«Исследовательская деятельность в формировании у обучающихся мотивации самостоятельной работы в учебно – познавательном процессе»


-180975000Муниципальное общеобразовательное
учреждение гимназия №7 Красноармейского района г. Волгограда
г. Волгоград 400026 бульвар Энгельса,33 тел.69-98-66, 69-56-77 ,67-05-55
Конкурс методических разработок
Секция: «Технология»
Номинация
«Лучший передовой педагогический опыт»
«Исследовательская деятельность в формировании у обучающихся мотивации самостоятельной работы
в учебно – познавательном процессе»
Автор: учитель технологии
высшей квалификационной категории
Кочарян Наталья БариевнаВолгоград 2014
Содержание
I. Информационно-справочные сведения
II. Технологические сведения об опыте
2.1. Актуальность
2.2. Постановка цели
2.3. Педагогические задачи.
2.4. Педагогические средства, используемые в опыте
2.5. Технология описания работы
2.6. Результативность
III. Сведения о перспективах использования в массовой практике
3.1. Условия функционирования опыта
3.2. Теоретико-практические основы опыта
3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Список источников
Приложения
Информационно-справочные сведения
Тема:
«Использование исследовательской деятельности в формировании у обучающихся мотивации самостоятельной работы в учебно - воспитательном процессе»
Автор опыта:
Кочарян Наталья Бариевна
Должность:
учитель технологии высшей квалификационной категории
Место функционирования опыта:
400026, г Волгоград, б. Энгельса, 33,
муниципальное образовательное учреждение гимназия № 7
Новизна опыта:
эвристический.
Длительность функционирования:
3 года
Технологические сведения об опыте
Актуальность
Формирование самостоятельности обучающихся - одна из основных задач школьного образования. В социальном плане самостоятельность человека определяет продуктивность его работы и составляет сущность предприимчивости. Поэтому добиваться появления этих качеств у обучающихся - одна из основных задач каждого педагога.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» учащиеся должны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. В свою очередь педагоги согласно закону обязаны развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для ученика при изучении предметов. Обучающимся за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы ни были совершенными программы образовательных учреждений, только через личную образовательную программу, через личные усилия по приобретению знаний ученик может подойти к порогу истинного профессионализма и творчества.
Самостоятельная работа обучающихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех ее форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средними и высшими образовательными учреждениями.
Одной из актуальных проблем образования является формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной исследовательской работе. Формирование мотивации учебной деятельности должно исходить из социального заказа общества, а именно: подготовки и воспитания сознательных, высокообразованных специалистов, способных к умственному труду и активной деятельности в сфере науки и государства. Особая роль при этом отводится ответственности самих обучающихся за результаты обучения, их усердия, готовности активно участвовать в сферах, необходимых обществу, социальной практике.
Процесс формирования мотивации состоит в том, что преподаватель пытается во время целенаправленного воздействия вызвать те или иные изменения в мотивационной сфере. Чтобы эти действия не носили случайного и бессистемного характера, нужно ориентировать процесс на такую совокупность и стечение различных сторон мотивации, которые должны быть получены, ориентировать их не только на изолированные особенности мотивации в отдельном проявлении, но и на перспективу, на завтрашний день развития, принимая во внимание особенности не только того или иного возраста, но и учитывать динамику, влияние предшествующего развития всей мотивации учения и отдельных мотивов, которые ее вызывают.
На основе вышесказанного можно констатировать, что на сегодня проблема формирования мотивации обучающихся к самостоятельной исследовательской работе является весьма актуальной. Постоянно осуществляется поиск новых и совершенствование существующих методов формирование мотивов учебной деятельности подрастающего поколения.
Постановка цели
В наше время перед учителем стоит цель: ондолжен не только дать обучающимся знания, но и обязан научить их мыслить, рассуждать, анализировать, делать собственные выводы. Этому как нельзя лучше способствует исследовательская деятельность обучающихся.
Учителю постоянно приходится задумываться над тем, как сделать, чтобы на уроке не было скучно, как заставить учеников не только слушать и слышать материал, но и добиваться того, чтобы ониактивно и творчески усваивали его в полном объеме. Как научитьобучающегося преодолевать трудности самому, как сформировать у него внутренние мотивы учения и как перейти от активной роли учителя на уроке к более активной роли ученика. Одним словом, что нужно сделать для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самостоятельной исследовательской деятельности.
Педагогические задачи.
