Педагогический проект «Организация литературно – исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста по теме «Моя малая родина»

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
(МКОУ «ООШ № 6)
города Дзержинска Нижегородской области





Конкурс литературно-исследовательских работ «Лики прекрасного»
Номинация: «Есть идея!»
Название работы: педагогический проект «Организация литературно – исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста по теме «Моя малая родина»
Автор: Воронина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
Место выполнения работы: МКОУ «ООШ № 6», 2012













Содержание:
1. Введение. Выбор темы
2. Цель работы. Задачи
3. Знакомство с литературными источниками и методическими материалами по данной проблеме
4. Основная часть. Этапы реализации целей и задач
4.1. Подготовительный
4.2. Составление плана
4.3. Выполнение основной части работы
5 Анализ результатов работы
Оформление и представление результатов литератуно - исследовательской деятельности
7. Итоговый (рефлексивный)
8. Заключение
9. Литература














1. Введение. Выбор темы
В настоящее время большое внимание в учебной и внеурочной работе уделяется изучению истории и традиций малой родины. Связано это с введением национально- регионального компонента в школьное образование. Малая родина – это место, где человек родился и вырос, где прошло его детство. Изучение истории и традиций родного края решает важную задачу: формирование у учащихся готовности жить и трудиться в своем родном селе, поселке, деревне. В настоящее время большинство молодых людей стремиться покинуть свое родное село. Не исключение и наш поселок. Не смотря на небольшую удаленность от районного центра, большинство молодых людей и людей среднего возраста считает жизнь в городе комфортной, престижной, выражает категорическое нежелание жить в поселке. На поселке появляется все больше семей неориентированных на образование детей. Многие дети имеют проблемы духовно- нравственного воспитания, нуждаются в психокоррекционной работе, развитии творческих способностей, мышления, воображения и др. психологических процессов. В современных условиях не во всех сельских школах есть психолог. Нет школьного психолога и в нашей школе. Использование педагогами начальных классов в сельских школах сказкотерапии поможет решить проблемы духовно- нравственного воспитания. Сказка способствует формированию нравственных ориентиров, пониманию того, что дурные поступки всегда наказуются, способствует осознанию детьми истоков, мотивов и результатов поведения, воспитывает любовь и уважение к природе родного края, родине, подводит детей к пониманию ценности счастливой семейной жизни и покоя в семье. Сказка учит жить.
«Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно - образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний». ( Л. Д. Короткова)
«Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. (Д. С. Лихачев)
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие» (А. С. Пушкин)
Литературно – исследовательская деятельность предполагает не просто подачу готовой информации учащимся. Важно, чтобы дети сами выступали в роли исследователей и сочинителей.

2. Цель работы. Задачи
Цель реализации литературно – исследовательской деятельности младших школьников в условиях сельской школы по теме « Моя малая родина» с использованием сказкотерапии :
- воспитание любви к родному краю через изучение истории и традиций малой Родины и формирование духовно- нравственных качеств личности с учетом всех видов отклонений в эмоционально- волевой сфере и поведении с применением технологии использования авторской дидактической сказки и занятием с детьми литературно- исследовательской деятельностью.

Задачи:
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о малой Родине: ее истории, традициях, природе, замечательных людях
Воспитывать добрые чувства, привязанность к тем местам, где человек родился и вырос. Воспитывать стремление посвящать свой труд семье, Родине, изучать историю и природу родного края, прививать бережное отношение к богатствам природы родного края .
Развивать творческое мышление, воображение. Формировать потребность к литературно- исследовательской деятельности.
Учить излагать свои мысли и чувства.

Для достижения этих целей и задач проект разбит на этапы. По продолжительности проект является долгосрочным. Срок реализации проекта 4 года.

