Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Технология обработки числовой информации»


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы самостоятельной учебно-познавательной деятельности 6
Содержание понятия самостоятельной учебно-познавательной деятельности в обучении 6
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности 11
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов первого курса при изучении темы «Технология обработки числовой информации» 24
Технология создания электронного учебника в программе Adobe Captivatе 24
Методика организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Технология обработки числовой информации» с использованием электронного учебника 31
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Библиографический список 39
Приложение 1 41
Приложение 2 44
Приложение 3 44
Приложение 4 45

Введение
Актуальность проблемы формирования учебно-познавательных мотивов студентов основывается на признании приоритета учебно-познавательной мотивации как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие обучающегося – непременное условие в работе преподавателя.
Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.
Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности студентов при обучении не является новой. Этому вопросу отводили немаловажную роль педагоги всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении профессионального образования, но и при продолжении обучения, а также в дальнейшей трудовой деятельности.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, все это невозможно без умения работать творчески.
Главная задача преподавателя не только дать обучающемуся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к обучению, к творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий обучающихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.
Знания студента будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом.
Собственная творческая деятельность обучающегося воспитывает культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычку к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывает сознательную дисциплину, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.
Творческие работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов и рефератов самими обучающимися наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от них инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и принимать самостоятельно решения.
Актуальность темы исследования определяется:
отсутствием теоретической модели самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
недостаточностью теоретической и практической разработанности вопросов самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
потребностью учебного процесса в учебно-методических материалах для обучающихся в целях решения образовательных задач в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Целью данной работы является – разработка методики формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Технология обработки числовой информации».
Объект – процесс формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся
Предмет – процесс формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Технология обработки числовой информации» с использованием электронного учебника.
Задачи:
Обосновать необходимость в формировании самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.
Осуществить анализ содержания понятия «самостоятельной учебно-познавательной деятельности» обучающихся в теории и практике обучения и условий ее организации.
Разработать электронное средство, позволяющее формировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Разработать методику формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения темы «Технология обработки числовой информации»
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы по поставленной проблеме.
наблюдение за самостоятельной деятельность студентов первого курса.
Глава 1 Теоретические основы самостоятельной учебно-познавательной деятельности
1.1 Содержание понятия самостоятельной учебно-познавательной деятельности в обучении
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента (СУПДС) - самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее познавательное и эмоционально-ценностное отношение к этой действительности, учебному предмету и будущей профессиональной деятельности. При этом СУПДС, в широком понимании, рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. И именно в этом процессе совершенствуется систематическое и последовательное формирование тех личностных качеств, которые подводят студентов к позиции сформировавшейся активной личности [3, с. 60, 98].
СУПДС - многогранное понятие, которое охватывает умственную, предметную, символическую, мнемоническую деятельности, а также учебно-воспитательные мотивы; целенаправленная деятельность студента по эвристическому разрешению учебно-познавательных задач. СУПДС должна быть деятельностью не столько воспроизводящей, сколько продуктивной и творческой. Главной психолого-педагогической особенностью СУПДС является индивидуальный стиль познавательной деятельности, который существенно влияет на течение этой деятельности [3, с. 69].
Афанасьев В. В. указал основные признаки самостоятельной учебно-познавательной деятельности:
Внешние, которые включают в себя планирование студентами своей работы, выполнение заданий без подробного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. При этом роль последнего видится только через призму организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий.
Внутренние, выраженные в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними познавательных задач, проходя при этом все уровни учебно-познавательных действий: от воспроизведения задания по образцу до частично-поисковых и даже исследовательских действий. Причем сама самостоятельная учебно-познавательная деятельность претерпевает качественные изменения и поступательно развивается [1, с. 267].
Общие:
а) наличие учебно-познавательной (или производственно-практической) задачи, выступающей в виде учебной, практической или иной проблемы, что побуждает студентов к творческой работе, требует напряжения духовных и физических сил;
б) проведение студентами самокорректировки и усовершенствования результатов учения;
в) наличие в учебном задании полноценного материала, усвоение которого способствует развитию студента как личности, «самоактуализирует» ее. (Маслоу А.) [1, с. 267–268].
Целью СУПДС является приобретение учебно-познавательных компетенций (общекультурных и профессиональных). Среди принципов СУПДС: принцип познавательной активности [7, с. 15] и др.
Объектом СУПДС является учебно-познавательная задача (УПЗ) [1, с. 265]. Задача побуждает студентов к творческой деятельности, служит «пусковым» моментом их мыслительного процесса. Новые познавательные задачи выдвигаются перед студентами логикой учебного процесса, вытекают из потребности выполняемой ими соответствующей деятельности или вносятся преподавателем извне (М. Н. Скаткин) [1, с. 265].
Лернер И. Я. выделял три фактора сложности УПЗ: состав (число) данных задачи, подлежащих учету; число логических звеньев, которые нужно пройти, чтобы решить задачу; количество выводов, которые необходимо сделать в результате решения [1, с. 267]. Процесс решения УПЗ определяет содержание и структуру деятельности, в которой обнаруживается социальный интеллект обучаемого, под которым понимают способность человека прогнозировать и объективно оценивать результаты учебно-познавательной деятельности [6, с. 27].
Ориентированность УПЗ определяется направленностью познания на внешний объект (содержание задачи, соответствующее учебным предметам), на самого себя (собственные достижения и возможности преодоления трудностей) [6, с. 28]. По мнению Ю. Т. Хамидулиной, решение задачи становится фактором развития учебно-познавательной деятельности в том случае, если вызывает у студента не только познавательные, но и личностные и межличностные затруднения, которые позволяют ввести в ее содержание рефлексивные объекты деятельности. Решение задач в структуре СУПД студентов приводит к изменению предметной структуры знаний, которые становятся личностно-значимыми. УПЗ способствуют укреплению связи изучаемых предметов с реальными процессами окружающей жизни, формированию отношений к окружающей действительности [6, с. 29].
