«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Root Entry
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»









«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»



ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(Инвариантный блок, 72 часа)








Слушатель ________________ Т.Ю. Колодина
(подпись, дата)



Руководитель ______________ Н.А. Разагатова
(подпись, дата)





Самара 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ


Типология учебно-познавательных и учебно-практических задач
3

Примеры задач
6

Список использованных источников
25










































Типология учебно-познавательных и учебно-практических задач
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся.
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
Первичное ознакомление, разработка и освоение теоретических моделей и понятий (общеучебных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
Выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
Выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между субъектами и процессами.
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и логических операций, установления аналогий и причинно-следственных связей. Требуют от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представление её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка решения проблем/ проблемных ситуаций. Требуют принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранение неполадок» и т.п. Требуют принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранение неполадок» и т.п. Требуют совместной работы в парах или группах с разделением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества. Требуют совместной работы в парах или группах с разделением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка развёрнутой коммуникации. Требуют создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, аргументированного мнения и т.п.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции. Наделяют учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения и выполнения задания, соблюдение графика подготовки предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии. Требуют от учащихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по другому, дополнительно узнать и т.п.).
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок. Требуют от учащихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и /или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности школьников. Требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыка использования ИКТ.





Примеры задач

Примеры учебно – познавательных задач
на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции

Математика. 2 класс. УМК «Школа России».

Характеристика задания
Предметные планируемые результаты. (выпускник научится):
- заполнять несложные готовые таблицы.
Метапредметные планируемые результаты.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (познавательные);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (регулятивные), - использовать речь для регуляции своего действия; (коммуникативные);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы. (чтение. работа с текстом).

Мотивационная часть
Помогите узнать, кто же выиграл соревнования по лыжам.

Содержание задания:
- условия (информационная часть),
- вопрос (командная часть),
- инструкция по выполнению
(ответная часть)
Прочти текст.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые 4 места в соревнованиях по лыжам. На вопрос: «Кто какое место занял?» Коля ответил : «Я ни первое, ни четвертое». Боря сказал : «Я –второе». Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Кто занял 1 место?
Опираясь на текст, заполни таблицу, используя +, - .

Имена
1 место
2 место
3 место
4 место

Боря





Вова





Коля





Юра






Проверь. Сравни с образцом. Исправь ошибки.




Образец/описание ответа
Имена
1 место
2 место
3 место
4 место

Боря
-
+
-
-

Вова
+
-
-
-

Коля
-
-
+
-

Юра
-
-
-
+









Критерии оценки
Для учащихся:
Задание выполнено правильно – 5 ( отлично), если допущены ошибки:
1 ошибка – 4 (хорошо), 2 ошибки – 3 (удовлетворительно), 3 ошибки – 2 (неудовлетворительно).

Методические рекомендации
Аналогичные задания могут быть предложены для работы в паре.





Примеры учебно – познавательных задач
на формирование и оценку навыка сотрудничества

Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России».

Характеристика задания
Предметные планируемые результаты. (выпускник научится): определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста.
(получит возможность научиться): анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений.
Метапредметные планируемые результаты.
- осуществлять синтез как составление целого из частей (познавательные);
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы (регулятивные), - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; (коммуникативные);
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию (чтение. работа с текстом).

Мотивационная часть
Придумайте себе задание, выполните его в паре, докажите, что выполнили верно.

Содержание задания:
- условия (информационная часть),
- вопрос (командная часть),
- инструкция по выполнению
(ответная часть)
Я вам дала листочки. ( Каждое предложение на отдельной полоске).
-Что на них написано? (Предложения).

Они несут крошки хлеба и семена.
Пушистый снег покрыл землю.
Ольга и Яша идут в сад.
Вот и настала зима.
Дети будут кормить птиц.
Прочтите их.
Придумайте себе задание. ( Составить из этих предложений текст.)
Прочтите исправленный текст. Докажите, что вы правы.
Придумайте заголовок к тексту.
Сравните с образцом на доске. Исправьте ошибки, если они есть.
Запишите текст в тетрадь.
Оцените выполнение задания по предложенным критериям.

Образец/описание ответа
Зима.
Вот и настала зима.
Пушистый снег покрыл землю.
Ольга и Яша идут в сад.
Они несут крошки хлеба и семена.
Дети будут кормить птиц.

Критерии оценки
Для учащихся:
Задание выполнено правильно – 5 ( отлично), если допущены ошибки:
1 ошибка – 4 (хорошо), 2 ошибки – 3 (удовлетворительно), 3 ошибки – 2 (неудовлетворительно).

Методические рекомендации
Целесообразно задавать вопросы в ходе работы:
Прочитайте то, что получилось. Это текст? Докажите.
С чего начнете запись? (С заголовка.)
Как начнете писать текст? (С красной строки.)



Пример учебно – познавательных задачи
на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Окружающий мир. 2 класс. УМК «Школа России».

Характеристика задания
Предметные планируемые результаты. (выпускник научится):
- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.
Метапредметные планируемые результаты.
- проводить сериацию и классификацию по заданным критериям (познавательные);
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения д