Школьный музей в условиях инновационной практики


Школьный музей в условиях инновационной практики
Возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма является сегодня важным как никогда. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой детской душе, и надо найти возможность усилить его точным и чистым тоном.
Решать проблемы – гражданско-патриотического воспитания достаточно эффективно можно через использование образовательного пространства школьного музея. В 2003 году в нашей школе, одной из первых в Богородском районе, был создан краеведческий музей.
В музее 6 залов, в том числе, выставочный зал. В зале боевой славы, и в зале «История образования» постоянно обновляются экспозиции. Причем есть постоянные стенды и возможность экспонировать сменный материал.
Разнообразная деятельность в музее проводится в соответствии с Программой развития музея «Исток». В течение трех последних лет реализованы были Программы дополнительного образования «Наш край» и «Школьный музей».
Одно из направлений работы – экскурсионная деятельность. Самым первым структурным подразделением Совета музея было объединение школьных экскурсоводов. Лучшие экскурсоводы имеют возможность пройти учебу в областной школе экскурсоводов. Содержание экскурсий –тоже предмет исследования, ведь каждый новый экскурсовод не только старается дополнить, но и придать свое личное видение экспонируемого материала. Проводятся экскурсии по следующим темам:
«Интерьер крестьянской избы», «У каждого была своя война, «Уголок России – школьный дом, «Занятия и быт населения округи», «Наши земляки – участники Отечественной войны», «Одежда нашего края» и другие.
Одним из видов экскурсий является интерактивная экскурсия в залах «История образования», «Одежда жителей нашего края». Например, участники экскурсии «Уголок России-школьный дом» одевают пионерскую, школьную форму 70-х годов, инсценируют пионерский сбор, садятся за парты 60-х годов, за которыми сидели их родители, бабушки, дедушки. Им предлагается самим изучить альбомы-рапорты, выполненные когда-то их родителями к торжественным событиям, юбилейным датам. Так перед детьми предстает живая история, связанная с историей их семьи.
В младших классах дети проводят Музейные уроки: «Бабушкин сундук» (экскурсоводы приносят в класс берестяной короб, из которого достают предметы быта, рукоделия, предлагая назвать или описать музейные экспонаты, адаптируют материалы краеведения для младшего возраста).
Успешно осуществлялась проектно-поисковая и исследовательская деятельность. Считаю, что проектно-поисковая деятельность - одна из эффективных педагогических технологий воспитания патриотизма.
Её результативность показывает положительная динамика участия ребят в проектах, исследованиях. Растет доля победителей и призеров районного и областного уровня в различных краеведческо- исследовательских конкурсах.
Музей служит своим творцам. Ведь большая часть исследований создается по материалам музея.
На протяжении трех лет мы являемся победителями и областными призерами конкурсов «Край Нижегородский». Темы работ «Гидронимы нашего края», «Заочная экскурсия по памятным местам Богородского района», «Кустарные промыслы и ремесла края», «История увековечивания памяти о Великой Отечественной войне в нашем селе» и др.
Участвуем в областном конкурсе «Отечество». Темы работ, ставшие призерами: «Наши земляки в Первой мировой войне», «Наши земляки –участники Сталинградской битвы» и др. Работа «Святки – один из наиболее почитаемых и любимых зимних праздников в селе Хвощевка и его окрестностях» стала победителем в областного этапа конкурса «Снежная крепость». А исследовательская работа об увековечивании памяти строителей оборонительного рубежа стала победителем Всероссийского конкурса «Факты. Находки. Открытия», её автор учащийся 8 класса Полуэктов Юрий в 2014 году стал участником слета Поисковых отрядов в лагере «Орленок».
В ходе реализации проектов, исследований, ребятам приходится общаться со многими людьми: представителями власти, общественности, с ребятами из других районов, занимающимися аналогичными исследованиями, представителями СМИ.
Наш музей –это открытое образовательное пространство. Сегодня мы сотрудничаем со многими организациями. Общественный фонд Места памяти Нижегородской области во главе с Татьяной Филимоновой, Богородский исторический музей (директор Смирнова М.А.) , районные Советы ветеранов воинов интернационалистов (возглавляет выпускник школы Пишин В.А.), Дети войны, сельская администрация, военно-патриотический клуб Пуреховской школы, где наш актив музея побывал, приняв участие в межрайонном слете активистов по сохранению памяти об оборонительном рубеже на территории Горьковской области в1941 году.
Мы сотрудничаем со всеми, кто не равнодушен к прошлому, кого волнует будущее. У музея есть свой сайт. 3 года назад музей стал победителем смотра музеев образовательных учреждений Нижегородской области, проведенного фракцией КПРФ Законодательного собрания Нижегородской области на лучшую организацию патриотического воспитания молодежи.
На базе школьного музея проводятся семинары для руководителей школьных музеев района и области. В 2014 году мы рады были представлять опыт школы экскурсоводов и нормативную базу школьного музея участникам областного семинара «Музейная педагогика». Являемся дипломантами областного этапа Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-исследовательской деятельности 2014 года, в 2015 году являемся призерами областного интерактивного конкурса на лучшую информационную деятельность школьных музеев.
Сделано много. Наличие музея, как открытой образовательной и воспитательной системы позволило заявить об открытии на базе музея муниципальной площадки для внедрения инновационной практики, направленной на решение проблем гражданского и патриотического воспитания учащихся. Актуальность проблемы обусловлена тем, что она
отвечает новым приоритетам государственной политики в сфере образования и воспитания (Новым стандартам образования , Федеральной Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы).
