Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) для специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
для специальности среднего профессионального образования (СПО)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Разработала: Таран Е.В.

Лиски 2014
Содержание
Паспорт комплекта контрольно-оценочных материалов.
Результаты освоения учебной дисциплины.
Оценка освоения учебной дисциплины.
3.1. Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины.
3.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3.3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.3.1 Задания для текущего контроля
3.3.2 Задания для итогового контроля (дифференцированного зачета).
3.4. Критерии оценивания
Паспорт комплекта контрольно - оценочных материалов дисциплины Естествознание
Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Естествознание.
Контрольно-оценочные материалы включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.
Контрольно-оценочные материалы разработаны на основании:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
примерной программы среднего (полного) общего образования по естествознанию (базовый уровень),
программы учебной дисциплины Естествознание.

2. Результаты освоения учебной дисциплины
В результате изучения естествознания на базовом уровне студент должен
знать
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, элементарные частицы, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, энтропия, эволюция Вселенной, большой взрыв, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, катализатор, фермент, дифференциация клеток, ДНК, генетический код, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, популяция, экосистема, биосфера, коэволюция, устойчивое развитие;имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь
приводить примеры экспериментов или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимый характер тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и случайные процессы в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий и генной инженерии, лечения вирусных и наследственных заболеваний, защиты и охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
профилактики вирусных и инфекционных заболеваний; никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; оценки опасного воздействия на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; энергосбережения; безопасного использования химических веществ в быту; личных действий по защите и охране окружающей среды.

3.Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины
Элемент учебной дисциплины Форма контроля и оценивания
Текущий контроль Промежуточная аттестация
Раздел 1 «Физика»
Тема 1. Механика Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 2. Тепловые явления Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 3. Электромагнитные явления Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 4. Строение атома и квантовая физика Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Раздел 2 «Химия с основами экологии»
Тема 1. Вода, растворы Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 2. Химические процессы в атмосфере Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 3. Химия и организм человека Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Раздел 3 «Биология с элементами экологии»
Тема 1. Наиболее общие представления о жизни Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 2. Организм человека и основные направления его жизнедеятельности Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Тема 3. Человек и окружающая среда
Опрос (устный или письменный);
тестирование; оценка защиты выполненных работ и др. Итог Дифференцированный зачет

3.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений, навыков и знаний:
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Показатели оценки результата
Умения: приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; Точность и обоснованность определений и терминов.
Умение сравнивать естественнонаучные методы познания, приводить примеры. Делать выводы.
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; Точность и обоснованность определения фактора, влияние и результат на доказательствах технических, химических, биологических, экологических и медицинских исследований.
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; Демонстрировать сравнения в виде результатов в таблицах, схемах, диаграммах, делая выводы и обобщения на основе сравнения и анализ.
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать оценивать достоверность информации; Обоснованность подбора материала, правильность выбора информации, при оформлении сообщений, докладов, рефератов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды Правильность выбора методов профилактики, знаний и умений в повседневной жизни.
Своевременность оказания неотложной доврачебной помощи
Знания: Смысл понятий:
Естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизацияТочность и обоснованность определений и терминов.
Умение сравнивать естественнонаучные методы познания, приводить примеры. Делать выводы.
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
Использование новых технологий в области физики, химии, биологии, медицине; умение объяснить важность новых открытий во благо человека.

3.3. Типовые задания для оценки усвоения учебной дисциплины
3. 3. 1. Задания для текущего контроля
Критерии оценивания
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по дисциплине являются: устный и письменный опрос, тестирование, письменная работа, самостоятельная работа.
3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии логического мышления обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
КРИТЕРИИ ОШИБОК
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, законов и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им; К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов
 
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя подходящую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Отметка «1» ставится, если:
обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. 