Предмет СУПДС: исходные знания, умения и навыки; познавательный стиль [3, с. 64]. Когнитивный стиль – это: способы (формы) восприятия, мышления и действия субъекта, задающие индивидуально устойчивые и в этом смысле личностные характеристики решения познавательных задач в разных ситуациях; относительно устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации и способов контроля [3, с. 66]. Выделяют следующие когнитивные стили: полезависимость – поленезависимость, импульсивность – рефлексивность, ригидность – гибкость познавательного контроля, узость – широта диапазона эквивалентности, когнитивная простота – сложность, абстрактность – конкретность [3, с. 67].
Содержание СУПДС: познавательные действия по восприятию, осмыслению, закреплению получаемой информации [1, с. 258, 259]; восприятие, понимание и переработка информации [5, с. 140]; виды деятельности: умственная, перспективная, предметная, символическая, мнемоническая. [3, с. 61 - 63].
Структура СУПДС: совокупность взаимосвязанных, динамично изменяющихся элементов: восприятие и осмысление учебного материала, изучение различной литературы, преобразование учебной информации в знания, закрепление полученных знаний, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов и т. п. [1, с. 266].
Методы СУПДС: традиционные и активные (интерактивные); анализ, синтез, обобщение, классификация и др.
Средства УПДС: технические, информационные (книги и т. д.), инновационные.
Формы СУПДС: традиционные и активные (интерактивные). Условия СУПДС: внутренние и внешние. Внутренние условия СУПДС Когнитивные условия СУПДС: высокий уровень интеллектуального развития (интеллектуальный потенциал); познавательная активность студента.
Активизация СУПДС – это: целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на совершенствование системы знаний и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, применении их на практике; направление деятельности студента на совершенствование имеющихся и поиск новых знаний [6, с. 36 - 37]; действия преподавателя в условиях учебного процесса, направленные на оптимизацию учения, умственного напряжения, развитие волевых усилий в ходе овладения знаниями, умениями и навыками, согласование действий всех психических процессов и состояний [2, с. 11].
Информационная интерактивная среда поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов – специально создаваемая система, состоящая из компонентов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающегося субъекта [6, с. 51]. Информационная интерактивная среда представляет собой многоаспектную интегрированную реальность, обеспечивающую совокупность условий для осуществления специалистом профессиональной деятельности на основе применения современных средств компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи. Причем обеспечивается не просто погружение в интерактивную информационную среду, но и предоставляется возможность участнику этой среды понять правильность решения конкретной задачи, получить и оценить реакцию коллег на процесс достижения результатов и значимость полученных результатов [6, с. 56]. Создание необходимой учебной среды для обогащения стилевого репертуара каждого студента с целью его творческого развития [3, с. 69].
Работа с учебной литературой – один из компонентов познавательной деятельности студента [5, с. 141]. Работа с литературой, текстом определяется в [5] как форма актуализации и развития социальной природы человека. Целью этой деятельности является понимание смысла текста, заложенного в него автором [5, с. 136]; достижение понимания содержания понятий, а также системы смысловых связей между ними в рамках данной дисциплины, их усвоение и закрепление [5, с. 140].
Освоение содержания учебной литературы представляет собой не что иное, как совместную с автором деятельность, а также общение с ним по поводу объекта их совместной деятельности [5, с. 137]. Понимание текста – это установление взаимопонимания между автором и читателем [5, с. 142]. Изучение текста как форма познавательной деятельности – это постоянное преодоление зоны ближайшего развития, которое возможно только посредством осознанного целеустремленного труда [5, с. 143 - 144]. Процесс организации СУПДС можно разделить на следующие этапы:
Ориентировочный этап: постановка целей и задач; уточнение результата, который необходимо получить.
Исполнительский этап: познавательные действия по восприятию, осмыслению, закреплению получаемой информации; восприятие, понимание и переработка информации; виды деятельности: умственная, перцептивная, предметная, символическая, мнемическая.
Контрольный этап: сверка полученного результата с желаемым (самооценка, самоконтроль). Корректировочный этап: внесение в деятельность корректив.
Результатом (продуктом) СУПДС являются: приобретенные учебно-познавательные компетенции (общекультурные и профессиональные); изменения, новообразования в интеллектуальном, нравственном, личностном развитии студентов.
1.2 Психолого-педагогические основы организации учебно-познавательной деятельности
Возрастание объема научно-технической информации, быстрое старение современных знаний, дифференциация и интеграция гуманитарных, общеинженерных и специальных наук в условиях научно-технического прогресса – все это существенные факторы, которые обусловливают новое назначение самостоятельной работы подготовке специалиста. В силу этого необходимо уточнить, что именно в обучении важно понимать под самостоятельной работой студентов в психологическом и педагогическом планах организации процесса обучения.
Известно, что в психологическом аспекте при самом скромном объеме знаний, подлежащих усвоению, они не могут стать достоянием занимающихся помимо их собственной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. При этом безразлично, совершается ли эта деятельность на лекции, которую слушает обучающийся, или в библиотеке при его самостоятельной работе. Следовательно, в педагогическом плане мы можем говорить о самостоятельной работе на лекции, целенаправленно обучая занимающегося рациональным приемам распределять внимание между восприятием и записью, выделять главное под профессиональным углом зрения и т.п.
Однако степень познавательной самостоятельности личности здесь зачастую ограничена целями и формами педагогического управления, поскольку СУПД совершается под контролем преподавателя. Вместе с тем, передовые педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль в процессе обучения преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий и самообразования обучающихся.
Следовательно, говоря о социальном назначении самостоятельной работы в свете современных требований к профессиональному образованию, прежде всего, важно иметь в виду такую СУПД студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но направляется им на решение задач развития профессиональной готовности личности обучающегося и непосредственно организуется самим обучающимся.
Психолого-педагогические условия организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов зависят от того, какую позицию студенты занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:
пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.
Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание.
Вторая – методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства.
Третья – методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.
Успешность организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений преподавателя о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у обучающихся.
Исследованиями Н. В. Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение преподавателем возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий с целью организации обучения. В конечном итоге это определяет, сможет ли преподаватель средствами своего предмета сформировать у студентов научное мировоззрение, разовьет ли у них логическое мышление, творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний, умений и навыков или нет.
Важным условием успешности самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов является и осознание ими цели предмета, и место того или иного темы в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если преподаватель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях.
Формирование компонентов самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента осуществляется в условиях партнерства, со-управления, субъект - субъектных отношений. В процессе такого взаимодействия решаются задачи развития ценностных ориентаций, творческого потенциала студентов, стремление к самореализации; оптимального подбора форм, методов и средств учебного взаимодействия; учета индивидуальных особенностей.
Эффективность самостоятельной учебно-познавательной деятельности зависит от личных качеств студента:
активности,
самостоятельности,
инициативности,
