План саморазвития технология «Формирование практических навыков и умений при практических работах ».


План по самообразованию
Пакшина Игоря Витальевича, учителя технологии
МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1» г.Мензелинска РТ
1.Анализ работы над темой самообразования
Моя методическая тема по самообразованию: «Формирование практических навыков и умений при практических работах ».
Основная цель: включение школьников в «Формирование практических навыков и умений при практических работах, через компетентностный подход в обучении развития обучающихся.
Задачи:
 Углубление своих знаний формирование практических навыков и умении при пр.работах
 Организовать работу с обучающимися по данной теме.
 Развивать творческие способности обучающимися, исследовательские навыки.
 Формировать опыт сотрудничества.
Для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «понять», «сделать вывод».
Уделяю внимание умению обучающихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста учебника нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания по другим видам учебных работ.
Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
В процессе подготовки к данной теме провел следующую работу:
Обучился на курсах повышения квалификации.
Стремился создавать условия для личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся. С целью развития познавательного интереса изучению технологии на уроках и во внеурочное время в своей практике применял и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др.

2.Личный перспективный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
Целевые установки:
 Повышение профессионального уровня
 Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.
2. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по технологии.
Предполагается закончить работу над темой в 2019 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Продолжить внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с.42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
7. http://www.iteach.ru/index/news.html
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа
1.Включить в план по реализации тему: «Формирование практических навыков и умений при практических работах.
2.Принять участие в школьной научно-практической конференции.
3.Разработать рабочую программу по технологии.
4.Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта, а также изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
5. Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
6. Участие в системе школьной методической работы:
 Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
 Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
 Участие в заседаниях МО района по технологии, педагогических советах.
 Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
 Участие во Всероссийских конкурсах.

Результаты самообразования на указанном этапе
 Повысить качество преподавания предмета.
 Научиться использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
 Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
 Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
 Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
 Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
 Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Работа над темой самообразования
С 2014 года работаю над темой самообразования: «Формирование практических навыков и умений при практических работах».
Цели и задачи самообразования:
1.Собрать, проанализировать и систематизировать данные по теме.
2.Изучить методику использования графических редакторов в методической литературе, интернете, а так же из опыта коллег.
3.Отработать варианты использования графических редакторов в творческих проектах.
4.Выступить с сообщением на школьном методическом объединении.
5.Опубликовать результаты работы на своем сайте.
Индивидуальный план
Год Уровень изучения Содержание Ожидаемый результат
2009-2010 Сбор, классификация и анализ методических данных Разработка вариантов формирование практических навыков и умений при практических работах(5 класс) Принять участие в школьных конкурсах и выставках
2010-2011 Сбор, классификация и анализ методических данных. Систематизация накопленных методических данных Разработка вариантов формирование практических навыков и умений при практических работах
(6 класс) Принять участие в школьных конкурсах и выставках. Выступить на школьном МО.
2011-2012 Сбор, классификация и анализ методических данных. Разработка вариантов формирование практических навыков и умений при практических работах (7 класс) Принять участие в школьных конкурсах и выставках. Опубликовать работу на своем сайте.
2012-2013 Сбор, классификация и анализ методических данных. Систематизация накопленных методических данных Разработка вариантов формирование практических навыков и умений при практических работах (8 класс) Принять участие в школьных конкурсах и выставках. Опубликовать работу на своем сайте.
2013-2014 Сбор, классификация и анализ методических данных. Систематизация накопленных методических данных Разработка вариантов формирование практических навыков и умений при практических работах (9 класс) Принять участие в школьных конкурсах и выставках. Опубликовать работу на своем сайте.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить -основной тезис современного понимания метода, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Основными вопросами темы самообразования являются:
изучение интернет-ресурсов в области технологии;
разработка методов работы над проектами с применением графических редакторов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Работа над темой показала, что метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрированные знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
  Наименование мероприятий Организационно- педагогические мероприятия Сроки реализации
I. Научно- теоретическая подготовка
1.1 Развитие:
Знаний теоретических основ предмета «Технология»
Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.
Знаний в области современной компьютерной и иной цифровой техники    Обобщение передового педагогического опыта
  Регулярное чтение периодической печати
  Регулярное чтение специальной литературы и журналов по предмету «Технология»
  Прохождение различных курсов повышения квалификации  Регулярно
1.2 Повысить квалификацию как учителя технологии    Курсы повышения квалификации. Ежегодно
с 2013 г. – 2019 г.
II.Методическая подготовка
2.1 Совершенствование знаний, педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения по предмету;
знаний о здоровьесберегающих технологиях;
знаний инновационных технологий;
знаний об ИКТ.
         Обобщение передового педагогического опыта
       Анализ учебных тем курса технологии в контексте межпредметных связей
       Работа над проблемой: «Использование ИКТ на уроках технологии»
       Посещение открытых уроков коллег
       Выступления на семинарах учителей технологии
       Участие в районных, предметных фестивалях и конкурсах Регулярно
2.2 Участие в районных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.д.
         Подготовить учащихся к участию на районной олимпиаде по технологии
       Подготовить учащихся к участию на краевой олимпиаде школьников по технологии Ежегодно
с 2013 г. – 2019 г.
III. Психолого-педагогическая подготовка
3.1 Совершенствование:
Знаний психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников
Искусства общения, влияния, ораторских качеств
         Работа на занятиях психологической службы
       Изучение теории педагогики и психологии
       Изучение специальной литературы по психологии
       Изучение работы лучших учителей школы, района, края регулярно