Типовые задания для оценки освоения раздела 1. «Физика»
Вариант 1
1 вариант
1. III закон Ньютона формулируется так:
А.Тело движется равномерно и прямолинейно (или покоится), если на него не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано).
Б.Сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна величине абсолютного удлинения.
В.Действие равно противодействию.
Г.Тела действуют друг на друга силами равными по абсолютному значению, направленными вдоль одной прямой и противоположными по направлению.
2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5кг?
А. 5 Н.
Б. 0,5 Н.
В. 50 Н.
3. Какую массу груза нужно поднять на высоту 2 м, чтобы он обладал энергией 62500 Дж?
А. 3000 Дж.
Б. 4125 Дж.
В. 3125 Дж.
Г. 150 Дж.
4. Совершается ли работа и если да, то какого знака?
Пример: Книгу массой 400 г поднимают на высоту 1 м;
А. А > 0.
Б. А < 0.
В. А = 0.
5. В каких единицах в СИ измеряется коэффициент упругости тела?
А. Н/км.
Б. Дин/см.
В. Н/м.
Г. Дин/см.
Д. Н*м.
6. Значение температуры по шкале Кельвина определяется по формуле.
А. Т= t – 273.
Б. Т= 273t. 
В. Т= t + 273.
Г. Т= 273 – t.
7. Явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого называется
А. Конвекция.
Б. Деформация.
В. Дифракция. 
Г. Диффузия.
8. Укажите пару веществ, скорость диффузии которых наибольшая при прочих равных условиях:
А. Раствор медного купороса и вода.Б. Пары эфира и воздух.В. Свинцовая и медная пластины.Г. Вода и спирт.
9. Количество теплоты, полученное телом при нагревании рассчитывается по формуле…
А. Q=сm(t2-t1).
Б. Q=qm.
В. m= ρ·V.
10. Электрическим током называется…
А. Тепловое движение молекул вещества.
Б. Хаотичное движение электронов.
В. Упорядоченное движение заряженных частиц.
Г. Беспорядочное движение ионов.
Д. Среди ответов нет правильного.
11. Какая формула выражает закон Ома для участка цепи?
А. I=q/t.
Б. A=IUt.
В. P=IU.
Г. I=U/R.
Д. R=pl/S.
12. Сопротивление проводника зависит от…
А. Силы тока в проводнике.
Б. Напряжения на концах проводника.
В. От материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
Г. Только от его длины.
Д. Только от площади поперечного сечения.
13. Напряжение на участке можно измерить…
А. Вольтметром.
Б. Амперметром.
В. Омметром.
Г. Ареометром.
14. Явление вырывания электронов из вещества под действием света называют:
А. Фотосинтезом.
Б. Ударной ионизацией.
В. Фотоэффектом.
Г. Электризацией.
15. Какой знак имеет заряд атомного ядра?
А. Положительный.
Б. Отрицательный.
В. Заряд равен нулю.
Г. У разных ядер различный.
Вариант 2
1. Формула,  выражающая II закон Ньютона?
А.P = ma
Б.а = F/m
В.F = μN
Г.F = Gm1m2/R2
2. По какой формуле определяют силу тяжести?
А. mg.
Б. k ∆l.
В. vt.
3. Тело массой 500 г свободно падает с некоторой высоты. В момент падения на землю его кинетическая энергия равна 100 Дж. С какой скоростью упало тело?
А. 400 Дж.
Б. 20 Дж.
В. 45 Дж.
Г. 300 Дж.
4. Совершается ли работа и если да, то какого знака?
Пример: Гиря часов весит 5 Н и опускается на 120 см;
А. А > 0.
Б. А < 0.
В. А = 0.
5. Величину равную произведению массы точки на ее скорость
называют:
А. Импульсом силы.
Б. Работой силы тяжести.
В. Импульсом материальной точки.
Г. Силой трения.
6. Кто впервые убедился в существовании хаотического движения молекул?
А. Ф.Перрен. 
Б. Р.Броун.
В. А.Эйнштейн.
Г. Л.Больцман.
7. Чему равно число Авогадро?
А. 6 * 104 моль.
Б. 6 * 1023 моль.
В. 6 *1023 моль-1.
Г. 6 * 1023 моль-1.
8. Значение температуры по шкале Цельсия, соответствующее абсолютной температуре 10 K, равно:
А. .Б. .В. . Г. .
9. Изменение температуры обозначается …
А. Δt=t2-t1.
Б. Δt= Q/сm.
В. Δt=t2+t1.
Г. Δt=t2/t1.
10. Какая из формул выражает закон Ома для полной цепи?
А. Q=IUt.
Б. I=U/R.
В. E=A/q.
Г. P=IU.
Д. I=E/(R + r).