Цель инноваций создать новую модель интеграции традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.
Условием для создания такой модели является интерес современных школьников к ИКТ технологиям. В прошлом году активисты музея с большим энтузиазмом участвовали в интернет проекте «Я-история» и в интерактивном конкурсе школьных музеев.
Одним из ожидаемых результатов новой модели - рост числа учащихся, включенных в поисково-исследовательскую деятельность через использование компьютерных технологий, в том числе соц. сетей и интернет проектов.
На сегодняшний день завершен первый организационно-ориентировочный этап инновационной деятельности. Его задачей было определить модель взаимодействия музея и школы, разработав Программу такого взаимодействия.
Для этого:
1.На педагогическом совете в октябре коллектив был проинформирован об открытии на базе школы экспериментальной муниципальной площадки.
2.Был проведен теоретический семинар «Модели взаимодействия: школа-музей». Цель семинара: мотивировать педагогов на участие в работе школьного музея и определить инновационную модель школьного музея на новом этапе.
Руководитель музея познакомила участников с моделями взаимодействия музея и школы, критериями которых являются способ и уровень интеграции музея в учебный процесс. Каждая из этих моделей так или иначе присутствует в практике школьного музея.
Среди них:
-Музей –экспозиция (выставка) В первые годы существования музея именно эта модель была приоритетной. В учебном процессе музейный материал задействован в качестве иллюстраций).
-Музей-мастерская;
-Музей –лаборатория ;
-Музей –клуб;
-Музей-адаптационный центр (учитывая наличие детей-инвалидов и классов коррекции в школе);
-Музей-экскурсионное бюро;
-Музей-игротека;
-Музей-кафе;
-Музей-экспедиция.1)
Последняя модель также широко представлена в практике нашего музея. Ежегодно участники проекта «У каждого была своя война» совершают поход по местам рубежа, который строили жители Горьковской области в 1941 году, часть оборонительного рва проходила в нашей местности (примерно 15 км).
Все вышеперечисленные модели в чистом виде не могут существовать, в реальности школьный музей – представляет некий синтез различных характеристик. Использование отдельной модели полностью или её отдельных элементов зависит от конкретных условий, временных рамок, тематики, самобытности и возможностей музея.
Мы пришли к единому мнению, что в условиях внедрения инновационной практики наш музей – это лаборатория. Эта модель позволяет сочетать проектно –поисковые, исследовательские методики с ИКТ технологиями. В такой модели традиционный музейный материал задействован в учебном процессе и как объект исследования, и как исторический источник. Экспозиционное пространство используется как лаборатория для создания новых образовательных продуктов.
В Новой Программе «Школа –музей–школа» описаны планируемые результаты музея-лаборатории. Главная отличительная составляющая – использование ИКТ технологий наряду с традиционными формами работы и направлениями в содержании ( Родной край, Семья, Школа). В соответствии с программой её практическим результатом станет:
-создание электронной музейной инвентарной книги;
-создание виртуального музея, которое началось еще в прошлом году на сайте «Я-история»;
-создание интернет проекта «75 лет Рубежу обороны», в ходе которого планируется сотрудничество и обмен собранным материалом со школьными музеями Нижегородской области, участвующими в сохранении Памяти о рубеже;
_________________________
1) Модели или жанры музеев описаны в книге «В помощь активистам музея образовательной организации». Н.Новгород, 2014г.
-качественное обновление сайта музея как учебника родного края, где будут не только новости и исследовательские работы, но и видеоролики экскурсий, виртуальное краеведении, общение в форуме;
Сотрудничество в соц сетях активистов музея с активом других школьных музеев.
Опрос родителей и учащихся показал, что участие в активе музея, деятельности музея является в школе фактом престижа ( на протяжении последних трех лет на первом месте в рейтинге дополнительного образования наряду со спортивными секциями –программы «Школьный музей» и «Краеведение»).
Прошли выборы в актив музея, который увеличился за счет того, что в каждом классе , начиная с 4-го выбраны ученики в Совет музея по желанию.
Также по желанию распределились по музейным сообществам. Одни традиционные: «Поиск», «Экскурсоводы», «Редакторы», а два других новые: «Салют» – новое сообщество волонтерское. Новое в деятельности- проведение патриотических акций «Этих дней не смолкнет слава» в дни воинской славы России. Дети сами создают на основе музейного материала и СМИ буклеты, листовки и раздают их жителям села и близлежащих сел. Новое объединение музея: «Медиа-хранитель», которое должно заняться созданием виртуального музея и обновлением сайта.
Т.О. благодаря органичному сочетанию традиционного краеведения с инновационными технологиями наш школьный музей из маленькой классной комнаты превращается в исследовательский центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, успешно решающий задачи патриотического воспитания.
«Прошлое должно служить современности!» Эти слова Д.Лихачева очень образно передают миссию школьного музея как развивающейся открытой воспитательной и образовательной системы. Благодаря музею дети не просто узнают историю, а переживают, делают её своей. Значимыми для детей становятся и обычаи наших жителей, и традиции семьи, и уклад жизни, и местные достопримечательности. А то, что пережито, будет с ними всегда: высокое и просто трудовое, общее с другими (историческое) и особенное свое личное, вызывающее чувство гордости за своё Отечество.
Февраль 2016 г. Е.Т.Крайнова