Организация исследовательской деятельности краеведческой направленности на занятиях кружка «Издательское агентство


Российские ежегодные педагогические чтения
имени академика РАО С. О. Шмидта «Краеведческий педсовет»
Доклад по теме:
«Организация исследовательской деятельности краеведческой направленности на занятиях кружка «Издательское агентство»
Рутнер Татьяна Леонидовна,
учитель русского языка и литературы, главный редактор школьной газеты, руководитель кружка «Издательское агентство»,
МБОУ школа № 106 Кировского р-на г.о. Самара
Самара 2016 год
План
Введение. О чем писать в газете?
Краеведческие исследования на страницах газеты «Школяр». Способы привлечения материала на страницы газеты.
Газета «Родник» для тех, кто нам дорог. О проекте газеты «Родник» в 2014/15 учебном году, посвященной 70-летию Победы
Заключение. Необходимость краеведческой работы в рамках издания школьной газеты.
Выпуски школьной газеты на сайте школы.
Введение
Чуть менее ста лет назад (в 1921 году) известный доктор и педагог Януш Корчак писал: «В очень многих школах молодежь выпускала свои газеты. Их по-разному называли и по-разному начинали. К сожалению, конец всегда был один: после нескольких номеров газета переставала выходить. Я наблюдал энтузиазм в начале работы и апатию после первых неудач. Жаль мне было напрасно затраченных сил и пыла. Но мне кажется, что и эти неудачные попытки не прошли бесследно: школа приобрела опыт, ведь чему-то они должны были научить? Все же было бы куда лучше, если бы школьная газета могла прижиться. Я твердо верю, что дети и молодежь нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и молодежи важно, они сами должны сказать в своих газетах». Эти слова актуальны и сейчас. Перед педагогами, решающими издавать школьную газету встают вопросы: как заинтересовать учащихся? О чем писать, чтобы было интересно читать не только тем, кто пишет?
Интересно читать то, что написано живо, от души. Что пишется от души? Конечно же, что пережито, во что вложены силы, что трогает душу до самого донышка, т.е. о родном и близком. Материал должен быть новым и узнаваемым одновременно. Краеведческие рубрики в школьной газете делают её ярче, роднее, живее. Через газету я как организатор кружка «Издательское агентство» и главный редактор школьной газеты пытаюсь донести мысль о том, что история происходила не где-то, а мы живем не около общества: мы продолжение истории, наша малая родина – часть большой истории, мы – часть культуры, часть общества!
Краеведческие исследования на страницах газеты «Школяр»
Идея создания рубрики «Край ты мой родимый» возникла у меня случайно. Одаренные учащиеся, решившие заниматься наукой, представляют свои исследовательские работы на различные конкурсы и чтения «Челышовские чтения», «Шаги в науку» и т.д. Кто эти доклады слышит? Жюри, научный руководитель и несколько других детей, тоже участвующих в конференции со своим докладом. Работы уплывают в никуда. Авторов работ краеведческой направленности я приглашаю на заседания кружка. Учащиеся-сотрудники газеты получают на руки материалы исследования, как основные, вошедшие в реферат, так и оставшиеся за пределами работы. Корректоры обрабатывают материалы, выделяют главное, интересное. Их задача не из лёгких: найти изюминку его работы, выбрать всё самое интересное. Все учителя русского языка знают, что самое сложное изложение – сжатое. После коррекции – верстка. Из фотографий и сканированных документов тоже отбираются те, что наиболее ярко представят материал. Но бывает и такое: ни одна из представленных фотографий не подошла, тогда корреспонденты сами добывают иллюстрации. А иногда и предоставленный материал приходится обогащать собственными исследованиями. В итоге «причесанную» статью можно использовать на классном часе, ознакомить других учащихся. Так получилось со статьей Ивана Олейника «Я живу на улице Земеца»: Ваня готовил выступление к конференции, а материалы опубликовал в школьной газете. Материал статьи классные руководители использовали на классном часе, посвященном 70-летию Кировского района.
Бывает и такое, что ученик готовит выступление на классный час, делает презентацию, а потом классный руководитель или сам ученик приносит материалы в газету. И опять начинается обработка, а чаще всего переработка полученной информации. Кружковцы не только корректируют статью, но и добавляют свою информацию. Иногда сам материал кардинально меняется. Так получилось со статьей о Параде памяти в 2011 году. Учащиеся 9 «В» класса Гаврилов Антон и Сидоров Георгий съездили на парад и сделали фотографии. А потом для классного часа нашли информацию о параде 1941 года на площади им. Куйбышева. Их доклад очень понравился одноклассникам, поэтому учащиеся решили отнести материал в школьную газету.
