Комплект заданий для контрольной работы по учебному предмету Русский язык и литература (русский язык)


Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
Комплект заданий для контрольной работы
по учебному предмету ООПу.01 Русский язык и литература
(русский язык)
Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»
ВАРИАНТ 1
Город к..зался вым..ршим пусты(н, нн)ые улицы зам..ло снегом холодные гр..мады домов з..яли ранами бе..жизне(н, нн)о повисли сорва(н, нн)ые провода троллейбусы (на)мертво вмерзли в сугробы.
Но ране(н, нн)ый измуче(н, нн)ый город продолжал жить творческой жизнью в ос..жде(н, нн)ом городе: Шостакович нап..сал свою знам..нитую с..мфонию назва(н, нн)ую Ленинградской в подвалах Эрмитажа работали прославле(н, нн)ые художники архитекторы ученые отказавшиеся (не)смотря на прекло(н,нн)ый возр..ст и гаснущее здоровье уехать из Ленинграда. Билибин зам..чательный художник (сказочник) до последнего своего дня (он умер в феврале 1942 года) работал над образами были(н, нн)ых русских б..гатырей. На все предложения уехать старый художник (не, ни)изме(н, нн)о отвечал Из ос..жде(н, нн)ой крепост.. (не, ни) бегут а обор..няю(тся, ться).
(И. Никифоровская)
Задания к тексту
1. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
3. Укажите стиль речи, аргументируйте свой ответ
4. Выпишите из текста все причастия, разберите их по составу
5. Укажите разряд прилагательных, встречающихся в первом абзаце
6. Образуйте сравнительную и превосходную степень прилагательных старый (художник), скромный.
7. Из первого предложения выпишите наречие, морфемный состав которого соответствует схеме: приставка+корень+суффикс. Приведите два собственных примера наречий, соответствующих схеме.
8. Выполните морфологический разбор глагола обор..няю(тся, ться)
9. Объясните значение выражения «ране(н, нн)ый измуче(н, нн)ый город»
ВАРИАНТ 2
Бодро хорошо идти по земле ра(н,нни)м утром. Воздух еще (не)ставший знойным пр..ятно осв..жает гортань и грудь. Солнце еще (не)вошедшее в силу гре..т бережно и ласко..о. Под косыми лучами утре(н,нн)его света все кажется рельефнее выпуклее ярче и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затопле(н,нн)ы тенью а верхушки важно поблескивают румя..ные и яркие. Даже (не)большие (не)ровности по дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени чего уж.. (не)будет в (пол)день.
В лесу то и дело поп..дают..ся болотца черные и глянцевитые. Тем зеленее трава р..стущая возле них. Иногда из глубины леса пр..бежит ручеек. Он перес..кает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гиган..ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха. В середине его почти (не)естестве(н,нн)ой зелени струился кофейно(коричневый) ручеек.
(В. Солоухин)
Задания к тексту
1. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
3. Укажите тип речи, аргументируйте свой ответ
4. Подчеркните причастные обороты
5. Из последнего абзаца выпишите прилагательные, укажите их разряд
6. Составьте синонимический ряд к словам знойный, гиган..ский7. Из выделенного предложения выпишите все слова, образованные суффиксальным способом
8. Запишите транскрипцию слова поп..дают..ся9. Выполните морфологический разбор слова ярче
ВАРИАНТ 3
Можно ис...ледовать х..мический состав т..хнологию производства р...цепты тайны мастерства и все точно узнать почему ф..рфоровая чашка зв..нит красиво и ярко а просто глин..(н,нн)ая издает глухой звук.
Но мы (ни)когда (не)узнаем почему одни фразы ст..хотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.
Дело (во)все не в глухих согласных ш..пящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может зв..неть будучи поставле(н,нн)ым на свое место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф...рфор бронза медь а в другом случае сырая клеклая глина.
