Выступление «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС».


МБОУ «Чувашско-Безнинская начальная школа - детский сад» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Выступление

Учитель начальных классов
МБОУ «Чувашско-Безднинская нш-дс»
Поселенцева Елена Петровна
         Слайд №1 «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС».
Слайд  №2     Хочу начать свое выступление словами    Антона Семёновича Макаренко: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».
Это актуальная и для нашего времени мысль. Знание само по себе синкретично, целостно, его нельзя разделить попредметно. Как целостно знание, понимание окружающего мира и взаимодействие с ним, так и процесс образования должен быть целостным. Формирование  у школьника компетентности как способности  применить знания для решения практических или жизненных задач является одним из главных требований новых образовательных стандартов.
      Именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствует созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции  у  учащихся  формируется творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие  личности.
Слайд №3   Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
  Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума,  мы пришли к выводу, что для организации эффективного образовательного процесса,  успешного развития и социализации обучающихся,   нам необходимо создать собственную модель образовательного пространства школы  - через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
 Слайд №4
 Итак, мы поставили  цель -  создание модели единого образовательного пространства  через интеграцию урочной и внеурочной деятельности,  реализуемую посредством системно-деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся.
 Слайд №5
 Для этого потребовалось
обосновать положительное влияние на формирование ключевых компетентностей учащихся;    
систематизировать  и разработать приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
 Слайд №6
 Реализация данных задач призвана обеспечить:
повышение качества школьного образования;
повышение уровня  индивидуальных достижений в развитии учащихся;
удовлетворение образовательных потребностей участников образования.
 Слайд №7
В основу  школьной интеграции   положены следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация - как в урочной, так и во внеурочной деятельности - на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации в образовательной деятельности, а также воспитание ответственности за собственный выбор.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Обеспечение равных условий для участия школьников в создании конкретного творческого продукта.
Слайд № 8
    Возможности для интеграции создаются и в сочетании предметных областей   и внеурочной деятельности в нашей школе:              
Направления  внеурочной деятельности в школе
Спортивно-оздоровительное
 Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное Общекультурное
Социальное
 Слайд №9
Компетентность — умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
Формирование ключевых компетенций осуществляется через следующие формы и виды работы:
Ценностно-смысловые компетенции - выставка рисунков «Дружба»; спортивно-игровая программа «В дружбе наша сила», открытый классный час «Поговорим о дружбе»; праздничный концерт «Любимая мамочка»; тематический классный час «Согласие да лад – для общего дела клад»; урок мужества «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой!», посвященный Дню Неизвестного солдата; урок мужества «Горячие сердца; Всероссийский конкурс детского патриотического рисунка «Дети России за мир»;
Общекультурные компетенции - выставка рисунков «Братья наши меньшие», посвященная Всемирному дню животных; поэтические чтения А.Барто; конкурс для мальчиков «Малые да удалые!»; конкурс для девочек «А ну-ка, девочки!
Учебно-познавательные компетенции – выставка рисунков «Зимующие птицы»; школьные предметные олимпиады по русскому языку, математике. Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» Международная игра-конкурс «Кенгуру»
Информационные компетенции - Всероссийская «Олимпиада плюс»
Коммуникативные компетенции - выступление перед бабушками. Мамами, папами
Социально-трудовые компетенции – выставка рисунков «Кем быть?», открытый классный час «Все работы хороши!»; акция «Пусть осень будет золотой»; Всероссийская акция «День финансовой грамотности»; Всероссийская акция «Самый Большой Урок в Мире»; информационно-познавательная правовая игра «Правила для всех»; Компетенции личностного самосовершенствования – выставка рисунков «Витамины – залог здоровья»; информационно-познавательная игра «Юные пожарные»; игра «Путешествие в страну Светофорию»; игра «Папа, мама и я – спортивная семья»; спортивная игра «Путешествие в страну Здоровья»; школьная спортивно-военизированная игра «Зарница»; Всероссийский конкурс рисунков по ПДД . Общероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей» (зимние и весенние каникулы).
Слайд №10
 Модель интеграции учебной и внеурочной деятельности
В организации учебной и внеурочной деятельности активно использую метод проектов. Метод проектов позволяет сформировать основные компетентности и универсальные учебные действия.
Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.
Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.
Мы тоже прочитав на уроке литературного чтения произведение о семье сделали
проект «древо семьи»
  Слайд №11 Результаты интеграции.
  Применяя в своей работе  интеграцию урочной и внеурочной деятельности,  хочу   достигнуть следующие результаты:
-создание социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности, посредством проектной деятельности обучающихся;
создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся, выработки самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей;
-позитивная динамика сформированности уровня духовно- нравственного развития обучающихся;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности через портфолию обучающегося.