Методические указания для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОП.11 Введение в специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Ирбитский мотоциклетный техникум»
(ГАПОУ СО «ИМТ»)











ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Методические указания
для студентов АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГАПОУ СО «ИМТ»
по выполнению практических работ
по дисциплине ОП.11 Введение в специальность



















2016
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Протокол № ____
от «___» ______________ 2016 г.
Председатель _______ Е.А Кузеванова








ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГАПОУ СО «ИМТ»
по выполнению практических работ
по дисциплине ОП.11 Введение в специальность



Составитель: _____________ (Е.С. Столетова) преподаватель ГАПОУ СО «ИМТ»,

Рецензент ______________ (_________________________)


Методические рекомендации для студентов Автономного учреждения ГАПОУ СО «ИМТ» по выполнению практических работ по дисциплине ОП.11Введение в специальность разработаны в соответствии с рабочей программой, утвержденной директором ГАПОУ СО «ИМТ» от «___» __________ 2016 г.














ГАПОУ СО «ИМТ», г. Ирбит, 2016




Содержание

Введение
4

Практическая работа № 1. Анализ Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
6

Практическая работа № 2. Анализ Учебного плана по специальности. Работа с носителями информации
10

Практическая работа № 3. Составление библиографического описания литературы
и работа с электронной почтой
13

Практическая работа № 4. Анализ форм самостоятельной работы (аудиторная и внеаудиторная работа)
16

Практическая работа № 5. Разработка опорного конспекта по теме
«Методы самостоятельной работы студента»
18

Источники информации
21






















Введение

Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) направлены на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в профессиональную деятельность без особых нравственных и моральных травм.
Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.
Именно на формирование такой мобильности в настоящее время направлены практические занятия, основной задачей которых является закрепление и углубление теоретических знаний. Практическое занятие - это форма организации учебного процесса в ГАПОУ СО «ИМТ», предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практической работы.
Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов Автономного учреждения практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин, профессиональных модулей.
На практических занятиях по дисциплине ОП.11 Введение в специальность у студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) закрепляется применение изучаемого теоретического материала и углубление теоретических знаний; формируются необходимые умения:
- составлять библиографические списки к рефератам, курсовым работам (проектам) и выпускным квалификационным работам,
- пользоваться электронной почтой;
- сохранять информацию на материальных носителях;
- использовать возможности сети Интернет;
- использовать методы, приемы и средства самостоятельной работы.

Спецификация формируемых умений в процессе выполнения практических работ

Осваиваемые умения
Номер практической работы

У1- составлять библиографические списки к рефератам, курсовым работам (проектам) и выпускным квалификационным работам
Практическая работа № 3

У 2 - пользоваться электронной почтой
Практическая работа № 2

У 3 - сохранять информацию на материальных носителях
Практическая работа №2

У 4 – использовать возможности сети Интернет
Практическая работа № 3

У 5 – использовать методы, приемы и средства самостоятельной работы
Практическая работа № 4,№ 5

У 6 – анализ нормативных документов
Практическая работа № 1, № 2

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.
Практические задания выполняются студентами Автономного учреждения самостоятельно под контролем преподавателя во время учебного процесса по календарно-тематическому плану на основании нормативных документов, методических рекомендаций, полученных теоретических знаний.
Структура практического занятия:
- сообщение темы и цели практической работы;
- актуализация теоретических знаний, которые необходимы для выполнения практической работы;
- инструктаж по технике безопасности (при осуществлении работы в компьютерном классе);
- ознакомление обучающихся с алгоритмом проведения практической работы;
- ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
- непосредственное проведение практической работы;
- обобщение и систематизация полученных результатов (в виде отчетов);
- защита отчетов;
- подведение итогов практической работы.
Преподаватель проверяет отчет студента о выполненной практической работе и делает отметку в журнале учебных занятий в соответствии с правилами ведения журнала.
Критерии оценки:
- «отлично» - 100-90% выполненной работы,
- «хорошо» - 89-80% выполненной работы,
- «удовлетворительно» - 79-70% выполненной работы,
-«неудовлетворительно» - 69% и менее выполненной работы.
В соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.11 Введение в специальность количество часов, отведенное на практические занятия составляет 10 часов.