Один поет а другой хр..пит. Один ч..канит другой мямлит. Одна строка как(бы) свети(ться, тся) (из)нутри другая тускла и даже грязна. Одна похожа на др...гоце(н,нн)ый камень другая на к...мок замазки.
Задания к тексту
1. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
3. Укажите тип речи, аргументируйте свой ответ
4. Текст построен на антитезе (противопоставлении). Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот прием?
5. Запишите транскрипцию слова получается6. Из перового абзаца выпишите глаголы, определите их вид, спряжение и наклонение
7. Из первого абзаца выпишите прилагательные, определите их разряд
8. Из текста выпишите причастие, морфемный состав которого соответствует схеме: приставка+корень+суффикс+окончание. Приведите два собственных примера причастий, соответствующих схеме.
9. Выполните морфологический разбор слова свети(ться, тся)
ВАРИАНТ 4
Потом прошла еще н..деля. Раз ночью был обломный дождь а потом г..рячее со...нце как(то) сразу вошло в силу весна пот..ряла свою кр..тость и бледность все вокруг на глазах стало меня(тся,ться) не по дням а по часам. Стали ра..пахивать пр...вращать в ч...рный барх...т жнивья заз..ленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и ярче засинело небо быстро стал одева(тся,ться) сад свежей мягкой даже на вид зеленью з..пахли серые кисти с...рени и уже появилось множество ч...рных мета...ически бл...стящих синевой крупных мух на (темно)зеленой глянц...витой листве и на г..рячих пятнах света на доро..ках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н,нн)о мягкая л..ства но эти яблони и груши всюду прост..равшие сети своих кривых в..твей под другими д..ревьями все уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовонное.
Задания к тексту
1. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
3. Укажите тип речи, аргументируйте свой ответ
4. Каково лексическое значение выражения «не по дням, а по часам»? Как называются подобные обороты речи?
5. Найдите и выпишите из текста прилагательные в сравнительной степени
6. Выпишите из текста глаголы в инфинитиве, образуйте от них деепричастия (если это возможно)
7. Что означает выражение обломный дождь? Подберите синоним к данному выражению.
8. Разберите по составу слова заз..ленели, синевой, (темно)зеленой, белее, мета..ически9. Выполните морфологический разбор слова простиравшие
ВАРИАНТ 5
Уч..ные вы...сн...ли что (на)земном шар... существу...т круг..ворот в..ды.
Что это за явление?
Под влиянием со...неч(?)ных лучей (с)поверхност... нашей планеты и(з,с)паряе(т,ть)ся огромное количество воды. И...паривш..ся влагу подхватывает воздушные течения.
Когда пары попадают (в) верхн... х...лодн...е сл...и ...тм...сферы они сгущаю(т,ть)ся. Так из м...льчайших капелл...к образуются обл..ка. Влага пропита(н,нн)ая дождями на суше ст..кает (с)высоких мест в более ни...кие. Отдельн... струйки соединяются и пр...вращаются в руч...и. Те в свою очередь дают начало рекам.
Снег... выпавш... в х...лодн... время года (на)р...внинах и в горах образу...т снежный покров и л...дники.
Весной и летом тал... воды ст...кают в русла рек и уносятся в ок.ан.
Значит рано или по...дно вода и...паривш...ся из Мирового ок...ана разными путями снов... впада...т в него. Так замыкается круг..ворот воды (в)природе.
Задания к тексту
1. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания
3. Укажите стиль речи, аргументируйте свой ответ
4. Из последнего абзаца выпишите слово, образованное путем сложения
5. Выпишите антонимы (в том числе контекстуальные)
6. Запишите транскрипцию слова и(з,с)паряе(т,ть)ся.
