Статья Сотрудничество педагога и классного коллектива в реализации проектной деятельности на примере тематических классных часов

Сотрудничество педагога и классного коллектива в реализации проектной деятельности на примере тематических классных часов.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в соответствии с программой воспитания и социализации обучающихся. В настоящее время каждое образовательное учреждение решает эту задачу по-своему: кто-то привлекает педагогов – специалистов в определённых областях для работы непосредственно в школе, кто-то использует ресурсы учреждений дополнительного образования, находящихся в непосредственной близости от школы. Во всех, наверное, школах учителя-предметники ведут кружки, студии и секции в соответствии со своей квалификацией и педагогическими потребностями.
Однако опыт показывает, что такая организация внеурочной деятельности не может обеспечить охват каждого ученика всеми направлениями воспитания и социализации. В самом деле, не может же ребёнок одновременно посещать 5 – 6 детских объединений, где работа серьёзно организована и требует полноценной умственной и физической отдачи. И в связи с этим уместно вспомнить, что огромные ресурсы в плане воспитания и социализации заключены в деятельности классного руководителя и в такой поистине «вечной» форме работы с обучающимися как классный час.
Но здесь педагога тоже подстерегают определённые проблемы. В соответствии с должностной инструкцией, классный руководитель обязан проводить классный час один раз в неделю, то есть 4 – 5 раз в месяц. При этом один классный час в течение месяца обязательно должен быть посвящён профилактике дорожно-транспортного травматизма, один – другим вопросам безопасного и здорового образа жизни (действия в ЧС, антитеррор, профилактика вредных привычек и т.д.), и один классный час неизбежно отводится на решение текущих проблем в классе. Ещё сюда следует добавить тот факт, что вышестоящие организации постоянно вносят свои коррективы в план воспитательной работы школы и, соответственно, классных руководителей, следствием чего, в частности, является проведение незапланированных ранее классных часов. Таким образом, затронуть какую-либо другую тему в рамках классных часов, определённых должностной инструкцией классного руководителя, практически не представляется возможным.
С учётом данной ситуации, в процессе внедрения ФГОС ООО в МБОУ СОШ №191 было принято решение о выделении дополнительного часа каждому классному руководителю на проведение тематических классных часов. Классными руководителями, работающими в соответствии с ФГОС ООО (в 2014-2015 учебном году это 5 – 6 классы), были разработаны темы занятий обучающимися, охватывающие все направления воспитания и социализации.
Как известно, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечивать, в частности, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Что это может означать применительно к такой форме работы с обучающимися как классный час? А то, что классному руководителю следует отходить от предоставления информации воспитанникам в готовом виде. Как и современный урок, классный час тоже должен быть основан на системно-деятельностном подходе и предусматривать активную работу обучающихся.
В своей педагогической практике во внеурочной деятельности я решила взять за основу высказывание «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать, и я пойму». Я классный руководитель 6 «А» класса. Второй год мы с ребятами работаем по ФГОС ООО. И конечно уже имеем определенный опыт работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Большое внимание мы уделяем проведению тематических классных часов. Тематический классный час это не урок, но и не пустая болтовня, поэтому подготовка к нему должна быть не менее тщательной, он ческий классный час по ФГОС должен отражать и реализовывать основные принципы программы воспитания и социализации. При написании плана воспитательной работы я выбираю различные темы для классных часов. Тематика подбирается учитывая направления, которые указаны в программе воспитания и социализации, а также индивидуальные особенности обучающихся. Все классные часы разделены по направлениям. Цель, которую я поставила в своей работе с детьми при организации и проведении тематических классных часов: развитие личностных ууд учащихся посредством организации и проведения тематических классных часов.
Задачи: добиться положительной динамики в мотивации к проведению классных часов, вовлечь всех учащихся класса; развивать навыки самостоятельной и групповой работы; научить поиску, анализу и сравнению необходимой информации.
Алгоритм работы с организацией и проведением тематических классных часов на примере серии классных часов, посвященных здоровью:
Педагог сообщает тему классного часа;
(На одном из классных собраний было сделано объявление о том, что будет проводится серия тематических классных часов, посвященных здоровью);
Выбор творческой группы
(Обычно группа состоит из 3 человек. Группа не должна быть слишком большой, так как это накладывает определенные трудности, при распределении ролей. В группе есть лидер, который несет ответственность за подготовку. Были выбраны творческие группы учащихся, ребята сами выбирали, кому предложенная тема ближе и интересней. Для предложенных тематических классных часов группы выбирались по дружеским интересам, так как темой здоровья заинтересовались многие);
Обсуждение целей и задач (необходимым этапом в подготовке такого классного часа я считаю, что ребята должны научиться ставить цель – зачем они выполняют эту работу и задачи – как они будут выполнять эту работу. Ребятами были предложены следующие цели и задачи в серии классных часов про здоровье
«Здоровый образ жизни» - познакомиться с необходимыми знаниями о здоровом образе жизни
Выяснить что помогает детям сохранить свое здоровье;
Провести анкетирование среди учащихся 6 класса о физической активности, правильном питании, полезных и вредных привычках;
Сделать обобщающие выводы о здоровье детей).
Информационная подготовка
(На данном этапе ребята находят необходимую информация для проведения классного часа, пользуясь различными справочниками, Интернетом. Анализируют, выбирают необходимую, доступную информацию – основной принцип, ребята стараются подобрать и преподнести так информацию, чтобы было доступно и понятно всем без исключения. Роль педагога в данном случае – корректирующая.
5 ) Презентация классного часа
(На данном этапе ребята презентуют свою работу – вступительное слово с оглашением темы и цели классного, теоретическая часть, физкультминутка в данном направлении ребята проводили зарядки, музыкальные физкультминутки, практическая часть - викторина, рефлексия)
За два года было проведено обучающимися 6 классных часов. Намечается положительная динамика в желании провести такой классный час.
Фотоотчет о проведенных тематических классных часов
Я учитель иностранного языка, на занятиях во внеурочное время я стараюсь максимально погрузить учащихся в атмосферу праздника. Я предложила ребятам внести элементы внеурочного занятия по предмету в тематический классный час. У нас получилось яркое и увлекательное мероприятие, которое второй год подряд проходит у ребят с большим удовольствием.







