Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС


Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСА К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Волкова Елена Валдиленовнаучитель иностранных языков МБОУ «СОШ №40» г. Нижневартовск, ХМАО
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВУСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования исследо-вательского поведения учащихся в условиях введения современного образова-тельного стандарта. Описываются пути, и методы формирования исследова-тельской культуры современных школьников на уроках иностранного языка. Де-лается акцент на учебном исследовании как деятельности обучающихся, свя-занной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвест-ным решением. Разработана организационно-педагогическая модель возраст-ных психолого-педагогических особенностей школьников, соблюдение требова-ний которой гарантирует успешное сотрудничество всех участников учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: инновационный потенциал педагога, исследовательская деятельность, исследовательское обучение, исследовательское поведение, ком-петенция, компетенция социокультурная.
Задачи в области образования формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосо-знания. В этой связи, возникает необходимость формирования инновационного сознания у педагогов в новой модели образования и определение стратегической цели современного образования: повышение доступности качественного образо-вания, соответствующего требованиям федерального государственного образо-вательного стандарта, требованиям инновационного развития экономики, совре-менным потребностям общества и каждого гражданина.
1
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

В российской школе уже много лет продолжается противодействие тради-ционного и исследовательского обучения. Традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на ре-продуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то до-бытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачи-вается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыс-лить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, само-воспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важней-шей задачей образования и современного учителя.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Такое поведение, на мой взгляд, обусловлено исследовательским обучением. В педагогике и психологии – «исследователь-ским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе есте-ственного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельно-сти в любой сфере человеческой культуры.
Вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников в своих трудах рассматривали отечественные педагоги В.П. Вахтеров, Н.И. Но-виков, Б.Е. Райков, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, К.Д. Ушинский; методиче-ские и дидактические основы использования исследовательских методов в обу-чении представлены в трудах И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина; обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и при-менять полученные знания представлено в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давы-дова, Л.В. Занкова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской; основ-ные понятия учебно-исследовательской деятельности сформулированы в статьях
2Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

А.В. Леонтовича. По его мнению, «главным смыслом исследования в сфере об-разования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной це-лью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является произ-водство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как уни-версального способа освоения действительности, развитии способности к иссле-довательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающе-гося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лич-ностно значимыми для конкретного учащегося) [8].В данной статье акцент делается именно на учебном исследовании как дея-тельности обучающихся, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Мы, учителя английского языка, обучая детей иностранному языку, при-званы формировать культуру мира в сознании обучающихся, т. е социокультур-ную компетенцию, которая предполагает готовность и умение жить и взаимодей-ствовать в современном многокультурном мире.
Говоря о способах формирования социокультурной компетенции, можно выделить следующие:
сравнительный анализ языковых явлений; изучение обычаев, традиций и образа жизни других народов;
изучение культуры англоговорящих стран (музыка, живопись); изучение литературы народов англоговорящих стран; соблюдение речевого этикета; осуществление исследовательской деятельности.
Приобщая школьников к культуре страны изучаемого языка, педагог нена-вязчиво вовлекает их в проектно-исследовательскую деятельность, формируя у них познавательную мотивацию к изучению иностранного языка. Основы иссле-довательской культуры закладываются на учебных занятиях в рамках текущей
3
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

тематики. Исследование социокультурных реалий стран изучаемого языка дает колоссальные возможности школьникам устранить белые пятна, найти научное объяснение тому или иному явлению, постичь ту или иную истину.
Формируя исследовательское поведение обучающихся, использую совре-менные образовательные технологии, которые позволяют развивать у обучаю-щихся специфические исследовательские умения и навыки, систематизировать формы и методы работы, направленные на формирование исследовательской культуры и создать благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции обучающихся.
При использовании таких методов и технологий изменяется и психологиче-ский климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Таблица №1 Формы и методы формирования исследовательской культуры
Типы самостоя- Особенности познава- тельной деятельностиВиды учебных заданийтельной работыучащихся1.Самостоятель- Узнавание, опознавание, - Решение типовых задач, примеров поная работа по об- различение, установле- образцу; разцу(репродук- ние подобия, текстуаль- - выполнение упражнений по образцу и тивноемышле- ное воспроизведение, алгоритму; ние) подведение нового- оформление иллюстраций к изучаемымфактора под известноевопросам по образцам; понятие- проведение наблюдений, опытов пообразцам и инструкциям; - дословный пересказ; - перечисление свойств, признаков, фактов; - нахождение готовых ответов в тексте; - группировка, отбор материала пообразцам и примерам; - нахождение конкретных примеровпонятия, составление правил по данным образцам. 4Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

