Рабочая программа внеурочной деятельности Театральный кружок.


ГКС(К)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Согласованно Утверждаю
________________ ______________
зам.директора по УВР директор школы-интерната
Т.В. Аншакова В.П. Алатарцев
Рабочая программа внеурочной деятельности .
Театральный кружок.
Головцова Алла Владимировна, учитель первой категории.
2015г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности учащихся специальных коррекционных школ.
Программа составлена на основе программы «Театр» Ирины Альбертовны Генераловой, работающей в системе «Школа 2100».
Отличительной особенностью данной программы является синтез специальных образованыхпрограмм и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но прививать любовь к театральному искусству у детей с ограниченными возможностями.
От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.
Очевидно, что театр искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию и коррекции высших психических функций, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей формировать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, основана на психологических особенностях развития детей с ОВЗ.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два три типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Третий тип – это коррекционные задачи, специальные задачи коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием, являющиеся составной частью учебного процесса и формирующие личность ребёнка.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи программы
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- формирование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
-коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 7 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса в 7 классе отводится 68 ч в год (2 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:
принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)
принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)
принцип коллективизма ( способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
 
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
 
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
 
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
 
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
 
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
 
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
 
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
 
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
 
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
 
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное от уроков время;
- добровольное посещение кружка;
- предоставление выбора ролей в инсценировках.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
компьютер
интерактивная доска;
музыкальная фонотека;
аудио и видео записи;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
кукольный театр;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
Электронные презентации
Календарно-тематическое планирование по курсу .
7 класс
68 часов. 2 часа в неделю
№ Дата Часы Название и содержание темы
1 четверть (18ч.)
1 02.09
2 Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности
1.Основы театральной культуры (8часов)
2 09.09 1 Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства
09.09 1 Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»
3 16.09 1 Оформление и технические средства сцены
4 16.09 1 Культура поведения на сцене и в зрительном зале
5 23.09-30.09 4 Виртуальная экскурсия в театр. Спектакль «Конёк Горбунок» МХАТ
6 07.10 1 2.Театральные профессии (8 ч.)
Бутафор. Изготовление и назначение бутафорий в спектакле.
6 07.10 1 Реквизит – реквизитор. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии».
7 14.10 2 Художник – декоратор.
Театральный словарик: декорация, декоратор.
8 21.10 2 Театральный художник. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года.
9 28.10 2 Театральный художник. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте.

2 четверть (14ч.)
11 1 3.Как самому сделать макет декораций (2 ч.)
Эскиз к мультипликационной сказке. Составление композиции.
12 1 Самостоятельное изготовление декораций
13 1 4.Пластилиновый мир (4 ч.)
Создание пластилиновой сказки. Мультстудия.
14 1
1 Создание пластилиновой сказки. Как лепить сказочных героев. Мультстудия.
Как лепить сказочного человечка. Мультстудия.
1 Монтаж. Мультстудия.
1 2 3.Создание спектакля (8 ч.)
Работа драматурга, режиссёра: распределение ролей. Драматический или кукольный спектакль.
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки.
2 2 Театральный словарик: эскиз, декорация.
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
3 2 Знакомство с мастерской художника, декоратора, костюмера, сценографа.
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
4 2 « Я – художник»: создание афиши к спектаклю.
Репетиция спектакля
3 четверть (22ч.)
15 1 История про театр (6 ч.)
История возникновения театра. Древнегреческие музы.
Вид древнегреческого театра.
Репетиция спектакля
16 1 Театр «Глобус». Театр времён У.Шекспира.
Репетиция спектакля
19 1 Современный театр. Устройство зрительного зала.
Театральный словарик: сцена, авансцена, рампа, партер, амфитеатр, ложа, балкон.
Репетиция спектакля.
21 1 Театр кукол. История появления кукол.
Куклы в Древнем Египте и Африке. Репетиция спектакля
22 1 Театр кукол. Кукольные театры. Репетиция спектакля
23 1 Театр кукол.
Премьера спектакля.
24 1 Музыкальный театр (2 ч.)
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера.
25 1 Знакомство с разными видами музыкального спектакля: балет, оперетта и мюзикл.
27 1 Цирк – зрелищный вид искусства (2ч.)
История появления цирка в нашей стране.
28 1 Цирковые профессии. Сходство и различие циркового представления и спектакля.
4.Ритмопластика ( 10 часов)
1 Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение»
1 Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь»
1 Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»
1 Пластические упражнения «Производственная гимнастика», «Бодибилдинг»
1 Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало»
1 Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества».
1 Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»
1 Обыгрывание элементов костюмов. Игра «Войди в образ»
1 Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители»
1 Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости
4 четверть(14 часов) .
29 1 5.Театральная игра
Этюд. Театральное мастерство. Знакомство со сценарием. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения
30 2 Этюд в разных видах искусства. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности.
31 2 Роль музыки в спектакле. Музыкальное сопровождение .
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
32 2 Место звуков и шумов в жизни и на сцене. Звуки и шумы .
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
33 2 Зритель в театре .Этюд «Как надо вести себя в театре».
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
2 Генеральная репетиция.
2 Премьера спектакля .Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.
34 1 Анализ выступления.
Использованная литература
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Генералова И.А. «Театр» в начальной школе. Методические рекомендации.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.