Практическая работа № 1.
Тема: Анализ Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Цель: получить практический опыт работы с нормативными документами, регулирующими общественные отношения в сфере среднего профессионального образования.
Материально-техническое обеспечение: индивидуальные письменные принадлежности (тетрадь, ручка), бланк отчета студента.
Методическое обеспечение: указания к выполнению практических работ по дисциплине ОП.11 Введение в специальность.
Используемые сокращения в практической работе №1:
ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ФЗ – Федеральный закон;
гл. – глава.

Задание:
1. Сформулировать сущность Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Представить систему образования РФ в виде графического изображения (структура, схема, график и т.д.).
3. Дать ответы на представленные вопросы:
Вопрос №1. Требования каких нормативно-правовых актов обязаны выполнять обучающиеся?
Вопрос №2. Укажите какие меры дисциплинарного взыскания могут применяться к студентам?
4. Ответить на представленные вопросы:
Вопрос №1. Каким номером приказа Министерства образования и науки РФ утвержден представленный ФГОС СПО?
Вопрос №2. При наличии какого документа образовательные организации имеют право на оказание образовательных услуг?
Вопрос №3. Какой код у специальности Информационные системы (по отраслям)?

Алгоритм выполнения практической работы №1.
Задание №1. Проанализировать Статью 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
гл. 1 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Приложение 1 к настоящей практической работе), сформулировать сущность представленного закона и записать ответ в бланке отчета студента.
Задание №2. Изучить Статью 10. Структура системы образования гл. 2 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Приложение 2 к настоящей практической работе). Представить систему образования РФ в виде графического изображения (структура, схема, график и т.д.) на бланке отчета студента.
Задание №3. Прочитать Статью 43. Обязанности и ответственность обучающихся гл.4 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Приложение 3 к настоящей практической работе).
В бланке отчета студента записать ответы на вопросы:
Вопрос №1. Требования каких нормативно-правовых актов обязаны выполнять обучающиеся?
Вопрос №2. Укажите какие меры дисциплинарного взыскания могут применяться к студентам?
Задание №4. Провести анализ текста (Приложение 4 к настоящей практической работе). В бланке отчета студента прописать ответы на представленные вопросы:
Вопрос №1. Каким номером приказа Министерства образования и науки РФ утвержден представленный ФГОС СПО?
Вопрос №2. При наличии какого документа образовательные организации имеют право на оказание образовательных услуг?
Вопрос №3. Какой код у специальности Информационные системы (по отраслям)?
Структура отчета студента: заполнить бланк отчета студента в соответствии с номером выполняемого задания.



Приложение 1

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 2


Статья 10. Структура системы образования

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 3

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 4





















































Практическая работа № 2.
Тема: Анализ Учебного плана по специальности. Работа с носителями информации

Цель: получить практический опыт работы с Учебным планом по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) очной формы обучения, закрепить умения работы с материальными носителями информации.
Материально-техническое обеспечение: индивидуальные письменные принадлежности (тетрадь, ручка), бланк отчета студента.
Методическое обеспечение: указания к выполнению практических работ по дисциплине ОП.11 Введение в специальность.

Задание:
1. Заполните недостающие данные в Таблице 1.
2. Ответьте на вопросы:
2.1. К какому циклу относится дисциплина История, Биология, Информатика?
2.2. Какие виды промежуточной аттестации Вы знаете? Перечислите дисциплины из Таблицы 1, по которым предусмотрена форма контроля в виде экзамена.
3. Дайте определение понятию «файловая система».
4. Укажите задачи файловой системы.
5. Заполненную Таблицу 1 перенесите на один из предложенных носителей информации: флэш-диск, CD-RW.
Алгоритм выполнения практической работы №2.
1. Произведите необходимые расчеты и заполните Таблицу 1.
Индекс
Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик
Формы контроля
Учебная нагрузка обучающихся



Экзамены
Зачеты
Диффер. зачеты
Максимальная
Самост.(с.р.+и.п.)
Консультации
Обязательная









Всего
в том числе










Лекции, уроки
Пр. занятия, семинары
Лаб. занятия
Курс. проект.