2.Трансформатив- Осмысление и видоизме- - использование текстуальныхная(реконструк- нение, отображениеформулировок в новых сочетаниях;
тивная) работа, внутреннейструктуры- логически преобразованное воспроизве-
I уровеньобъектов, описание и дение текста;
творчестваанализ действий с объек- - составление ответа на вопрос натом, предвидение воз- основе различных источниковможных исходовинформации;
- отделение существенного в материале отнесущественного (в текстовом виде илисхематично);
- составление планов по темам;
- конспектирование;
- решение задач в нестандартныхситуациях на изменение известных правил,
законов;
- составление задач, тезисов;
- проведение опытов, наблюдений посвернутым инструкциям;
- изыскание новых средств иллюстрирова-
ния изучаемых вопросов;
- интерпретация схем, графиков;
- задания на сравнение;
- задания на предсказание будущихрезультатов;
- задания на установление связей3.Эвристическо- Знания выступают как- систематизация и обобщениеисследователь- инструментпознания, материала;
скаясамостоя- ученик «открывает» - высказывание собственных оценок;
тельная работа, новые для себя знания, - разработка методики (способа)
II уровеньосуществляет поисковуювыполнения наблюдений,
творчествадеятельностьпрактических работ;
- проектирование предметов;
- выделение и формулированиепроблем в заданной ситуации;
- выдвижение гипотез;
- разработка плана решения проблем;
- вывод обобщенных умозаключенийФормируя исследовательскую культуру обучающихся, мною учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их психолого-педаго-гические способности, а также изучаются характеристики личности учеников, имеющих склонность к исследовательской деятельности:
специфическая «исследовательская» мотивация, особая познавательная потребность, которая заключается не в желании накопить полезные знания, а в стремлении обнаружить нечто новое, в стремлении к системному знанию, жела-ние «охватить взглядом» явление в максимальном масштабе;
5
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

потребность в реальном взаимодействии с изучаемым объектом, стремле-ние извлекать новую информацию из собственного опыта, проверять все на своем опыте;
особая чувствительность к противоречиям и проблемам, к обнаружению систем и структур, отличающихся от уже известных людям (критичность мыш-ления);
способность к дивергентному поиску решения, основанная на таком ум-ственном действии, как аналогия;
способность к рефлексии двух типов: а) способность к осознанию соб-ственных ментальных процессов, которая позволяет управлять исследователь-ской деятельностью; б) научная рефлексия, позволяющая организовать имеющи-еся знания в систему.
Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса обес-печивается правильной организацией работы с учетом возрастной категории школьников, их возможностей, а также постоянным стимулированием их твор-ческой активности.
К общим способам стимулирования творческой активности, которые я ис-пользую на уроках, можно отнести создание благоприятной атмосферы, добро-желательность со стороны учителя, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка, обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными но-выми для него стимулами с целью развития его любознательности, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения практики, широкое использование вопросов дивергентного типа примени-тельно к самым разнообразным областям, использование личного примера твор-ческого подхода к решению проблем.
На основе научных трудов известных ученых для формирования исследова-тельской культуры обучающихся мною разработана организационно-педагоги-ческая модель, состоящая из пяти этапов, правильное и качественное осуществ-ление которых гарантирует педагогу эффективные результаты в организации ис-следовательской деятельности с обучающимися.
6Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

Первый этап предполагает изучение возрастных психолого-педагогических особенностей и способностей школьников.
Таблица №2 Возрастные психолого-педагогические особенности школьников
5-6 класс. В этот возрастной период учебная деятельность еще сохраняет за собой
ведущие позиции. Появляется потребность к более широкому общению, стрем-
ление определить свое место в классе (группе). Среди учащихся начинаютвозникать разногласия по разным жизненным вопросам. Дети стремятсявысказать собственное мнение о происходящих событиях.
Возникает необходимость компромисса, потребность прийти к согласию вомнениях, представлениях о себе и окружающих людях. Это не всегда удается,
так как у детей этого возраста идет адаптация к среднему звену, к новым
условиям обучения, требованиям и нагрузкам. Дети в этот период не могут
объективно относиться к происходящим событиям, адекватно
реагировать на них. Они испытывают большую тревогу и переживают
всевозможные страхи. Но уже к концу 6 класса дети стремятся к самостоятель-
ности, желают оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства
взрослых. Появляются собственные взгляды, которые отчаянно отстаиваются.
7-8 класс. Это возрастной период, в котором формируется система внутренне согласован-
ных представлений о себе и окружающем мире. Познание себя и своих различ-
ных качеств приводит к формированию «Я-концепции». Для подростка в этот
период очень важно знать, какой он на самом деле, насколько значимы в
системе общественных отношений его индивидуальные особенности. Это ещене цельная и не зрелая личность, его эмоциональная жизнь неустойчива.
Подвижность душевной жизни приводит к постоянным сомнениям в своихпредставлениях о себе и окружающих
людях. В этот период самовоспитание становится возможным благодаря тому,
что развиваются способности к саморегуляции .старшиеНасущная потребность изменений социальной действительности выдвигает наклассыпервый план личностный фактор, формирование у подрастающего поколения
нового понимания гражданственности, демократических ценностей. Появилосьновое понятие «социальная компетентность», которое включает в себя актив-
ную социальную позицию, способность брать на себя ответственность, ставить
перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать
себя субъектом собственной жизни, эффективно адаптироваться к современ-
ным условиям жизни и продуктивно функционировать в социуме.
Таким образом, учитывая все эти психолого-педагогические особенности обучающихся, конструировалась данная организационно-педагогическая мо-дель, которая ориентирована на успешную адаптацию младших школьников в среднем звене, на удовлетворение стремления подростков к самостоятельности, стремления аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически ее обос-новывать, быть убедительным в споре и, наконец, на формирование социальной компетенции обучающихся старших классах.
7
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Среди обучающихся всегда есть те, которые имеют особую склонность к исследовательской деятельности (ярко выраженную или скрытую). И задача пе-дагога состоит в том, чтобы вовремя распознать эту склонность и помочь ре-бенку эффективно ее реализовать. Такие дети обладают особыми характеристи-ками:
специфическая «исследовательская» мотивация, особая познавательная потребность, которая заключается не в желании накопить полезные знания, а в стремлении обнаружить нечто новое, в стремлении к системному знанию, жела-ние «охватить взглядом» явление в максимальном масштабе;
потребность в реальном взаимодействии с изучаемым объектом, стремле-ние извлекать новую информацию из собственного опыта, проверять все на своем опыте;
особая чувствительность к противоречиям и проблемам, к обнаружению систем и структур, отличающихся от уже известных людям (критичность мыш-ления);
способность к дивергентному поиску решения, основанная на таком ум-ственном действии, как аналогия;
способность к рефлексии двух типов: а) способность к осознанию соб-ственных ментальных процессов, которая позволяет управлять исследователь-ской деятельностью; б) научная рефлексия, позволяющая организовать имеющи-еся знания в систему.
Второй этап предполагает создание благоприятных условий для внедрения организационно-педагогической модели в учебно-воспитательный процесс, а именно:
обеспечение учебного процесса в учебных кабинетах образовательного учреждения, соответствующих нормам СанПиНа;
ресурсное обеспечение; организация учебной среды, отвечающей всем необходимым требованиям
сохранения психического и физического здоровья детей;
8Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