11. Согласно закону Джоуля – Ленца, количество теплоты, выделяемое проводником с током пропорционально…
А. силе тока, сопротивлению, времени.
Б. квадрату силы тока, сопротивлению и времени.
В. квадрату напряжения, сопротивлению и времени.
Г. квадрату сопротивления, силе тока и времени.
Д. напряжению, квадрату сопротивления и времени.
12. Силу тока на участке цепи измеряют…
А. Амперметром.
Б. Вольтметром.
В. Омметром.
Г. Манометром.
Д. Динамометром.
13. Каково напряжение на участке цепи постоянного тока с электрическим сопротивлением 2 Ом и при силе тока 4 А?
А. 2 В.
Б. 0,5 В.
В. 8 В.
Г. 1 В.
Д. 4 В.
14. Энергия фотона определяется формулой:
А.
Б.
В.
Г.
Д. hc15. Первый постулат Бора имеет следующую формулировку:
А. В атоме электроны движутся по круговым орбитам и излучают при этом электромагнитные волны.
Б. Атом может находиться только в одном из стационарных состояний; в стационарных состояниях атомы излучают электромагнитные волны.
В. Атом может находиться только в одном из стационарных состояний; в стационарных состояниях атомы не излучают электромагнитные волны.
Г. При переходе из одного стационарного состояния в другое атом поглощает или излучает квант электромагнитного излучения.
Вариант 3
1. Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону, противоположную перемещению частиц тела, называется:
А. силой упругости.
Б. силой тяжести.
В. весом тела.
2. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой давит человек на землю?
А. 800Н.
Б. 700Н.
В. 900 Н.
3. Определите кинетическую энергию тела массой 200г, которое движется со скоростью 72м/с.
А.5184 Дж.
Б. 5000 Дж.
В. 5185 Н.
Г. 5184 Н.
4. Совершается ли работа и если да, то какого знака?
Пример: Груз массой 120 кг поднимают на высоту 50 см;
А. А > 0.
Б. А < 0.
В. А = 0.
5. Сила тяготения - это сила обусловленная:А. Гравитационным взаимодействием.
Б. Электромагнитным взаимодействием.
В. И гравитационным, и электромагнитным взаимодействием.
6. Чему равна постоянная Больцмана?
А. 1,3 * 1012 кг/моль.
Б. 1,38 *1023 К/Дж. 
В. 1,38 * 10-23 Дж/К.
Г.  1,3 * 10-12 моль/кг.
7. Как называются явления, обусловленные изменением температуры тела?
А. Электрические. 
Б. Тепловые.
В. Магнитные.
Г. Механические.
8. Броуновским движением называется
А. упорядоченное движение слоев жидкости (или газа).Б. упорядоченное движение твердых частиц вещества, взвешенных в жидкости (или газе).В. конвекционное движение слоев жидкости при ее нагревании.Г. хаотическое движение твердых частиц вещества, взвешенных в жидкости (или газе).
9. Удельная теплоемкость вещества обозначается…
А. с.
Б. А.
В. q.
Г. Q.
10. Какую мощность потребляет лампа сопротивлением 10 Ом, включённая в сеть напряжением 220 В?
А. 4840 Вт.
Б. 2420 Вт.
В. 110 Вт.
Г. 2200 Вт.
Д. 22 Вт.
11.  Сопротивление двух последовательно соединённых проводников равно…
А. сопротивлению одного из них.
Б. сумме их сопротивлений.
Г. разности их сопротивлений.
Д. произведению сопротивлений.
Е. среди ответов нет правильного.
12. Мощность тока в резисторе рассчитывается по формуле:
А. A=Pt.
Б. P=IU.
В. R=pl/S.
Г. S=пd2/4.
13. Работу тока за любой промежуток времени рассчитывается по формуле:
А. R=pl/S.
Б. P=IU.
В. A=Pt.
Г. S=пd2/4.
14. Максимальная кинетическая энергия электронов, вылетевших при освещении поверхности металла, зависит от:
А. Интенсивности света.
Б. Работы выхода электрона.
В. Работы выхода и частоты света.
Г. Частоты света.
15. Радиоактивный распад, это …А. Распад атомов радиоактивных веществ, в результате α-, β- или γ- излучений.Б. Распад атомов радиоактивных веществ, в результате α- излучений. В. Распад атомов радиоактивных веществ, в результате β- и γ- излучений. Г. Самопроизвольный распад атомов радиоактивных веществ и их п3.

вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант 3 вариант
1 Г Б А
2 В А В
3 В Б А
4 А А Б
5 В В А
6 В Б В
7 Г В Б
8 Б Б Г
9 А А А
10 В Б А
11 Г Б Б
12 В 2 Б
13 А В В
14 В Б Г
15 В В Г

Типовые задания для оценки освоения раздела 2. «Химия с элементами экологии»
Вариант 1
1. Формула вещества. Относительная молекулярная масса которого равна 120, - это:
А. MgCO3
Б. NaH2PO4
В. NH3
Г. Na2SO4
2. С водой не взаимодействует:
А. Са
Б. Нg
В. Na
Г. K
3. При взаимодействии CO2 с водой образуется:
А. Соль
Б. Кислота
В. Оксид
Г. Основание
4. Формула гидроксида цинка:
А. ZnO
Б. Zn(OH)2
В.Zn(NO3)2
Г. ZnCl2
5. С водой взаимодействует:
А. Cu
Б. Na
В. Ag
Г. Au
6. Выберите бескислородные кислоты
А. H2S.
Б. H3PO4.
В. HBr.
Г. H2SO3.
Д. НСl.
Е. HNO2.
7. Выберите формулу сернистой кислоты
А. H2S.
Б. H2SiO3.
В. H2SO4.
Г. H2SO3.
8. Выберите формулы кислот, ион кислотного остатка которых имеет заряд 2-
А. H2S. 
Б. HNO3.
В. H2CO3.
Г. НСl.
9. Формула глюкозы:
А. С6Н12О6.
Б. С5Н10О4.
В. (С6Н10О5)n.
Г. С5Н10О5.
10. К моносахаридам относятся:
А. Рибоза, сахароза, мальтоза.
Б. Крахмал, гликоген, дезоксирибоза.
В. Глюкоза, фруктоза, рибоза.
Г. Сахароза, мальтоза, фруктоза.
Вариант 2
1. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.
а) Na2Oб) Fe2O3в) ВаОA. Fe(OH)3Б. NaOH В. Ва(ОН)2
2. Отметьте сильные кислоты : 
А. H2CO3 угольная.
Б. H2SO4 серная.  
В. HCl соляная.  
Г. H2SO3 сернистая.
3. С водой взаимодействует:
А. Cu
Б. Pt
В. K
Г. Hg
4. При взаимодействии оксида бария с водой образуется:
А.Соль
Б.Кислота
В.Оксид
Г.Основание
5. Формула гидрооксида железа (III):
А.Fe2O3
Б.Fe(OH)3
В.Fe(NO3)3
Г.FeCl3
6. При взаимодействии оксида серы (VI) c водой образуется:
А.Соль
Б.Кислота
В.Оксид
Г.Основание
7. Выберите двухосновные кислоты
А.  HNO3.
Б.  H2S.
В.  HNO2.
Г.  H2SO4.
Д. НСl.
Е.  H2CO3.
8. Соотнесите формулу иона кислотного остатка и название кислоты
1) SO4 2-       а) серная                      б) азотистая
2) NO2-      в) азотная                   г) сероводородная
3)  PO4 3-       д) сернистая               е) фосфорная
9. Формула рибозы:
А. С6Н12О6.
Б. С5Н10О4.
В. (С6Н10О5)n.
Г. С5Н10О5.
10. К дисахаридам относятся:
А. Рибоза, сахароза, мальтоза.
Б. Крахмал, гликоген, дезоксирибоза.
В. Глюкоза, фруктоза, рибоза.
Г. Сахароза, мальтоза, лактоза.
Вариант 3
1. Отметьте ряд со слабыми кислотами:А. H2CO3 угольная, HBr бромоводородная, HCl хлороводородная.                   
Б. H2SO4 серная,  HNO3 азотная,   HBr бромоводородная.                                 
в. HI иодоводородная, H2SO4 серная,  H3PO4 фосфорная.
Г. H2SO3 сернистая, H2SiO3 кремниевая, H2S сероводородная.
2. Формула вещества. Относительная молекулярная масса которого равна 98, - это:
А. МgCO3
Б. K2SO4
в. PН3
Г. H3PO4.
3. С водой не взаимодействует:
А. Ca
Б. Li
в. Au
Г. Ba 4. При взаимодействии оксида натрия с водой образуется:
А. Соль
Б. Кислота
в. Оксид
Г. Основание
5. Формула гидрооксида меди (II):
А. CuO
Б. Cu(OH)2
в. Cu(NO3)2
Г. CuCl2
6. Формула гидрооксида аллюминя:
А. Al2O3
Б. Al(OH)3
в. Al(NO3)3
Г. AlCl3
7. Соотнесите названия кислот и формулы
1) серная                          а)  H2S               б)  H2CO3 
2) азотная                       в)  H2SO4                  г) H2SO3
3) сероводородная          д) HNO2                    е) HNO3
4) азотистая
8. Выберите формулы кислот, ион кислотного остатка которых имеет заряд 1-
А. H2S. 
Б. HNO3.
В. H2CO3. 
Г.  НСl.
Д. H3PO4.
Е. H2SO4.
9. Формула дезоксирибозы:
А. С6Н12О6.
Б. С5Н10О4.
В. (С6Н10О5)n.
Г. С5Н10О5.
10. К полисахаридам относятся:
А. Рибоза, сахароза, мальтоза.
Б. Крахмал, хитин, гликоген.
В. Глюкоза, фруктоза, рибоза.
Г. Сахароза, мальтоза, лактоза.

вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант 3 вариант
1 Б а Б; б А; в В. Г
2 Б Б В Г
3 Б А В В
4 Б Г Г
5 А Б В Б Б
6 А В Д Б Б
7 Г Б Г Е 2Е; 3А; 4Д
8 А В 1А, 2Б, 3Е. Б Г
9 А Г Б
10 В Г Б

Типовые задания для оценки освоения раздела 3. «Биология с элементами экологии»
Тема «Организм человека и основные направления его жизнедеятельности»
1 вариант
Опора и движение. Кости скелета. Строение скелета.
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Скелет в основном участвует:
A. В обмене органических веществ
Б. В обмене минеральных веществ
B. В водном обмене
2. Кроветворную функцию выполняет:
A. Красный костный мозг
Б. Желтый костный мозг
B. Надкостница
3. Плечевая кость относится:
A. К плоским костям
Б. К смешанным костям
B. К трубчатым костям
4. Компактное вещество преобладает:
A. В плоских костях
Б. В смешанных костях
B. В трубчатых костях
5. Полость имеется внутри:
A. Смешанных костей
Б. Трубчатых костей
B. Плоских костей
6. Позвонки относятся:
A. К смешанным костям
Б. К трубчатым костям
B. К плоским костям
7.  Лопатка является примером:
A. Смешанных костей
Б. Трубчатых костей
B. Плоских костей
8. 70 % сухого вещества кости составляют:
A. Вода
Б. Минеральные вещества
B. Органические вещества
9. Органические вещества придают костям:
А. Эластичность
Б. Прочность
В. Хрупкость
10. В пожилом возрасте в костях увеличивается содержание:
A. Воды
Б. Органических веществ
B. Минеральных веществ
Задание 2.  Вставьте пропущенное слово.
1. Опорно-двигательный... человека составляют кости ... и ...
2. Скелет служит... телу,... внутренние органы, с помощью него осуществляются ... тела в пространстве, он также участвует в ... веществ.
3. Плечевая, бедренная кости относятся к ... костям и состоят из ..., внутри которого находится ..., и двух..
4. Стенки полостей, содержащих внутренние органы, образованы... костями, например ... отдел черепа, кости ..., ребра; а позвонки и кости ... черепа состоят из нескольких разных частей и относятся к ... костям.5. Кость имеет сложный ... состав и состоит из 65–70 % ... веществ, придающих ..., и 30–35 % ... веществ, придающих ... и ... кости.
2 вариант
Дыхание
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Сущность процесса дыхания состоит в:
A. Обмене газами между организмом и внешней средой
Б. Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия
B. Транспорте газов кровью
2. В носовой полости воздух:
A. Очищается от пыли и микроорганизмов
Б. Увлажняется и согревается
B. Происходят все вышеперечисленные процессы
3. Гортань образована:
A. Поперечно-полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой
Б. Гладкими мышцами и хрящами
B. Костной тканью, поперечно-полосатыми мышцами и слизистой оболочкой
4. Наиболее крупным хрящом гортани является:
A. Надгортанник
Б. Щитовидный
B. Зерновидный