3. Знакомство с литературными источникам и методическими материалами по данной проблеме
Исследовательский метод основан на развитии у обучающихся осваивать окружающий мир на базе научной методологии: выявление проблемы, определение целей, формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы.
Литературная деятельность предполагает развитие детского творческого потенциала.
Книга С.В. Лободиной «Способности ребенка. Как их развить?» поможет учителю найти ответы на вопросы: «Что может помочь детям в развитии природных дарований? Может ли что - нибудь помешать им? «Что надо развивать раньше - способности или нравственные качества? Что такое истинное творчество?» В книге указываются негативные факторы, незнание и несоблюдение которых может деформировать и затормозить развитие детских способностей, отрицательно повлиять на психическое здоровье будущего взрослого. Эту информацию полезно донести и до родителей.
Речь - фактор развивающего обучения. Пособие М.Р. Львова «Методика развития речи младших школьников» окажет большую помощь учителю в систематической организации работы по развитию речи детей. Независимо от вида литературной деятельности, выделяются три этапа подготовки: накопление материала: (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, встречи с интересными людьми, интервью и т.д.), Отбор и расположение материала (выделение важного, составление плана) и словесное, речевое оформление (составление самого текста, его запись, совершенствование).
Так как данная работа имеет особенность: изучение родного края с обучением написания сказок и легенд и рассказов через возрождение духовно- нравственной иерархии ценностей, познакомимся с книгой Л.Д. Коротковой «Сказкотерапия» для дошкольников и младшего школьного возраста». В ней содержатся методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. А также познакомимся с методическими рекомендациями и публикациями автора, книгами для семейного чтения.
Следует обратить внимание на работу с авторской дидактической сказкой. Эта работа поможет не только снять напряженность, возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность. Познакомимся с методикой работы с дидактической авторской сказкой разработанной Коротковой Л.Д.
« Висляткин ключ»
Приглядываюсь я: живут сейчас люди как-то рывками, с натугою. Проснулись утречком - порадоваться надо бы, сейчас радость от жизни почувствовать. А народ вперед бежит, как на горушку в один дых взбирается. Забежал наверх, а это и не горушка, а так – малый пригорочек. Ему бы осмотреться вокруг себя, а он только пыль да камни под ногами и видит. И опять воздуху набрал и вперед - на следующую горушку. Так всю жизнь и не живет, а дыхом замирает. Ему бы осмотреться вокруг себя, а он только пыль да камни под ногами и видит. Раньше-то жизнь спокойнее текла, надежнее как-то. Оттого и народ был рассудительнее да желаннее. Хотя и в старые времена такие суетливые тоже были. Вот я тебе историю расскажу про Висляткин ключ.
Жили - поживали муж с женою. Жили меж собою ладно, да все как-то нескладно. Работали, не ленились, с утра до ночи трудились, зато у них и денежки водились. Да все не могли они решить, что им с этими деньгами делать. Муж все мельницу хотел купить, а хозяйка - то во сне бывало вечерком-то сядут вдвоем возле стола, свечку зажгут и все спорят, спорят.
А на печи тихо-тихо дедушка старый да внучка Аннушка сидят, вниз на мужа и жену глядят, и дивно им. Неужто не о чем больше говорить? Дед старый был, уж плохо видел, но сказок знал превеликое множество. Все Аннушке их сказывал. Но сказки - то днем были, а по вечерам старый да малый эти споры слушали. Так бы и жили. Только вот как-то ранним утром толкает дед внучку да и говорит тихо:
-Аннушка, глянь-ка, все еще ночь на дворе или уже утро? Скоро ль светать то будет?
Глянула девочка – а дед совсем ничего не видит: ослеп старый. Ну, как есть, ничего не видит. С тех пор - совсем трудно стало старому да малому. Родители – то могли бы и полечить старика от слепоты, да денег жалко. Сын – то сначала заикнулся, что, мол, в городе врач хороший имеется. Да жена на мужа шикнула: «Еще чего!» Старикам и положено слепнуть да на печи тиховать!
Дед совсем поскучнел, помирать собрался. Иной раз взглянет на него Аннушка, а по его щеке из незрячих-то глаз крупная слезка катится.
-Дедуня, плачешь что ли? - спросит внучка. А дед-то скрывает.
-Нет, милушка, что-то в глазах засвербило, должно от дыма.
А дыма-то как раз никакого в доме и нет. А уж потом, молодые старика и вовсе обижать стали: то забудут рубаху поменять, а то картоху так поджарят, что дед своим беззубым ртом хрустящие корочки только обсасывает. А то начнут стыдить, мол, помирать пора, а ты все за жизнь хватаешься.
Аннушка, добрая душа. Деду, как могла, помогала: хлеб в миску покрошит или рыбные косточки из ухи выловит. Но, и у нее вечером сердечко ойкнуло: услыхала она, как родители про богадельню для старика разговаривают. Была неподалеку такая богадельня, где одинокие старики жизнь свою доживали. Отец-то увещевать жену пытался: не одинокий ведь наш старик. А жена ему в ответ « Мы его к богадельне – то на лошади подвезем и оставим у ворот. Небось, не прогонят слепого-то».