желание учиться (наличии устойчивой мотивации).
Опираясь на исследования современной психологии и педагогики, можно выделить два основных уровня активности: первый уровень – деятельность с преобладанием элементов воспроизводства, второй уровень – деятельность с преобладанием элементов творчества.
Познавательная активность студента – единое личностно-деятельностное качество студента, проявляющееся в целенаправленной мобилизации всего комплекса познавательных, нравственных волевых процессов на достижение познавательных целей.
Уровень усвоения знаний не может быть, достигнут без собственной познавательной активности студентов, которая рассматривается как:
черта, интегральное качество личности;
деятельностное состояние (деятельность) [7, с. 31; 6, с. 33].
СУПД рассматривают как отдельную группу методов, которую можно условно подразделить на большие подгруппы:
1) методы эмоционального стимулирования;
2) методы развития познавательного интереса;
3) методы формирования ответственности и обязательств;
4) методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся [3, с. 78].
Целенаправленное моделирование и развитие ситуаций для самостоятельной учебно-познавательной деятельности, при которых студенты постоянно сталкиваются с необходимостью самостоятельно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки в информационной среде [6, с. 39].
Применение технологий, адекватных занимаемой студентом позиции в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть такими:
пассивного восприятия и освоения предлагаемой извне информации;
активного самостоятельного поиска, обнаружения, преобразования и воспроизведения переработанной информации;
организованного извне избирательного поиска, нахождения нужной информации, преобразование ее и использование наилучшим образом с целью повышения своего профессионализма.
Первая позиция обучаемого требует от преподавателя применения таких технологий, как «технологии с ориентацией на процесс» или «технологии управления путем постоянных проверок и указаний».
Вторая - технологии, стимулирующие учебно-познавательную деятельность студента.
Третья - технологии, ориентированные на постановку проблем и задач, обсуждения, дискуссий, совместного планирования и т. д. [1, с. 268–269].
Основной смысл такой самостоятельной учебно-познавательной деятельности, ее результат – это изменения в интеллектуальном, нравственном, личностном развитии студентов, а ее предметом является процесс и результат формирования механизмов самоорганизации.
Предпосылками учебной деятельности студента является наличие цели, физиологическая и психологическая готовность к обучению, желание учиться, сосредоточение внимания на учебной деятельности и надлежащий уровень развития.
К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относятся действия:
планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности;
планирование методов, средств и форм учебной деятельности;
самоорганизация учебной деятельности;
самоконтроль;
саморегулирование учения;
самоанализ результатов учебной деятельности.
Одновременно с процессом преподавания и учения происходит внутренний процесс усвоения знаний и способов деятельности.
Усвоение – познавательная активность личности, в результате которой формируются знания, умения и навыки.
Усвоение составляет внутренний, психологический смысл процесса учения. Вследствие усвоения знаний, умения, способы интеллектуальной и практической деятельности трансформируются во внутренней опыт личности, входящих в ее структуру (М. Сметанский).
Усвоения знаний происходит поэтапно и предполагает несколько процессов: восприятие, осмысление и понимание, обобщение, закрепление, применение.
Восприятие (первичное ознакомление с новым материалом). Оно заключается в отражении в сознании отдельных свойств предметов и явлений, которые в данный момент действуют на органы чувств. Важную роль в нем играет не только информация, поступающая от зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых рецепторов, но и непосредственный опыт студента, потому что восприятие предполагает "опознания" предметов и явлений, зачисление их к определенным группам. Для обеспечения эффективного восприятия необходимые мотивация, сосредоточение внимания и тому подобное.
Современные подходы к процессу усвоения отмечают активности самостоятельного восприятия учебной информации.
Осмысление и понимание. Это звено процесса усвоения предполагает выявление связей между явлениями, определения их состава, строения, назначение, нахождение причин, мотивов.
Во время осмысления происходит сравнение, анализ связей и причинно-следственных зависимостей; обогащается понимание, производится определенное отношение к изучаемого. На этом этапе зарождается убеждение, формируется умение доводить справедливость выводов, делать учебные открытия.
Обобщение. Этап обобщения состоит в выделении и синтезе существенных признаков предметов и явлений. Чтобы обобщить знания о чем-то, нужно проанализировать его свойства, абстрагироваться от деталей, сделать соответствующие выводы.
Закрепление. Этот процесс предусматривает повторное осмысление изученного с целью его запоминания. Для студента важно заучить некоторые основные факты, определения, связи, но сознательно и осмысленно, не механически "зубрить". Закреплять знания целесообразно на новой основе, новых примерах.
Применение. Это проверка действенности знаний с помощью лабораторных работ, трудовой деятельности.
Для дидактической теории важным является вопрос определения тех элементов в структуре личности студента, которые влияют на его активность (потребности, мотивы, познавательный интерес, ценностные ориентации, субъективные позиции в процессе осуществления учебной деятельности), обусловливают внутреннюю работу, направленную на соотнесение себя, возможностей своего Я с требованиями педагогических обстоятельств.
Потребности – источник активности личности, поскольку процесс удовлетворения потребностей является целенаправленной деятельностью. Они определяют поведение, направленность мышления, чувств и воли человека. В основе динамики потребностей - переход от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, с помощью которых осуществляется ее достижения. Потребности проявляются в мотивах, побуждающих к деятельности. Если в потребностях деятельность человека зависит от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в форме собственной активности субъекта.
Мотивация самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих к деятельности, процесс действия мотива [6, с. 38]. В познавательной деятельности адекватным будет именно познавательный мотив. Только этот мотив, при прочих равных условиях, может сделать познавательную деятельность максимально эффективной. Только познавательный мотив заставит студента сопоставлять прочитанное с услышанным на лекции, анализировать и сравнивать различные фрагменты текста, обращаться к справочной литературе, составлять понятные ему самому конспекты и писать рефераты. [5, с. 139].
Высокая положительная мотивация может играть роль компенсаторного момента в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса требуемых знаний, умений и навыков [7, с. 27].
Необходима четкая постановка учебно-познавательной задачи, что дает возможность преподавателю заранее предусмотреть характер познавательной деятельности студента и соответственно управлять этим процессом [1, с. 266].
Основу мотивации составляют потребности, интересы, желания, эмоции, установки и идеалы личности.
Учебная деятельность всегда промотивирована. В этой системе взаимодействуют две основные группы мотивов.
Мотивы деятельности:
мотивы, связанные с содержанием деятельности: стремление познать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, вникнуть в суть явлений и др.;
мотивы, связанные с самим процессом деятельности: стремление проявить интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.
Мотивы, не относятся к сфере учебной деятельности:
социальные мотивы: долга и ответственности перед собой, студентами, преподавателям, родителями, обществом; самосовершенствования (осознание значения профессиональных знаний, развития активности);
стремление получить одобрение, моральную или материальное вознаграждение; желание быть "первым", иметь высокий профессиональный рейтинг;
отрицательные мотивы: стремление избежать наказания или неприятностей от руководства школы, учителей, родителей, обществ.
Учитывая психические особенности течения, мотивы классифицируют на внешние и внутренние; осознанные и неосознанные; реальные и мнимые.