создание оптимальной учебной нагрузки, соответствующей психолого-педагогическим особенностям детей;
планирование действий педагога, направленных на организацию социаль-ных взаимодействий;
обеспечение благоприятной учебной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка; обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми
для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики;
использование личного примера творческого подхода к решению про-блем.
Третий этап – организация исследовательской деятельности. Он начина-ется с организации педагогом исследовательского обучения, направленного на формирование исследовательского поведения обучающихся. На организацион-ном этапе обучения исследовательской деятельности целесообразно провести вводную беседу для того, чтобы выяснить уровень подготовки обучающихся по данному типу деятельности. В зависимости от того, насколько школьники вла-деют теоретическим материалом об исследовательской деятельности, будут за-висеть дальнейшие действия педагога в процессе исследовательского обучения.
Важно, чтобы на этом этапе обучающиеся усвоили фундаментальные тер-минами и понятиями:
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неиз-вестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема – отражает характерные черты проблемы.
Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая суще-ствует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации.
9
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанав-ливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкрети-зируется и реализуется через решение задач.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной (причин-ной) связи явлений, проверяется практикой. Обоснованная и подтверждённая опытом гипотеза превращается в достоверное знание, в теорию.
Метод – совокупность операций практического или теоретического освое-ния действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явлений.
Четвертый этап. В процессе исследовательского обучения педагог форми-рует у обучающихся базовые исследовательские умения и навыки:
Мыслительные умения и навыки.Развивать мысль в логике поставленного вопроса, ставить встречные во-просы, включаться в коллективное обсуждение, овладевать нормами диалогиче-ской речи. Делать сообщения, доклады на основе различных источников знания, готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат, ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов.
Пользоваться различными видами письменных работ: выписками (цита-тами), изложением, сочинением, планом, тезисами, конспектом, отзывом, рецен-зией, заметкой, объявлением, заявлением, автобиографией. Делать выписки, пи-сать эссе в связи с изучаемым материалом, составлять план, тезисы, конспекты выступления, писать рецензию, анализировать разностороннюю информацию, учиться применять освоенные виды анализа в разнообразной творческой и ис-следовательской деятельности.
10Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

Учиться сравнивать содержание нескольких тем, тенденции, закономер-ности, взаимосвязи, общеучебные методы работы. Совершенствовать умение сравнивать учебно-познавательную, практическую и организационную деятель-ность разных лиц групп и коллективов, учиться составлять модели сравнения. Делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам.
Широко применять сформированные ранее умения эмпирического и тео-ретического обобщения. Продолжать учиться использовать ТСО и другие сред-ства обучения для обобщения информации, полученной в классной и домашней работах. Обобщать материал нескольких учебных тем, тенденций, закономерно-сти, связи, отношения при выполнении проблемных заданий сравнительно-си-стематизирующего характера. Овладевать проблемным обобщением информа-ции, результатов дискуссии, деловой игры.
Применять умения строить эмпирические определения в учебно-познава-тельной деятельности. Познакомиться с сутью и структурой некоторых видов научных определений. Пользоваться для построения правильных определений различными средствами обучения.
Учиться работать с различной по источнику, характеру сложности и назначении. Информацией, выражая результаты в развернутом рассказе, отчете, докладе, сочинении. Учиться исследовать общие положения, тенденции, законы, соотнося с явлениями и процессами реального мира.
Применять умения и навыки доказательства и опровержения при решении познавательных и практических задач, в рассуждениях и дискуссиях. Осмыс-ленно владеть сутью структуры и правилом-ориентиром доказательства. Пере-носить освоенные способы на внеклассную, учебную, практическую, организа-ционную и общественную работу. Понимать предложенную проблему, учиться формулировать и обосновывать гипотезу, осуществлять ее доказательство. Стро-ить план решения той или иной задачи, сравнивать разные варианты решений, осуществлять поиск новых. Переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем внутрипредметного и межпредметного характера.
11
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.
Самостоятельно изучать рекомендованные программой отдельные перво-источники, доступную учебную тему. Выполнять задания воспроизводяще-твор-ческого характера с преобладанием элементов творческой деятельности. Уста-навливать межпредметные связи на основе теоретических знаний, пользоваться различными приемами анализа и синтеза, применять их к материалу межпред-метного характера.
Определять структуру звучащего текста, соответствие литературной формы содержания текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики). Опреде-лять способы совершенствования речи.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Анализировать смысл и характер вопросов. Развивать мысль в логике по-ставленного вопроса, аргументировать свою позицию. Пользоваться формами диалогической речи для решения различных учебных задач. Логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин при рас-крытии одного вопроса. Применять средства наглядности (ТСО, записи, зари-совки, чертежи) во время собственного ответа.
Использовать следующие виды письменных работ: выписку, план, те-зисы, конспект, сочинение, доклад, реферат, отзыв, рецензию, аннотацию, за-метку, запись под диктовку, объявление, расписку, протокол, заявление, авто-биографию. Писать эссе, сочинения разных видов, тексты докладов, рефератов, рецензии, аннотации к книгам, фильмам теле-и радиопередачам. Вести записи за докладчиком, учителем, лектором. Пользоваться сокращенными видами запи-сей, редактировать свой и чужой текст.
Развитие исследовательских умений и навыков. выявление и постановка проблемы; уточнение неясных вопросов; формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
12Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