Как услыхала Аннушка разговор этот, тихо с печи спустилась, чтобы деда-то не разбудить, и к столу.
-Мамушка, папенька, - просит, - не отправляйте дедуню в богадельню. Он там без меня помрет. А я ему и свежего сенца в подушку набъю и водичкою напою. А хотите -стирать его белье буду. Не надо дедунюшку - то чужим людям подкидывать.
Рассерчали родители – что, мать даже ногами затопала на Аннушку: куда тебе. Соплюхе, нашей волей командовать! Сиди на печи, да в две дырочки сопи!
Всю ночь Аннушка проплакала, а к утру решилась. Встала она спозаранку, отыскала в чулане крынку глиняную, да и пошла вон из дома. А на улице роса, как на травушке слеза. Холодная. А девочка-то босиком. И направилась Аннушка к Висляткину ключу за заветной водою целебной. День – то это был не простой: - Проклов день - 25 июля. День, когда росы да воды ключевые целебными становятся, слепоту вылечить помогают.
Это только легко сказать к Висляткину ключу. А идти туда верст семь. Для маленькой – то девочки немало будет. Идет Аннушка, а пальчики то на ножках совсем закоченели. Росы – то эти для глаз целебны, а сами холодны – как по ключевой ледяной водице пяточки-то красные топают.
А потом лесная дорога пошла с ухабами да канавами, а уж под конец – тропинка с пнями да корягами. А что страху-то – сам знаешь, коли один по лесу дремучему шел. Дошла до Висляткина ключа, набрала водицы в крынку, сама из ладошки попила, а сил домой идти нету. Вот и присела возле воды, да и задремала добрая душа.
И вдруг показалось ей, будто из ключа того мальчик маленький вышел да к ней.
-Зачем, - говорит, пожаловала?
Аннушка не испугалась: ведь не зверь какой - мальчик.
Да все ему про дедуню и рассказала.
- Да,- говорит мальчик, - важное у тебя дело. Деду глаза вернуть надобно. Да и родителям тоже прозреть не помешало бы. - А сам так тяжело вздыхает.
_ А ты чего вздыхаешь? – спрашивает его Аннушка.
_Никому раньше не сказывал, тебе поведаю. Знаешь ли, почему этот заветный ключ Висляткиным зовется? Висляткою это меня прозвали, когда я среди людей жил. Родители мои давно померли, а жил я у дальнего родственника, дядьки Силыча. Ох и жаден дядька был, досыта ни родных, ни скотину не кормил. Все деньги в кубышку складывал. Коровы хоть на лугу травку пощиплют, а где люди-то поедят, если они маленькие? Ну и стал я, будто невзначай, каждый вечер, то к одному, то к другому деревенскому парнишке забегать. Да все наровлю к ужину поспеть, ну меня люди Висляткою и прозвали. Висляткою называли мальца, ежели он в чужом дому сидит да на стол обеденный глядит. Вот и приходится хозяевам за стол того Вислятку сажать да чем Бог послал угощать. Кормить - то кормили, а Висляткою прозвали. А разве ж я виноват, что дядька Силыч деньги копил, а нас голодом морил?
Не выдержал я, сбежал от него в лес. Сколько меня потом не искали, так и не нашли. А я вот здесь из сил выбился, на землю лег и уснул навсегда. А с тех пор на этом месте бъет ключ. Его по моему прозвищу Висляткою назвали. Ну, пошел я. Пора домой возвращаться. А ты не робей, моя ключевая водица твоему деду глаза вернет. Ты потом меня еще добрым словом вспоминать станешь.
- А как имя твое? Не Висляткою тебя вспоминать?
- А имя мое простое да короткое - Проклом меня раньше звали. В мои именины ты сегодня угодила. Я ведь лишь раз В году в свои именины 25 июля подышать лесным воздухом выхожу. Ну, прощай!
- Прощай, Прокл! – сказала Аннушка да и проснулась. Сразу поняла, что может обратно идти: то ли сном усталость прошла, то ли водою целебною силы прибавились.
Поклонилась она низко Висляткиному ключу, взяла крынку с водою да и в путь.
Без воды идти тяжело было, а уж с водою еще труднее. Одно только сердце и греет, что для дедуни это. Тяжко ей в пути, но как совсем из сил выбъется, так ей вроде голос Прокла слышится: «Ты иди, иди, Аннушка, не робей. Моя ключевая водица твоему деду глаза вылечит». Так и шла до самого вечера. Уж солнце село, когда она к своему дому подошла.
А в деревне с обеда переполох: Аннушка в лес ушла и пропала. Мужики по лесу гребнем прошли: шли, значит, цепочкою, так, чтобы друг друга видно было. Вроде как лес гребнем прочесывали. Бабы в лес ходили, кричали- аукали. Нет Аннушки. А мать с отцом места себе не находят. Дед и тот с печки слез, никто его обратно не гонит. А к вечеру - Аннушка тут как тут. Вошла в избу, крынку возле порожка на пол поставила да и – бух сама возле крынки на пол. Ее родные раздевают, в постель укладывают, а она им одно твердит:
-Это дедунюшке целебная вода глаза лечить. Это мне Прокл дал, нести приказал.
Девочку уложили, дед на печку лег, а сам все вздыхает да приговаривает: «Добрая душа, ох добрая душа!»
Уж о чем ночью отец с матерью договорились – не знаю, а только утром, как Аннушка проснулась, так и увидела дедуню своего. Сидит он у стола, в чистой рубахе, умытый, причесанный. Испугалась было Аннушка, что дедуню в богадельню собрали, да мать успокоила. Дома дед останется. Навсегда. Обедать за столом, как все будет, а на печи лежать – только когда кости болят или холодно.
- А водички –то , водички из Висляткина ключа пробовал? Глаза промывал?
- Промывал, промывал, добрая душа!- отвечает ей дедуня. - Только я и без того вижу все. Я, милок, сердцем вижу. Да и родители твои от этой воды, видать, прозрели.