Внутреннюю мотивацию определяют факторы, изнутри укоренившиеся в личностном Я субъекта и его поведении. Обучающийся привлекается к учебной деятельности ради нее самой, а не для получения каких-то наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения какой-то другой цели. Если студент стремится улучшить свою учебную деятельность, то он демонстрирует пример внутренне мотивированного поведения. В таком случае направленность на совершенствование деятельности следует из ее содержания и связана с интересом, удовольствием или, наоборот, недовольством, которые сопровождают процесс познания и открытия нового. Если отдельные студенты работают безрезультатно, то это не запрещает другим демонстрировать внутренне мотивированную деятельность, интерес и увлеченность познанием окружающего мира.
Внешняя и внутренняя мотивация могут значительно повысить деятельность, осуществлять решающее влияние на ее детерминации. Каждый из этих типов имеет определенные преимущества и недостатки, по-разному влияет на психические процессы. Наиболее положительное влияние, как на познавательные процессы, так и на личность в целом производит внутренняя мотивация. Внешняя мотивация уместна в процессе решения отдельных (частных) задач.
Важным фактором развития внутренней мотивации смысл самой деятельности: она должна иметь оптимальный уровень сложности. Если деятельность слишком упрощена, то не будет стимулировать внутренней мотивации, поскольку не даст человеку возможность реализовать свое мастерство, какой бы компетентной она чувствовала.
На внутреннюю мотивацию влияют также новизна или когнитивная сложность и непредсказуемость информации.
Осознанные мотивы – это цели, к которым ученик сознательно стремится в процессе обучения, зная, что побуждает его к деятельности, составляет содержание его потребностей. К ним относятся интересы, стремления, убеждения.
Неосознанные мотивы – это реальные движущие силы поведения студента, которые он часто не осознает, прибегая к оправдания.
Реальные мотивы воспринимаются и осознаются обучающимся как предмет учебной деятельности, который может быть как материальным, так и идеальным. Причиной их возникновения часто бывает новизна реального объекта или его изменения.
Мнимые мотивы могут быть обусловлены воображаемыми объектами, образами, целями, обладающих способностью изменяться в процессе действий личности.
В практической педагогике мотивы учения по направленности и содержанию объединяют в несколько групп:
социальные;
познавательные,
профессионально-ценностные,
эстетические,
коммуникативные,
статусно-позиционные,
традиционно-исторические,
утилитарно-практические (меркантильные).
Деятельность студента есть, как правило, один из мотивов основной, другие – второстепенные. Особенность ведущих мотивов заключается в том, что, кроме функций побуждения деятельности, они придают ей определенного субъективного личностного смысла.
Мотивационная сфера студентов часто требует обогащения и коррекции с целью повышения эффективности учебной деятельности. Для этого необходимо тщательно изучить мотивы конкретного школьника и сформировать новые по определенному алгоритму.
Алгоритм изучения и формирования мотивов учения:
Определение и уточнение целей обучения.
Выявление возрастных возможностей мотивации.
Изучение исходного уровня мотивации.
Изучение доминантных мотивов.
Изучение индивидуальных особенностей мотивации.
Анализ причин изменений (понижение, стабильности, повышения) мотивации.
Формирование необходимых мотивов.
Оценка достижений и планирования дальнейших действий.
Важным компонентом мотивации является интересы.
Выделяют непосредственный интерес, основанный на привлекательности объекта как средства достижения целей деятельности. Он тесно связан с собственным уровнем освоения действительности в форме знаний. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама заинтересованности не вызывает.
Интерес может развиться в стойку личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету.
Для преподавателя важно выяснить основные причины интереса студента. Американский психолог Кэролл Изард (род. 1923) определил причины и последствия интересов личности. Среди основных причин он назвал:
чувства: личного участия, ответственности; познания, получения нового знания; любознательности; активности, энергичности; собственной нужности, значимости; наслаждения чем-нибудь и др.;
мысли: захватывающие своей логичностью, ясностью, эффективностью; связаны с желанием овладеть новыми знаниями; об определенной человека; о форме деятельности; о жизни и будущее; о личных достижениях; о приятных людей; о том, что ты нужен; об учебном предмете и связанные с ним вопросы и др.;
действия и отношения: реализуемых вместе с другим человеком; приятные действия; успешные действия; новые, творческие действия, открытие чего-либо; интересные вещи; сложные задачи; труд с энтузиазмом и др.
Последствиями интереса могут быть:
чувства: желание изучить, овладеть знанием; личное участие, ответственность; интерес-возбуждение; напряженность, активность; уверенность в себе, удовлетворение собой; задумчивость, вдохновения и др.;
мысли: быстрое, ясное, логическое мышление; о новых предметах; о желании изучить, получить знания; о возможных достижения; о привлекательных и приятные вещи и др.;
действия: изучение, овладение знаниями, участие в чем-либо и достижения чего-либо; удачное исполнение действия; удовлетворение собой; какое-либо важное действие и тому подобное.
Зная мотивы студента, учитель всегда найдет причины и пути преодоления трудностей. Формирование мотивационной сферы необходимо осуществлять в двух направлениях: развивать мотивы долга, общественной значимости учения и учить понимать субъективную значимость учения, обеспечивать развитие способностей, склонностей, профессиональной ориентации.
Важное значение для процесса усвоения знаний имеет эмоционально-чувственная сфера. Эмоциональные волнения (радость, удивление, печаль, страх, сострадание и т.д.) вызывают прежде активная позиция учителя, содержание учебного материала. Для развития чувств важно быть откровенным, создать атмосферу эмоционального комфорта. Эффективным здесь является индивидуальный подход к ученику.
Основными приемами стимулирования студентов в учебно-воспитательном процессе являются: опора на желание, использование идентификации, учета интересов и склонностей, поощрение желания добиться успеха, демонстрации результатов учебных действий, признание успехов, использование воспитательных ситуаций, но др.
Таким образом, развитие личности, ее активности является процессом совершенствования системы мотивации через изменение ее структурных компонентов и их функциональных отношений в условиях учебной деятельности. Эффективность обучения обеспечивается не только уровнем сформированности знаний, умений, навыков, интеллектуальными возможностями, опытом, но и детерминируется структурой и качественными характеристиками мотивации как логического центра целостной системы личности и учебной деятельности студента. Развитие мотивационного комплекса предусматривает оптимальное сочетание внутренней и внешней мотивации, обуславливает активность студента в деятельности, стремление достичь в ней положительных результатов.
Выводы по первой главе
Одним из основных видов деятельности обучающегося является учебно-познавательная деятельность. Это деятельность особого рода и она взаимосвязана с любой другой деятельностью. Познавательная активность лежит в основе любой учебно-познавательной деятельности студента на всех этапах обучения. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.
Под познавательной активностью понимают, с одной стороны - качество познавательной деятельности личности, которое проявляется в отношении обучающегося к содержанию и процессу познания, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации его нравственно - волевых, интеллектуальных и физических усилий на достижение учебно - познавательной цели.
С другой стороны – это состояние готовности к самостоятельной познавательной деятельности, характеризующееся совокупностью мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого и личностного компонентов, проявляющееся в направленности на усвоение индивидом общественного опыта, добытых человечеством знаний и способов деятельности и реализующегося поэтапно, начиная с постановки проблемы и завершаясь ее решением и использованием полученных знаний.
Средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся предполагают, учет конкретной цели каждого этапа учебного познания и в своем единстве воздействуют на каждый компонент познавательной активности: на формирование познавательных мотивов; на формирование системы знаний и способов действия на основе самоуправления процессом обучения.

