Формирование социально-правовой компетенции обучающихся как один из аспектов работы социального педагога школы


Мастер класс
на тему:
«Формирование социально-правовой компетенции обучающихся как один из аспектов работы социального педагога школы»

Авторы составители:

Социальный педагог
МБОУ «СОШ – детский спд № 36»
Сонина И.А.

Социальный педагог
МБОУ СОШ № 43 Небесна Г.В.

Пояснительная записка

Формирование социально-правовой компетентности обучающихся
является одной из функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя.
Знание права предполагает знание правовых норм, следовательно, необходима система правового просвещения, разъяснения, убеждения. Навыки подразумевают, что субъект научен правилам правового поведения. Отношение к праву предполагает принятие определенных символов поведения. Необходимо практическое взаимодействие с ценностями права, выявленными в предметных формах мира. Правовое воспитание заключается не только в повышении знаний о праве и формированию положительного отношения к нему. Очень важно выработать у подростков правовые привычки. Приобретение знаний, формирование положительного отношения к социально-правовым нормам (выстраивание определенной системы мотивов к объекту действительности), выработка правовых привычек становится возможной при организации личностного опыта. Отсюда следует, что для оказания социально-педагогической помощи, направленной на раскрытие потенциала подростка в саморегуляции правового поведения, актуальным со стороны педагога является осуществление содействия подростку в организации и приобретении личного жизненного опыта, который имеет первостепенное значение в воспитании правовой культуры личности. Правовой опыт заменяет учащемуся норму. Опыт – это «основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности; в широком смысле – единство умений и знаний»
Цели:
формированию социально-правовой компетентности обучающихся, которая отвечала бы современным требованиям законопослушного поведения личности.
Задачи:
1) правовое просвещение учащихся;
2) формирование у подростков знания о себе как о субъектах права,
сложных социально-правовых умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, соответствующие нормам права;
3) выработка умения осмысливать и анализировать последствия своих
действий, ценностного отношения к существующим социально-правовым нормам;
4) включение учащихся в общественно-значимую и полезную для них дея-
тельность.

Ход занятия:

Викторина ко Дню молодого избирателя
Уже традиционным в нашей стране стало проведение Дня молодого избирателя, который приходится на третье воскресенье февраля.
В ходе викторины учащиеся делятся на 3-4 команды. На доске чертится таблица с баллами за каждое задание

1 конкурс. «Разминка»
Кто больше напишет слов, связанных с понятием «выборы» за 2 мин.
Например: бюллетень, голосование, агитация, урна и т.д.
(слова пишутся на листочках и сдаются жюри) Каждое слово – 1 балл


2 конкурс. Решение тестов (за каждый правильный ответ 5 баллов)
Команды ставят напротив цифры выдранную букву листочки с ответами сдают жюри.
1. Какие условия говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
а) двойное гражданство;
б) признание по суду недееспособным;
в) долгое проживание за границей;
г) содержание (нахождение) в местах лишения свободы;
д) необразованность;
е) студенты и малообеспеченные;
ж) пенсионеры;
з) военнослужащие.


2. Для получения избирательного бюллетеня необходимо иметь при себе:
а) паспорт;
б) профсоюзный билет;
в) страховой полис;
г) удостоверение водителя.


3. В каком возрасте гражданин РФ может быть избран Президентом?
а) 18 лет
б) 25 лет
в) 35 лет

4. Какую ветвь власти представляет Президент РФ?
а) все ветви власти;
б) законодательную и исполнительную;
в) только исполнительную;
г) никакую.


5. Когда впервые был всенародно избран Президент России?
а) 1990 год
б) 1991 год
в) 1993 год
г) 2000 год




6. Конституция РФ принята:
а) Учредительным собранием;
б) Президентом РФ;
в) на всенародном референдуме;
г) Государственной Думой.


8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат:
а) при пропорциональной системе
б) при селекционной системе
в) при мажоритарной системе
г) при смешанной системе

9. Гражданин Российской федерации, достигший на день голосования 18 лет, не имеет право:
а) участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента РФ;
б) быть избранным на пост Президента РФ;
в) участвовать в выборах главы администрации города;
г) участвовать в предвыборной агитации.

