Изучение устройства измерительного инструмента и приобретение навыков снятия размеров изношенных деталей


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ И МОНТАЖ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
о т к р ы т о г о з а н я т и я
Изучение устройства измерительных
инструментов и
приобретение навыков снятия размеров изношенных деталей
Специальность 13.02. 11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (горного)
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление.........................................
План занятия......................................
Содержание и ход занятия................
Литература.........................................
ВСТУПЛЕНИЕ
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики считает главным заданием образования обеспечения внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий с целью подготовки специалистов среднего звена с учетом реальных потребностей рынка труда и требований к качеству каждого специалиста. Государственная программа «Образование» ориентирует всю систему образования на формирование образованной творческой личности.
Образовательная доктрина развития образования Донецкой Народной Республики определяет приоритетными путями развития образования формирование высокого уровня информационной культуры каждого члена общества, государства, внедрения современных информационных технологий в практику учебно-воспитательного процесса.
В связи с развитием новых информационных технологий и перехода общества к информационной цивилизации возникла необходимость прорабатывать огромные массивы информации и формировать и реализовывать творческий потенциал личности. Старая система обучения не может в полной мере удовлетворить потребность экономики в подготовке квалифицированных специалистов.
Традиционная методика учебы в учебном заведении среднего профессионального образования предусматривает общение преподавателя и студента, сущность которого сводится к передаче знаний студентам; контролю преподавателя по качеству и успешностью усвоения знаний. Результат учебы сводится лишь к передаче знаний (преподаватель) и механическому усвоению и воссозданию (студент). В качестве основных критериев такой модели обучения выступают: точность, достоверность информации, итоговый контроль. Традиционная учеба направлена, прежде всего, на передачу знаний преподавателя студентам.
Сегодня классическое образование переживает глубокий структурный кризис, который требует поисков новейших методов обучения. Переход к рыночной экономике выдвигает новые требования работодателей к выпускникам системы среднего профессионального образования.
Коренные изменения, которые происходят в настоящее время в обществе, в том числе в образовании, требуют глубокой перестройки педагогической и психологической науки в соответствии с новыми реалиями современной жизни, перспектив социально-экономического и научно-технического развития нашего государства.
В данной методической разработке рассмотрена методика внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Мотивация, актуализация, повторение материала осуществляется с помощью компьютерной учебной презентации и демонстрации учебных фильмов.
Данная методическая разработка может применяться преподавателями специальных дисциплин для формирования у студентов знаний и умений об износе деталей горных машин и способах контроля износа деталей, приобретения навыков пользования измерительным инструментом.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Техническое обслуживание, ремонт и монтаж горного оборудования.
Группа: 1ГМ - 15
Специальность: Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Тема занятия : Изучение устройства измерительных инструментов и
приобретение навыков пользования измерительными
инструментами при снятии размеров изношенных деталей
Цель занятия :
методическая - усовершенствовать методику проведения практического занятия путем реальной работы с изношенными деталями горных машин и внедрения интерактивных средств с использованием информационных технологий.
Дидактичная - добиться усвоения студентами основных понятий об основных этапах технологического процесса капитального ремонта горношахтного оборудования, определения степени износа деталей машин.
Воспитательная - формирование профессиональной мотивации у студентов к бережному отношению к измерительным инструментам, высокотехнологичному отношению к эксплуатации и ремонту обслуживающего оборудования.
Развивающая - содействовать развитию понимания требований к конструированию и эксплуатации горно-шахтного оборудования.
Тип занятия: Практическое определение размеров изношенных деталей.
Вид занятия: Лабораторно-практическая работа.
Методы и формы проведения занятия : Объяснение процессов ремонта горных машин с помощью мультимедийной презентации, самостоятельная работа бригад по определению точности измерения штангенциркулей, микрометров, индикаторов часового типа, калибров изучение устройства этих инструментов, снятию размеров деталей.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: учебные дисциплины «Черчение», «Детали машин», «Горные машины и комплексы», «Слесарные работы»,
обеспечиваемые: курсовое и дипломное проектирование, технологическая преддипломная практики.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методическое обеспечение:
Методическая разработка занятия.
Мультимедийная презентация по теме устройство измерительных инструментов.
Измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, калибры, индикатор часового типа ).
Промышленные образцы деталей (комбайна 1К-101У).
Наглядные пособия: планшеты измерительного инструмента, учебная модель микрометра.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационная часть - 3 мин.
1.1 Приветствия студентов и присутствующие.
Преподаватель: «Добрый день. Садитесь пожалуйста».
1.2 Проверка готовности аудитории к занятиям и наличию студентов.
Преподаватель: «Староста, пожалуйста назовите отсутствующих».