Глава 2 Экспериментальная работа по организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов первого курса при изучении темы «Технология обработки числовой информации»
2.1 Технология создания электронного учебника в программе Adobe Captivatе
Использование преподавателем современных мультимедиа и интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения [8].
В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов. Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься.
Основными возможностями применения создаваемого электронного пособия «Информатика», созданного с помощью Adobe Captivate, для самостоятельной работы обучающихся являются:
При изучении теоретического материала.
Здесь электронное пособие призвано помочь обучающемуся усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий:
возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход;
возможность демонстрации графических изображений, картинок;
возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др.
При выполнении лабораторных и практических заданий.
К достоинствам использования электронного пособия «Информатика» во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания обучающемуся понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась.
При самопроверке усвоенного материала.
В данном пособии разработан вариант тестовых заданий. Используя тестовые задания электронного пособия, обучающиеся могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить пробелы в знаниях и изучить плохо усвоенный материал.[17]
С помощью Captivate можно создавать и редактировать интерактивные демонстрации программ, симуляции, подкасты, скринкасты, игры и уроки. Для демонстраций программ, возможна запись в реальном времени. Созданные с помощью Captivate скринкасты занимают намного меньше места, чем полноценные записи с экрана.
Пользователи могут редактировать Captivate презентации для добавления эффектов, активных точек, текстовые области, видео и т.д. Авторы могут редактировать содержимое и изменять время появления того или иного элемента. Нажатие на активные точки может переводить как на другие слайды, так и на внешние ссылки. Captivate поддерживает импорт изображений, презентаций PowerPoint, видео, .flv и аудио в любой слайд проекта.
Функции программы:
оптимизированный пользовательский интерфейс;
стили объектов;
образцы слайдов;
профессиональные анимационные эффекты;
поддержка одновременной работы с несколькими видеороликами и синхронизация видеоматериалов;
отслеживание и ведение журналов и др.
Программа Adobe Captivate работает на операционных Системах:
Windows 7 x64
Windows 7
Windows Vista x64
Windows VistaWindows XP x64
Windows XP
Mac OS X
Интерфейс программы Adobe Captivate доступен на русском, английском, немецком, и других языках.
Программный продукт Adobe Captivate позволяет преподавателю создавать любые обучающие курсы и презентации, не требуя каких-либо специальных навыков в области программирования. Например, в Adobe Captivate можно создавать обучающие материалы по освоению конкретных программных продуктов, причем, можно записать последовательность действий на экране и это будет не стандартная видеодорожка, а набор интерактивных слайдов, в которых пользователи могут повторять действия на экране, что-то выбирать и т. п. [9].
Для создания электронного учебника предлагается выполнить следующие основные этапы:
Переработка методических текстов в модули по главам разделов. При разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, удобны для создания гипертекстов и содержат большое количество примеров и задач.
Реализация гипертекста в электронной форме с помощью специального ПО. Гипертекст реализуется с помощью одной из лучших программных сред для этих целей – Adobe Captivate, который обладает рядом преимуществ.
Отбор материалов для мультимедийного воплощения и разработка звукового сопровождения. Разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти студента, для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
Реализация аудио/видео сопровождения. Компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и анимации.
Компоновка п.2 и п.4 в Adobe Captivate, тестирование ЭУ. На этом этапе заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации.
При запуске Adobe Captivate предлагается создать новый или открыть уже созданный проект. Перечислим виды проектов:
Software Simulation, то есть предназначенный для создания обучающих материалов по освоению конкретных программных продуктов;
Blank Project – пустой проект;
Create new from Microsoft® PowerPoint®, что означает создание нового проекта путём импортирования презентации PowerPoint®;
Image Slideshow – проект, предназначенный для создания слайд-шоу;
Project Template – проект шаблона;
From Template –создать проект из шаблона;
Aggregator Project позволяет соединить несколько созданных ранее проектов.
Можно создать Blank Project (Пустой проект) и в дальнейшем наполнять его любым учебным контентом. Если мы выберем Blank Project перед нами появиться окно, в котором необходимо ввести ширину и высоту слайда: доступны шаблоны под iPhone, iPad, YouTube и стандартные заготовки – 640х480, 1024х768, 1280х720. Далее, перед нами появляется пустой рабочий слайд. Слева мы увидим список слайдов. Внизу окно Timeline и справа панель для редактирования свойств объектов. Слева находится панель инструментов, в которой можно выбрать различные объекты (инструменты), такие как: текстовые заголовки, подсказки, кнопки, поля для ввода, и так далее [10].
На таймлинии (TimeLine) слайда настраиваются, время начала и длительность отображения объектов, каждый из которых отображается на отдельной дорожке. Свойства редактируются в боковой панели на вкладке Properties, где они сгруппированы по нескольким категориям, характерным для данного типа объекта.
Рассмотрим некоторые типы добавляемых объектов в Adobe Captivate
Insert Text Caption и Insert Rollover Caption . Данные кнопки позволяют разместить на слайдах текст и отличаются тем, что во втором случае он будет отображаться на экране только при наведении курсора на определенную область слайда, границы которой выделяются рамкой. Текст может располагаться без заднего фона или внутри фигуры. Фигуры используются для создания подсказок на демонстрируемых элементах экрана.
Insert Button . Создание области на экране (кнопки), щелчок по которой может привести к выполнению различных действий, например, перейти на определенный слайд.
Insert Text Entry Box . Область ввода предназначена для того, чтобы зритель мог набирать текст на экране. Это может пригодиться как в случае симуляции программного обеспечения (например, повторить переименование файла), так и для тестирования (ответить на вопрос). [11].
Также Adobe® Captivate позволяет импортировать видеофайлы, для этого откройте меню Video и выберите пункт Insert Slide Video. Затем на жестком диске найдите и выберите видеофайл [12].
С помощью Adobe Captivate можно зафиксировать любую активность в приложениях, запущенных на вашем компьютере. Выполняемые Вами действия будут отражены в виде отдельных слайдов. Можно осуществить запись в одном из следующих режимов: запись в автоматическом режиме, видеозахват, запись в ручном режиме. При записи в автоматическом режиме Adobe Captivate генерирует набор слайдов, в дальнейшем есть возможность их отредактировать. Результаты записи в автоматическом режиме в последующем могут быть представлены в следующих вариантах: ролик, который пользователь сможет лишь просмотреть; ролик, в котором пользователь сможет произвести некоторые действия и др. [13].
Тестирование является одним из наиболее распространенных способов проверки знаний студентов, как при изучении конкретной темы, так и в период подведения итогов.
С помощью Adobe Captivate можно создавать различные по типу и содержанию тесты для контроля и самоконтроля знаний (множественный выбор, истина/ложь, заполнение пропусков, короткий ответ, установление соответствия), а также психологический тест. Эти тесты отличаются от тестов, созданных на других программных продуктах своей оригинальностью и уникальными возможностями. Тесты очень наглядны, так как в них можно вставлять картинки и анимацию. По окончанию тестирования ученик может получить не только суммарный результат, но обзор прохождения всего теста с анализом допущенных ошибок.
В Adobe Captivate можно создавать следующие виды тестов: множественный выбор, истина/ложь, заполнение пропусков, короткий ответ, установление соответствия, а также психологический тест. Тесты очень наглядны, так как в них можно вставлять картинки и анимацию. По окончанию тестирования ученик может получить не только суммарный результат, но обзор прохождения всего теста с анализом допущенных ошибок.[14], [15]
Для создания тестов в программе Adobe Captivate, необходимо выполнить следующие этапы.
В верхнем меню нажмите «Quis», выбрить «Quis preferences». «Reporting» определяет настройки при необходимости интегрировать готовый модуль в LMS (Learning Management System). «Settings» - название теста, переход к следующему вопросу (пользователь может или не может пропускать вопросы и пр.), настройки сообщений в конце теста. «Pass or Fall» - «проходной» балл и действие после завершения теста в зависимости от результата. «Default Labels» - текст кнопок и всплывающих надписей о правильном/неправильном ответе.
В верхнем меню нажать «Quis», выбрать «question slide». В открывшемся окне выбрать типы и количество вопросов, которые необходимо создать.
Multiple Choice – вариант вопроса с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответов. Вместо «Type the question here» напечатайте вопрос теста, под вопросом пропишите варианты ответов. Отметьте правильные ответы.
True/False – вариант вопроса с утверждением, которое тестируемый должен охарактеризовать с точки зрения «Правда/Ложь».
Fill-In-The-Blank – тип вопроса, в котором испытуемый дополняет фразу, вводя нужные слова в пустые ячейки.
Short Answer – тип вопроса, где испытуемый должен в пустое окошко ввести короткий ответ.
Matching – вариант вопроса с двумя колонками, между которыми необходимо установить соответствие.
Sequence – вопрос на определение последовательности: этапов, событий в хронологическом порядке и пр.
Самый последний слайд – результаты теста. Здесь отражается: счет тестируемого, максимальный счет, количество правильных ответов, общее количество ответов, процент прохождения теста и пр. Вы можете удалить ненужные данные, оставив только счет или процент, а можете оставить полный перечень. [16]
Для создания меню курса необходимо выбрать в меню Project команду Table of Contents, здесь можно выбрать вариант отображения меню (слева, справа), скрыть слайды, которые не нужно отображать в меню, выстроить многоуровневое меню.
В Adobe Captivate появилось больше возможностей для публикации нашего проекта. Можно опубликовать проект в разных форматах (MP4, SWF, EXE, PDF) в сети, настольных ПК, ноутбуках, планшетах, смартфонах, устройствах на платформе iOS.
Итак, Adobe Captivate позволяет педагогу создавать собственные интерактивные и мультимедийные электронные образовательные ресурсы, включающие иллюстрации, видео, анимацию, интерактивные объекты, озвученные диалоги и тестирования и таким образом положительно влияют на учебную мотивацию и повышают эффективность обучения студентов.
2.2 Методика организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Технология обработки числовой информации» с использованием электронного учебника
Электронное пособие «Информатика» разработана при помощи программы Adobe Captivate. Разноплановые образовательно-информационные разделы пособия позволяют организовать самостоятельную работу обучающихся по курсу «Информатика», а преподавателю эффективно управлять самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Важной составляющей электронного пособия «Информатика» является контрольное тестирование: оно позволяет определить степень усвоения содержания учебного материала.
Цель создания электронного пособия «Информатика» - электронное сопровождение курса «Информатика»: ознакомление с понятиями информация и информатика, системами счисления, устройством и характеристиками ПК, текстовым редактором MS Word, технологией обработки числовой информации, базами дынных и компьютерными вирусами.
Задачи: обучающая – сформировать у студентов знания об информации и информатике, возможности текстового редактора MS Word, особенности технологией обработки числовой информации и т.д.; развивающая – сформировать умение работать с иллюстрированным материалом, способствовать развитию самостоятельной работы; воспитательная – содействовать в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Пособие предназначено для индивидуального изучения лекционных материалов в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, проведения практических и контрольных занятий.
При подготовке электронного пособия были использованы научные работы, учебники и учебные пособия, справочники, интернет - ресурсы и т.п.
Электронное пособие «Информатика» состоит из следующих разделов (Рисунок 1):
информация и информатика;
текстового редактора MS Word;
технологией обработки числовой информации;
базы данных;
компьютерные вирусы;
компьютерные сети.

