Мастер-класс Развитие орфографической грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемым написанием посредством применения современных педагогических приёмов.














Мастер-класс

Тема: Развитие орфографической грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемым написанием посредством применения современных педагогических приёмов.








Подготовила:
Л.В. Гулая
учитель начальных классов







2015 г.

Мастер-класс
Л.В. Гулая
учитель начальных классов

Тема: Развитие орфографической грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемым написанием посредством применения современных педагогических приёмов.

Цель: распространение педагогического опыта по работе с непроверяемыми гласными в кроне и словами исключениями.
Оборудование: фломастеры, бумага, клей, набор карточек .
Ход мастер-класса
«Для грамотности мало того,
чтобы человек знал
грамматические правила (а их множество):
но необходимо, чтобы он привык
мгновенно выполнять их».
К.Д.Ушинский

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс. Попробуйте догадаться, какова его тема?
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя»
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса лисица, посмотри,
Очень любит букву И.
-Спасибо! А тема мастер-класса звучит так: «Развитие орфографической грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемым написанием посредством применения современных педагогических приёмов».
Эпиграфом мастер-класса, взяла высказывание К.Д.Ушинского: «Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество): но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их».
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов. Известно, что до 45% всех ошибок в диктантах – это ошибки на непроверяемые безударные гласные корня.
Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Материал, используемый для работы над словарным словом, разнообразен: толкование слов, загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые и образные выражения, предложения и тексты.
- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
- Как разнообразить это монотонное скучное дело?
- Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости, творческих способностей, обогащению словарного запаса. Все приёмы основываются на системно-деятельностном подходе в обучении и решают задачу по формированию универсальных учебных действий, что соответствует стандартам нового поколения.
1. Приём «Орфографическое скандирование».
Сначала дети заучивают стихотворение.
Есть словарные слова.
Нам проверить их нельзя.
Ты скорей их заучи!
Проскандируй и пиши!
Затем детям предлагается блок словарных слов, подобранных по классификации, ассоциации и классам. Ученики проговаривают слово за учителем, выделяя протяжно ударный звук. Например: во-ро-бей, во-ро-на, ла-сто-чка. Работа по запоминанию словарных слов данного блока ведётся всю неделю. В первые дни работы, важно при скандировании, чтобы ученики видели эти слова, так как слуховая память, соединяясь со зрительной, значительно ускоряет запоминание.
-Коллеги, возьмите карточки со словарными словами. Хором проскандируем за мной словарные слова блока №1: во-ро-бей, сви-ри-стель, си-ни-ца, со-ро-ка, ка-на-рей-ка.
Орфографическое скандирование – это приём облегчающий запоминание.
Способствует безошибочному написанию словарных слов. Ученик вспоминает проскандированное слово и записывает его без ошибок.
2.Приём «Солнышко».
- Прорабатываем словарные слова определённого блока. Пишем на «солнышке» не менее 5 раз. Вывешиваем на магнитной полоске.
Неделю слова висят, а ребята их «обживают», рассматривают, запоминают. Наступает момент, который называется - «Солнышко». Ребятам даю несколько минут для «фотографирования». Затем ученики снимают с магнитной полоски «солнышки». Проводится словарный диктант. После проверки выясняется, нужно ли снова вывешивать эти слова. Если все дети написали правильно, можно записывать новые слова на «солнышках» и вывешивать для запоминания.