2. Ознакомление студентов с темой, дидактичной целью, планом проведения занятия и критериями оценивания - 7 мин.
Преподаватель: «Тема нашего занятия «Изучение устройства измерительных инструментов и приобретение навыков пользования измерительными инструментами при снятии размеров изношенных деталей
учебная цель: добиться приобретения студентами навыков определения точности измерений штангенциркулями, микрометрами, индикаторами часового типа, пользования этими инструментами.
Работать сегодня на занятии мы будем в бригадах с численностью по 3 студента: 1 бригада______________________________________________
2 бригада______________________________________________
3 бригада_____________________________________________
4 бригада_____________________________________________
Каждой бригаде необходимо будет произвести лабораторно-практическую работу, защитить ее и получить оценку.
Литература:
1. А.И.Якушев " Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения " М. Машиностроения в 1979 г.
2. А.А.Дудников "Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения" Киев – 2006 г.
2. Н.Н.Кропивницкий "Основы слесарного дела"
Критерии оценивания работы студентов :Оценка "отлично" - студент свободно владеет терминологией по соответствующей теме, уверенно проводит измерение параметров деталей, заполняет карту снятия размеров деталей, верно определяет точность снятых размеров деталей.
Оценка "хорошо" - студент владеет терминологией по соответствующей теме, допускает незначительные ошибки при измерении параметров деталей, заполняет карту снятия размеров деталей, допускает ошибки при определении точности снятых размеров деталей.
Оценка "удовлетворительно" - студент слабо владеет терминологией по соответствующей теме, допускает ошибок при измерении параметров деталей, заполняет карту размеров деталей с ошибками, не владеет навыками определения точности измерения отдельными видами инструмента.
Оценка "неудовлетворительно" - студент не владеет терминологией по соответствующей теме, не умеет проводить измерения параметров деталей, заполняет карту размеров деталей с ошибками, самостоятельно не может определить точность измерения отдельными видами инструмента.
3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Преподаватель: «Контроль Ваших знаний мы проводим с целью выяснения готовности к выполнению работы (метод - устный фронтальный опрос с помощью Вопросов-Презентаций). Надеюсь, что большинство из Вас, уважаемые студенты, выполнили домашнее задание по лекции «Измерительный инструмент, его строение и область применения». Давайте на данном этапе дадим ответы на вопрос, которые представлены на экране».
4. Комментарий ответов студентов (5 мин.)
Преподаватель: « Ваши ответы на поставленные вопросы и дальнейшие дополнения и уточнения побуждают к выводу, что Вы хорошо подготовились к выполнению лабораторно-практической работы.
5. Мотивация обучения (5 мин.)
Преподаватель: «Проведя лабораторно-практическую работу Вы сможете самостоятельно выполнять измерение основных параметров деталей с указанной точностью, определять износ деталей в сравнении с рабочими чертежами, что в дальнейшем поможет Вам в процессе обучения, при выполнение дипломного проекта и при работе в качестве механика участка шахты. 6. Распределение на бригады, выдача задания (3 мин.)
Преподаватель: «Сейчас Вы сядьте по три человека, чтобы создать бригады. Каждая бригада получает инструкцию по выполнению лабораторно-практической работы, детали, измерительные инструменты. Согласно инструкции Вам необходимо выполнить задание и подготовиться к защите этой работы».
7. Самостоятельная работа студентов (35 мин.)
Преподаватель: «Приступайте к выполнению задания, желаю успеха»
В ходе выполнения задания преподаватель помогает студентам, у которых возникают трудности, и дает ответы на их вопросы.
8. Обобщение и систематизация знаний (7мин.)
Преподаватель: «Для обобщения знаний полученных при выполнении лабораторно-практической работы Вам необходимо знать ответы на вопросы, которые содержатся в конце инструкции к работе».
9. Подведение итогов занятия (7 мин.)
Преподаватель: «Проводя анализ знаний, умений, и навыков, полученных на уроке, я могу сделать вывод, что не все студенты умеют правильно пользоваться измерительными инструментами, что привело к тому, что некоторые студенты неверно определили в ходе работы точность измерения отдельных видов инструмента.
Лучшей бригадой на этом уроке была бригада
________________________.
Вы удачно работаете в коллективе, помогаете друг другу. На данном уроке вы получили следующие оценки: _____________________________
10. Выдача домашнего задания (3 мин.)
Преподаватель: «Дома Вам необходимо будет закончить оформление лабораторно-практической работы, и подготовиться к следующей работе, для этого повторите, пожалуйста, материал лекции «Трение и износ деталей машин».
Благодарю Вас за активную работу на уроке.
До свидания!
Преподаватель ___________ Г. В. Гливка