БД
Базовые дисциплины
1
 
9
1366
390
66
910
628
282
 
 

БД.01
Русский язык и литература
2
 
 
?
84
14
195
195
 
 
 

БД.02
Иностранный язык
 
 
2
?
49
9
117
 
117
 
 

БД.03
История
 
 
3
?
49
11
?
117
 
 
 

БД.04
Физическая культура
 
 
2
?
50
9
117
 
117
 
 

БД.05
Основы безопасности жизнедеятельности
 
 
3
?
30
3
?
58
12
 
 

БД.06
Химия
 
 
2
?
34
5
?
58
20
 
 

БД.07
Обществознание
 
 
2
?
48
7
108
108
 
 
 

БД.08
Биология
 
 
1
?
16
2
36
?
6
 
 

БД.09
География
 
 
2
?
15
3
36
26
?
 
 

БД.10
Экология
 
 
2
?
15
3
?
36
 
 
 

ПД
Профильные дисциплины
2
 
1
?
?
31
?
313
142
 
 

ПД.01
Математика: алгебра, начала математического анализа и геометрия
2
 
 
351
102
15
234
?
58
 
 

ПД.02
Информатика
2
 
 
?
43
7
100
?
56
 
 

ПД.03
Физика
 
 
2
?
51
9
121
?
28
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Ответьте на вопросы:
2.1. К какому циклу относится дисциплины: История, Биология, Информатика, представленные в Таблице 1?
2.2. Какие виды промежуточной аттестации Вы знаете? Перечислите дисциплины из Таблицы 1, по которым предусмотрена форма контроля в виде экзамена.
3. Дайте определение понятию «файловая система».
4. Укажите задачи файловой системы.
5. Заполненную Таблицу 1 перенесите на флэш-диск в соответствии с алгоритмом работы в Приложении 1.


Приложение 1

Алгоритм работы с флешкой
Флешка

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]       13 INCLUDEP
·ICTURE "http://fulud.ru/145.png" \* MERGEFORMATINET 1415

Флешки бывают разные. И по объёму памяти и по внешнему виду.  На картинке флешка – с выдвижным разъёмом. Для того, чтобы  выдвинуть разъём – на боковой панели есть специальная кнопка.
На компьютере есть разъёмы USB, в которые  и вставляют флешки, мышь и т.д.
На ноутбуке разъёмы USB находятся, в основном, на боковых панелях  нижней части ноутбука. В зависимости от комплектации ПК – разъёмов может быть и по два, и по четыре на одной стороне.
На стационарном компьютере разъёмы USB могут находиться и на передней панели Системного блока, и на задней. Занимать и горизонтальное положение, и вертикальное.

Шаг 1. Открываете через кнопку «Пуск» папку «Компьютер» (или «Мой компьютер»). Вставляете в разъём для USB, на компьютере, флешку. Через короткое время в папке «Компьютер», появится «Съёмный диск».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На моём скриншоте – это диск (Е:). У вас он может иметь другое обозначение. Важно, чтобы при загрузке флешки у вас была открыта папка «Компьютер». И тогда вы сами увидите, с каким обозначением появится в этой папке «Съёмный диск».
С появлением съёмного диска в папке «Компьютер», Касперский предложит вам варианты проверки файлов с диска, на вирусы. И так же, с появлением съёмного диска в папке «Компьютер», на панели задач (ниже экрана), появится значок съёмного диска.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Позднее, этот значок может занять место в «Зоне отображения скрытых значков» (как у меня). И при наведении мышки на этот значок – появится такая надпись.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Это нам понадобится для безопасного извлечения флешки, после окончания намеченных работ.
 
Шаг 2. Смотрим в папку «Компьютер».  Если у вас на флешке уже есть файлы, то ниже съёмного диска будет написано сколько свободно из общего объёма флешки.
Открываете съёмный диск (Е:) – либо двойным щелчком, либо правой клавишей мышки и выбираете «Открыть». В отдельном окне открываете папку с файлом который собираетесь перенести на флешку (или наоборот с флешки в папку). Щёлкаете по файлу, который надо переносить, правой клавишей мышки и выбираете из контекстного меню «Копировать».
Переходите в папку куда переносите файл, щёлкаете правой клавишей мышки по белому полю окна и выбираете из контекстного меню «Вставить». Если файл достаточно большого объёма, то вы увидите в новом окошке процесс копирования, с зелёной шкалой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

И при вставке файла в новую папку вы также увидите процесс вставки.  А если файл небольшого объёма, то он просто появится на новом месте.  И всё! Перенос состоялся.