- Коллеги, попробуйте сделать такое солнышко. (педагоги в группах придумывают визуальный «секрет» запоминания словарного слова).
При использовании этого приёма у детей работает зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя.
3. Приём «Вырасти цветок».
Работая над правописанием однокоренных слов, прошу ребят в игровой форме «вырастить цветок». Даю словарное слово, а ученики пишут на листочках однокоренные слова. Чаще всего такое задание дети выполняют в парах или группах. Побеждают те ученики, которые вырастят самый большой цветок. Если нужно добавляю свои 2-3 слова. Получившиеся цветы вывешиваем в классе для запоминания словарных родственных слов. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов. Аналогичная работа проводится с новым словом. Можно также дать задание на дом, «вырастить цветок».
-Уважаемые коллеги, проделайте такую работу со словарным словом «ребята».
Используя этот приём, через зрительную память у детей формируется интерес к слову, развивается орфографическая зоркость, пополняется словарный запас..
4.Приём «Мини-сказка».
Запоминая такие слова, как медведь, лисица, заяц, бабочка, муравей и других животных, можно разыгрывать мини-сказки. В 1 классе сочинять такие сказки помогает учитель, а со 2 класса дети уже сами с удовольствием придумывают мини- сказки и показывают их на уроке.
Этот приём направлен на запоминание словарных слов, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, развитие речи, творческих способностей.
5.Приём «Ассоциация».
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
-Коллеги, у вас на карточках записаны этимологические сведения слов, попробуйте доказать написание словарных слов: огурец и берёза.
ОГУРЙЦ. Искон., производное от утраченного УГУР, заимствовано из древнегреческого языка, где agouros «огурец» означает «несозревший» (огурцы употребляют в пищу неспелыми).
БЕРЁЗА. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА.
6. Приём «Речовка».
В русском языке существует много слов, которые не подчиняются ни одному правилу. Их написание нужно тоже как-то запомнить. Я предлагаю своим ученикам придумывать речовки с этими словами.
Например: Изучение темы: «Правописание у-ю после шипящих».
Прочитали мы в брошюре,
С парашюта прыгнет Юра.
Все высоты покори!
Почему же нет жюри.
Тема: «Правописание ы-и после Ц»
Цыган на цыпочках подходит
И шепчет в ушко мне он - цыц!
Вот – вот родится наш цыплёнок.
А чей он?
Курицын сынок!
Тема: «Правописание о-ё после шипящих»
Шоссе в Шотландию ведёт.
Скорей вези шофёр!
Жокей меня в машине ждёт,
А в цирке ждёт жонглёр.
Здесь очень вкусный шоколад.
Ему я, кстати, очень рад!
Тема: Правописание ь знака на конце наречий.
Вскачь, наотмашь,
Настежь, прочь.
Навзничь, напрочь,
Сплошь, невмочь.
Буду я писать точь - в – точь.
-Коллеги, попробуйте придумать речовку на слова исключения: жёг, ожог.
Этот приём направлен на запоминание слов – исключений, а также развитие творческих способностей учащихся.
7. Приём «Какография»
Для закрепления изученных словарных слов использую упражнение с элементами какографии ( какография – умышленное ошибочное правописание, как дидактический приём). Например:
Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки.
Пишет Петя-первоклассник: Проваронила варона вараненка.
Пете быстро помогай и ошибки исправляй!
Этот приём нацелен, прежде всего, на умение не только грамотно писать словарные слова, но и умение видеть ошибочное написание таких слов.
На этапе рефлексии, также иногда использую словарные картинки и прошу детей определить, кем они себя ощущали на уроке. ( весёлым и радостным яблоком, засыпающей обезьянкой или самой умной собакой)
Используя современные педагогические приемы, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.
Рефлексия.
-Уважаемые коллеги! Используя слова из словаря, выскажите своё отношение к мастер - классу.
-Коллеги, скажите, где бы ещё вы могли использовать такие приёмы?
Спасибо за внимание и содействие!