1) четкая организация процесса исследовательской самостоятельной работы обучающихся;
2) содержание задач и способы их   выполнения;
3) стимулирование контролирующей функции;
Педагогические средства, используемые в опыте
Педагогической наукой накоплен огромный опыт методов и приемов, направленных на формирование положительных мотивов обучающихся к самостоятельной исследовательской работе (методы эмоционального стимулирования методик развития познавательного интереса, методы формирования ответственности и обязательности). Основную, ведущую роль в стимулирующих методах всегда играют личные отношения преподавателя и обучающегося.
Использование влияния личных отношений с обучающимися приводит к формированию у него позитивного или негативного отношения к процессу учения в целом, и к самостоятельной работе в частности.
Методы мотивации - методы, направленные на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих исследовательскую активность и способствуют обогащению обучающихся учебной информацией.
К методам мотивации относятся:
Метод учебной дискуссии - спор, обсуждение любого вопроса учебного материала. Этот метод основан на обмене мнениями между учениками, преподавателями и учениками, учит самостоятельно мыслить, развивает умение практического анализа и тщательной аргументации выдвигаемых положений, уважения к мнению других. При дискуссии обучающиеся взаимно обогащают свои знания учебной информацией. Одни из них осознают, что еще не все знают, и это побуждает их к заполнению «пробелов», другие - испытывают удовлетворение от того, что знают больше других, и стремятся удержаться на таком уровне.
Метод обеспечения успеха в учебе - метод, который предусматривает помощь преподавателя отстающим обучающимся, развитие у них интереса к знаниям, стремление закрепить успех. Этот метод эффективен в работе с учениками, которые имеют проблемы с обучением. Преподаватель предоставляет такому обучающемуся помощь до тех пор, пока он догонит успешных учеников и получит первую хорошую оценку, которая поднимает настроение, пробуждает осознание собственных возможностей и на этой основе стремления закрепить успех. Так предотвращают появление пробелов в знаниях отдельных учеников и одновременно устраняют причины недовольства и нежелание учиться. Обеспечение успеха в учебе эффективнее, когда у обучающихся укрепляют веру в собственные силы, пробуждают чувство достоинства.
Метод создания ситуации новизны учебного материала - предусматривает, что в процессе преподавания учитель стремится очертить новые знания, которыми обогатились обучающиеся, создает такую морально-психологическую атмосферу, в которой они получают моральное удовлетворение от того, что интеллектуально выросли хотя бы на йоту. Когда ученик почувствует, что обогащает свой багаж знаний, свой словарный запас, свою личность, он будет ценить каждый час обучения, пытаться эффективно работать над собой.
Методы стимулирования долга и ответственности в учении предусматривают объяснение учащимся общественной и личной значимости учения; выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения обязанностей; оперативный контроль за выполнением требований и в случае необходимости - указать на недостатки, сделать замечания. Чувство ответственности воспитывают привлечением слабых обучающийсяов к повторному выполнения образцов работы (вариантов); закреплением устоявшихся способов деятельности (постоянным усложнением их); повторным привлечением обучающийсяов к анализу сложных задач; поддержанием эмоционально-творческой атмосферы на занятиях умением преподавателя выдвигать требования и проверять их исполнение (повторно в системах средствами многократных ответов на один и тот же вопрос, кооперированием, сравнением и т.д.).
Технология описания работы
Формированию положительной мотивации обучающихся к выполнению самостоятельной исследовательской работы способствуют следующие факторы:
1) четкая организация процесса самостоятельной исследовательской работы обучающихся;
2) содержание задач и способы их выполнения;
3) стимулирование контролирующей функции;
4) устранение деструктивных факторов.
Для руководства самостоятельной исследовательской работой учитель может использовать как непосредственные, так и косвенные пути воздействия:
а) проведением инструктажа, т.е. объяснением ученикам системы работы над задачей;
б) определением вида, содержания, объема задания, его сложности,
в) определением методов решения задачи и показом образцов осуществления задач;
г) определением критериев проверки выполненного задания и выбором способа контроля, который будет использован;
д) пробуждением у обучающихся интереса к заданию;
е) индивидуализацией задач и т.п.
