Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ»

И.В. Ворванина, «Няганский технологический колледж», г.Нягань

Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ»

Самостоятельную деятельность студентов можно разделить на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на лекциях, практических и лабораторных занятиях, и, следовательно, преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную и научную информацию и средства (методических) коммуникаций, продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.
Виды аудиторной самостоятельной работы студентов, применяемых на уроках информатики:
текущий контроль успеваемости (контрольные работы, тесты, промежуточные зачеты);
исследование отдельных тем и вопросов (презентации, обсуждение результатов учебных исследований проектов);
лабораторные работы;
«активные» работы (работа в малых группах, деловые игры);
получение консультаций по выполнению внеаудиторных заданий СРС.
Это далеко не все виды самостоятельных работ, которые можно организовать на занятиях информатики, но именно эти виды работ получили интерес у учащихся и результативность для преподавателя (в качестве результата выступает повышение познавательной активности у студентов).
При изучении дисциплины преподавателем также планируется содержание внеаудиторной самостоятельной работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться на аудиторных занятиях или консультациях по дисциплине и может проходить в письменной, устной или смешанной форме (в качестве форм и методов контроля могут выступать практические занятия, зачеты, тестирование, защита работы и др.).
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, применяемых на уроках информатики:
исследование отдельных тем и вопросов (подготовка презентаций, выполнение учебных исследований и проектов, составление конспектов);
выполнение домашнего задания студентами;
составление заданий для одногруппников (лабораторных, практических заданий, тестов, кроссвордов и т.д.).
Для организации самостоятельной деятельности учащихся преподавателю необходимо выполнить следующую работу:
1 этап (подготовительный):
подготовка заданий самостоятельной работы студентов, в которую могут входить: подготовка списков литературы, в том числе электронных ресурсов, по изучаемой теме; составление тем рефератов, докладов; выбор тем презентаций; составление домашних заданий; составление тестов, заданий контрольных работ; подготовка лабораторных практикумов; подготовка раздаточных материалов для «активных» семинаров и лекций.
2 этап (инструктаж):
инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
3 этап (контроль):
контроль исполнения заданий СРС (аудиторных и внеаудиторных), обеспечение обратной связи может включать: проверку рефератов, домашних заданий, контрольных работ и тестов, написание рецензий; выставление оценок.
Каждый этап организации самостоятельной работы студентов должен контролироваться преподавателем. При недостаточном контроле возможна непроизвольная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Хотя это не существенная ошибка, так как самостоятельная деятельность все равно выполняет свою функцию: студенты осуществляют самостоятельную деятельность, включая в свою работу различные методы и приемы работы. В случае замены задачи, преподавателю необходимо помочь студентам определить момент, когда это произошло, и провести прогноз предполагаемого результата, а если это возможно, необходимую коррекцию индивидуальной деятельности учащихся. Это поможет усилить самоконтроль студентов при работе над следующим заданием.
Как можно видеть, при осуществлении СРС за преподавателем остаются, главным образом, организационные и контролирующие функции.
Самостоятельная деятельность студентов эффективна только при наличии постоянной обратной связи, когда выполнение заданий своевременно проверяется, рецензируется (т. е. студентам объясняются их ошибки) и дифференцированно оценивается.
Раздел «Средства информационных и коммуникационных технологий» изучается с курсе дисциплины «Информатика и ИКТ» на первом курсе специальностей «Компьютерные сети», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и других.
Содержание самостоятельной работы студентов (разные варианты, примерные задания) по темам раздела представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Тема раздела
Содержание учебного материала
Содержание СРС по изучаемой теме

Архитектура компьютеров
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.
составить памятку, закладку к тексту, конспект;
составить словарь, алфавитный указатель;
представить тему в картинках;
сделать рекламный буклет по теме
тест

Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Устройства ввода и устройства вывода информации. Другие устройства. Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях, в профессиональной деятельности. Подключение устройств и их настройка.
составить презентацию или ролик по теме;
представить тему в картинках;
сделать рекламный буклет по теме;
сделать обзор внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в магазинах города (на основе прайсов или экскурсии), выделить самое запоминающееся (интересное, дорогое и т.д.);
лабораторный практикум

Виды программного обеспечения компьютеров
Виды программного обеспечения компьютеров. Три класса программ. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
составить памятку, закладку к тексту, конспект;
составить словарь, алфавитный указатель;
подготовить обзор российского рынка программных продуктов с использованием электронных ресурсов;
подготовить кроссворд по теме;
тест

Объединение компьютеров в локальную сеть
Объединение компьютеров в локальную сеть. Виды сетей. Топология сети. Кабельная система. Протоколы передачи данных. Создание локальной сети и ее настройка. Возможности и альтернативы ЛС.
найти обучающий ролик по обжиму коаксиального или оптоволоконного кабеля;
составить закладку со схемой обжима витой пары;
составить словарь, алфавитный указатель;
представить тему в картинках;
сделать рекламный буклет по теме;
подготовить реферат «История создания компьютерных сетей»;
исследовательский проект «Локальная сеть колледжа»

Безопасность. Защита информации
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Требования к программному обеспечению с точки зрения защиты информации.
составить памятку, конспект;
лабораторный практикум по установке антивирусной защиты компьютера;
подготовить доклад по теме «Виды вирусов и антивирусная защита компьютера» и др. темам;
провести анализ соответствия компьютерного рабочего места студента и/или преподавателя к требованиям по его организации;
составить кроссворд;
контрольная работа


Работы студентов, выполненные самостоятельно при изучении темы «Объединение компьютеров в локальную сеть»
Закладка для обжима кабеля «витая пара».

Материалы для стенда:



Рисунок 215