Приложение
Ассоциативный блок словарных слов 1-2 класс

1
2
3
4
5
6

абзац диалог монолог
алфавит начало основа
асфальт улица трамвай
берёза ветер поляна природа
скоро быстро весело
вопрос задача сколько карандаш

7
8
9
10
11
12

воробей ворона ласточка
ворота лестница фонарь
голос мороз простуда ресницы
город Москва праздник
один человек шофёр честный
деревня огород лопата

13
14
15
16
17
18

народ пословица секрет
до свидания здравствуйте привет спасибо
творог желток рецепт салат*
сегодня завтра сейчас сеанс
корова лошадь щенок курица
идти
секунда четверть

19
20
21
22
23
24

календарь неделя четверг суббота
одежда колготки пальто
коньки
полотенце кружево монета пуговица
мороженое эскимо
юный
заяц
лисица лягушка ящерица
малина
орех
рябина урожай

25
26
27
28
29
30

много
надо хорошо
йод
молоко
стакан тарелка
девочка мальчик дежурный фамилия
предмет перемена ошибка
комната телевизор экран эстрада
снегирь стрекоза лебедь


Ассоциативный блок словарных слов 3-4 класс
1
2
3
4
5
6

автобус
багаж
аккуратно
аптека
абрикос
аллея

автомобиль
вагон
килограмм
вазелин
банан
дорога

тепловоз
вокзал
колонна
микстура
земляника
колея

трактор
жетон
медленно
пилюля
картофель
расстояние

электровоз
маршрут
металл
таблетка
лимон
столица

экскурсия
метро
оттенок
термометр
морковь
улица


контроль

озноб
огурец помидор
шоссе







7
8
9
10
11
12

батон
герой
здравствуйте
автор
енот
здесь

гарнир
космонавт
до свидания
библиотека
животное
вблизи

желе
космос
занавес
заголовок
забота
вдруг

завтрак
лазер
комедия
замысел
заповедник
везде

какао
отчизна
реплика
легенда
кенгуру
вокруг

котлета
победа
театр
литература
мотылёк
впереди

меню
ракета

рассказ
соловей
посреди

обед






ужин






13
14
15
16
17
18

аквариум
запятая
вглубь
барьер
балкон
декабрь

бассейн
наизусть
вчера
капитан
беседка
месяц

загар
омоним
лишь
прекрасный
здание
ноябрь

медуза
падеж
назад
трансляция
лестница
октябрь

океан
поэзия
налево
футбол
мечта
сентябрь

отдых
фразеологизм
направо
хоккей
около
февраль

песок
художественный

хороший

январь

19
20
21
22
23
24

интересный
болото
восток
ботинки
горячий
адрес

компания
жёлтый
готов
копеечка
джемпер
воскресенье

мелодия
каморка
закат
магазин
застёжка
легко

микрофон
камыш
запад
майонез
костюм
отец

мотив
костёр
север
одеколон
сарафан
помощь

праздник
очаг
лавина
сахар
чёрный
телефон

розыгрыш
солома
минута


щекотно


25
26
27
28
29
30

зрачок
газон
василёк
итог
акварель
автограф

каприз
засеять
гербарий
интерьер
альбом
дирижёр

козырёк
ковш
макушка
кастрюля
искусство
жонглёр

ладонь
колодец
мимоза
квартира
картина
инженер

озорник
корзина
пшеница
одеяло
рисунок
оратор

осанка
леечка
растение
розетка
сувенир
почтальон

парик
лопата
седло
осина
теперь



31





обучение слышать
огорчение увидеть
отопление ездить
решить













































Классифицированный блок словарных слов
1
2
3
4

воробей
свиристель
синица
сорока
канарейка
акула
дельфин
барсук
заяц
медведь
обезьяна
ежевика
земляника
малина
смородина
черешня
ягоды
альбом
карандаш
пенал
резинка
тетрадь
фломастер

5
6
7
8

учитель
учащийся
директор
дежурный
класс
коридор
девочка
мальчик
одноклассник
приятель
товарищ
ребята
капуста
картофель
морковь
помидор
огурец
овощи
баран
корова
лошадь
поросёнок
собака
животное

9
10
11
12

радио
работа
рабочий
хозяин
лопата
савок
ветер
иней
ливень
молния
мороз
облако
дятел
жаворонок
журавль
ласточка
орёл
перепёлка
варежки
костюм
косынка
пальто
пиджак
одежда

13
14
15
16

ботинки
кроссовки
сандалии
сапог
танкетки
каблук
кастрюля
кувшин
сковорода
стакан
тарелка
посуда
апрель
весенний
погода
парад
сирень
утренний
василёк
колокольчик
одуванчик
пион
ромашка
фиалка

17
18
19
20

весело
громко
звонко
дружно
радостно
скоро
берёза
каштан
рябина
тополь
черёмуха
яблоня
Москва
родина
область
язык
комбинат
фабрика
дорога
улица
канава
машина
магазин
фонарь

21
22
23
24

овраг
опушка
олень
белочка
берлога
охота
бабочка
комар
муравей
стрекоза
таракан
улей
качели
карусели
лестница
песок
песочница
скамейка
доброта
красота
радость
каникулы
месяц
неделя


Речовки на слова исключения

Шорты, шов и капюшон,
Шорник, шомпол и крюшон.
Шорох, шоркать, шок, мажор,
Шоу, шоры, джонка, жор.
В Жостове сейчас вечор.
Ужо, прожорливый, боржом.
Чопорный, крыжовник, жом.
Чокнутый в реке Ижора,
По трущобе брёл обжора.

Прочитали мы в брошюре,
С парашюта прыгнет Юра.
Все высоты покори!
Почему же нет жюри.

Вскачь, наотмашь,
Настежь, прочь.
Навзничь, напрочь,
Сплошь, невмочь.
Буду я писать точь - в – точь.

Предмет – ожОг,
А действие – ожЁг.
Запомни и не путай ты дружок!

На руке моей ожог, (кто? что?)
Потому что спичку жёг (что делал?).

Шоссе в Шотландию ведёт.
Скорей вези шофёр!
Жокей меня в машине ждёт,
А в цирке ждёт жонглёр.
Здесь очень вкусный шоколад.
Ему я, кстати, очень рад!

Цыган на цыпочках подходит
И шепчет в ушко мне он - цыц!
Вот – вот родится наш цыплёнок.
А чей он?
Курицын сынок!


Приём «СОЛНЫШКО»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Приём «Вырасти цветок»








МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»

13PAGE 15