Содержание заданий для самостоятельной работы и способы их выполнения обеспечат высокий уровень мотивации, если будут интересными для обучающихся, соответствующие их желаниям и возможностям. Не стоит давать обучающемуся слишком сложную задачу. Вместе с тем оно должно быть не слишком легким, ведь работа, которая не требует определенных интеллектуальных усилий, не вызывает интереса и снижает уровень мотивации. Удовольствие же, которое получает ученик от процесса преодоления трудностей интеллектуального порядка, способствует становлению высокого уровня внутренней мотивации.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации обучающихся является соответствующая организация самостоятельной учебной работы, при моделировании которой познавательная деятельность обучающихся определяет деятельность преподавателя. При этом надо помнить, что всякая деятельность обучающихся в данном процессе может быть материализована и, поэтому, со стороны преподавателя должен быть установлен постоянный контроль за ее выполнением, К такому виду деятельности можно отнести самостоятельную работу обучающихся с учебником и учебными пособиями. Данный вид деятельности сводится к мыслительной переработке информации и далее оформлению результатов этой переработки словами, фразами, рисунками, схемами и другими способами. В последствии систематизируются приобретенные знания с усвоенными ранее, применяют их на практике, закрепляют результаты познания в памяти и в дальнейшем совершенствуются. Эти процессы приводят к формированию представлений и понятий по выработке умений и навыков.
Ввиду того, что деятельность обучающихся в процессе самостоятельной исследовательской работы протекает в групповой или индивидуальной форме, большое значение приобретает наличие средств, с помощью которых можно установить оперативную внутреннюю обратную связь. Это позволит учащимся контролировать свою деятельность и вносить в нее корректировку.
Особое значение имеют тесты. Они позволяют преподавателю перед началом самостоятельной исследовательской работы установить первоначальный уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося, чтобы затем дефференцировать их деятельность в зависимости от этого уровня. Дифференциация может осуществляться в виде выдачи заданий разной степени трудности, повторения ранее пройденного материала одними и выполнения упражнений повышенной трудности другими. Самостоятельная работа позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения, выявить способности каждого и предоставить возможность проявить свою инициативу и творчество.
При организации самостоятельной исследовательской работы, за основу могут быть взяты или средства обучения, или деятельность обучающихся. Как показала практика, применение тех или иных средств обучения в процессе самостоятельной работы определяется содержанием, характером учебно-познавательной деятельности обучающихся и степенью их самостоятельности в выполнении тех или иных заданий.
Ведущую роль в управлении деятельностью обучающихся играет предварительный и текущий контроль, а в оценке этой деятельности-итоговый.
Предварительный контроль предназначен для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся и может проводиться в письменной, устной и программированной формах.
Текущий контроль в процессе самостоятельной работы обучающихся может быть осуществлен либо в процессе наблюдения за выполнением их деятельности, либо с помощью тестов с несвободной формулировкой ответов и технических средств.Итоговый контроль может быть осуществлен лишь после того, когда большинство обучающихся научатся выполнять ее за определенное время, без ориентиров со стороны преподавателя и средств обучения, используя все имеющиеся формы контроля. По результатам производится оценка уровня и качество самостоятельной работы обучающихся.
Результативность
В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в моей педагогической деятельности определяющей.
Самостоятельная исследовательская работа стала рассматриваться, как одно из средств развития способностей и качеств личности, деятельности обучающихся. В сложившихся социальных условиях обучающиеся должны надеяться, прежде всего, сами на себя, на свои силы и волю. При этом возросла и роль педагога в создании условий, направленных на развитие самостоятельности, исследовательской активности, способности выявлять и реализовывать собственные возможности, регулировать и совершенствовать поведение личности, а также процесс ее вхождения в общество.
Личность развивает себя сама, задача же учителя — сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед обучающимися широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается им самим в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства культуры и т.п.За три прошедших года работы обучающихся нашей гимназии под моим руководством участвовали в различных конкурсах научно – исследовательских работ, ученических конференциях, показывая отличный результат.