5. Голосовые связки у человека расположены:
А. В трахее
Б. В гортани
В. В носоглотке
6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А. Молчит
Б. Говорит шепотом
В.Говори громко
7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
A. Щитовидный хрящ
Б. Зерновидный хрящ
B. Надгортанник
8. Длина трахеи человека составляет:
А. 20-21см
Б. 24–26 см
В. 10–11 см
9. Трахея разделяется на главные бронхи на уровне:
A. 3-го шейного позвонка
Б. 5-го грудного позвонка
B. 1-го поясничного позвонка
10. Ткань легких состоит из:
А. Альвеол
Б. Бронхиол
В. Легочной плевры
Задание 2. Вставьте пропущенное слово.
1. Дыхательные пути человека начинаются... полостью, в которой воздух..., увлажняется, очищается от пыли и...
2. После носоглотки воздух поступает в..., состоящую из нескольких..., в которой расположены голосовые...
3. Гортань переходит в..., скелет которой состоит из... полуколец, выполняющих... функцию и позволяющих пище свободно проходить по...
4. Трахея делится на два..., стенки которого выстланы... эпителием, удаляющим частицы... из дыхательных путей
5. В грудной полости расположены..., покрытые... и состоящие из мельчайших тонкостенных пузырьков – ...3 вариант
Пищеварение. Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение в желудке и кишечнике.
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
2. Тело человека на 60–65 % состоит из:
А. Белков
Б. Углеводов
В. Воды
3. Начальный этап пищеварения заключается:
A. В химической обработке пищи
Б. В механической обработке пищи
B. В энергетических превращениях
4. Пищеварительные соки человека содержат:
А. Ферменты
Б. Витамины
В. Гормоны
5. В ротовой полости под воздействием слюны начинается расщепление:
А. Белков
Б. Жиров
В. Углеводов
6. Количество зубов у человека составляет:
А. 28
Б. 32
В. 34
7. Поверхность зубов покрыта:
А. Дентином
Б. Эмалью
В. Цементом
8. Жевание и слюноотделение можно отнести:
A. К безусловным рефлексам
Б. К условным рефлексам
B. К приобретенным рефлексам
9. Основную роль в определении качества и вкуса пищи играют:
А. Губы
Б. Зубы
В. Язык
10. Вместимость желудка человека составляет:
А. 1,0–1,5 л
Б. 2,0–3,0 л
В. 3,0–4,0 л
 Вставьте пропущенное слово.
11. Превращение питательных веществ пищи в доступные человеку вещества называется... и состоит из... и... обработки пищи.
12. Под воздействием... молекулы сложных органических веществ расщепляются до более..., способных растворяться в воде и всасываться в... и...
13. К пищеварительным сокам человеческого организма относятся: слюна,... сок,... сок, желчь и секрет... железы.
14. Пищеварение начинается в... полости, где происходит измельчение пищи, смачивание ее..., определение вкуса, обеззараживание и начальное расщепление...
15.У человека сначала вырастают... зубы, а затем... зубы, каждый из которых состоит из корня,... и коронки.