В работе с классным коллективом большое внимание уделяется направлению воспитание патриотизма и гражданственности. По данному направлению ребятами были проведены 2 тематических классных часа.
Тематические классные часы, посвященные 20-ию Конституции РФ и Дню Космонавтики. Ребята выступали с презентациями, были проведены викторины, показан фильм, выпущена газета.


Приоритетным направлением в деятельности как учителя предметника, так и классного руководителя являются здоровьесбережение. Согласно закону об образовании и ФГОС, среди обучающихся должна проводится пропаганда обучения навыкам здорового образа жизни; необходимо расширить представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, позволяющему сохранять и укреплять здоровье; привить соблюдение правил личной гигиены как основы профилактики инфекционных, в т.ч. социально значимых заболеваний; развивать и закреплять правильные пищевые привычки и пищевое поведение, придерживаться принципов здорового питания, уметь делать осознанный выбор полезных продуктов и блюд и уметь их готовить; сформировать и развивать умения по соблюдению различных правил ЗОЖ, например, по закаливанию, саморегуляции эмоционального состояния; сформировать умения подростка обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития и др. Все эти цели и задачи ребята стараются отражать в тематических классных часах, посвященных здоровью.
«Здоровый образ жизни», «Правильное питание» и «Витамины наши лучшие друзья»



Тематический классный час это не только общение ребят во внеурочное время, подготовка, свежие идеи, творческий подход, но и возможность использовать такой классный час как проектную работу.
Проект - это временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Целью любого проекта является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, которые они приобрели при изучении различных предметов. Не секрет, что у учителя порой не хватает на уроке времени, чтобы проверить проекты учащихся, либо эти проекты бывают проверены поверхностно. Тематический классный час в системе «сотрудничество классного коллектива и педагога» позволяет также реализовать и возможность работы над проектом. Из тех классных часов, которые мы провели с ребятами можно выделить те предметные области, в которых ребята заинтересованы больше всего и в дальнейшем позволит развивать мотивацию и к другим учебным дисциплинам.
«Хэллуин» - иностранный язык, информатика и технология;
«20-ие Конституции РФ» и «День Космонавтики» – информатика, обществознание и история
«Здоровый образ жизни», «Правильное питание» «Витамины-наши лучшие друзья» - физическая культура, биология, информатика
В дальнейшем мы планируем продолжать начатую работу в организации и проведении тематических классных часов с привлечением всех обучающихся. Несомненно, кто-то скажет, что в подготовке такого мероприятия педагог тратит гораздо больше времени, нежели чем он бы сам приготовил, а некоторых обучающихся привлек к подготовке различного рода сообщений при проведении классного часа. В этом есть доля истины, если такие классные часы проводить бессистемно. Но если это вводить в систему, то и роль педагога значительно изменится как она меняется во урочное время при подготовке учебных занятий, и роль обучающихся значительно повысится. Литература
«Закон об образовании» от 1 сентября 2013 года
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего образования – Сайт - минобрнауки.рф
Жиренко О.Е., Савченко Е.В. «Классные часы»



Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 5