Достижения моих учеников в исследовательской деятельности
в 2010 – 2013 учебном году
№ п/п Фамилия, имя
учащегося
Название
мероприятия Год Место
1 Кочарян Роман Всероссийский конкурс исследовательских проектов «Твой след на планете»
2010 лауреат
2 Районный этап городского конкурса исследовательских работ учащихся «Я и Земля»
2013 1
3 Гончарова Анастасия Районный этап городского конкурса исследовательских работ учащихся «Я и Земля»
2011 Гран - при4 Городской этап городского конкурса исследовательских работ учащихся «Я и Земля»
2012 1
5 Областной фестиваль учебных проектов
2012 лауреат
6 Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области
2012 1
7 Агапова Анастасия,
Юрьева Дарья Всероссийский конкурс исследовательских проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия»
2011 грамота
8 Районный этап городского конкурса исследовательских работ учащихся «Я и Земля»
2010 Гран - при9 Кумейко Яна Районный этап городского конкурса исследовательских работ учащихся «Я и Земля»
2011 3
10 Якунина Анастасия Всероссийская дистанционная ученическая конференция
2012 1
Сведения о перспективах использования в массовой практике
Условия функционирования опыта
Старое дидактическое правило «Учить детей учиться» актуальносегодня как никогда. Л. Н. Толстой говорил, что «если ученик вшколе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегдабудет только подражать, копировать». Потому, задача школысегодня состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к жизни, тоесть вооружить их знаниями, умениями, навыками, развивать в нихпотребность в исследовательской деятельности, сформировать физически и нравственно здоровую личность. Педагогический опыт направлен на решение этой задачи. Свои занятия педагоги должны строить строго так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его исследовательские способности, умственный потенциал.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на урокеостается 10% содержания, от воспринятого чтения - 30%, отнаблюдения явления или предмета - 50%, а вот практическиедействия учеников с учебным материалом дают 90%.
Из этого следует, что роль учителя сегодня сводится кследующему:
-не давать готовых решений, а помочь учащимся в поискеправильных ответов на вопросы;
-создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
-включать в сферу самостоятельной исследовательскойдеятельности обучающихся все разнообразие содержащихся впредмете знаний;
Многие выдающиеся педагоги убеждены в том, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:
-конспектировать;-составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
-писать доклады, рефераты;
- решать творческие задачи;
-анализировать, сопоставлять, делать выводы;
-давать собственную оценку фактам;
- стройно излагать свои штата.
Одним словам, формировать активную жизненную позициюкаждого ученика, сделать процесс обучения эффективным.
Планируя самостоятельную исследовательскую работу важно помнить, что она должна:
-организовываться планомерно и в определенной системе;
-обеспечиваться взаимосвязью одних видов работы с другими;
-способствовать решению образовательных задач,
-быть доступной и посильной;
-учитывать индивидуальные возможности обучающихся;
-усложняться постепенно;
-развивать учебные умения;
-формировать у учеников активность и познавательную самостоятельность в учебном труде;
-вырабатывать навыки самоконтроля и потребность в самообразовании.
Источниками знаний при организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся в настоящее время являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно -популярная литература, материалы СМИ, видео-кино-материалы ит. д.
Теоретико-практические основы опыта
Общие проблемы мотивации исследуются в рамках различных парадигмальных подходов психологии (Дж. Аткинсон, К.Левин, У. Макдауголл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен). Среди отечественных ученых наиболее известны работы Л.Божович, Л. Выготского, В. Вилюнаса, Е. Ильина, В. Ковалева, Леонтьева, А. Марковой, С. Рубинштейна, П. Якобсона и др. В работах этих авторов раскрыто виды и генезис мотивов, функции мотивов в детерминации жизнедеятельности человека, особенности структуры мотивационной сферы личности, мотивационные основы деятельности.
. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Самостоятельная исследовательская работа обучающихся - неотъемлемая часть учебного процесса в учебных заведениях, которая способствует углублению и расширению знаний, усилению интереса к познавательной деятельности, формированию творческой личности ученика, способного к самосовершенствованию и самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы создает базу для формирования как внутренней мотивации изучения предмета, так и обучения в целом.
Проблема самостоятельной исследовательской работы обучающихся в условиях коренной перестройки средней и высшей школ является чрезвычайно важной и требует дальнейшего исследования как в теоретическом, так и практическом плане.
Современному обществу необходимы специалисты, способные оперативно принимать нестандартные решения, действовать творчески, самостоятельно.

Список источников
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитатель-кого процесса: метод, основы. - М.: Просвещение, 1977.245 с.
Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М.: Педаго-гика. 1913. - 581 с.
Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой лично-сти. Т. 1. Этика творческой личности. М.: Педагогика,1912. - 346 с.
Волкова Н. П. Педагогика: [пособие для студентов высших учебных заведений] / Н. П. Волкова. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 576 с.
Воропай Н. А. Методы формирования мотивации студентов в самостоятельной работе. / Проблемы современного педагогического образования. [сб. статей] // Ред. кол. Глузман О. В., Игнатенко М. Я., Корнетов Г.Б. и др. -Ялта: РВВ КГУ, 2008. (Серия педагогики и психологии). Выпуск 20, ч. 1. –С. 53-60
Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. – М.:Педагогика, 1957. - 156 с.
Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности обучающихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Ч. 1. - Казань, 1969. – 164 с.
Грабовская Т., Киричук А. Формирование положительной мотивации деятельности личности / / Начальная школа. - 2002, апрель. - № 4 (867). - С. 12-14
Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах. – М.: Просвещение, 1966.– 437 с.
Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся науроке. М.. Учпедгиз, 1961. - 212 с.
Занюк С.С. Психология мотивации: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002. - 304 с.
ИвошинаТ. Г., Шварена Л. В. - Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы //Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 945-950.
История педагогики / [под ред. проф. М. В. Левковский, докт. пед. наук А. Дубасенюк]. - М.: Житомирский государственный педагогический университет, 1999. - 336 с.
Ковалева Г.Е. Организация самостоятельной работы студентов на
основе деятельностной теории учения. – СПб., 1995. – 29 с.
Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М.: СГУ, 2009. – 293с.
Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: Учпедгиз, 1971. – 211 с.
Лернер И. Я. Проблемное обучение.- М.: Учпедгиз,1971 193 с.
Лифарева Н.В. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.
Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащих-ся. - М.: Учпедгиз» 1963. 242 с.
Нильсон О. Л. Теория и практика самостоятельной работы учащихся, Тарту. 1976. 124 с.
Пидкасистый П. И. Сущностная характеристика познавательнй деятельности // Вестник высшей школы. 1985. № 5. С. 34-42.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование.
– М.:Педагогика, 1980. – 240с.
Подтикан И.В. Особенности формирования мотивационной сферы личности / / Практическая психология и социальная работа. - 2006. - № 9. - С. 29-37.
Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, Л.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.ж: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
Сидорчук Н. Г. Организация самообразовательной деятельности будущих учителей в процессе изучения предметов педагогического цикла. / / Научная школа: центр профессиональной подготовки педагогических кадров (научный потенциал преподавателей и аспирантов кафедры педагогики Житомирского государственного педагогического университета имени Ивана Франко: научный сборник) [под ред. проф. А. Дубасенюк]. - Житомир: Житомир. гос. пед. ун-т, 2003. С. 148-172
Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.
Современный толковый психологический словарь: около 2500 терминов / В. Б. Шапарь; ред. А. П. Чижова. - М.: Флаг, 2007. - 640 с.
Срода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 54 с.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-воАПН, 1950. 384 с.
Шаповалова К. Н. Самостоятельная работа как фактор формирования инициативности студентов. // Современные исследования социальных проблем. №1(09), 2012. С. 5-10
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Приложения
            Приложение 1
Тезисы
Кочарян Роман, 8Б кл., МОУ гимназия №7 Красноармейского района г. Волгограда,
Кочарян Н.Б., учитель технологии МОУ гимназии №7 Красноармейского района г. Волгограда,
Научный руководитель: Бакрадзе Н. Ю. к.п.н, доцент ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Оценка использования солнечных батарей в качестве автономных или резервных источников электроэнергии в быту
(на примере частного домовладения в Красноармейском районе г. Волгограда)
Проблема исследования определена условием, что в настоящий момент жители России практически полностью энергозависимы, т.е. наша деятельность подчиняется факторам той среды, в которой мы живём.
Объектом исследования является использование солнечных батарей.
Предметом исследования – выявление условий, при которых применение солнечных батарей оправдано.
Цель исследования:Выяснить, при каких условиях оправданно внедрение солнечных батарей в качестве источника электроэнергии, и как устройств, сохраняющих экологический баланс, рассмотрев ситуацию системы электроэнергетики в нашей стране и раскрыв положительные и отрицательные стороны использования солнечных батарей в частном домовладении.
Гипотеза исследования: предположим, что если жители России начнут использовать солнечные батареи, то это позволит сохранить экологическую ситуацию на должном уровне и экономить расход средств на электроэнергию.
Задачи исследования:
Выявить способы получения электроэнергии, используемые в России.
Ознакомиться с историей исследования солнечной энергии.
Описать общее строение и действие солнечных батарей.
Изучить европейскую политику в сфере солнечной энергетики и установить возможность заимствования у ряда европейских стран их опыта в использовании солнечных панелей в быту людей.
Провести эксперимент, состоящий в практическом использовании солнечных батарей.