Рис.1. Содержание электронного пособия «Информатика»
Рассмотрим методику организации аудиторной СУПД, при изучении темы «Технология обработки числовой информации».
При изучении темы обучающийся должны
Знать:
что такое электронная таблица;
основные информационные еденицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и т.д.
какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
как табличный процессор работает с формулами;
основные функции, используемые для записи;
графические возможности табличного процессора.
Уметь:
открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты;
выполнять основные манипуляции с фрагментами ЭТ;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.
Данная тема достачно обширна, для примера реализации методики выбрано выполнении практической работы «Табличный процессор MS Excel», с использование электронного пособия «Информатика».
На первом этапе обучающимся, используя электронное пособие, предлагается ответить на предложенные вопросы:
Электронная таблица – это?
Перечислите основные возможности электронных таблиц?
Дайте понятие рабочей книги?
Ячейка MS Excel – это?
Строка формул – это?
Чем отличается формула от константы?
Для ответа на поставленные вопросы, обучающиеся самостоятельно изучают теретические вопросы темы, используя электронное пособие «Информатика».
Каждый объект пособия, выделенный синим цветов, активет. При наведении курсора на такой объект, появляется либо определение, либо изображение закрепленное к объекту.
С любой страницы пособия обучающиеся могут вернуться на предыдущую, перейти на следующую или содержание. Эти действия выполняются с помощью кнопок, расположенных внизу страницы.
Ответы записываются в тетрадь (Приложение 1).
На втором этапе, обучающимся предлагается изображение окна программы MS Excel, на котором намеренно, перепутаны элементы окна. Используя электронное пособие «Информатика», раздел «Табличный процессор MS Excel», обучающим предлагается исправить неточности (Приложение 2).
Далее обучающиеся выполняют лабораторную работу по заданию.
Следующий, важный этап – закрепление и контроль – осуществляется посредством тестовых заданий.
После ознакомления с инструкцией к тесту , обучающиеся приступают к выполнению тестовых заданий (Рисунок 2).