С тех пор в Проклов день ходят люди к Висляткиному ключу за целебной водой. Кто в крынку, кто в ведерко воды набирает. А кто так, ладошкой загребает. Вода – то ключевая и глаза и сердце людям лечит. Целебная она, значит.
Нравственный урок:
Кто родителей почитает, тому Господь помогает.
Стариков почитать - свою жизнь сохранять.
Воспитание добрых чувств:
- Почему Аннушка испугалась за своего дедушку?
- Зачем дедуня скрывал, что он плачет?
Что ты чувствуешь к Вислятке? Почему тебе за него « горько»?
Что Аннушка обещала делать, чтобы родители не «подкинули» чужим людям дедуню?
- Нужно ли человеку учиться прощать обиды?
Речевая зарядка:
- Как на самом деле звали Вислятку и когда его именины?
- Как понимать выражение: « я сердцем вижу»?
Что означает « пройти гребнем»?
Развитие мышления и воображения:
- Разве так бывает: «Жили меж собой ладно, да все как-то нескладно»?
- Что было бы, если бы Аннушка не решилась правиться в опасное путешествие?
- Что случится, когда сами родители состарятся?
Куда бы пошел Вислятка, если бы вновь вернулся жить на землю?
- Может ли ребенок жить на земле один, не надеясь на близких людей?
Сказка и экология:
-Какие изменения происходят во внешности старого человека и в его жизни?
Чем знаменит Проклов день? Когда он бывает?
-Какая дорога ожидала Аннушку, когда она шла к Висляткину ключу?
За что наши предки называли человека «висляткой»? Мог ли «висляткой» оказаться взрослый человек?
1-й этап.
На первом этапе воспитатель знакомит с содержанием сказки. Проводит беседу по содержанию после прочтения. Устанавливает связь между сюжетом и опытом психической жизни детей, и способствует осознанию каждым ребенком себя, как части семьи, в которой каждый момент может иметь свои проблемы и мотивы поведения, проводится активная работа с текстом.
Вопросы по содержанию сказки:
- Почему о жизни в семье сказано, что «жили нескладно»? Что было « нескладно»?
- Почему Аннушка решила отправиться в дальнее и опасное путешествие?
- Зачем ей понадобилась заветная ключевая вода?
- Чем Аннушка старалась помочь слепому дедуне?
- Что Аннушка еще обещала сделать для дедушки, если родители согласятся оставить его дома?
- Как понимать слова Аннушки: «Не надо его чужим людям подкидывать»?
- Откуда видно, что дорога для Аннушки была трудной?
- За что получил Вислятка такое обидное прозвище при жизни?
- Какие порядки были в семье у дядьки Силыча?
- Почему Вислятка помог Аннушке?
- Каково было родителям, когда Аннушка пропала?
- Как понимать слова дедуни: «Я сердцем вижу»? Разве можно видеть сердцем?
- Почему Прокл сказал Аннушке, что ее родителям прозреть надо? Разве они плохо видят?
- Откуда видно. Что и родители Аннушки «сердцем прозрели»?
- Что бы было в семье, если бы Аннушка не пошла к Висляткину ключу?
2-этап.
Проигрывание с детьми психологически значимых эпизодов сказки.
Распределение ролей.
Мать-ребенок с ясно выраженной эгоистической направленностью личности, обладающий завышенной самооценкой.
Отец-ребенок с затруднениями в общении со сверстниками, застенчивый, замкнутый.
Аннушка-ребенок с проблемами эгоцентрика, капризный и конфликтующий в семье.
Дедуня - два типа детей: замкнутый, отвергающий помощь товарищей»изгой» или, наоборот, лидер, но с отрицательным значением, неуправляемый и эгоцентричный.
Вислятка - тревожный, обидчивый, легко ранимый и конфликтный в коллективе сверстников ребеное.
Вопросы для психокоррекции:
Мать:
- Откуда у тебя в семье взялись деньги?
- На что ты сама хотела их потратить?
- Почему ты хочешь сдать дедуню в богадельню?
- Что ты придумала, чтобы дедуню приняли в богодельню?
Почему ты «не находила себе места» и переживала, когда твоя единственная дочка пропала?
Почему ты решила оставить жить дедуню в родном доме?
За кого ты больше испугалась:за дочку? За дедуню? За себя?
Отец:
- Почему ты не настоял, чтобы твоего отца лечили у доктора?
- Почему ты обижал слепого отца?
- Как вы с женой его обижали?
- Почему ты и твоя жена не прислушались к просьбе дочки оставить дедуню дома?
- О чем ты подумал, когда пропала дочь?
- Ты попробовал заветной ключевой водицы? Зачем ты это сделал?
Аннушка:
- Как ты помогла слепому дедуне жить на свете?
- Зачем было идти в такую даль за ключевой водой?
- Какие страхи могли ожидать тебя в пути?
- Почему ты решила пойти к заветному ключу именно в это утро?
- Поняла ли ты, что Вислятка уже не живет на земле?Зачем же тогда он вышел к тебе?
- Могут ли быть «вислятками» взрослые люди? Как это может случиться?
- Почему ты не смогла бы отдать своих старых родителей в богодельню?
- Что надо сделать, чтобы все старики на свете были счастливы?
Дедуня:
- Почему ты сказал Аннушке, что у тебя в глазах « засвербило»?
- Каково слушать о себе дурные слова или терпеть обиды?
- Что ты почувствовал, когда пропала Аннушка?
- За что ты назвал ее доброй душой?
- Как понимать слова « сердцем видит»?
- Нужна ли тебе после ключевой воды любовь твоей внучки Аннушки? Зачем?
Вислятка:
- Почему ты убежал от дядьки Силыча?
- Зачем ты вышел к Аннушке?
- Что ты почувствовал, когда услышал рассказ Аннушки о ее семье?
- Чем ты помог Аннушке? Только ли водой?
- Что было бы, если бы ты не убежал от дядьки Силыча?
- Появился бы родник на этом месте?
- Зачем ты охраняешь родник?

