Статья на тему Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС


Е. И. Мусихина
МБОУ СОШ № 80, г. Екатеринбург.
evgeniya-kass@yandex.ruУчебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты [4, с. 24].
Базовым положением стандартов второго поколения служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки [8, с. 7]. «Универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [8, с. 66]. Таким образом, современная система образования ориентируется на развитие универсальных учебных действий, в формировании которых особая роль отводится системе организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, овладение универсальными учебными действиями.
Как организовывать такое обучение? Методу нельзя научить, рассказывая о нем или приводя примеры его применения другими людьми. Метод может быть освоен только в действии. Согласно классификации методов обучения с учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности (разработчики М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер), учебно-исследовательская деятельность относится к продуктивному способу обучения. Она может проходить в разных направлениях: 1) включение поиска в задания по работе с документами, картами, таблицами, схемами, картинами и иллюстрациями; 2) раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве, сравнении, обобщении, изложении конкретных положений; 3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (доклады, рефераты, проекты).
Учебно-исследовательская деятельность выступает в качестве средства (метода) развития у учащихся универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Автор статьи предлагает систематически организовывать учебно-исследовательскую деятельность в старших классах в урочное время (с помощью комплекта лабораторно-практических занятий по курсу Отечественной истории) и внеурочное (метод проектировочной деятельности).
Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала или решение поставленной проблемы перед учениками учителем по учебнику или первоисточникам [1, с. 36]. От обычных, традиционных уроков лабораторное занятие отличает высокая степень самостоятельности учащихся, а также деятельность учителя, который здесь выступает не в качестве информатора, как организатор и консультант [2, с. 83]. Данная форма занятия соответствует современным требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Типология познавательных заданий к лабораторно-практическому занятию:
* Задания на проверку понимание прочитанного: тест с выбором ответов, тест с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответы, толковый словарь темы, календарь событий, таблица, исторические задачи, тест-последовательность, историческая карта, составление простого, развернутого или стереотипного плана.
* Задания на образную реконструкцию исторических фактов: текст с ошибками, кроссворд, словесный портрет исторической личности, работа с иллюстрациями параграфа, символическое изображение главной идеи параграфа.
* Задания на анализ учебного текста: составление смыслового плана, составление сравнительно-обобщающей таблицы, составление конкретизирующей таблицы, составление логических схем.
* Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.
Комплект лабораторно-практических занятий на основе исследовательского метода разработанный автором помогает обучающимся успешнее обучаться, глубже осмыслить другие дисциплины и лучше связать знания отдельных предметов в общее представление (развить универсальные учебные действия). Комплект предназначен для 10 - 11 классов общеобразовательной школы по курсу: «История России».
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, документов, Интернет ресурсами на лабораторном занятии обязательно должна строиться на заданиях нескольких типов, которые перечислены выше. Тогда работа школьников не замкнется только на поиске информации по теме, а перерастет в своеобразное ученическое исследование, восстанавливающее историческую эпоху. Можно применять алгоритмы учебных действий учащихся, которые помогут им логически выстроить свой ответ и подготовиться к заданиям высокого уровня сложности на ЕГЭ по истории (примечание: алгоритмы взяты с небольшой переработкой из методического пособия Поповой Л.В.).
Представим фрагмент задания на лабораторно-практическом занятии по теме: «Личность Ивана Грозного в оценках историков», где учащиеся выполняют задание на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений. Помочь ученикам в определении собственной позиции в отношении правителя как личности и его политики – опричнины, выделить положительные и отрицательные последствия его правления с помощью учебных алгоритмов и дополнительного материала (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка опричнины Ивана Грозного на основе версий историков*
Сущность опричнины Историки
Следствие психического расстройства Ивана IV Н.М. Карамзин
Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых С.М. Соловьев
Антибоярская направленность опричнины С.Ф. Платонов
Сверхцентрализация государственной власти В.О. Ключевский
Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины А.А. Зимин, В.Б. КобринОпричнина как средство подавления недовольства в стране непопулярной Ливонской войны А.Л. ХорошкевичОпричнина — репетиция «Страшного Суда» на земле A.M. Панченко
А.Л. ЮргановПредставим схему алгоритма по доказательству личных оценочных суждений (см. схему 1).