вопроса Правильные варианты ответов
1вариант 2 вариант 3 вариант
1 Б Б А
2 А В В
3 В А Б
4 А Б А
5 Б Б В
6 А А Б
7 В В Б
8 Б В А
9 А Б В
10 В А Б
11 Аппарат, скелета, мышцы. Носовой, согревается, микроорганизмов. Пищеварение, механической, химической
12
Опорой, защищает, движения, обмене. Гортань, хрящей, связки. Ферментов, простых, кровь, лимфу.
13 Трубчатым, тела, полость, эпифизов. Трахею, хрящевых, защитную, пищеводу. Желудочный, кишечный, поджелудочной.
14
Плоскими, мозговой, таза, основания, смешанным. Бронха, мерцательным, пыли. Ротовой, слюной, углеводов.
15 Химический, неорганических, твердость, органических, эластичность, упругость. Легкие, плеврой, альвеол. Молочные, постоянные, шейки.

3.3.2 Задания для итогового контроля (дифференцированного зачета)
Перечень вопросов для проведения дифференцированного зачета
Науки о природе. Естественнонаучный метод познания.
Естественнонаучная картина мира.
Механическое движение. Способы описания движения. Принцип относительности в механике.
Силы в природе. Свободное падение тел.
Законы динамики Ньютона.
Закон сохранения энергии в механике.
Механические колебания и волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Газовые законы.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Электрические заряды и их взаимодействие.
Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.
Электромагнитные волны.
Интерференция и дифракция света.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света.
Строение атома. Квантование энергии.
Строение атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы ее использования.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды
Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки.
Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат.
Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники.
Химические элементы в организме человека.
Роль белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека.
Минеральные вещества в продуктах питания. Сбалансированное питание.
Клеточная теория строения организмов.
Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Строение клетки: основные органоиды и их функции.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Молекула ДНК - носитель наследственной информации.
Уровни организации живой природы.
Ткани, органы и системы органов человека. Питание.
Пищеварение. Система пищеварительных органов.
Органы дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия - компоненты опорно-двигательной системы.
Кровеносная система. Основные функции крови.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание.
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы.
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Искусственная экосистема – агробиоценоз.
3.4. Критерии оценивания
«5» (отлично)
Обучающийся в полном объеме ответил на все вопросы и дополнительные вопросы поставленные преподавателем, умеет работать со всеми видами источников, проявив самостоятельность и знания межпредметного характера, применять принципы учебной дисциплины в жизни.
«4» (хорошо)
Обучающийся раскрыл содержание вопросов, но в его ответе содержатся недочеты или одна не грубая ошибка; при ответе на поставленные вопросы имеются незначительные замечания и поправки со стороны преподавателя. Обучающийся может самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками, имеет развитые практические умения, но необязательно их применять.
«3» (удовлетворительно)
Обучающийся раскрыл более, чем на 50% содержание вопросов, но его ответ содержит недочеты или 2-3 негрубые ошибки, при ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему значительную помощь в виде наводящих вопросов. Обучающийся знает только основные принципы, умеет добывать знания лишь из основных источников, частично сформированы знания и умения. «2» (неудовлетворительно)
Обучающийся раскрыл менее, чем на 50% содержание вопросов, его ответ содержит более двух грубых ошибок, при ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему постоянную помощь. Обучающийся не умеет самостоятельно работать с источниками, не знает принципов учебной дисциплины, у него не сформированы знания и умения.