сопоставление данных и умозаключений; подготовка и написание сообщений;
выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение обобщений и выводов.
Сформированные исследовательские умения и навыки позволят обучаю-щимся эффективно применять их на практике, в частности при формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
В приведенной ниже таблице представлены типы самостоятельной работы обучающихся над исследовательскими проектами.
Таблица №3 Типы самостоятельной работы обучающихся над исследовательскими
проектамиТипы самостоятель- Особенности познаватель- Виды учебных заданийной работыной деятельности уча- щихся1.Самостоятельная узнавание, опознавание, - решение типовых задач, примеров поработа по образцуразличение, установлениеобразцу; (репродуктивноеподобия, текстуальное- выполнение упражнений по образцу и мышление) воспроизведение, подведе- алгоритму; ние нового фактора под- оформление иллюстраций к изучае- известное понятиемым вопросам по образцам; - проведение наблюдений, опытов пообразцам и инструкциям; - дословный пересказ; - перечисление свойств, признаков, фактов; - нахождение готовых ответов в тексте; - группировка, отбор материала по об- разцам и примерам; - нахождение конкретных примеровпонятия, составление правил поданным образцам. 13
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

2.Трансформативная осмысление и видоизмене- - использование текстуальных(реконструктивная) ние, отображение внутрен- формулировок в новых сочетаниях;
работа, ней структуры объектов, - логически преобразованное воспроиз-
I уровеньописание и анализ дей- ведение текста;
творчестваствий с объектом, предви- - составление ответа на вопрос надение возможных исходовоснове различных источниковинформации;
- отделение существенного в материалеот несущественного (в текстовом видеили схематично);
- составление планов по темам;
- конспектирование;
- решение задач в нестандартныхситуациях на изменение известныхправил, законов;
- составление задач, тезисов;
- проведение опытов, наблюдений посвернутым инструкциям;
- изыскание новых средств иллюстри-
рования изучаемых вопросов;
- интерпретация схем, графиков;
- задания на сравнение;
- задания на предсказание будущихрезультатов;
- задания на установление связей3.Эвристическо-ис- знания выступают как ин- - систематизация и обобщениеследовательскаяструмент познания, ученикматериала;
самостоятельная«открывает» новые для- высказывание собственных оценок;
работа, себя знания, осуществляет- разработка методики (способа)
II уровеньпоисковую деятельностьвыполнения наблюдений,
творчествапрактических работ;
- проектирование предметов;
- выделение и формулированиепроблем в заданной ситуации;
- выдвижение гипотез;
- разработка плана решения проблем;
- вывод обобщенных умозаключенийВ типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учи-тель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это про-исходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследо-вательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эта-лонов знания, которые столь привычны для классной доски. Явления, изучаемые в рамках текущей тематики, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это
14Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