P.s.: Если же вы хотите удалить что-то ненужное на флешке, то щёлкаете правой клавишей мышки по уже ненужному вам файлу и выбираете из контекстного меню «Удалить». В новом окошке подтвердите удаление, нажмите «Да» и файл будет удалён. И опять же, в зависимости от объёма – либо сразу, если маленький объём, либо с новым окошком и зелёной шкалой.
Если файл, который вы переносите с компьютера на флешку вам на компьютере больше не нужен, то вместо копирования можете использовать способ «перетаскивания файлов».  Шаг 3. Безопасное извлечение флешки
Для безопасного извлечения флешки – щёлкните по значку флешки на панели задач. Или, как у меня в «Зоне отображения скрытых значков». Появится такой диалог
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Нажмите на кнопку «Извлечь "здесь название вашей флешки"». Через короткое время появится подтверждение, что вы можете извлекать флешку из разъёма.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] И всё. Можете извлечь флешку.
Практическая работа №3.
Тема: Составление библиографического описания литературы
и работа с электронной почтой

Цель: закрепить на практике теоретические знания и умению по оформлению библиографического описания разных источников информации; по работе с электронной почтой.
Материально-техническое обеспечение: индивидуальные письменные принадлежности (тетрадь, ручка), бланк отчета студента.
Методическое обеспечение: указания к выполнению практических работ по дисциплине ОП.11 Введение в специальность.

Задание:
1. Составить в текстовом процессоре M.Word библиографическое описание в алфавитном порядке в электронном виде пяти предложенных источников.
2. Полученный в пункте 1 документ прикрепить к электронному письму и отправить по электронному адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .


































Приложение 1

Примеры библиографического описания
(Согласно ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления»)

КНИГ:
1. С одним автором
Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века / Т. В. Артемьева. – СПб. : Алетея, 1996. – 317 с.
2. С двумя авторами
Горышкина Т. К. Ботанические экскурсии по городу / Т. К. Горышкина, М. Е. Игнатьева. – СПб. : Химиздат, 2000. – 149 с.
3. С тремя авторами
Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках / И. Г. Васильев, М. И. Илле, Д. К. Равинский. – 2-е изд. – СПб. : Профессия, 2001. – 176 с.
СБОРНИКОВ :
1. Вопросы инженерной сейсмологии: сборник научных трудов / Рос. акад. наук; Ин-т физики Земли. – М. : Наука, 2000. – 182 с.
2. Учитель: сборник статей / сост. Д. Брудный. – М. : Политиздат, 1991. –
348 с. МНОГОТОМНЫХ ИЗДАНИЙ: 1. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. / В. Д. Казьмин. – М. : Астрель, 2002. – 503 с. 2. Брэм А.Я. Жизнь животных. В 3 т. Т. 2. Птицы / А. Я. Брэм. – М. : Наука, 1992. – 352 с.
ПРИМЕРЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ: СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКОВ: 1. Широков Д. В. Новый метод теоретической физики / Д. В. Широков // Наука и человечество : сб. ст. / под ред. Ю. Г. Литвинова. – М. : Просвещение, 1987. – С. 127-139. 2. Цивилизации Запада в ХХ веке / Н. В. Шишов [и др.] // История и культу- рология : учебное пособие / под ред. Н. В. Шишова. – 2-е изд. – М. : Наука, 2000. – С. 347-366.
СТАТЬИ ИЗ СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ:
1. Отношение // Философская энциклопедия. – М. : Просвещение, 1994. –
Т. 4. – С. 182-183.
2.Функция // Советский энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1984. – С. 143.

СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ: ЖУРНАЛОВ: 1. Кочергина Г. Личность учителя / Г. Кочергина // Учитель. – 2005. – № 3. –
С. 73-74.
2.Залесов Н. Г. Записки / Н. Г. Залесов // Русская старина. – 1903. – Т. 14, вып. 4. – С. 41-64.

ГАЗЕТ: Колесникова О. Равнение на центры / О. Колесникова // Поиск. – 2002. –
5 июля (№ 27). – С. 12.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ :

Постановления :
Российская Федерация. Правительство. Об отдельных вопросах осуществле- ния опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан : постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 // Официальные документы в образовании. – 2009. – № 17(июнь). – С. 52-81.
Указы Президента :
Российская Федерация. Президент. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 // Официальные документы в образовании. – 2009. – № 16(июнь). – С. 5-6.
Законы :
Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ // Официальные документы в образовании. – 2009. – № 18(июнь). – С. 2-75.



ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Книги на CD-дисках
1. Энциклопедия истории России. 862-1917 [Электронный ресурс]. – Электронные данные и программа. – М. : ЗАО «Новый диск», 2002. –
1 электрон. оптич. диск (CD-ROM)
Интернет-сайт
1. Информационные ресурсы и услуги // Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ»: [сайт]. – М., [2002-2009]. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









































Практическая работа № 4.
Тема: Анализ форм самостоятельной работы (аудиторная и внеаудиторная работа)

Цели практической работы:
1. Активизация мыслительной деятельности студентов, мотивация к изучению дисциплины.
2. Формирование навыков восприятия информации.
4. Повышение интереса к изучаемому материалу.
5. Формирование умений по анализу представленной информации у студентов.
Задачи:
1. Закрепление теоретических знаний о формах самостоятельной работы.
2. Систематизация и представление информации в виде таблицы.
Материально-техническое обеспечение: индивидуальные письменные принадлежности (тетрадь, ручка), бланк отчета студента.
Методическое обеспечение: указания к выполнению практических работ по дисциплине ОП.11 Введение в специальность

Задание:
1. Проанализировать представленную информацию по теме: Формы самостоятельной работы (Приложение 1).
2. Систематизировать и представить основную информацию в виде таблицы, указав: форму самостоятельной работы, примеры, достоинства и недостатки. Оформление таблицы на усмотрение студента.




























Приложение 1
Формы самостоятельной работы

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студента (далее – СРС) должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:
подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
реферирование статей, отдельных разделов монографий;
изучение учебных пособий;
изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;
изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
выполнение контрольных работ;
написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;
конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;
участие студентов в составлении тестов;
выполнение исследовательских и творческих заданий;
написание курсовых и дипломной работ;
составление библиографии и реферирование по заданной теме;
создание наглядных пособий по изучаемым темам;
самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;
занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.
С учетом приведенного описания многообразия форм внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
Формы СРС должны отличаться для студентов разных курсов. Студентов младших курсов необходимо научить работать с учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты, позднее – оформлять рефераты, эссе, курсовые, а затем и дипломные работы.
Интересной формой СРС для практических занятий на старших курсах являются «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными профессиональными ситуациями или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность научиться разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми (творческими) группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в учебно-профессиональные задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в образовательной организации заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.











Практическая работа №5.
Тема: Разработка опорного конспекта по теме
«Методы самостоятельной работы студента»

Цели практической работы:
1. Активизация мыслительной деятельности студентов, мотивация к изучению дисциплины.
2. Формирование навыков восприятия информации.
3. Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
4. Повышение интереса к изучаемому материалу.
5. Студент должен знать и применять методы самостоятельной работы.
Задачи:
1. Формирование теоретических знаний о методике составления опорного конспекта.
2. Составление опорный конспект по материалу лекции на тему «Методы самостоятельной работы студента».
Материально-техническое обеспечение: индивидуальные письменные принадлежности (тетрадь, ручка), бланк отчета студента.
Методическое обеспечение: указания к выполнению практических работ по дисциплине ОП.11 Введение в специальность.

Задание.
1. Разработать опорный конспект по теме «Методы самостоятельной работы студента» (30 минут).
Приложение №1. Текст лекции.
Приложение №2. Рекомендации по оформлению опорного конспекта.
2. Публичная защита разработанного опорного конспекта (20 минут на группу). Отчет.
Алгоритм защиты работы студента:
- представление (ФИО),
- тема работы,
- что выполнено,
- материально-техническое оснащение,
- в чем были затруднения, что понравилось;
- какова значимость.



