7. Выпишите из текста все причастия, укажите глаголы от которых они образованы
8. Из текста выпишите все прилагательные в сравнительной и превосходной степени
9. Выполните морфологический разбор слова и...паривш..ся (влагу)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии оценки работы по записи текста (с восстановлением букв и знаков препинания /орфографической и пунктуационной грамотности/)
Баллы Критерии оценки
5 выставляется за безошибочную работу, а также за наличие в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки
4 Допущено 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки
Допущено 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки
Допущено 0 орфографических и 4 пунктуационных ошибки
Допущено 3 орфографических (если среди них есть однотипные) и 2 пунктуационных ошибки 3 Допущено 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки
Допущено 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок
Допущено 0 орфографических и 7 пунктуационных ошибок
Допущено 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок (если среди них есть однотипные и негрубые)2
Допущено 7 и более орфографических и 7 и более пунктуационных ошибок
Допущено 6 и более орфографических и 8 и более пунктуационных ошибок
Допущено 5 и более орфографических и 9 и более пунктуационных ошибок
Допущено 8 и более орфографических и 6 и более пунктуационных ошибок
За каждое правильно выполненное задание к тексту экзаменуемый получает 1 балл; за неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение заданий к тексту составляет 9 баллов.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.
За грамотную запись текста и выполнение заданий к нему – максимальный суммарный балл – 14 баллов.
Письменная экзаменационная работа оценивается:
– отметкой «5» (отлично), если максимальный суммарный балл составляет 13-14 баллов;
– отметкой «4» (хорошо), если максимальный суммарный балл составляет 11-12 баллов;
– отметкой «3» (удовлетворительно), если максимальный суммарный балл составляет 8-10 баллов, причем орфографическая и пунктуационная грамотность оценена не ниже отметки «3» (удовлетворительно);
– отметкой «2» (неудовлетворительно), если максимальный суммарный балл составляет 0-7 баллов.
Эталоны ответов
на задания письменной контрольной работы
ВАРИАНТ 1
Город казался вымершим, пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы.
Но раненый, измученный город продолжал жить творческой жизнью: в осажденном городе Шостакович написал свою знаменитую симфонию, названную «Ленинградской», в подвалах Эрмитажа работали прославленные художники, архитекторы, ученые, отказавшиеся, несмотря на преклонный возраст и гаснущее здоровье, уехать из Ленинграда. Билибин, замечательный художник-сказочник, до последнего своего дня (он умер в феврале 1942 года) работал над образами былинных русских богатырей. На все предложения уехать старый художник неизменно отвечал: «Из осажденной крепости не бегут, а обороняются».
(И. Никифоровская)
Задания к тексту
1. «Осажденный город», «Осажденная крепость».
3. Стиль речи – художественный.
4. вы-мер-ш-им, со-рв-а-нн-ые, из-муч-енн-ый, о-сажд-е-нн-ом, на-зв-а-нн-ую, отказ-а-вш-ие-ся, гасн-ущ-ее.
5. Пустынные, холодные.
6. Старый – старее, более/менее старый, старейший, самый старый; скромный – скромнее, более скромный, скромнейший, самый скромный.7. Намертво
8. 1.Обороняются – глагол
2. Н.ф. – обороняться
3. Пост. призн.: а) несовер., б) возвр., в) переход., г) 1 спр.
4. Непост. призн.: а) изъяв., б) наст. Вр., в) 3 лицо, г) мн.ч.
5. В предложении является сказуемым
ВАРИАНТ 2
Бодро, хорошо идти по земле ранним утром. Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего света все кажется рельефнее, выпуклее, ярче: и мостик через канаву, и деревья, подножия которых еще затоплены тенью, а верхушки влажно поблескивают, румяные и яркие. Даже небольшие неровности на дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени, чего уж не будет в полдень. 
В лесу то и дело попадаются болотца, черные и глянцевые. Тем зеленее трава, растущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он пересекает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака, словно гигантский удав, сочный, пышный, нестерпимо яркий поток мха. В середине его почти неестественной зелени струился кофейно-коричневый ручеек. 