Рис.2. Инструкция по выполнению тестовых заданий
Тестовые задания разного плана (Приложение 3):
с выбором: выбрать 1 или несколько вариантов ответов;
открытый: дополнить ответ, введя с клавиатуры;
на соответствие: установить соответствие между элементами;
на установление правильной последовательности.
Электронное пособие «Информатика» также можно использовать при внеаудиторной самостоятельной работе.
При получении индивидуального задания, обучающийся имеет возможность выполнить его, обратившись к электронному образовательному ресурсу Проколледж (на начало курса обучения каждому студенту выдается индивидуальный логин и пароль, который действует в течение всего курса обучения). АСУ Проколледж заполняется основными сопроводительным материалом в виде:
лекции по темам;
презентации к урокам;
инструкции к практическим работам;
темы для самостоятельной работы;
электронные пособие, в виде электронных учебников, ресурсов.
Рассмотрим методику выполнения индивидуального самостоятельного задания по теме «Технология обработки и числовой информации» на примере расчетно-графической работы «Смета затрат на ремонт квартиры».
Для выполнения данного задания, обучающийся берет образец Сметы в АСУ Проколледж, там же выбирает услуги, которые будут, выполнятся по данной смете. По заданию используя элементарные функции необходимо произвести расчет сметы.
Для успешного выполнения задания, обучающиеся, прорабатывают внимательно прорабатывают пункт, электронного пособия «Информатика», «Мастер функций», в котором они смогут, познакомится с понятием Мастер функций, правилами применения Мастера функций (Приложение 4).