Схема 1
Структура доказательства
4080510128905Рассуждения, умозаключения связывающие доводы с той мыслью, которую надо доказать
00Рассуждения, умозаключения связывающие доводы с той мыслью, которую надо доказать
1899285128905Доводы, аргументы
(факты и суждения в пользу обоснования своей позиции, в пользу вывода)
00Доводы, аргументы
(факты и суждения в пользу обоснования своей позиции, в пользу вывода)
5715174625Своя точка зрения, позиция
0Своя точка зрения, позиция

1548765226695003682365226695
Представим задания на образную реконструкцию исторических фактов: портрет исторической личности на примере Ивана III. Алгоритм - исторический портрет личности также поможет подготовиться к заданию С6 по ЕГЭ.
Сегодня в педагогической практике существует противоречие по выполнению задания С6 между тем, что оно считается аналитическим, но в то же время это приводит к механическому заучиванию и репродуктивному воспроизведению исторического материала, причем только по личностям. Появление пособий, содержащих биографии исторических деятелей для выполнения С6, приведет к дальнейшей шаблонизации «развернутого ответа» [5].
Предлагается один из возможных выходов из данной ситуации, создание задания, направленного на написание сочинения - эссе на историческую тему, по образцу обществознания, где выпускник должен иметь право выбрать одну из трех-четырех тем по истории, предлагаемых ему в форме афористических высказываний историков [6, 58-63 с.].
Автор данной статьи предлагает дополнить С6 пунктами оценки роли личности в истории по результатам его деятельности, а также нравственной оценкой его деятельности (выразить свое отношение к личности: восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.). В связи с этим систематически организуется работа с историческими портретами (учащиеся их оформляют в специальную папку). Представим алгоритм составления исторического портрета личности (см. схему 2)
Схема 2
Алгоритм составления исторического портрета личности
4832985213360Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).
00Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).
31184853810Оцените его роль в истории:
по результатам его деятельности; по значимости этой личности для страны, народа; по его влиянию на последующий ход событий и т.д.; по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения
00Оцените его роль в истории:
по результатам его деятельности; по значимости этой личности для страны, народа; по его влиянию на последующий ход событий и т.д.; по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения
14706601657352. Основные направления деятельности личности
(определить, с чем была связана его деятельность, раскрыть внутреннюю и внешнюю политику)
002. Основные направления деятельности личности
(определить, с чем была связана его деятельность, раскрыть внутреннюю и внешнюю политику)
-81915165735Общая характеристика личности
(годы жизни или правления, должность, историческая обстановка, ближайшее окружение, семья)
00Общая характеристика личности
(годы жизни или правления, должность, историческая обстановка, ближайшее окружение, семья)

126301514732029660851301750
4652010673100
Приведем пример ответа учащейся 10 «А» класса по составлению исторического портрета Ивана III Денисовой Марии:
1. Общая характеристика личности. Одной из ярких личностей, оставивших заметный след в истории российского государства является Иван Васильевич III. Родился в Москве 1440 г., годы правления 1462-1505. Продолжил политику своего родителя, Василия II Темного, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Являлся правнуком Дмитрия Донского, мать Мария Ярославна, дочь князя Боровского, жена византийская принцесса Софья Палеолог, прожили в браке 30 лет. Дети: 5 сыновей, 3 дочери. Однозначной точки зрения о чертах характера Ивана III не существует. О его характере спорили даже современники и большинство указывают, что он имел крутой нрав, холодное сердце, отличался рассудительностью, властолюбием и умением идти к избранной цели.