3 конкурс. Какие принципы избирательного права были нарушены в следующих ситуациях.
Каждый правильный ответ 2 балла. На доске вывешены принципы избирательного права. Напротив номера ситуации ставим букву.
Ситуация 1: В избирательном законе 1905 г. Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивается к четырем голосам буржуазии; 250 голосам крестьян; 543 голосам рабочих».
Ситуация 2: Во время голосования рядом с голосующим стоит представитель какой-то политической партии и советует избирателю за кого отдать голос.
Ситуация 3: Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т. е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника.
Ситуация 4: В Англии в 1832 г. Была проведена избирательная реформа: в выборах могла участвовать одна шестая часть взрослого мужского населения, для избирателей сохранялся высокий имущественный ценз, лендлорды по-прежнему могли влиять на результат выборов.

4 конкурс. Расположите этапы избирательного процесса в нужной последовательности
Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 9)

Команды листочки с ответами сдают жюри.
- создание избирательных комиссий;
- процесс голосования на избирательных участках;
- назначение даты выборов;
- регистрация избирателей в установленном порядке;
- организация избирательных округов;
- выдвижение кандидатов на выборные должности;
- установление и оглашение результатов выборов;
- подведение итогов голосования;
- предвыборная агитация.

Подведение итогов

Викторина
«Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»
Материалы: карточки с вопросами для команд.
Ход занятия:
Учащимся раздаются бланки с вопросами. На обсуждение – 5 минут.
После совместной подготовки в каждой группе представители от команд отвечают на вопрос. За правильный ответ каждой команде засчитывается 1 балл. В том случае, если команда не смогла дать правильный
ответ даже после наводящих вопросов ведущего, разрешается предлагать варианты ответов других команд. В случае отсутствия варианта правильного полного ответа ведущий сам дополняет либо объясняет правильный ответ.
Вопросы:
1. С какого возраста наступает административная ответственность?
2. С какого возраста наступает уголовная ответственность, для лиц, совер-
шивших преступления?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершенно-
летний, не достигший четырнадцатилетнего возраста?
4. Какие виды наказаний не применяют к несовершеннолетним?
5. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
6. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения,
по достижении 14 лет (т.е. ему в этот день исполняется 14 лет). Может ли он
привлекаться к уголовной ответственности?
7. Считаете ли вы, что нецензурная брань в общественных местах и приста-
вание к гражданам подлежит административному наказанию? Если да, то какому.
8. Какое наказание следует за распитие алкогольных напитков в общест-
венных местах?
9. Представьте ситуацию, что подросток, находясь на дискотеке, приоб-
рел для себя наркотик. Подлежит ли наказанию, и какому его поступок?
10. Чем кража отличается от грабежа, разбоя, нападения?

Подведение итогов викторины.

ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ
Возраст: любой Продолжительность: 30 мин. Цель:
Показать, как связаны между собой разные уровни отсутствия толерантности, научится распознавать разные уровни отсутствия толерантности.
Вам понадобится: большой рисунок «Пирамиды ненависти». Можно - мелом на доске.
Ход работы: Познакомьте участников с «Пирамидой ненависти»:
насилие дискриминация предрассудки стереотипы
В основании этой пирамиды - стереотипы, выше находятся предрассудки, затем -дискриминация и на вершине - насилие.
Подумайте вместе с группой, как связаны друг с другом разные уровни этой пирамиды. Попросите участников привести примеры всех видов нетерпимости. На примере разных видов нетерпимости (этнической, религиозной и т.д.) попросите участников придумать или вспомнить истории о том, как стереотипы приводили к предрассудкам, дискриминации и, в конце концов, насилию. Предоставьте каждой подгруппе один из видов нетерпимости. Попросите ее нарисовать комикс, изображающий подобную историю.
Устройте выставку комиксов. Пригласите на нее других детей или учителей. Подберите несколько примеров стереотипов, предрассудков, дискриминации или насилия. Зачитайте их участникам. Попросите их определить, какой именно вид нетерпимости представляет данный случай.
Дополнительные вопросы:
всегда ли стереотипы и предрассудки ведут к дискриминации и насилию
от кого зависит, чтобы этого не происходило
что можем сделать мы, чтобы этого не происходило вокруг нас






Приложения.
1 ) Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.


2) Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
Лица, достигшие ко времени совершения преступлениячетырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ). Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет. На районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:
а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;
б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 10 Уголовного кодекса РСФСР;
в) совершивших деяния, содержащие признаки преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
г) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение правил дорожного движения; совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения (кроме дел о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или дружинника); совершивших мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов, которые рассматриваются комиссиями лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), имеющий право налагать административное взыскание, передает его на рассмотрение комиссии.
д) совершивших иные антиобщественные поступки;
е) уклоняющихся от учебы или работы. К несовершеннолетним могут применяться следующие меры воздействия:
а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
б) вынести предупреждение;
в) объявить выговор или строгий выговор;
г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; (в ред. Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1)
д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов;
е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно - воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессионально
- техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией. К родителям несовершеннолетних или лицам, их заменяющим, в случае злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей, или за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, или за потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача, а также за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением несовершеннолетними других правонарушений, следующие меры воздействия:
а) вынести общественное порицание;
б) вынести предупреждение;
в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;
г) наложить штраф в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, а за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет или распитии ими спиртных напитков на родителей или лиц, их заменяющих, штраф налагается в размере от одной третьей до одной второй минимального размера оплаты труда, за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения - в размере от одной второй до одного минимального размера оплаты труда. Направление несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, кроме лечебно-воспитательных профилакториев для больных наркоманией, может производиться по решению комиссии по делам несовершеннолетних без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Дела о направлении в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения рассматриваются с обязательным участием прокурора. Направление несовершеннолетних в детский дом или школу - интернат, при наличии у них родителей или лиц, их заменяющих, может производиться без согласия последних лишь в исключительных случаях (длительное их отсутствие, болезнь, осуждение за совершенное ими преступление и т.п.).

4) К видам наказаний, назначаемых несовершеннолетним законом отнесены (ст.88 УК РФ):
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.

7) "мелкое хулиганство ругательство нецензурной бранью наглое задирательство, матерщина, приставание к прохожим, откровенное справление малой (да и большой) нужды нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или...
10) Чем грабеж отличается от других видов преступления?
Отличие кражи (ст. 158 УК РФ) от грабежа
Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Преступники действуют открыто, нагло, с насилием или угрозой его применения. Естественно, при грабеже преступник и потерпевший сталкиваются лицом к лицу и пострадавшая сторона, как правило, в состоянии сообщить сотрудникам полиции точное время совершенного преступления и приметы злоумышленника.
Кража – это, прежде всего, тайное хищение. К примеру, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], извлекающий кошелек из кармана, действует тайно. Кражей так же будет считаться, если окружающие не осознают, что совершается преступление, скажем, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под видом грузчиков.
 
Отличие грабежа от разбойного нападения (ст. 162 УК РФ)
Грабеж совершается с применением насилия неопасного для жизни и здоровья либо с угрозой его применения.Разбой же совершается с применением насилия опасного для жизни и здоровья либо угрозой его применения (угроза оружием или предметом, используемым в качестве оружия).
Помню одного парня, который совершал разбойные нападения таким образом:заходил в лифт с девушкой доставал шприц с красноватой жидкостью, говорил, что тут его кровь, а он ВИЧ-инфицирован и требовал денег.
Разбойное нападение – состав формальный – преступление считается уже совершенным (оконченным) с момента незаконного требования, независимо от того каким образом события развернуться дальше. Потребовал, значит, совершил разбой.
При грабеже состав материальный – то есть считается преступление оконченным с момента фактической возможности распоряжаться похищенной вещью.
 
Отличие грабежа от вымогательства (ст. 163 УК РФ)
Этот вопрос попался мне на экзамене в институте. 
Во время совершения грабежа между незаконным требованием и самим хищением имущества отсутствует временной промежуток либо он очень короткий. Для большего понимания приведу небольшой пример:
Мужчину останавливает на улице группа парней и требует у него кошелек, в противном случае обещает жестоко избить. Мужчина, испугавшись, отдает деньги и уходит.
Как видим, после незаконного требования сразу же идет хищение чужого имущества. Иначе обстоит дело при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: к школьнику подходит старшеклассник и требует под угрозой физической расправы деньги, которые тот должен принести ему завтра. Здесь между преступным требованием и получением его в свое распоряжение проходит некоторое время (день, два, неделя).
 
