
б) айсберг;
в) кабинет;
г) хмурый;
д) жюри.

3. Укаж
ите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) мягкий свет;
б) мягкий знак;
в) мягкий мох;
г) мягкий диван;
д) мягкий климат;
е) мягкая игрушка.

4. Найдите синонимы к слову учебник:
а) книга;
б) пособие;
в) журнал;
г) руководство;
д) словарь;
е) энциклопедия.

5. Укажите пары антонимов:
а) рано - поздний;
б) рассвет - сумерки;
в) уважать - презирать;
г) грусть - тоска;
д) скупой – щедрый.

6. Найдите слова, которые могут быть омонимами:
а) ключ;
б) свет;
в) пол;
г) рысь;
д) позёмка;
е) сувенир.

7. Укажите лексическое значение слова негодование.
А. Сомнение, удивление.
Б. Тяжёлое переживание, несчастье.
В. Суровость, безжалостность.
Г. Возмущение, крайнее недовольство.
Д. Неверие во что-либо.

8. Не зная лексического значения слов, ученик неверно употребил их в предложениях. Укажите эти предложения.
А. Мы смотрели на землю в иллюминатор.
Б. У меня большая библиотека книг.
В. У берёзы очень нежные лепестки.
Г. Высоко в небе реет орёл.

9. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:


А)
Б)
В)
Г)

б..рьер
О
А
О
А

гр..мадный
А
О
О
А

сп..сибо
А
А
О
А

налев..
О
О
А
А


Тест Словообразование. Правописание.
Новые слова образуются при помощи:
а) приставки и суффикса;
б) приставки;
в) суффикса;
г) приставки, суффикса, окончания.

2. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А)
Б)
В)
Г)

..делать
С
З
З
С

..десь
С
С
З
З

..бросить
З
С
З
С

..бить
С
З
З
С


3. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А)
Б)
В)
Г)

Сл..жение
О
А
О
А

Прил..гать
О
О
А
А

Пол..жить
А
О
О
А

Предл..жение
О
А
О
А

4. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А)
Б)
В)
Г)

Зар..сли
О
А
А
О

Р..сток
О
А
А
О

Р..стов
О
А
А
О

Р..стительность
О
А
О
А


5. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А)
Б)
В)
Г)

Тяж..лый
Е
О
Е
О

Приш..л
Е
Е
О
О

Ш..рох
О
Е
О
Е

Капюш..н
О
Е
Е
О


6. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А)
Б)
В)
Г)

Ц..ганский
И
И
Ы
Ы

Синиц..
Ы
И
Ы
И

Ц..ркач
Ы
И
И
Ы

Традиц..я
И
Ы
И
Ы


7. Укажите слова, образованные с помощью приставки:
а) слипаются;
б) подосиновик;
в) вырастают;
г) сбежать;
д) разговорились;
е) спорить.


Кейс. 5 класс. Стили речи.

Теоретическая часть

Стили речи в зависимости от речевой ситуации изучает наука стилистика.
Речевая ситуация (РС):
- с кем говорим? (с одним человеком, со многими людьми);
- где? ( в официальной обстановке, в неофициальной обстановке);
- с какой целью (общение, сообщение, воздействие).
Речь делится на книжную и разговорную. Книжная речь бывает художественная и научно-деловая. Научно-деловая речь используют в том случае, если нужно сообщить информацию, объяснить что-либо (задача речи – сообщение); художественную – если нужно нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства (задача речи – воздействие)

Практическая часть

Обязательно: упражнения 356, 357, 358, 359, 364, 365
Дополнительно: упражнения 360, 361, 362, 366, 367

Контроль усвоения темы

Изложение по тексту упражнения 373.

15