Вывод по второй главе
Ориентируясь на современные задачи профессионального образования и на новые требования к подготовке специалистов необходимо научить обучающихся учиться, самостоятельно добывать знания, сформировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность как основу их учения и самообразования.
Используя электронные пособия, созданные с помощью программы Adobe Captivate, можно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную самостоятельную деятельность обучающихся.
Поэтому, чтобы сформировать СУПД обучающихся на основе использования электронного пособия, необходимо:
создать личностно-ориентированную среду, в которой формируется СУПД обучающегося как основа его учения;
определить систему учебно-познавательной действий обучающихся в процессе их самостоятельного учения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному специалисту. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.
Поэтому одной из главных задач профессионального образования является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также, что основополагающим требованием общества к современному профессиональному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной учебно-познавательной деятельности позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.
При этом СУПД при изучении информатики в профессиональном образовании является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности обучающихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
При этом самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающегося, в общем контексте его самообразования, является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.
Очевидно, что возможности применения СУПД как формы организации учебного процесса в профессиональном образовании достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные.
Любая организованная СУПД студента должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у обучающихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю.
Рассмотренная во второй главе методика, показала возможность использования электронных пособий, при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 2003.
Данилова Е. В. Формирование позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Ставрополь, 2007.
Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Тобольск, 2005.
Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2007.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2011.
Хамидулина Ю. Т. Развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Санкт-Петербург, 2005.
Шаповал А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2005.
Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие / П.Д. Рабинович, Э.Р.Баграмян. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 96 с. – (ИКТ в работе учителя).
Знакомство с Adobe Captivate 6. Часть 1. URL: http://www.softkey.info/reviews/review12468.php (дата обращения: 10.09.2012).
Adobe Captivate 5.5 Введение. URL: http://www.teachvideo.ru/v/7912 (дата обращения: 10.09.2012).
Знакомство с Adobe Captivate 6. Часть 2. URL: http://www.softkey.info/reviews/review12498.php (дата обращения: 10.09.2012).
Adobe Captivate 5.5. Синхронизация с Microsoft® PowerPoint® и импорт видео. URL: http://www.teachvideo.ru/v/7913 (дата обращения: 10.09.2012).
Помощь русскоязычному пользователю Adobe Captivate 4. Фиксация происходящего на экране монитора URL: http://www.ruscaptivate.ru/index/fiksacija_proiskhodjashhego_na_ehkrane_monitora/0-8.php (дата обращения: 10.09.2012).
http://www.capture.ru/news1/news_1023.html
http://www.nestor.minsk.by/kg/2005/18/kg51808.htmlhttp://showsteps.ru/instruction/1025-kak-sdelat-test-s-avtomaticheskim-podschetom-rezultatov-v-adobe-captivateМихалищева М. А., Турукина С. В. Использование электронных учебных пособий в учре-ждениях профессионального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 127-129.

Приложение 1
-381036576000Ответ на вопрос 1
Ответ на вопрос 2

Ответ на вопрос 3

Ответ на вопрос 4


Ответ на вопрос 5

Ответ на вопрос 6

Приложение 2

Приложение 3
Вопрос теста в выбором одногоответа

Дополнить ответ, введя с клавиатуры

Приложение 4