4. Основная часть. Этапы реализации целей и задач
4.1. Подготовительный.
На подготовительном этапе педагог знакомится с детьми и родителями, определяет уровень воспитанности, выявляет психологические и поведенческие особенности детей. Знакомится с семьей, выявляет особенности воспитания в семье. Знакомится с литературными источниками и материалами по данной проблеме. Составление плана работы с учетом индивидуальных особенностей детей.
Так как не в каждой сельской школе есть школьный психолог предлагаю воспользоваться анкетами для родителей « Ребенок глазами взрослого» из книги К.В Зорина « Гены и семь смертных грехов».
Критерии выявления тревожного ребенка.
Ребенок
Да
Нет

1.Испытывает постоянное беспокойство



2.С трудом концентрирует внимание на чем- либо.



3.Ощущает мускульное напряжение (например, в области лица и шеи)



4.Раздражителен.



5.Бывают нарушения сна, любит спать вместе или рядом со взрослыми.




Если хотя бы один из вышеперечисленных критериев постоянно проявляется в поведении ребенка, то данный ребенок склонен к тревоге.
Анкета « Признаки тревожности»
Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения:
Ребенок
Да
Нет

1.Зачастую у него блуждающий отстраненный взгляд.



2. С трудом сосредотачивается на чем- либо.



3. Любое задание вызывает у него излишнее беспокойство.



4.Во время выполнения заданий очень напряжен и скован.



5.Смущается чаще других.



6.Нередко говорит о возможных неприятностях.



7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.



8.Жалуется на страшные сны.



9.Руки обычно холодные и влажные.



10.нередко бывает расстройство стула.



11. Сильно потеет, когда волнуется.



12.Отсутствует аппетит.



13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.



14. Пуглив, неожиданно вздрагивает, многое вызывает у него беспричинный страх.



15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.



16. Часто не может сдержать слезы.



17. Плохо переносит ожидание.



18. Не любит браться за новое дело.



19. Не уверен в себе, в своих силах.



20. Боится сталкиваться с трудностями.




Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл. Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность -15-20 баллов.
Средняя -7-14 баллов.
Низкая -0-6 баллов.
Критерии выявления агрессивного ребенка.
Ребенок
Часто
Редко

1.Спорит, ругается со взрослыми.



2.Теряет контроль над собой.



3. Винит других в своих ошибках.



4.Завистлив, мстителен.



5.Сердится и отказывается что- либо сделать.



6.Специально раздражает людей.



7. Отказывается подчиняться правилам.



Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, что раздражает детей и взрослых.




Сосчитайте количество положительных ответов в графе « часто». Если 4 из 8 предложенных критерия проявляются у ребенка в течении 6 месяцев и больше, то можно предложить, что он является агрессивным.
Анкета « Признаки агрессивности».
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение:
Ребенок
Да
Нет

1.Кажется, что злой дух временами вселяется в него.



2.Не может промолчать, если чем-то недоволен.



3.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.



4.Часто не по возрасту ворчлив.



5.Когда кто- то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же.



6.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки.



7. Порой он так настаивает на чем- либо, что окружающие теряют терпение.



8.Он не прочь подразнить животных.



9.Очень сердится, если ему кажется, что кто- то над ним подшучивает.



10.Подчас у него вспыхивает желание сделать нечто плохое, шокирующее окружающих.



11.В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот.



12.Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиск виноватых.



13.У него нередки периоды мрачной раздражительности.



14. Когда он раздражается, то кусает губы, сжимает кулаки, бледнеет(краснеет).



15.Легко ссорится и вступает в драку.



16.Старается общаться с младшими и физически более слабыми.



17.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится игрушками и др.



18. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.



19. Считает себя самостоятельным и решительных.



20.Любит быть первым, командовать, подчинять себе людей.




Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько баллов, по Вашему мнению, набирает исследуемый ребенок.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 0-6 баллов.
Критерии выявления импульсивного ребенка.
Ребенок
Да
Нет

1.Не может регулировать свои действия.



2.Не умеет подчиниться правилам.



3.Отвечает до того, как его спросят.



4.Часто вмешивается в разговор, прерывает других.



5.Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях и т.д.



6.Плохо сосредотачивает свое внимание.



7. Стремится быстрее получить обещанное вознаграждение, подарок и т.д.



8.Вариативен в поведении (на одних занятиях спокоен, на других - нет)




Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из названных критериев, то ребенок скорее всего импульсивен.
Анкета «Признаки импульсивности»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение:
Ребенок
Да
Нет

1.На вопросы отвечает всегда сразу, хотя порой невпопад, неверно.



2.У него часто меняется настроение.



3.Многие вещи его раздражают, выводят из себя.



4.Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.



5.Обидчив, но не злопамятен.



6.Чувствуется, что ему все надоело.



7. Может резко и внезапно отказаться от еды.



8. Нередко отвлекается на занятиях.



9. Когда кто- то из ребят на него кричит, он отвечает тем же.



10. Горячится во время разговора, часто повышает голос.



