Практическое задание по психологии научно – педагогической практики.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)








Практическое задание по психологии научно – педагогической практики.












Студента ИИиПО
Магистратуры II курса
Голубенковой Ольги





















Уфа 2012
Ученик – ученик

Май. Конец семестра. 8 А класс в составе 24 человек из которых 17 мальчиков и 7 девочек. Большинство семей – полные. В 3 семьях нет кормильца.
На одном из уроков истории, на котором я присутствовала, разыгралась следующая ситуация.
Середина урока: тихий и спокойный мальчик Хамит молча встает, отходит за задние парты после чего начинает читать намаз. Учитель на это реагировал спокойно, из чего я сделала вывод, что Хамит делает это регулярно. Класс в большинстве продолжал спокойно заниматься. Исключение составляли 2-3 мальчика. Они стали перешептываться с явной насмешкой. Один из них, Дмитрий достаточно громко сказал: «Достал уже со своими молитвами». Дети в классе забеспокоились, Хамит практически задержал дыханиеВсе ждали реакции учителя. Любовь Геннадиевна призвала класс к спокойствию: «Дима, я несколько не понимаю, почему у тебя вызывают гнев и раздражение молитвы Хамита. Давайте сегодня отойдем от темы урока и поговорим на тему мировых религий». В этот момент Хамит уже закончил молитву и Л.Г. попросила его рассказать о своей вере всему классу. После она проводила параллели с другими религиями, объясняла отношение верующих к обрядам.
Класс заметно расслабился, многие умиротворенно и по – доброму улыбались. Хамит был приятно удивлен вниманием класса к его рассказу. Дмитрий очень внимательно слушал, периодически виновато смотря на Хамита. После окончания урока девочка Анна подошла к Хамиту и стала расспрашивать про ислам, с интересом отмечая: «А здесь у нас похоже. А там по-другому». Напряжение в классе быстро спало.. После перемены Дмитрий и Алексей присоединились к беседе между Аней и Хамитом.

Вопросы к кейсу.
Как вы считаете правильно ли повела себя учительница в данной ситуации?
Допустимо ли подобное религиозное поведение в светском образовательном учреждении?
Считаете ли вы недовольство Дмитрия оправданным?

Данная ситуация достаточна не однозначна и требует особого внимания так как связанна с вещами далеко выходящими за рамки школьного образования. В данной сложившейся ситуации учитель повел себя на мой взгляд очень грамотно, дети сами того не замечая начали провоцировать очень серьезный конфликт последствия которого могли быть очень большими. Однако благодаря действию учителя ситуация была полностью разрешена, помимо этого учитель смог использовать это конфликт для продолжения образовательного процесса. Но если рассматривать ситуацию в целом, то конечно можно сказать что нельзя допускать смешивания религиозной стороны жизни с образованием в школе. Для этого существуют специальные учебные заведения. Поведение Дмитрия нельзя считать не правильным или плохим, он выражал свое отношение к поведению Хамита. Здесь кроется самая большая часть конфликта. У Дмитрия есть такие же права на свою веру как и у Хамита, просто обрядовость религий очень разная и если Дмитрий не молится в день по пять раз это не значит что он не верующий. Его претензия достаточно обоснованна. Молитвы Хамита могут отвлекать его от учебного процесса, могут ущемлять его духовное начало и т.д.

Анализ кейса.
В данной сложившейся ситуации мы можем выделить несколько проблем: проблема религиозного и светского образования; проблема взаимоотношения учеников с разными религиозными предпочтениями; проблемы компетентности учителя.
Причин из за которых сложилась данная ситуация достаточно много, назовем лишь основные. Во первых это конечно же лояльное отношение администрации школы к подобному религиозному рвению ученика. По моему мнению нельзя было разрешать чтение намаза Хамиту в школе, или на уроке при всех учениках. Как я уже говорила выше нельзя допускать подобное религиозное проведение в школе. Вторая причина это родители мальчика, которые должны были предвидеть подобную ситуацию. Они прекрасно должны были представлять себе что подобное поведение мальчика рано или поздно начнет вызывать раздражение в среде одноклассников.
Если рассматривать ситуацию с аксиологических позиций, то конечно сложившаяся ситуация очень интересна, в силу того, что ребята получили огромный пласт информации об исламе не от учителя, а от человека которого считают своим, к которому они испытывают гораздо больше доверия, ведь именно этим и объясняется поведение Ани которая заинтересовалась рассказом Хамита более подробнее.
Прогнозирование данной ситуации не возможно в силу того, что проблема не однозначна, она может развиваться по разному. Вопрос веры и религии всегда стоит очень остро в обществе и в среде подростков это заметно очень сильно, ведь именно в этом возрасте они очень легко подаются влиянию. Участникам конфликта очень повезло, что рядом оказался учитель который сумел не только сгладить конфликт но и использовать его в своих преподавательских интересах. Если бы учительница постаралась просто сгладить конфликт словами ,, не отвлекаемся,, то это бы еще больше усилило бы нарастающие напряжение которое со временем дало о себе знать. Если бы я оказалась на месте учительницы, я бы поступила по другому, необходимо было договорится с родителями мальчика и администрацией школы по поводу религиозной жизни ученика. Так же нельзя было допускать того что ребята видели как Хамит молится, можно было вывести его из класса и завести в учительскую или любой другой свободный класс. Тогда конфликта вообще не было бы.



































