Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Управление образования администрации муниципального района
«Город Валуйки и Валуйский район»






Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности
обучающихся на уроках русского языка и литературы


Калашникова Лариса Вячеславовна ,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №5» г.Валуйки Белгородской области














г.Валуйки, 2014 г.

Сколько существует человеческое сообщество, столько времени идёт поиск человеком способов повышения качества обучения, особенно в общеобразовательной школе. Мы переходим к информационному обществу, становление которого на современном этапе его развития реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь коммуникативных. Все в большей степени нарастает объем информации, в котором следует уметь ориентироваться образованному человеку XXI века.
«Вся гордость учителя в его учениках, в росте посеянных им семян». Слова Д.И.Менделеева в полной мере относятся к разговору об одаренных детях. Сколько ожиданий и надежд связываем мы с ними. Стараемся особым образом планировать свою урочную и внеурочную деятельность, моделируем формы творческого сотрудничества. Одной из таких форм стало тьюторство. Эта образовательная технология существует уже несколько столетий. Центральной задачей является сопровождение индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания ее эффективности и оценивания субъектно-значимых результатов. Тьюторство появилось в Англии, вначале оно существовало в университетах, затем перекочевало в школы и стало обыденным делом. Английские педагоги убеждены в том, что понимание и истинное знание приходят только к тому, кто учится сам, поэтому в качестве средства, индивидуализирующего процесс обучения, тьюторами используются:
Обучение сверстниками (обучение на равных, взаимообучение);
Персонализированное обучение (обучение в индивидуальном темпе по специально подготовленным печатным материалам, предусматривает еженедельные встречи и письменные отчеты);
Модульное обучение (обучение с помощью учебных пакетов);
Проведение аудиотьюториалов (использование магнитофонной записи и набора вспомогательных материалов: схем, графиков и т.д.).
Система тьюторства получила широкое распространение и в американских школах, она высоко оценивается американскими педагогами как средство повышения уровня знаний и интереса к учебным предметам. Элементы (или принципы) тьюторского сопровождения в той или иной форме применяются в некоторых европейских странах, хотя название «тьюторское сопровождение» может и не употребляться. В русскую педагогическую практику слово «тьютор» было введено англофилом М.Н.Катковым в 1868 году. Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. Имеется и практический опыт применения тьюторского сопровождения в нашей стране. С 1993 года проводится исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии в Новосибирском, Ростовском, Красноярском государственных университетов.
Мы делаем первые шаги в организации тьюторского сопровождения одаренных детей, следуя основным принципам этой работы, понимая, как важно разумно использовать интеллектуальный и творческой потенциал ученика, его познавательную инициативу. В современной системе образования речь идет о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, способных обеспечить сопровождение образовательной деятельности ученика. Тьюторство в старшей школе основывается прежде всего на формировании исследовательской компетенций старшеклассника.
Главным тезисом моей работы стало утверждение: «Ребенок не рождается бесталанным. Каждый талантлив по-своему!» Эта весьма расхожая фраза отражает главную идею тьюторства – поддержка одаренных детей. Какова же специфика тьюторства? Она определяется не только выявлением детей с высоким уровнем учебной мотивации, но и необходимостью диагностики интеллектуального потенциала ученика, выявлением психологических компонентов его способностей, что в дальнейшем определяет направление и содержание индивидуального образовательного маршрута школьника. Следует обратить внимание и на сотрудничество с родителями, школьной психологической службой, библиотекой – различными культурными центрами.
Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Использование технологии тьюторского сопровождения школьников при организации проектно-исследовательской деятельности и создании открытого образовательного пространства для учащихся может послужить огромным подспорьем в работе педагога.
Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов. В процессе проектно-исследовательской работы проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: учащимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Деятельность учителя по организации проектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, но в первую очередь она должна создавать условия для создания открытого образовательного пространства для учащихся.
Занимаясь с учениками проектно-исследовательской деятельностью, мы убедились, что ребята с большим увлечением и интересом разрабатывают оригинальные проекты на актуальные темы. Причем, очень важно, чтобы эта работа осуществлялась обязательно в сотрудничестве учителя и ученика, а не навязывалась педагогом. Роль учителя - организационная: учитель выступает в роли тьютора.
Тьютор - это консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь учащимся в рамках проектной деятельности.
Тьютор - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, а тот, кто передает опыт учения. Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего. Не зря китайский философ Конфуций сказал: "Учитель и ученик растут вместе...". Тьюторское сопровождение помогает запустить индивидуальную траекторию саморазвития ученика. Мы предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой только контроль. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни учеников, расширении его собственных возможностей, подключении субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Своими основными функциями тьютора в отношении учащихся считаю:
диагностику состояния процесса обучения учащихся;
осуществление целеполагания;
обеспечение мотивации у учащихся и вовлечение их в деятельность;
управление деятельностью учащихся;
коррекцию деятельности учащихся;
контроль за выполнением заданий;
рефлексию деятельности.
Тьюторское сопровождения позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы. Таким образом, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, проектной деятельности своих учеников.
Проект (в перев. с лат. - "брошенный вперед") - форма совместной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которой достигается изначально запланированный результат.
Проект - это "пять П":
Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению, поскольку весь процесс базируется на интересах, способностях учеников, которые имеет возможность выбирать тему проекта или исследования, организационную форму его выполнения, оценить сложность проектировочной деятельности.
Данная работа стимулирует учащихся не только к более глубокому изучению предмета, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций Power Point, также используются программы Word, Fotoshop.
Достаточно результативна проектная деятельность, где учитель выступает в роли тьютора, помогая учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию.
В результате в методической копилке появились проекты на самые разные темы: мультимедийные презентации для проведения уроков литературы, разработки литературных игр, викторин по русскому языку, проекты книг о книге:
7 класс
Проект «Богатыри земли русской»
Проект «Изображение природы в лирике поэтов XIX века»
Проект «Мир, полный приключений. Они – рядом!»
8 класс
Проект «Романтизм в живописи и литературе русских художников, писателей, поэтов XIX века»
Проект «Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения»
Проект «Театр не мода, вечен всегда! (По произведениям русских и зарубежных драматургов XIX века»)