11. Может нагрубить родителям, педагогам и т.д.



12. Временами кажется, что он переполнен энергией.



13. предпочитает действовать, а не рассуждать.



14. Принимает решения быстро и не колеблясь.



15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.



16. В играх не подчиняется общим правилам.



17. Обычно уверен, что справится с любым заданием.



18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой.



19. Любит организовывать и предводительствовать.



20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.




Утвердительный ответ на каждый пункт оценивается в 1 балл.
Высокая импульсивность-15-20 баллов.
Средняя – 7-14.
Низкая – 0-6.
Критерии выявления гиперактивного ребенка.
Высокая двигательная активность.
Ребенок
Да
Нет

1.Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда- либо и др.)



2. Ерзает на месте.



3.Находится в постоянном движении (непоседлив)



4.Очень говорлив.



5.Спит меньше нормы (даже в младенчестве)




Дефицит активного внимания.
1.Ребенок
Да
Нет

Непоследователен в поведении (алогичен в поступках)



2.С трудом организует свои действия (поспешно строит планы и т.д.)



3.Имеет много незаконченных проектов.



4.С большим энтузиазмом берется за какое- либо поручение, но не заканчивает его.



5.Избегает задач, которые скучны или требуют умственных усилий.



6.Не слышит, когда к нему обращаются.



7.Часто бывает забывчив (переспрашивает других и т.д.)



8.Теряет вещи.




Если в возрасте до 7 лет наблюдаются хотя бы десять из названных критериев, то допустимо предположить, что ребенок гиперактивен.
Ответы на следующие вопросы помогают определить гиперактивность ребенка:
1.Характерны ли для ребенка нервные и лишние движения( раскачивание ногой и др.)?
2.Трудно ли ему выслушать до конца сказку(рассказ, историю, которую читает взрослый)?
3.Когда ребенок слушает, заняты ли чем- то его руки (играет в машинки, чертит линии и пр.)?
4. Часто ли ребенок нарушает правила приличия?
5.Является ли он чрезмерно экспрессивным (плачет навзрыд, пугается до дрожи, смеется взахлеб и т. д )?
6.Хватает ли он сразу новые вещи?
7.Плохо ли ребенок переносит огорчения?
8.Бывают ли у него депрессии?
9.Часто ли ребенок приходит в ярость?
10.Легко ли вывести его из себя?
11.Часто ли меняется настроение ребенка?
12.Легко ли отвлечь его от выполнения какого-либо задания?
13. Нет ли у ребенка склонности делать что-либо хуже, чем он способен?
14. Нет ли у него привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую?
15. Допускает ли он неточности, выполняя указания взрослых?
16. Четко ли координированы движения ребенка?
17. Трудно ли ему приступить к занятиям?
18.Не выбалтывает ли ребенок свои или чужие секреты?
19.Характерна ли для него роль «клоуна» в группе, классе и т.п.?
20.Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, при ответе на уроках и т.д.?
21. Часто ли он задевает или роняет вещи?
22.Страдает ли кто- либо из членов семьи невнимательностью, забывчивостью, рассеянностью?
23.Есть ли у него близкие родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму и наркомании?
Основные симптомы расстройства поведения ребенка (возраст 9-15 лет)
1.Проявляет обычно частые или тяжелые вспышки гнева.
2. Часто ли спорит со взрослыми, кричит и настаивает на своем.
3. Часто и активно отказывается выполнять вполне оправданные и логичные требования взрослых.
4.Часто и, по всей видимости, преднамеренно совершает поступки, которые досаждают людям.
5.Часто обвиняет других в своих собственных ошибках или неправильном поведении.
6. Часто обижается; ему легко досадить.
7. часто сердится и негодует.
8.Часто злобен или мстителен.
9.Часто обманывает и нарушает обещания ради получения выгоды или уклонения от обязательств.
10.Несмотря на запреты родителей затемно остается на улице.
11.Часто прогуливает школу (начиная с 13 лет).
12.Убегал из дома родителей или заменяющих их людей по меньшей мере дважды или убегал один раз, но больше, чем на одну ночь(кроме случаев мотивационного ухода из дома при грубом физическом или сексуальном обращении)
13. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с родными братьями и сестрами).
14. использует предметы, которые способны причинить серьезный физический вред людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож, огнестрельное оружие).
15.проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям (например, преднамеренно причиняет боль, унижает и мучает, связывает жертву, наносит ей порезы или ожоги).
16.Проявляет физическую жестокость по отношению к животным (вплоть до убийства).
17.Преднамеренно разрушает чужую собственность.
18. Преднамеренно разводит огонь с риском и умыслом причинить кому- либо серьезный ущерб.
19. Крадет ценные предметы тайком из дома или других мест(например, из магазина, кражи со взломом).
20.Совершает преступления на виду у потерпевшего (включая выхватывание кошельков и вырывание сумок).
21.Без разрешения входит в чужие дома, садится в автомобили и пр.
22.Может принуждать других к половым связям (в том числе извращениям).
Характер нарушений поведения
Симптомы

Вспыльчивость
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать книжку, плюнуть и т.д.;
В речи: может неожиданно ответить грубо, нецензурно.

