Нетрадиционное оборудование в оздоровлении дошкольника


Доклад: «Использование нетрадиционного оборудования
в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила инструктор по физическому воспитанию в
КГКП «Ясли-сад №20» г.АксуВеликая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. В современной системе образования много проблем. Одна из них – это вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.Оздоровительные задачи:• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, закаливания;• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.Образовательные задачи:• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.Воспитательные задачи:• воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отноше¬ние к культуре родной страны, создание  положительной  основы  для воспитания патриотических чувств.• воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенной образовательной деятельностью, опытом детей.2. Принцип доступности – предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминаниеНовизна опыта. Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в  педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей старших дошкольников  Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным. Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы, составила план оснащения предметной развивающей среды по физическому развитию в группах.Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучнымНестандартное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: физкультурная непосредственно образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке. Я разработала конспекты занятий и общеразвивающих комплексов с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством созданы в физкультурном зале «центры здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: во время проведения утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, досугах.
 В детском саду проводятся «дни здоровья», «дни смеха», «малые олимпийские игры», спортивные семейные праздники, спортивные походы. В практику дошкольного учреждения внедряется опыт нетрадиционных технологий: ритмопластика, музыкотерапия, самомассаж, релаксационные упражнения, разные виды оздоровительной гимнастики (ритмическая, корригирующая, дыхательная).  Традиционным стало у нас проведение перед началом занятий психологических  оздоровительных минуток, а на занятиях -  физкультминуток и пальчиковых игр. В режиме дня детского сада - гимнастика для глаз, упражнения   после сна. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.Во время учебно-организованной деятельности с использованием нестандартного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из различного нестандартного оборудования, совершают множество движений. При этом развиваются ловкость, выносливость, быстрота реакции, а также смелость, решительность и находчивость.  На занятиях я использую оборудование зеленого, красного, оранжевого, желтого цветов для общеразвивающих упражнений, подвижных игр и эстафет.При выполнении ползания использую дорожки и атрибуты (кубы, кирпичики) зеленого цвета, который ассоциируется с природой (травкой), безопасностью, успокаивает, пробуждает терпение в выполнении упражнений.Атрибуты красного цвета: дорожки разной конфигурации, барьеры, наоборот, заставляют ребенка двигаться динамично, напористо, так как ускоряются психические процессы, увеличивается мускульное напряжение, а следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Красный цвет подходит для выполнения прыжков с продвижением и поворотами, перепрыгивания через препятствия.При выполнении ходьбы используется оборудование желтого цвета. Этот цвет ассоциируется с солнцем, светом и радостью. Он стимулирует зрение, успокаивает нервы, активизирует умственную деятельность и улучшает работоспособность.Для бега используются атрибуты оранжевого цвета. Этот цвет улучшает работу пищеварительной системы, ускоряет пульсацию крови, создает чувство теплоты и радости.Использование цветных карточек с заданиями на занятиях помогает доносить до детей необходимую информацию визуально, сокращая словесные разъяснения. Соответствующий цвет картинки помогает соорентироваться во время выполнения задания. Занятия с нестандартным оборудованием позволяет решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, развивают образное восприятие, творческое мышление и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. В нестандартном оборудовании детей привлекают необычные формы и красочность, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.Использование цвета ведет к воздействию на определенные группы мышц, активизирует все функции организма.Красочное  многофункциональное нестандартное  оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками, а приносил детям радость от занятий в зале. Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими  различную патологию. Для создания игровой мотивации на физкультурных занятиях и спортивных развлечениях я использую  различные  шапочки, которые изготовлены из плотного картона, размер каждой шапочки можно регулировать по размеру головы.Такие атрибуты вызывают у детей интерес к физкультурным занятиям,желание поиграть.  Появляется радостный, эмоциональный настрой. Игры  с данными атрибутами  стимулируют и обогащают двигательную деятельность, помогают делать двигательные задания более наглядными, понятными.вопросам воспитания здорового ребенка, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Был составлен перспективный план работы с родителями на год, просмотр физкультурных занятий и спортивных праздников..Здоровье свыше нам дано,Учитесь люди беречь его!Результативность опыта.  Положительные результаты: возрастает интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного Положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей.. Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности, значительно повысился эмоциональный тонус на физкультуре. Результаты проведенной диагностики показывают более высокий уровень развития основных движений. К концу учебного года высокого уровня физической подготовленности достигли 25% детей, среднего – 75 %, низкий уровень отсутствует. Повысился интерес детей к физическим упражнениямРезультатом работы считаю то, что дети с радостью бегут в физкультурный зал на физкультуру. Результаты:• положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.• повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия). Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки  Таким образом, у дошкольников при использовании на занятиях по физической культуре нетрадиционного оборудования значительно поднимается интерес к физическим упражнениям и повышается результативность выполнения. Они теперь не пассивно ждут помощи от взрослого, а, заражаясь общим настроением, стараются самостоятельно решить поставленные задачи.