9 класс
Проект «Портрет: словом и кистью. По произведениям русских писателей и художников 1-й половины XIX века»
Проект «Жил-был рыцарь. По произведениям отечественной и зарубежной литературы»
Проект «Автор-рассказчик-повествователь. Автор и его герой. По произведениям русской литературы 19 века»
10-11 классы
Проект «Пейзаж в творчестве мастеров слова и кисти»
Проект «Сны: невозможное возможно»
Проект «Тема семьи в русской литературе второй половины 19 века»
Проект «Она не погибнет, Россия!» История, философия, литература о войне»
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности.
Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают различные виды деятельности. Главное, чтобы формы работы, предлагаемые детям, давали результат. Но результат невозможен без творческого импульса. Как поддержать его, как расширить область эмоционального впечатления? Эффективным является прием «погружения». Таким образом, результатом тьюторского сопровождения одаренных детей должны стать знания, опыт и победы ребят:
Региональный конкурс научно-исследовательских работ школьников «Язык и культура». Номинация «Культура речи и культура общества» - 1 место
Региональный этап Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке». Секция «Литературоведение и литературное творчество» - 1 место
Региональный этап всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» - 3 место
Региональный этап всероссийского форума научной молодежи «Открытие» - 2 место
Муниципальный этап XVII областной олимпиады по школьному краеведению, посвященной 60-летию образования Белгородской области. Секция «Литературное наследие» - 1 место
Тьюторское сопровождение одаренных детей, бесспорно, решает задачи гуманизации образования, что, в свою очередь, напрямую связано с развитием общества. Лишь люди талантливые, которым помогли максимально раскрыть их природный потенциал, готовы к свершениям и открытиям.































ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся
(на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы)


Этапы работы
Форма работы
Содержание деятельности
Результат




Тьютор (педагог)
Тьюторант (учащийся)


1
Диагностика интересов учащихся
(создание карты интересов)
Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа
Подготовка материалов для диагностического исследования
Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований
Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности


2
Выбор темы исследования и определение гипотезы
Тьюторская консультация
Формирование примерного перечня тем для исследований.
Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии (не всегда).
Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач.

3
Составление плана работы по выбранной теме
Тьюторская консультация
Подготовка материала для проведения исследований
Выбор наиболее приемлемого материала для исследований, составление плана работы.
Создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы.
Определение списка литературы для изучения и выбор методик исследования.

4
Изучение материала по выбранной теме исследования
Тьюториал
Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, сайты и Т.П.).
Обеспечение доступа в Интернет (работа в информационном центре школы).

Изучение материалов
Создание теоретической обзорной части работы, окончательный выбор методики.

5
Исследования
Тренинг
Контроль за ходом выполнения проекта-исследования
Практические исследования
Классификация и обработка получаемых данных, мониторинг.

6
Самостоятельная работа по теме исследования
Тьюторская консультация
Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возможно возникающие проблемы (поиск научного консультанта, возможность работать с др. участниками)
Работа над темой исследования
Оформление материалов исследовательской работы

7
Подготовка к презентации результатов работы
Образовательное событие



Организация рефлексии среди членов объединения

Перспективная презентация исследовательской работы
Презентация и защита результатов выполненной работы

Подготовка к презентации исследовательской работы в конкурсах, научных конференциях различных уровней.

8
Оценка результативности проделанной работы
Тьюторская консультация

Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности.
Самоанализ
Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения).


Список литературы:
1. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Беспалова Г.М. Материал сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Корнеева, Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции. http://www.thetutor.ru/distance/article002.html 3. Ковалева Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Ковалева Т. М. // Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121 4. Щенников С.А Открытое дистанционное образование. – М.: Наука, 2002. – 527 с.
5. Г.В. Цветкова. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. – Волгоград, издательство «Учитель», 2013















Заголовок 1 Заголовок 215