Программа внеурочной деятельности. Театральный кружок


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Мельничная основная общеобразовательная школа»
Согласованно:
Заместитель директора по ВР
МОБУ «Мельничная оош»
«___» ____________________ 20___ г.
________________________________
Утверждено:
Приказом МОБУ «Мельничная оош»
От «___» _________________ 20___ г.
___________________________________
Директор школы: _Лунегова Е.Ф.______
Программа
внеурочной деятельности
художественно - эстетической направленности
Театральный кружок «Монпансье»
Срок реализации 3 года
(1-4 классы)
Разработана учителем:
Шадриной Г.П.с.Мельничное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.
Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация театрального кружка «Монпансье».
Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.
Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном Объединении в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Но самое яркое отражение театральное представление находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, театральный кружок имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру театрального искусства.
Задачи:
•Формировать интерес к театральному искусству.
•Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.
•Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
•Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
•Обогащать опыт детей через просмотр видеофильмов, спектаклей.
•Совершенствовать артистических навыков детей.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительными особенностями программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Результатом освоения программы является:
Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя: подбор грима, костюма, прически.
Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
играбеседаиллюстрированиеизучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
выступлениеПрограмма рассчитана на 102 часа (3 года), 1 год – 34 часа, 2 год – 34 часа, 3 год – 34 часа (1 час в неделю) и состоит из следующих тематических разделов:
«Мы играем – мы мечтаем!»
Театр
Основы актерского мастерства
Просмотр театральных постановок
Наш театр
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Кол-во часов
1 Мы играем – мы мечтаем
Игры на развитие внимания и воображения
10
2 Театр
Как создается спектакль
21
3 Основы актерского мастерства
Мимика. Пантомима
9
4 Просмотр театральных постановок
Просмотр спектаклей на видеодисках
18
5 Наш театр
Работа над спектаклями по различным сказкам 44
Всего 102
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы играем – мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год
№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»
10 - 10
1-10 Игры на развитие внимания и воображения. 10 - 10
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах (на видеодисках)» 8 - 8
11-16 Просмотр спектаклей видеодисках.
1.«Муха-Цокотуха».
2. «Тараканище».
3.«Айболит».
4.«Бармалей».
5.«Мойдодыр».
6.«Чудо-дерево». 6 - 6
17-18 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 2 - 2
Раздел «Наш театр» 16 - 16
19-34 Инсценирование сказок Корнея Чуковского.
1. «Муха-Цокотуха».
2.«Тараканище».
3.«Айболит».
Отчётные спектакли. 16 - 16
Всего 34 - 34
2 год
№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Театр» 6 6 -
1 Дорога в театр. 2 2 -
2-3 В театре. 2 2 -
4-5 Как создаётся спектакль 2 2 -
Раздел «Основы актёрского мастерства» 5 1 4
6-10 Мимика. Пантомима 5 1 4
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»
5 - 5
11-13 Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
1.«Сказка о рыбаке и рыбке».
2.«Чиполлино и его друзья».
3.«Приключения Братца Кролика и Братца Лиса». 3 - 3
14-15 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 2 - 2
Раздел «Наш театр»
18 - 18
16-22 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 6 - 6
23-28 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. Отчётный спектакль. 6 - 6
29-34 Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Отчётный спектакль. 6 - 6
Итого 34 7 27
3 год
№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Театр»
15 11 4
1-3 Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор 3 2 1
4 Древнегреческий театр. 1 1 -
5 Театр «Глобус». 1 1 -
6 Театр под крышей. 1 1 -
7 Современный театр. 1 1 -
8 Театральный билет. 1 - 1
9 Театр кукол. 1 1 -
10-11 Музыкальный театр 2 2 -
12-13 Цирк 2 2 -
14 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. 1 - 1
15 Зритель в зале. 1 - 1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» 5 - 5
16-18 Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
1.«Кот в сапогах».
2.«Золушка».
3.«Сказки Андерсена». 3 - 3
19-20 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 2 - 2
Раздел«Основы актёрского мастерства»
4 1 3
21-24 Театральный этюд. 4 1 3
Раздел«Наш театр»
10 - 10
25-29 Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Отчётный спектакль. 5 - 5
30-34 Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Отчётный спектакль. 5 - 5
Всего 34 12 22
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать речь с помощью скороговорок.
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/