Отличие грабежа от мошенничества (ст. 163 УК РФ)
Сходством грабежа и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является открытость хищения и материальный состав. Однако при совершении мошенничества отсутствуют какие-либо угрозы со стороны преступника и, тем более, нет никакого физического воздействия. Мошенник обманным путем заставляет свою жертву «добровольно» расстаться со своим имуществом в его пользу. Обман же вскрывается позже.
Это основные виды хищений и их главные отличия от грабежа.
 






















С какого возраста наступает административная ответственность?



С какого возраста наступает уголовная ответственность, для лиц, совершивших преступления?




Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший четырнадцатилетнего возраста?



Какие виды наказаний не применяют к несовершеннолетним?




Где отбывают наказание несовершеннолетние?





Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет (т.е. ему в этот день исполняется 14 лет). Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?


Считаете ли вы, что нецензурная брань в общественных местах и приставание к гражданам подлежит административному наказанию? Если да, то какому.



Какое наказание следует за распитие алкогольных напитков в общественных местах?




Представьте ситуацию, что подросток, находясь на дискотеке, приобрел для себя наркотик. Подлежит ли наказанию, и какому его поступок?





10. Чем кража отличается от грабежа, разбоя, нападения?











Ситуация 1: В избирательном законе 1905 г. Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивается к четырем голосам буржуазии; 250 голосам крестьян; 543 голосам рабочих».



Ситуация 2: Во время голосования рядом с голосующим стоит представитель какой-то политической партии и советует избирателю за кого отдать голос.



Ситуация 3: Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т. е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника.





Ситуация 4: В Англии в 1832 г. Была проведена избирательная реформа: в выборах могла участвовать одна шестая часть взрослого мужского населения, для избирателей сохранялся высокий имущественный ценз, лендлорды по-прежнему могли влиять на результат выборов.

Расположите этапы избирательного процесса в нужной последовательности
Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 9)

Команды листочки с ответами сдают жюри.
- создание избирательных комиссий;
- процесс голосования на избирательных участках;
- назначение даты выборов;
- регистрация избирателей в установленном порядке;
- организация избирательных округов;
- выдвижение кандидатов на выборные должности;
- установление и оглашение результатов выборов;
- подведение итогов голосования;
- предвыборная агитация.





Расположите этапы избирательного процесса в нужной последовательности
Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 9)

Команды листочки с ответами сдают жюри.
- создание избирательных комиссий;
- процесс голосования на избирательных участках;
- назначение даты выборов;
- регистрация избирателей в установленном порядке;
- организация избирательных округов;
- выдвижение кандидатов на выборные должности;
- установление и оглашение результатов выборов;
- подведение итогов голосования;
- предвыборная агитация.






Команда ___________________________

1. Какие условия говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
а) двойное гражданство;
б) признание по суду недееспособным;
в) долгое проживание за границей;
г) содержание (нахождение) в местах лишения свободы;
д) необразованность;
е) студенты и малообеспеченные;
ж) пенсионеры;
з) военнослужащие.


2. Для получения избирательного бюллетеня необходимо иметь при себе:
а) паспорт;
б) профсоюзный билет;
в) страховой полис;
г) удостоверение водителя.


3. В каком возрасте гражданин РФ может быть избран Президентом?
а) 18 лет
б) 25 лет
в) 35 лет

4. Какую ветвь власти представляет Президент РФ?
а) все ветви власти;
б) законодательную и исполнительную;
в) только исполнительную;
г) никакую.


5. Когда впервые был всенародно избран Президент России?
а) 1990 год
б) 1991 год
в) 1993 год
г) 2000 год




6. Конституция РФ принята:
а) Учредительным собранием;
б) Президентом РФ;
в) на всенародном референдуме;
г) Государственной Думой.


8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат:
а) при пропорциональной системе
б) при селекционной системе
в) при мажоритарной системе
г) при смешанной системе

9. Гражданин Российской федерации, достигший на день голосования 18 лет, не имеет право:
а) участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента РФ;
б) быть избранным на пост Президента РФ;
в) участвовать в выборах главы администрации города;
г) участвовать в предвыборной агитации.

…ђ Заголовок 2Џђ Заголовок 315