Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: «Путешествие Колобка»


Класс: 1.
Программа учебного курса: «Школа 2100», 2013 г.
Автор УМК (программы учебного курса): Вахрушев А.А.
Тема: «Путешествие Колобка»
Оборудование: проектор, компьютер,
Цели урока:
1.Развивать умение устанавливать связи в природе (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
2.Развивать логическое мышление (общеучебные интеллектуальные умения).
3.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу (2-я линия развития - уметь объяснять свое отношение к миру).
Формировать УУД:
-регулятивные - учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-познавательные - делать выводы в результате совместной работы всего класса; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные - оформлять свою мысль в письменной речи на уровне небольшого текста; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.
Этап урока
Ход урока Формирование УУД
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
4. Совместное открытие новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Взаимопроверка.
7. Физическая минутка.
10. Итог урока.
Рефлексия деятельности. Повернитесь все друг к другу,И пожмите руки другу.Руки вверх все поднимитеИ вверху пошевелите(вместе)Скажем весело «Ура»Начинать урок пора!
(Звучит запись- читают дети)
.И обед нам не обед,если к супу хлеба нет.И не та на вкус картошка,если хлеба нет ни крошки.2.Даже каша с хлебом краше!Гусь без хлеба-ерунда!Хлеб- кормилец-молодецкая еда,Говорил народ всегда.
3.На работе и в походеУ народа хлеб в почёте.С хлебом русский человек-Богатырь из века в век.
-Какое замечательное стихотворение прочитали ребята, не правда ли? Вам понравилось? А кто из вас догадался, почему этими строками мы начали урок?
-Как вы думаете, какая у нас тема урока? (Путешествие Колобка).
-Если тема урока посвящена хлебу, то давайте составим план нелёгкого пути хлеба от поля к столу
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как люди разных профессий помогают хлебу появиться у нас на столе.
-Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает
Сколько требует ухода
Мать-земля за целый год.
- Ребята, кто знает, чтобы появился хлеб с чего нужно начать работу?
- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб.
--Труд хлебороба очень тяжёлый. Это терпеливые, выносливые и трудолюбивые люди, которые с раннего утра и до позднего вечера, а то и всю ночь убирают с полей урожай. Хозяйства, которыми управляют люди, есть и в нашем районе. 
-Кто пашет землю?
Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют …
Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Посленужно сначала разрыхлить или взбороновать.
Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю
- Тракторист вспахал нам землю, можем сеять семена. Давайте посмотрим, как выглядят семена пшеницы и других зерновых культур.
-Зерно пшеницы, какое оно по форме? По размеру? По окраске?
-Выбрали семена теперь надо засеять поле? Как мы будем с вами это делать?
- Посеяли мы семена, пригрело солнышко, и из земли появились маленькие ростки.
-Пока растёт наша пшеница, проведем физминутку.
Зёрнышко в земле сидело,
(дети садятся на корточки)
Под солнышком - зазеленело.
(встают, поднимают руки вверх)
Колосья пшеницы качаются ,Зерном золотым наливаются.
(имитируют руками движение колосьев)
Работа с учебником
-Давайте рассмотрим, как хлеб появился на свет? Кто ему помогал?Откройте учебник на странице18.Поможет нам в проведении исследования Колобок. С ним мы совершим путешествие и узнаем: как выращивают хлеб.-А, что такое колобок?(В руках у учителя испечённый колобок, у него глазки, рот, носик)-Это тоже хлеб, только маленький и круглый и, если бы он умел разговаривать, то рассказал бы свою историю
- Итак, пшеница созрела, нужно ее убирать.
- Какие машины помогают человеку убирать хлеб?
- В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт
Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. Рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
Зерно везут на элеваторы или на мельницу.
- Убрали мы пшеницу. Богатый урожай собрали!
- Куда же теперь мы повезём наш урожай?
- В зернохранилища, чтобы сохранить зерно и семена на следующий год. Большую часть зерна отправляют на мельницу.
- А зачем зерно отправляют на мельницу?
- Правильно, из зерен пшеницы на мельнице получают муку.
- Кто работает на мельнице?
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука.
- Куда отправляется мука с мельницы?
- Люди каких профессий доставляют муку в магазины и в пекарни?
- Привезли муку в пекарню. А кто работает в пекарне?
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни?
- Кто их продает?
- Кто покупает?
1. Работа в парах.
Работа в парах.
Подчеркните все профессии людей, которые растят хлеб.
Проверка, самооценка .- Могут ли они обойтись друг без друга?
ВЫВОД: (Каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки, проделывает очень долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга.)Сравним с выводом в учебнике.с.19
- Как вы думаете, только ли хлеб совершает такой долгий путь?
Работа по группам (рядам).
-Ребята 1 ряда, прочитайте профессии, которые вы не подчеркнули.
Лесоруб, рабочий лесопилки, столяр.
-Какой предмет могут изготовить люди этих профессий?
Откройте учебник на стр. 20 (стол) – А ещё?
Сделайте вывод. ( Чтобы изготовить мебель, необходим труд людей разных профессий)
-Ребята 2 ряд , прочитайте профессии, которые вы не подчеркнули.
Чабан (пастух овец), стригаль, вязальщица.
-Какая вещь может появиться, благодаря совместному труду этих людей?
- Откройте тетрадь на стр. 44
Соедините стрелками рисунки , изображающие путешествие свитера.
Вывод. ( Изготовление свитера – совместный труд людей разных профессий)
Ребята 3 ряда, прочитайте профессии, которые вы не подчеркнули.
Архитектор, строитель, маляр.
-Что могут сделать вместе люди этих профессий?
Выполните в тетради задание 3 на стр. 45
Вывод. ( Один человек не в силах построить дом - это труд многих людей.)
Физ. минутка для глаз
— Какие пословицы о хлебе знаете?
Задание: соберите из слов пословицу о хлебе. Хлеб — батюшка, а водица… (матушка) Хлеб всему… (голова) «Ржаной хлебушко, калачам дедушка» «Хвала рукам, ….пахнут хлебом» Объясните, как вы это понимаете? - Какой путь превращений совершает каждый предмет?
- Кто совершает эти превращения?
- Могут ли они обойтись друг без друга?
-Хлеб и золото много раз клали на разные чашки весов и взвешивали писатели, учёные, рабочие и крестьяне. И никакая глыба золота, утверждают они, не может перевесить крошку хлеба. Не весом своим, конечно, а своей непреходящей ценностью, полезностью людям, тем огромным трудом, которым достаётся хлеб человеку.-Хлеб выращивают золотые руки сеятеля, его выпекают золотые руки пекаря, и хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства, без которого немыслима жизнь.
-Исходя из того, что мы узнали на уроке, какой можем сделать вывод?-Вам пригодится в жизни то, что вы услышали на уроке?-А что именно пригодится?
-Что для вас было важным на уроке?- А что было трудно понять?
- У вас на партах лежат колобки.
Если вы поняли тему урока, нарисуйте румяного улыбающегося колобка.
Если у вас были небольшие затруднения, нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.
Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.
-Покажите мне колобков. Личностные:
развитие взаимоуважения; готовность к деятельности;положительная эмоциональная направленность.
Регулятивные:
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение работать в паре и в группах;
умение договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные:
развивать умения выказывать своё отношение;
выражать свои эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
Умение сравнивать, делать выводы.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
Развитие умения слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре и в группах;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Познавательные:
Умение моделировать (составление пословиц). Личностные: Формирование бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда. 
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.