Формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе освоения учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности


ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Возженникова Ф.Л.
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный
педагогический колледж»
Сегодня в процессе подготовки специалистов среднего звена направленность на формирование профессиональных компетенций, составляющих определённые виды профессиональной деятельности, диктует необходимость акцентировать новые цели в реализации образовательного процесса по каждому конкретному модулю, междисциплинарному курсу и по каждой учебной дисциплине.
В Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС. Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла за счёт её вариативной части.
Данная учебная дисциплина решает ряд важных задач, среди которых особое место занимают задачи:
Когнитивная - обеспечение студентов совокупностью знаний, необходимых для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Мотивационная – развитие интереса к освоению методов исследовательской деятельности, так как исследовательская деятельность должна иметь смысл для каждого конкретного человека.
Технологическая - обеспечение студентов совокупностью умений алгоритма действий в процессе решения исследовательских задач.
Рефлексивная задача заключается в самоанализе студентов готовности к исследовательской деятельности.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и при последовательном решении вышеперечисленных задач ведёт к овладению профессиональных компетенций, среди которых важнейшими является умения:
-систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы;
- систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного (начального, дополнительного, музыкального) образования.
Предполагается, что в процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться и надпрофессиональные, т.е. общие компетенции:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- осознавать значимость будущей профессии.
По нормативу в программе учебной дисциплины не предусмотрены практические занятия, вследствие чего предполагается практико-ориентированная направленность каждого урока. Весьма результативными являются уроки, содержание которых тесно связано с технологией подготовки докладов к научно-практическим конференциям, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР).
Формированию компетенций в процессе освоения данной учебной дисциплины способствует использование практико-ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др.
Методы активного обучения также способствуют процессу освоения компетенций – например, имитационные методы обучения стимулируют учебно-познавательную деятельность студентов, так как построены на имитации профессиональной деятельности. Подобные методы обучения способствуют тому, что студент рассматривает получение знаний с профессиональной точки зрения, преломляя и синтезируя их в практико-ориентированном аспекте. Имитационные методы связаны также с моделированием профессиональной деятельности, при которой моделируется как конкретная педагогическая ситуация, так и сама профессиональная деятельность.
Программа учебной дисциплины носит междисциплинарный характер, проявляющийся в той или иной форме в тесных связях с педагогикой, психологией, частными методиками, информатикой.
С каждым годом темп развития общества ускоряется. Это сказывается в потребности специалистов нового формата и ставит перед современным образованием подготовку такого выпускника, который умеет максимально использовать свои способности, применять приобретённые компетенции в различных профессиональных ситуациях; выпускник должен стать востребованным, высококвалифицированным специалистом; уметь профессионально правильно реагировать на изменения, происходящие в мире.