Приложение 1


Конспект лекции по теме «Методы самостоятельной работы студентов»

Ме
·тод (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – путь исследования или познания) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или достичь определённой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Самостоятельная работа – это форма организации учебной деятельности, в процессе, которой студенты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания, с целью достижения профессиональной компетентности.
Методы самостоятельной работы студентов в процессе обучения довольно сложно выделить в отдельную группу, поскольку большинство дидактических методов многофункциональны и их одновременно можно включить в различные группы. Формируя у студентов умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, они одновременно способствуют развитию других структурных компонентов личности.
Чтение. Метод работы с учебником и другими учебно-методическими пособиями содействует расширению научных знаний студентов, формированию умений самостоятельной познавательной деятельности. Метод применяется для осмысления и закрепления научной информации, уже полученной студентами на лекциях и семинарских занятиях, а также для самостоятельного первичного приобретения, расширения знаний без участия преподавателя. Кроме того, работая самостоятельно, студенты учатся решать задачи, выполнять упражнения, ставить опыты.
Студенты, проявляющие особый интерес к определенным областям знаний, могут обращаться к различным научным трудам, не предусмотренным учебными планами, и самостоятельно расширять и углублять научные знания. Желательно, чтобы преподаватели, поощряя подобное стремление, предлагали списки научной литературы для самостоятельной работы. Самостоятельность познания ценна еще и тем, что без нее невозможно формирование взглядов, убеждений, научной позиции студентов.
Видеолента. Цель метода - помочь студентам увидеть себя, свою учебную деятельность, свои действия, по возможности не только учебного, но и профессионального характера, со стороны.
Но для этого необходимо сделать запись, фиксацию учебного фрагмента, педагогической практики и воспроизвести с помощью видеокамеры или видеомагнитофона. Затем студент самостоятельно просматривает на телеэкране и анализирует эти фрагменты, решая, как надо или как не надо действовать.
Данный метод привлекает внимание потому, что студент как бы отделяет события на телеэкране и субъектов этих событий от себя, анализирует их со стороны «чужим взглядом». Причем просмотр видеоленты, а затем и анализ могут повториться. В случае затруднения студент обращается за консультацией к преподавателю. Метод создает возможность максимальной адаптации к индивидуально-типологическим особенностям студента. Но использовать его удается не столь часто из-за отсутствия необходимого оборудования.
Экспертиза. Метод прост в применении и очень эффективен для развития аналитических способностей, рефлексии. Он широко используется для экспертной оценки действий студентов во время педагогических, познавательных, деловых игр; при анализе рефератов, выполнения опытов, решения различных задач, преодоления конфликтных ситуаций. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом, знать проблему обсуждения и оценки.
Метод экспертизы применяется в двух формах письменной и устной, причем вторая более популярна. Он играет значительную роль в профессиональной подготовке учителя, для которого очень важно развивать аналитическое мышление.
К методам самостоятельной работы студентов относятся также: слушание - восприятие информации органами слуха; конспектирование - запись услышанной или прочитанной информации и др.
Методы самостоятельной работы усваиваются и применяются студентами не сразу. На I курсе большинство из них не владеют еще этими методами, не осознают роль самообразования в профессиональной подготовке специалиста и в будущей профессиональной деятельности. Постепенно под руководством преподавателей они проходят различные этапы накопления опыта самостоятельной работы. На старших курсах студенты широко используют эти методы при написании рефератов, проведении сложных опытов и экспериментов, подготовке курсовых и дипломных работ.
Таким образом, методы самостоятельной работы студентов могут быть использованы в аудитории - на лекциях, семинарских и практических занятиях. В данном случае эта работа осуществляется с участием преподавателя. Когда же методы применяются студентами вне аудитории (более активно на старших курсах) - студенты полностью самостоятельны.
В современных условиях возрастает доля самостоятельной работы студентов, что актуализирует значение методов данной группы. Сформированный в студенческие годы опыт самостоятельной работы и освоенные методы помогут студентам на следующих ступенях получения образования не останавливаться на достигнутом, постоянно пополнять и обновлять знания.
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 2

Методика составления опорного конспекта

«Бездарных учеников не существует».
В.Ф. Шаталов

Опорный конспект (далее – ОК) – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намереваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.

Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся при изучении дисциплины (ВОВ,РФ,и др).
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.


Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.

Приложение 3
Пример готового опорного конспекта













ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2014 № 525.
Кодексы и Законы РФ 2016. – Режим доступа: http : //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Организация самостоятельной работы студентов. – Режим доступа: http: //www.charko.narod.ru/tekst.









Методические указания к выполнению практических работ
по дисциплине ОП.11 Введение в специальность
2016 год



13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115



2014 г.