2. Основные направления деятельности. Внутренние преобразования страны при Иване III впечатляют. Период его правления - это время завершения собирания русских земель вокруг Москвы, освобождение от Ордынского ига и создание государственного аппарата власти: присоединение Новгорода (1478), Твери (1485); падение Ордынского ига 1480 (стояние на Угре против хана Ахмата). Орда повернула в степи, иго продолжавшееся 250 лет пало. В 1497 был издан Судебник - первый общегосударственный свод законов со времен Киевской Руси. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что являлось важным шагом к упрочнению единства русских земель. Этот Судебник положил начало крепостному праву на Руси, введя закон, по которому крестьянам разрешалось уходить от помещиков один раз в году за неделю до или после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Появляются приказы - центральные органы управления; изменения в армии, вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне, помещики; появляются символы государства: упоминание термина «Россия» в источниках; Двуглавый орел; герб; печать. Также развивалось градостроительство: Московский Кремль при Иване III был укреплен красным кирпичом, построен Успенский собор.
3. Оценка его роли в истории по результатам его деятельности.
Таким образом, во внутренней политике прослеживаются огромные достижения, тоже самое, прослеживается и во внешней политике: к началу 90-х годов XV века Россия установила дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии.
Все вышесказанное подтверждает, что жизнь Ивана III Васильевича была наполнена бурными и важными событиями, имевшими исключительное значение для истории Отечества. К концу жизни великий князь имел возможность увидеть плоды своих трудов. За четыре десятилетия его правления полураздробленная Русь превратилась в мощное государство, наводившее страх на соседей.
4. Нравственная оценка деятельности личности (собственная позиция).
Споры вокруг его имени начались еще при его жизни: одни были недовольны его крутой политикой, некоторые бояре называли его правителем нерешительным, даже трусливым, т. к. он непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, а осуществлял общее стратегическое руководство их действиями. Несмотря на это, на мой взгляд, он является выдающейся личностью в истории Отечества, так как два страшных бедствия для Руси ушли в прошлое: феодальная раздробленность и монголо-татарское иго. Он был великим стратегом, дипломатом, законодателем, но прежде всего строителем нового русского государства.
Также, хотелось бы отметить еще одно направление по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время, использование проектного метода обучения, позволяющего научить учащихся приобретать знания, самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося. Назовем работы учащихся, занявших призовые места на уровне района, города и области: «Ученическое самоуправление как способ формирования толерантности учащихся»; «Модель будущего развития Свердловской железной дороги в XX-XXI вв.: теория и практика», «Проблема взаимодействия детей Индиго и современного социума»; «Перепись населения: прошлое, настоящее и будущее»; «Человек в судьбе страны (на примере героя России Э.Х. Симакова)»; «Формирование социально-мировоззренческой компетентности старшеклассников Железнодорожного района г. Екатеринбурга (по проблеме ядерной безопасности мира)»; «Модель идеальной семьи глазами современной молодежи: прошлое, настоящее и будущее», Социальный проект «Поможем вместе (благотворительная акция Дому малютки № 6 г. Екатеринбурга»; «Становление и развитие гражданской авиации Среднего Урала», «Развитие исторического мышления учащихся старших классов (на примере составления генеалогического древа семьи)» и многие другие.Что дает ученикам исследовательский метод в обучении? Применение исследовательского метода в обучении способствует развитию у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности (универсальных учебных действий). Возможность осваивать методы научного познания в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. Умение использовать знания и навыки как в бытовой (житейской) практике, так и в сфере профессиональной (научной, творческой и т.п.).
Литература
Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности // Преподавание истории и обществознания в школе. -2009. -№8. –С. 4-13.
История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И.; Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ЦГО, 1999. – 186 с.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах таблицах. – М.: Эксмо. – 320 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Пазин Р.В. История. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 140 исторических личностей отечественной и всеобщей истории: материалы биографий. Задание С6: историческое сочинение: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. Изд. 2-е, дополн. - Ростов н/Д: Легион, 2013. – 304 с.
6. Пазин Р.В. Что делать с заданием С6 ЕГЭ по истории // Преподавание истории в школе. - №3. – 2013 г. – 58-63 с.
7. Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).