Проанализировать данные, полученные в ходе практической части; сделать вывод об удобстве или, наоборот, неудобстве применения такого источника электричества в быту.
Определить перспективы дальнейших исследований по этой теме.
Методы исследования: теоретические и эмпирические.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при расчёте эффективности покупки системы солнечных батарей жителями России в зависимости от того, в каких условиях они проживают.
Чтобы дать оценку использования солнечных батарей в качестве автономных или резервных источников электроэнергии в быту и выявить экологическую обоснованность применения существующих в России электростанций, во первых, был проведён их сравнительный анализ. Итогом данного анализа стали выводы, о необходимости модернизации части российской электроэнергетики и популяризации использования возобновляемых источников энергии.
Во вторых, изучена история развития солнечной энергетики и обнаружен заметный рост интереса к этой сфере науки за последнее время. В частности, появилось большое количество инновационных технологий, связанных со снижением себестоимости оборудования и наблюдается прогресс науки в области производства фотоэлементов, необходимых для солнечных батарей, помогающих поддерживать экологическую ситуацию на должном уровне.
В третьих, было описано общее строение и действие солнечных батарей.
В четвёртых, была изучена европейская политика в сфере солнечной энергетики и установлена возможность заимствования у ряда европейских стран их опыта в использовании солнечных панелей в быту людей.
В пятых, проведён эксперимент по практическому использованию солнечных батарей. Целью эксперимента стало выявление эффективности применения солнечных батарей в быту. Для достижения этой цели проведены расчеты выработанной ими мощности и сравнение их с мощностью некоторых домашних электроприборов. Итогом данного эксперимента стали выводы об эффективности покупки системы солнечных батарей жителями России с целью сохранения экологической стабильности в регионе.
В шестых, определены перспективы дальнейших исследований по этой теме.
В результате цель, поставленная в начале работы, была достигнута. Мы выяснили, что внедрение солнечных батарей в России и в частности в г. Волгограде в качестве источника электроэнергии оправданно и поможет сохранению окружающей среды и экологического баланса в стране.
            Приложение 2
Тезисы
Гончарова Анастасия, 10Б кл., МОУ гимназия №7 Красноармейского района г. Волгограда,
Кочарян Н.Б., учитель технологии МОУ гимназии №7 Красноармейского района г. Волгограда,
Научный руководитель: Бакрадзе Н. Ю. к.п.н, доцент ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Оценка значения каш для здоровья человека.
В последние годы в обществе значительно повысился интерес к здоровому образу жизни. Непременным условием здорового образа жизни в первую очередь является здоровое питание. Основа здорового питания – здоровые продукты, к которым без сомнения относятся блюда из круп, особенно из овса, гречки, ячменя и др.
Вышесказанное свидетельствует о существовании противоречий между:
Наличием потребности у людей вести здоровый образ жизни, и навязыванием СМИ нездоровых стандартов питания, рекламы фаст-фудов и т.п.
Выделенные противоречия определили проблему нашего исследования, которая связанна с необходимостью изучить химический состав различных каш и их значение для здоровья человека, провести химический эксперимент по определению питательных веществ в некоторых кашах.
А как обстоят дела в школьной столовой с разнообразием каш в ежедневном меню, особенно после того, как главный врач РФ Г. Онищенко постановил строго соблюдать меню школьника? Насколько часто встречаются каши в домашнем рационе питания современного ученика? Знают ли обычные ребята, что каши полезны и в обычном питании, и в профилактической диете, или о том, что каши могут быть вредны?
Темой данной работы является - «Оценка значения каш для здоровья человека»
Объект исследования: различные виды круп и каш.
Предмет исследования: химический состав и значение каш.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить химический состав различных каш и их значение для здоровья человека
Гипотеза: Если в кашах действительно сконцентрировано большое количество полезных, хорошо усваиваемых питательных веществ и минералов, то они имеют положительное значение для организма человека.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной теме.
Изучить классификацию круп.
Изучить значение каш для здоровья человека в зависимости от химического состава
Провести анкетирование на тему «Популярность каш среди школьников» и «Состав каш в меню школьной столовой и столовой больниц».
Новизна результатов исследования состоит в том, что в нем не только дана оценка значения каш для здоровья человека, но и экспериментально проверен химический состав различных каш.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 9 и 10 классов гимназии №7, учащиеся танцевальной группы «Шоу-балет ЭНТЕРО», педагоги МОУ гимназии №7 . Общая численность выборки составила 68 человек.