(В. Солоухин)
Задания к тексту
1. «Раннее утро»
3. Тип речи – описание
4. Подчеркните причастные обороты
5. Черные, глянцевые, лесного, гигантский, сочный, пышный, яркий, неестественной, кофейно-коричневый
6. Знойный – жгучий, горячий, обжигающий;, гиган..ский – большой, огромный, громадный
7.Рельефнее, выпуклее, ярче
8. [пападаjуца]
9. 1. Ярче – прилагательное
2. Н.ф. – яркий
3. Пост. признаки: а) качест., б) сравнительная степень простая форма
4. В предложение является обстоятельством
ВАРИАНТ 3
Можно исследовать химический состав, технологию производства, рецепты, тайны мастерства и все точно узнать: почему фарфоровая чашка звенит красиво и ярко, а просто глиняная издает глухой звук.
Но мы никогда не узнаем – почему одни фразы, стихотворные строки, строфы бывают звонкими, а другие глухими.
Дело вовсе не в глухих согласных, шипящих, закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть, будучи поставленным на свое место. Слова одни и те же, но в одном случае из них получается фарфор, бронза, медь, а в другом случае – сырая клеклая глина.
Один поет, а другой хрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая – на комок замазки.
Задания к тексту
1. «Загадка стихотворных строк»
3. Тип речи – повествование
4. Звонкие-глухие, закрытые-открытые, поет-хрипит, чеканит-мямлит, драгоценный камень-комок замаски, светится-изнутри-тускла, грязна, форфор/медь/бронза-сырая клейкая глина
5. [палуч̓аjэца]
6. Исследовать – сов.в., 1 спр., изъв. накл.; узнать – сов.в., 1 спр., изъяв.накл.; звенит – несов.в., 1 спр., изяв.накл.; издает – несов.в., 1 спр., изяв.накл.
7. Химический, фарфоровая, глиняный, глухой.
8. Поставленные
9. 1. Светится – глагол
2. Н.ф. светиться
3. Пост.приз.: а) несов.в., б) невозвр., в) непер.
4. Непост.призн.: а) изъяв.накл., б) наст.вр., в) 3 лицо, г) жен.р., д) ед.ч.
5. В предложении является сказуемым
ВАРИАНТ 4
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее.
Задания к тексту
1. «Весна»
3. Тип речи – описание
4. «Очень быстро», фразеологизм
5. Сочнее, гуще, ярче, белее, благовоннее6. Меняться – меняясь, распахивать – распахивая, превращать – превращаясь, одеваться – одеваясь
7. Обломный – очень сильный, шквальный
8. За-зелен-е-л-и, син-ев-ой, темн-о-зелен-ой, бел-ее, металл-ическ-и9.1. Простиравшие – причастие
2. Н.ф. – простиравший, от простирать 3. Пост.призн.: а) несов., б) невозвр., в) действ., г) прошед.вр.
4. Непос.приз.: а) полная форма, б) мн.ч.
5. Входит в состав причастного оборота, в предложении является определением
ВАРИАНТ 5
Ученые выяснили, что на земном шаре существует круговорот воды.
Что это за явление?
Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывает воздушные течения.
Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются. Так из мельчайших капелек образуются облака. Влага, пропитанная дождями на суше, стекает с высоких мест в более низкие. Отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. Те в свою очередь дают начало рекам.
Снега, выпавшие в холодные время года на равнинах и в горах, образуют снежный покров и ледники.
Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.
Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова впадает в него. Так замыкается круговорот воды в природе.
Задания к тексту
1. «Круговорот воды в природе»
3. Стиль речи – научный
4. Круговорот
5. Капельки-облака, высоких-низкие, ручьи-струйки, ручьи-руки, равнины-горы, рано-поздно6. [испар̓ аица]
7. Испарившуюся – испариться, пропитанная – пропитать, выпавшие – выпасть
8. Мельчайших
9. 1. Испарившуюся – причастие
2. Н.ф.: испарившийся, от глагола испариться
3. Пост.призн.: а) сов.в., б) возвр., в) действ., г) прошед.вр.
4. Непост.приз.: а) жен.р., б) ед. число
5. Входит в состав причастного оборота, в предложении является определением