Предметом для статьи становится и краеведческая экскурсия, и интервью с самарским ученым или писателем. Задача журналиста - передать самое интересное, выложить новое о знакомом. Так встречу с самарским писателем- краеведом Липатовой А.М. организовали десятиклассники, а прочитать интервью с ней и познакомиться с книгой «Самарских улиц имена» смогли все учащиеся школы. Многие классы после статьи приобрели книгу Альбины Михайловны в свой классный уголок. А встреча с президентом общественного фонда «Всенародное достояние» П.А. Коровиным вылилось в целое журналистское расследование о малоизвестном памятнике А.П. Чехову в нашем городе.
Экскурсию посетил только один класс, а информация (обычно экскурсоводы стараются рассказать ребятам что-нибудь необычное) становится достоянием школы. Так со страниц газеты учащиеся узнали о Царевом кургане, о Каменной чаше, о деревне Сарбай и других достопримечательностях Самары.
Краеведческая работа - только часть всей деятельности школьной газеты, но очень важная часть. Интересные факты из жизни родного города позволяют гордиться своей малой родиной. Для авторов статей главным является то, что его статью опубликуют, о его исследовании прочтут многие. Гордость за то, что не зря потрудился и добыл интересное мотивирует авторов на новые достижения.
Газета «Родник» для тех, кто нам дорог.
В 2015 году произошла третья смена состава школьной газеты: в кружок «Издательское агентство» пришли новоиспеченные пятиклассники. Так как новый набор в кружок совпал с празднованием 70-летия Победы, то и газету решили посвятить этому знаменательному событию. Многие СМИ уже начали осуществлять подобные проекты: рассказывают о ветеранах, о событиях тех лет. Мы тоже решили посвятить газету нашим прадедушкам и прабабушкам, которые на себе испытали тяготы военного времени. Наша газета – это своеобразная Книга Памяти о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Мы решили назвать газету «Родник», так как это слово имеет один корень со словами Родина, народ, родственник. Каждая история отдельного человека неразрывно связана с этими словами. А ещё родник – источник воды, из которого хочется пить снова и снова. Так и мы, подобно молодому путнику, будем впитывать информацию, возвращаясь снова и снова к тем событиям, снова и снова переживая за нелегкую судьбу наших предков. На первой страницев качестве подзаголовка написали «Газета для тех, кто нам дорог» Фраза отражает концепцию газеты: мы пишем не только о тех, кто воевал, мы пишем газету для наших родных и близких.
Истории о жизни ветеранов, их судьбы составляют основной материал газеты. Наша просьба предоставить истории о своих близких получила отклик среди учащихся разных классов (от 1 до 11 класса). К нам в редакцию стали поступать материалы. Мы условно разделили информацию на четыре части. В рубрике «Никто не забыт, ничто не забыто» мы размещаем информацию о тех, чья жизнь оборвалась на войне. В рубрике «Я помню! Я горжусь!» мы представляем материал о родных и близки, которые уже ушли из жизни. А также в этой рубрике мы размещаем истории семей. В рубрике «Живые свидетели войны» мы рассказываем о судьбе ветеранов, которые живы .но им уже сложно давать интервью, поэтому их истории мы тоже представляем как рассказ о родственниках. В рубрике «Непридуманная история» мы рассказываем об удивительных случаях, произошедших во время войны. Все эти истории показывают, насколько случай может решить человеческую судьбу.
Но наша редакция решила, что отражение исторических событий Самары, судьбы знаменитых самарцев тоже заслуживают внимание. Поэтому для такой информации была создана рубрика «Эх, Самара-городок». Но учащихся волнуют современные проблемы: снос памятников, конфликты, связанные с переписывание истории войны. Репортажи на данную тему мы размещаем в рубрике «Это актуально». Жизнь не стоит на месте: она продолжается. И на войне были и юмор, и песни, и концерты. Мы тоже решили создать рубрику, носящую развлекательный характер, в которой рассказывается о книгах, посвященных войне (эти материалы размещены по просьбе старшеклассников, готовящихся к финальному сочинению по литературе в 11 классе), о музеях, выставках, связанных с историей города, это и информация мероприятиях, носящих патриотический характер. Мы назвали эту рубрику «На привале».
Все авторы, чьи статьи попали в газету, получили по подшивке. Трудно передать, какую радость испытали родственники юных корреспондентов, когда увидели статьи своих сыновей, дочерей, внуков, правнуков в школьной газете. Я надеюсь, что выпуски газет будут бережно храниться в семейных архивах.
Заключение
В работе кружка «Издательское агентство» столкнулись два направления: журналистская работа и краеведческая деятельность. Оба эти направления важны в жизни школы. Они помогают учащимся не только в выборе профессии историка, журналиста или общественного деятеля, но и помогают научить ценить то, что нас окружает: родных, школу, родной город, Родину большую и малую.
Источники
1. Корчак Я. О школьной газете.
http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=15_52. Архив газеты «Школяр»
http://school-106.ru/index.php/vospitatelnaya-rabota/shkolnaya-pressa/arkhivАрхив газеты «Родник»
http://school-106.ru/index.php/vospitatelnaya-rabota/shkolnaya-pressa/gazetaэ