Кейс 2.Ситуация «Ученик - Учитель»
На моей первой школьной практике я стала свидетельницей ситуации, которая произошла между учителем рисования и учеником VII класса. Этот класс все учителя немного побаивались: там были собраны самые трудные ученики... Я же была практикантом и мое задание было ходить по урокам и составлять характеристики классов. На очередном уроке я наблюдала такую картину: учитель рисования подобрала красивый натюрморт вазу и яблоко, подробно объяснила, как надо строить рисунок. Когда все ученики приступили к работе, стала ходить от парты к парте и помогать ребятам в работе. Вдруг я замечаю смех с задних парт, оборачиваемся с учителем и видим: на последней парте стоит на столе кроссовок, а за партой сидит самый бойкий ученик класса - второгодник и ухмыляется. Я думаю, что первым желанием учителя было отругать ученика, но она сдержалась. А ученик только и ждал скандала. Он привык к этому. Вместо этого А.П подошла к нему, улыбаясь. Затем, обратившись к нему по имени, спросила, собирается ли он рисовать кроссовок вместо поставленного ею натюрморта. Сказала, что расстояние между натурой и рисующим слишком близкое, принесла стул, поставила кросcовок на стул, села рядом и стала объяснять поэтапное построение изображения. Ученику сказали, чтобы он сам постарался закончить рисунок. Андрей просидел весь урок без одной пары его обуви, но с рисунком справился. В конце урока разбирали рисунок каждого. Рисунок Андрея похвалили и А.П назначила его своим помощником.. В классе в это время воцарилась спокойная рабочая обстановка. После урока А.П объяснила мне, что такому приему ее научили еще в университете и во многих случаях он помогает. Из этого случая я вывела для себя несколько правил: что бы ни случилось, не выгонять ученика из класса и не обращаться к администрации (это собственная слабость); решать все спокойно и по возможности с улыбкой; помогать трудным детям почувствовать, что они тоже достойны уважения, поддержать в них чувство собственного достоинства.
Что вы можете сказать о действиях учителя рисования?
Как поступили бы вы в его роли?
Чем можно объяснить поведение Андрея?

Проанализируем структуру данного конфликта. Его участниками (оппонентами) являются с одной стороны трудный ученик, с другой стороны молодая учительница рисования. В чем состоит конфликтная ситуация, обусловившая данную ситуацию? Прежде всего в недостатках предшествующего воспитания ученика Андрея, а главное, в том, что он второгодник, трудный ученик. Ведь двоечник не только тот, кто занимает низшую ступеньку в пятибалльной шкале, измеряющей уровень учебных успехов. Эта шкала всегда имеет социальный подтекст. Она определяет требования к ученику со стороны общества, школы, учителя, родителей и его неспособность (в отличие от других) удовлетворить эти требования. Это неизбежно ставит его на последнее место. Он оказывается худшим в глазах других, но не желает быть таким в собственных глазах. Ребенок пытается отстоять собственное достоинство, и именно это стремление вызывает его отрицательное отношение к учению: повышенную эффективность, стремление уйти от оценочных ситуаций и т.п. . Неудовлетворенность Андрея во взаимоотношениях с учителями привела к тому, что он невольно и от нового учителя ожидал соответствующего отношения к себе как к плохому ученику, второгоднику. Считая, что в общении с учителем на деловом уровне («ученик учитель») он не может рассчитывать на уважительное отношение к себе, Андрей стремился перевести это общение на личностный уровень, где он, видимо, уже не раз чувствовал себя сильнее учителей (по словам учительницы, Андрей привык к скандалам, а ведь «скандал» это всегда проявление слабости со стороны педагога).
Объектом конфликта здесь является норма поведения ученика его обязанность соблюдать дисциплину на уроке. Однако конфликта не произошло. Поняв, чем вызвано конфликтное поведение ученика Андрея, учительница преодолевает конфликт, не дав ему развиться. Обращение к административным мерам, конечно, быстро восстановило бы дисциплину, но не разрешило бы конфликта, так как лишний раз подчеркнуло бы, что Андрей плохой, недисциплинированный ученик, т.е. вернуло бы его как раз к тем отношениям, от которых он стремился уйти. Приняв «игру» Андрея, учительница дала ему понять, что не собирается выяснять с ним, кто сильнее, и не стремится насильно подчинить его себе. Она продемонстрировала заинтересованность и уважение к его пусть глупому, но его поведению, показав, что готова к общению на равных, чего в конечном счете и хотел ученик, скорее всего, не осознавая этого. Погасив конфликт в самой начальной стадии, учительница поняла, что одноразовым воздействием конфликтную ситуацию исчерпать не удастся. Она дала Андрею ответственное поручение (быть ее помощником), которое позволило ему укрепить веру в себя, поднять свой авторитет в глазах уважаемого взрослого и одноклассников. Таким образом, учительнице удалось не только предотвратить развитие конфликта, но и использовать его в коррекционных целях. Однако если смотреть с прогностической стороны данной ситуации, по моему мнению, такое решение учителя может привести и к негативным последствиям. Когда преподаватель принимает игру ученика, он соответственно принимает и правила этой игры, а в игре все должны быть на равных. Со временем настанет момент когда Андрей почувствует что он находится в более доверительных отношениях с преподавателем и начнет вести себя более вальяжно и свободнее. Учитель в этой ситуации встанет перед выбором, идти на поводу у Андрея и мирится с его поведением или идти на более серьезный конфликт. По моему мнению с учеником можно идти на компромисс только в той ситуации, когда ты точно уверен что это не понесет за собой закономерность. Иначе ученики будут использовать ваше желание сглаживать конфликты в своих интересах.


Заголовок 515