Негативизм
В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру, отказывается даже от интересной для всех деятельности;
В речи: часто говорит слова «не хочу», «не буду», «нет» и т.п.

Демонстративность
В движениях: отворачивается спиной, утрирует или парадирует чьи – либо движения на занятиях;
Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремиться обратить на себя внимание, мешая ходу занятий, и наблюдает за реакцией окружающих, делая что-то наоборот.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)
Как реакция на препятствие: обижается при неудаче в игре;
В мимике: делает недовольное выражение лица, плачет;
И реакция на оценку: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон и т.д.

Конфликтность
Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт или легко поддается на провоцирующие, конфликтные действия других;
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников;
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки и пр.

Эмоциональная отгороженность
Как центробежная тенденция: когда все дети вместе, стремится к уединению;
Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом и не замечает окружающих;
В речи: не использует речь как средство общения, а когда говорит, то слова не обращены к собеседнику и т. п.)
Как псевдоглухота: не выполняет просьбы и требования. Хотя слышит и понимает их содержание, не реагирует на изменение тона речи(переход с обычного голоса на шепот и т. п.);
И особенности зрительного контакта: избегает смотреть собеседнику в глаза.

Дурашливость
И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослых, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в его поведении;
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает других.


Нерешительность
Во взаимоотношениях: отказывается от ведущей роли в играх, избегает устного опроса на занятиях и не отвечает, хотя знает ответ;
В речи: не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ, использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать» и т.п.;
В физических действиях: боится прыгнуть даже с небольшого возвышения;
И реакция на новизну: в новой ситуации проявляет тормозные реакции и скован в поведении по сравнению с привычной обстановкой.

Страхи
Конкретные: боится пылесоса, собаки, темноты, грозы, порывов ветра и пр.;
И реакция на новизну: боится входить в новое помещение;
Во взаимоотношениях: опасается новых людей в новой ситуации, публичных выступлений и т.д.


Скованность
В движениях: двигательно скован, не активен;
В речи: запинается в словах;
И реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность
В познавательной активности: не знает, чем заняться;
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам;
В речи: говорит слишком тихо и медленно;
И время реакции: темп действий замедлен, при выполнении действий по команде запаздывает.

Речевая расторможенность
И громкость речи: говорит слишком громко, с надрывом, кричит;
И темп речи: говорит слишком быстро, взахлеб, «проглатывая слова»;
Во взаимоотношениях: переговаривается на занятиях, несмотря на замечания взрослых.

Уклонение от умственных усилий
В свободное время: любит смотреть глупые, бессодержательные мультфильмы;
На организованных мероприятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания( на сравнение, обобщение, действия по образцу и т.д.)

Эгоцентричность
Как отношение к себе: считает, что все игрушки, конфеты и т.д. только для него;
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание другим детям;
В речи: часто использует местоимение «я».

Застреваемость
В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы;
Во взаимоотношениях: навязчив приобщении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу;
В речи: многократно повторяет какую-либо фразу;
На чувствах и эмоциях: зацикливается на обиде, долго переживает неприятности и пр.;
Как трудность переключения: с трудом переключается на иной вид деятельности.




4.2.Составление плана работы.
При составлении плана литературно- исследовательской работы по изучению малой родины необходимо разнообразить направления исследования. Это:
- Изучение, знакомство и расширение знаний об истории поселка, расширение кругозора, знакомство с литературой о родном крае.
- Изучение и знакомство с природой поселка и его окрестностей, природными богатствами, флорой и фауной родного края.
Изучение экологических проблем поселка и получение экологических знаний.
- Знакомство с положительными семейными традициями, интересными людьми поселка и своей родословной.

4.3.Выполнение основной части работы.
- Поисково - исполнительный этап.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение работы, контроль и самооценка. Работы обсуждаются, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе идет сбор материала, информации. Очень важно, чтобы сбор материала для будущей литературной работы поднимал уровень общего интеллектуального развития учащихся, стимулировал к поиску нового материала. Приступая к литературной исследовательской деятельности детям можно предлагать одинаковые задания. Например . всем раздать одни и те же вопросы.
- Собрать и записать рассказы бабушек и дедушек о Великой Отечественной войне.
- Узнать, как и где началась война.
- Какие книги есть в школьной библиотеке о Великой Отечественной войне?
- Что ты узнал из прочитанных книг?
- Был ли кто- то из твоих родственников на войне?
- Как твоя семья хранит память о них?
- Постарайся узнать как можно больше и записать подробно, чтобы не забыть.
После того, как ответы найдены и записаны, их надо обсудить. У детей еще нет собственного опыта обобщения материала. Работа ведется под руководством учителя.
Независимо от вида сочинения выделяют три основных этапа подготовки к нему: накопление материала, отбор и расположение материала и словесное и речевое оформление, т.е. составление самого текста. Его запись, совершенствование, самопроверка.
- Творческий этап.
Поощряются любые творческие находки детей. Учитель помогает советом, направляет в нужное русло. Огромное значение в жизни ребенка имеет общение с педагогом, родителями. Благодаря искусству педагогов (родителей, как первых педагогов, воспитателей, учителей и наставников) таланты детей могут быть замечены в ребенке и раскрыты на радость людям.
«Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований - вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания» (Альберт Лиханов).
- Обобщающий.
Успешность важна для ребенка. Надо доказать и показать каждому ребенку, что его работа имеет значение.

Анализ результатов работы
Данная работа не способна решить все духовно- нравственные проблемы и не предполагает, что все обязательно станут писателями , но надо признать, что имеет большое значение для самоопределения человека.
В Результате данной работы они приобретут богатейший опыт, необходимые навыки. А будет поселок жить и развиваться или все «подадуться» в город покажет время.


Оформление и представление результатов работы литературно- исследовательской деятельности

Литературно- исследовательская работа « Про моего дедушку» Румянцева Егора на тему « Хранители памяти».

Про моего дедушку
«А что это за старая зеленая тетрадь?» - спросил я как - то у своего папы. «Вот когда ты немного подрастешь, я обязательно прочту тебе ее», - ответил папа
Это были дедушкины воспоминания о Великой Отечественной войне, о Курской Дуге.
Нам уже трудно сейчас представить, что пришлось пережить нашим дедушкам.
Родился дед Евгений в 1920 году в обычной деревенской семье. После окончания медицинского училища сразу же был призван в ряды Красной Армии. Воевал на Белорусском фронте. Дедушке приходилось часто спасать раненых и самому принимать участие в боях. У него было много наград, но тремя из них он особо дорожил: «Орденом Красной звезды», медалью «За отвагу», «Орденом Отечественной войны» первой степени.
Очень ясно и живо описывает дед Евгений события тех лет. Такое не встретишь ни в одной книге или кино. Папа говорит, что раньше было не принято об этом писать или говорить: и то, как отвоевывали «у немца» по сто метров родной земли в сутки, и то, как реку Днепр можно было перейти «пешком» по убитым воинам, и то, что не было оружия.
Интересно дедушка описывает случай, как приберег банку с консервами в нагрудном кармане гимнастерки, а она спасла ему жизнь
После войны с Германией нашего дедушку отправили на Дальний Восток - на войну с Японией. Наверное, так Богу было угодно, чтобы дед прошел все эти испытания и остался в живых чтобы родился мой папа, который тоже стал фельдшером, чтобы родился я.
Никогда не видел я своего дедушку, но чувствую, что он был хорошим человеком и хорошим солдатом. Мы с папой очень хотели бы быть похожими на него – такими же храбрыми, смелыми и добрыми.
Многим мы обязаны таким воинам – защитникам нашей Родины, как дед Евгений. Обязаны жизнью. Обязаны будущим.

7. Итоговый (рефлексивный)
На этом этапе дети и родители обмениваются впечатлениями о проекте. Высказывают мнения о том, что дал им данный проект и предложения. Выявляются семьи, желающие продолжать работу по изучению поселка и занятию литературным творчеством. Дети дают оценку всей своей деятельности, учатся видеть достоинства и недостатки своей работы.

8. Заключение
Литературно- исследовательский проект « Моя малая родина» относится к проектам « широкой» тематики. В процессе его реализации решаются воспитательные, развивающие, обучающие задачи, интегрируются внеурочная и урочная, школьная и внешкольная формы работы. Участвуют все обучающиеся одного класса 4 года обучения. При создании данного проекта учащиеся выступают как исследователи родного поселка. Кроме того они сочиняют сказки, рисуют, печатают, создают свои книги, готовят театрализованные представления.
Данный проект создает условия для свободного духовно- нравственного саморазвития личности каждого ребенка.
И еще один немаловажный момент- это сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса и решать единые задачи по воспитанию детей.

9. Используемая литература:
Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов-. М.: Русский Хронограф,2005. -288с.
Лободина С.В. Способности ребенка. Каких развить?». С-П.: Диалог, 2006.-244с.
Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. М. : ЦГЛ, 2006.-144с.
Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М. : ЦГЛ, 2004.-246с.
Проектная деятельность в начальной школе. Авт.-сост. М. К. Господникова. – Волгоград : Учитель, 2011.-131с.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. авт.-сост. В.Ф. Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2011.-142с.
Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой Родине.// Начальная школа, №5, 2008.
Короткова Л. Д. Книги для семейного чтения: « У тихой заводи», «Андрюшкин благовест», «Кувшинчик с двумя донцами», «Венок дивных снов», «Емелина неделя», «Сиреневые кружева». -М: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
Новикова Е. Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых.// Начальная школа, №5, 2008.
Райские цветы с русской земли. М: Благовест, 2004.- 448с.
Горячева И. А. Учимся читать, писать и любить мир: Школа К. Д. Ушинского-педагога и христианина. – М: Издательство Московской Патриархии, 2010.-160с.
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Генезис.2004.
Методика Щурковой Р.Е.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: «Издательство Астрель», -2003.
Шаповалова О.А. Тетради для творческих работ, Саратов: Лицей, 2010.-64с.
Авт.-сост. Ольга Серова и Алина Халецкая « Азбука маленького нижегородца: Путешествие по Нижегородскому краю. Н.Н.: издательство «ЦОП Срочно!», 2011-74с.








13PAGE 15


13PAGE 142915




15