инициирует ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика, вы-ражением которой является позиционная пара «наставник-младший товарищ», где преподаватель выполняет роль координатора учебного исследования.
Управление учебным исследовательским проектом можно представить в виде следующего алгоритма, в котором координатор:
предлагает ознакомиться с перечнем тематики и выбрать тему исследова-
ния;
помогает осуществить анализ проблемы, изучить соответствующую лите-ратуру, организует встречу с научными работниками или компетентными людьми;
направляет действия ученика на выдвижение гипотезы, постановку цели
определение задач; организует выполнение исследовательской или экспериментальной части
работы; осуществляет контроль через рефлексию и проверку предварительных ре-
зультатов; помогает оформить, согласно требованиям, исследовательскую работу и
подготовить публичное выступление.
Пятый этап. На заключительном этапе педагогического проекта целесооб-разно сделать анализ теоретического материала, практических действий реали-зации организационно-педагогической модели в учебно-воспитательном про-цессе, осуществить корректирование деятельности и разработать методическое пособие для учителей по управлению исследовательской деятельностью обуча-ющихся и методические рекомендации для самих обучающихся, которые помо-гут юным исследователям успешно осуществлять учебные исследования. Таким образом, соблюдение всех требований, предъявляемых на каждом этапе организационно-педагогической модели, гарантирует успешное сотрудни-чество участников учебно-исследовательской деятельности – «наставник-млад-ший товарищ» – и предопределяет качественный результат совместно выполнен-
15
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

ной работы. Доказательством тому является успешный личный опыт руковод-ства учебными исследованиями, эффективность которого подтверждается еже-годными призовыми местами на слетах и фестивалях научно-исследовательских работ различных уровней. Ожидаемые результаты и социальный эффект обеспе-чат:
создание условий для развития и реализации творческих, научно-исследо-вательских способностей обучающихся;
повышение качества обучения, положительной мотивации к научно- ис-следовательской работе и стремление к ее признанию;
формирование у обучающихся качественных предметных, метапредмет-ных и личностных результатов;
мотивацию участия в олимпиадах, конкурсах, слетах, фестивалях.
существенное обогащение и кардинальное преобразование существую-щей образовательной ситуации;
повышение самообразования и квалификации педагогов, осуществляю-щих исследовательскую деятельность с обучающимися.
Заключение.
В традиционной системе обучения ребенок, потеряв все шансы на успех, со-глашается с собственной бесперспективностью. Обществу невозможно затем скорректировать незадавшиеся судьбы, поэтому нужно с раннего возраста при-учать детей к ответственности за свою судьбу и личностный рост, что станет за-логом успешной адаптации личности в социуме.
Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче». Поэтому очень важно, чтобы рядом с нашими воспитанниками вовремя оказался внимательный, мудрый человек, настоящий педагог, учитель, способный разбудить природный дар и дать точный импульс его развитию. Считаю, что предложенный педагогический опыт дает хороший импульс развитию природного дара моих подопечных.
16Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности

Подтверждением тому являются достижения обучающихся в учебной, твор-ческой и научно-исследовательской деятельности и достижения моих выпускни-ков на профессиональном олимпе.
Список литературыБим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М., 1960.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,
1985.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-
М, 2001.
Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образо-вания. Сочи, 3-10 октября 1993г. / под редакцией В.Я. Ляудис. М., 1994.
Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель,
2009.
Куракина Н.Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Вол-гоград: Учитель, 2010.
А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), Издание МГДД(Ю)Т, М., 2003.
Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. М.,
1980.
Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа».
Одаренные дети – будущее России: Энциклопедия. – М.: Издательство СПЕЦ-АДРЕС, 2009.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. / А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
17
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Титова С.В. Конструктивно-проектировочная деятельность педагогов с интеллектуально одаренными детьми в школе смыслообразующего обучения. Нижневартовск, 2006.
Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вы-числительной графики / Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.
18Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС