Роль родителей в физическом воспитании детей


Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Марийский институт образования
Управление образования г. Козьмодемьянска
АВТОРЕФЕРАТ
Роль учителей и родителей в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом через внеклассную работу в начальной школе
Сибатров Василий Павлович,
учитель физической культуры
начальных классов
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
г. Козьмодемьянск
2015 год
Содержание
1. Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка – основная задача школы и семьи.
2. Факторы мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
3. Организация внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в лицее.
3.1. Нетрадиционные внеурочные формы физического воспитания в начальной школе.
3.2. Народные игры как средство активизации познавательной двигательной активности учащихся.
4. Результаты исследования.
5. Заключение.
6. Литература.
7. Приложения.
Введение
Сохранить здоровье детей – одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед врачами, учителями, родителями.
Идет снижение антропометрических, интеллектуальных параметров, увеличивается количество хронически больных детей – таковы прогнозы демографов и Минздрава РФ. Только 10% детей считается физически здоровыми. Сейчас как никогда наиважнейшей задачей школы стала концентрация усилий педагогического коллектива школы и родителей на формирование здорового образа жизни ребенка.
Под общим контролем должна быть учебная нагрузка, режим дня, двигательная активность, закаливающие процедуры, взаимоотношения родителей и детей, виды и формы досуга, развлечения и интересы школьников.
Современный человек многое может восполнить из того, что недодала ему природа или исправить ошибки, управляя своим организмом, воспитывая ловкость, закаляясь и тренируя свой организм.
Цели моей работы:
1) вовлечь родителей и учителей в процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом через внеклассную работу;
2) оказать содействия родителям в физическом воспитании своих детей; добиться системы данного направления работы.
Определены основные задачи:
1) подбор наиболее эффективных организационных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в начальной школе;
2) поиск новых форм оздоровления детей через различные виды игровой деятельности;
3) изучение влияния народных игр на активизацию познавательной и двигательной активности учащихся;
4) создание оптимальной модели физического воспитания
Работа проводится поэтапно:
1 этап – диагностико -проектировочный. Он предусматривает выявление проблем и обоснование актуальности, составление программы деятельности.
2 этап – организационно-практический. Это поиск новых форм, приемов, методов организации, проводится физкультурно-массовой и оздоровительной работы совместно с учителями и родителями.
3 этап – обобщающее - внедренческий. Подведением итогов исследования, обобщение опыта , выпуск методических разработок.
1. Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка – основанная задача школы и семьи.
Город Козьмодемьянск основан в 1583 году. Население 28 тыс. человек. В городе 6 школ. Школа-лицей построен в 1986 году. Обучается 986 учеников.
Уже много лет я слежу за состоянием здоровья учащихся лицее и определяю, как оно влияет на успешность детей. Вызывает тревогу то, что с каждым годом все меньше детей приходят в первый класс здоровыми.
Проводимый мониторинг позволяет сделать вывод, что качество знаний и процент здоровых детей в массовой школе в 1-4 классах находится на одном уровне: в 5,9,11 классах – здоровье ухудшается. В лицейских классах процент здоровых детей уменьшается, качество знаний улучшается. Это вызывает беспокойство, ибо дети, обучающиеся в лицейских классах, выполняют учебную нагрузку, которая значительно превышает их физиологические возможности.

Динамика здоровья и успеваемости учащихся лицея и массовой школы
Год,
класс Лицей
2009 Школа
2009 Лицей
2010 Школа
2010 Лицей
20011 Школа
2011
Выявлено здоровых детей 1-4
5-9
10-11 50,6%
32,8%
30,0% 42,1%
37,0%
37,0%
50,1%
25,0%
20,0% 42,6%
33,5%
28,8% 26,8%
24,4%
19,0% 28,9%
28,9%
24,1%
Качество знаний (учатся на «4» и «5»1-4
5-9
10-11 78,9%
63,3%
62,5% 50,0%
37,4%
43,0% 81,2%
70,9%
80,3% 53,0%
37,0%
20,0% 94,0%
82,4%
79,1% 65,3%
41,3%
47,3%
Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка – основная задача семьи и школы. Родители должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.
2. Факторы мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Как же формировать мотивацию к самостоятельным занятиям физическими упражнениями? Начать нужно с правильной, рациональной организации режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и режим его дня, появились новые нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал меньше. Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40%.
День должен начинаться с утренней гимнастической гимнастики. Во время гимнастики родители должны добиваться, чтобы ребенок выполнял упражнения чётко, ритмично, без напряжения, следя за осанкой и дыханием. Гимнастику полезно завершить водными процедурами (обтирание, обливание или душ и растирание сухим полотенцем). Физкультминутки (физкультпаузы) проводятся и дома во время приготовления домашних заданий, длительного чтения, рисования и т.п. Они проводятся примерно через 30-45 минут занятия. Дома выполняются те упражнения, которые разучили в классе.
Наибольшую долю в двигательном режиме учащихся следует отвести подвижным играм. От родителей требуется не только общее наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу, наконец, принять активное участие в оборудовании мини-стадиона в квартире, спортивной площадки во дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: мячами, скакалками, санками, лыжами, коньками, гантелями, экспандером и другим мелким инвентарем.Младшие школьники должны заниматься бегом под наблюдением родителей. Прогулки за город, туристические походы вместе с детьми в воскресные дни будут не только приятным отдыхом, но и значительной нагрузкой, тренировкой в овладении различными двигательными навыками.
Особое внимание сейчас приобретают домашние задания по физической культуре, которые положительно сказываются на развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Составной частью процесса обучения является домашнее задание, заключающееся выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после уроков преимущественно двигательного характера. Домашнее задание является логическим продолжением учебной работы. Выполнение домашних заданий – одно из важнейших условий повышения двигательной активности учащихся, физического совершенствования и укрепления здоровья. Домашние задания способствуют во многом воспитанию привычки и потребности систематически заниматься физической культурой.
Для младшеклассников систему домашних заданий составляют комплексы общеразвивающих упражнений, имитационные упражнения, направленные на развитие физических качеств (прыжки через скакалку, приседания, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа, прыжки в длину с места, метание мяча, быстрое передвижение, бег, передвижение на лыжах и т.д.). Объём домашних заданий зависит от качества усвоения учебного материала по физической культуре, уровня физической подготовленности и интересов учащихся. Домашние задания должны быть доступны и посильны учащимся, содержать элементы новизны и открывать возможности для проявления самостоятельности.
Выполнение домашних заданий регулярно проверяется. Контроль выполнения упражнений может быть выборочный, групповой или же фронтальный. Он осуществляется учителем, а также учениками (например, школьники в одной шеренге выполняют упражнение, в другой – проверяют). Результаты проверки учитель вносит в тетрадь контроля. Проверку домашних заданий целесообразно планировать после прохождения каждого раздела программы или же последних уроках учебной четверти. Оценка за выполнение домашних заданий фиксируется в классном журнале и учитывается при выставлении оценки за четверть. Для контроля за выполнением домашних заданий последнюю страницу дневника можно использовать как «Лист контроля выполнения домашних заданий».
Задача родителей – проконтролировать их выполнение.
Родители должны много знать о нетрадиционных методах оздоровления детей и по возможности применять их для укрепления здоровья. Прежде чем заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Большое значение имеет также интерес ребенка к определенному виду спорта.
Эффективность занятий физической культурой в семье будет по-настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их проведении без скидки на занятость, усталость и т.п. Личный пример родителей лучше всяких наставлений.
3. Организация внеклассной физкультурно-оздоровительной
и спортивной работы в лицее.
Одной из важнейших составляющих физического воспитания в лицее является внеклассная физкультурно-оздоровительная работа.
Чтобы охватить учащихся систематическими занятиями физической культуры в режиме учебного дня и во внеурочное время, надо привить детям и подросткам интерес к физическому совершенствованию, ежедневным занятиям физической культурой и спортом.
Я ищу новые, нетрадиционные организационные внеурочные формы, методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, популярные в детской среде виды досуговых и туристических знаний.
3.1. Нетрадиционные внеурочные формы, методы физического воспитания в начальной школе:
Знакомство с медицинскими картами детей.
Анкетирование учащихся о наличии спортинвентаря дома, желании заниматься в секциях.
1 класс. Посвящение а физкультурники: конкурс физкультминуток. Посещение спортивных сооружений города.
Родительское собрание с детьми. Тема: «Роль родителей в физическом воспитании детей».
День здоровья. «Быстрее, выше, сильнее» - тестирование по физической подготовленности.
Родительское собрание по итогам проверки физподготовленности. Рекомендации слабым учащимся по выполнению домашних заданий по физкультуре.
Привлечение родителей к оборудованию и оформлению зала.
Работа кружка ОВП, волейбола, шейпинга, плавания.
Приглашение тренеров из ДЮСШ для пропаганды занятий спортом (волейбол, футбол, дзюдо, бокс, лыжные гонки).
Рисунки, сочинения детей, посвященные Всемирному дню здоровья. Темы: «Физкульт - привет, физкульт-ура!», «Папа, мая, я – здоровая спортивная семья».
Проведение интегрированных игр (комплексные игры – занятия) – основное средство воспитания и привития любви к физкультуре и спорту.
Работа спортивных секций для родителей микрорайона (шейпинг, волейбол, оздоровительное плавание).
Работа Университета Здоровья по вопросам физического воспитания детей и роли родителей.
Проведение детских игр «Старты надежд» в летнем оздоровительном лагере «Ровесник».
Контроль за выполнением домашних заданий по физкультуре (1 раз в месяц).
Награждение физоргов по итогам учебы в начальной школе за хорошую работу.
Оказание методической помощи молодым учителям физкультуры города по проведению внеклассной работы в школе с родителями (я являюсь руководителем методобъединения учителей физкультуры города).
Участие в городских соревнованиях, играх, смотре-конкурсе на лучшую организацию и проведение динамических пауз и перемен.
Проведение русских народных, спортивных игр и развлечений в соцуме.
Участие в городской детской Спартакиаде для 1-4-х классов.
3.2. Народные игры как средство активизации познавательной двигательной активности учащихся.
Наше детство – это веселые подвижные игры. Кто не помнит неизменных пряток, казаков-разбойников, русскую лапту, городки! Эти игры созданы народом так же, как сказки, песни.
Исследование «Любимые игры дедушек, бабушек, пап, мам и мои» - 2013 г.
Выборка – 455 человек ( 80 дедушек, 88 бабушек, 90 пап, 97 мам, 100 детей из 4-х классов).
Название Дедушки Бабушки Папы Мамы Дети Всего %
Подвижные игры Скалки-догонялки 13 17 22 35 61 148 30
Вышибалы 16 14 17 36 59 142 28
Лапта 15 22 14 40 51 142 28
12 палочек 11 20 10 36 60 137 27
Игра в прятки 7 15 13 23 60 125 25
Чай-чай выручай 8 12 8 10 47 85 17
Взятие снежного городка 9 6 8 7 43 73 15
Пионербол 3 4 2 13 48 70 14
Горячая картошка 5 9 7 10 30 61 12
Цепи-цепи кованые 6 8 2 10 34 60 12
Прыжки через резинку 1 5 0 16 33 55 11
Жмурки 0 8 3 7 36 54 11
Чехарда 5 3 4 12 21 45 9
Классики 0 8 0 16 13 37 7
Охотники и утки 0 11 2 5 18 36 7
Лото 0 7 0 10 19 36 7
Штандер – стоп 2 3 4 9 16 36 7
Чижик 6 5 6 5 8 30 6
Ручеек 0 2 2 7 16 29 5
Спортивные игры Волейбол 9 10 37 30 50 136 27
Футбол 31 2 46 0 54 133 27
Лыжи 12 11 20 11 36 90 18
Шашки, шахматы 16 8 11 9 34 78 16
Баскетбол 8 4 19 16 29 76 15
Плавание 10 4 12 17 28 71 14
Теннис 8 6 14 14 25 67 13
Хоккей 12 2 22 2 24 61 12
Городки 5 3 6 15 12 41 8
Бокс 4 0 10 0 15 29 6
Я убежден, что формирование личности невозможно без знания истории, обычаев, традиций своего народа, страны, края.
Проведя исследование по теме «Любимые игры бабушек, дедушек, мам, пап и мои» в 4-х классах, в котором приняло участие 455 человек, я понял, что мои дети знают очень много народных, спортивных игр, играют в них, развиваются физически.
За последние два года совместно с родителями мы провели праздники «Деревенское подворье», «Осенние посиделки», «Фестиваль народных игр», «Масленица», Рыцарский турнир «Деревенские забавы».
Благодаря народным играм у ребят развивается сила, быстрота, выносливость, чувство коллективизма, повышается работоспособность, улучшается зрительный аппарат, повышается подвижность нервной системы.
Таким образом, народные игры – это важное средство физического развития, оздоровления и отдыха. Все эти качества необходимы в учебе, в труде и защите Отечества.
4. Результаты исследования.
Проанализирован свое творческое исследование «Роль учителей и родителей в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом, через внеклассную работу» я прихожу к выводу, они ,безусловно, достигли положительного результата. Это могут подтвердить следующие данные:
- 32% родителей сделали перекладины для подтягивания у себя дома, 95% детей имеют свои лыжи, 70%- коньки.
- 1 место в детской спартакиаде для 1-4-х классов (2010-2014г.)
- улучшилась физподготовленность учащихся начальных классов.
Итоги физподготовленности учащихся лицея
с 2011 по 2014 г.
Год 2011 2012 2013 2014
Класс 1 2 3 4
Количество учащихся 95 % 92 % 90 % 90 %
Высокий уровень 5 5.2 20 21 30 33 33 30
Средний уровень 80 84.2 67 72.8 60 66.6 57 60
Низкий уровень 10 10.5 5 5.4 0 0 0 0
Заключение.
1. Пора всем взрослым по-иному взглянуть на роль физической культуры в воспитании своих детей с раннего детства. Особенность родителей предоставить возможность маленькому гражданину России вырасти здоровым!
2. Начальная школа – это главное звено системы общественного воспитания, с которым вступают в контакт родители. Значит, надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, содержательна, интересна!
3. Поэтому одной из задач, внесенных в план работы начальной школы, была задача установления тесного сотрудничества с семьей по вопросам оздоровления детей и подъема уровня физической культуры среди населения.
Сейчас, как никогда, приобретенными задачами школы стали:
концентрация усилий педагогического коллектива по формированию здорового ребенка;
координация деятельности трех ведомств (здравоохранения, образования, санэпидемнадзора) и формирование физически здоровой и нравственно устойчивой личности школьника;
привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы.
Список литературы
1. Бурдин А.О. «Игры в семейном кругу», Пермь, 1991 г.
2. Былеева В.М., Григорьев В.М. «Игры народов СССР» - Фис. 1985г.
3. Кедрина Т.Я., Галазонина П.И. «Большая книга игр и развлечений», М., Педагогика – Пресс., 1992 г.
4. Левашова В.А. «Истоки здоровья и успешного обучения», Й-Ола, Марийский институт образования, 1996г.
5. Махнева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», М., 1997г.
6. Панккев И «От крестин и до поминок» (обычаи, обряды, предания русского народа), М., Яуза. 1997г.
7. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Зимние, весенние, летние, осенние праздники и забавы для детей», ТЦ Сфера, 2001г.
8. Сибатров В.П. «Здоровье детей – один из факторов успешной учебы в школе», Козьмодемьянск, 1997г.
9. Скрипалев В.С. «Наш семейный стадион», М., Физкультура и спорт,1986г.
10. Смолевский В.М., Ивлев Б.К. «Нетрадиционные виды гимнастики»,М., Просвещение, 1992г.
11. Степанова Н.П. «Народные праздники на святой Руси», М., 1995г.
12. Толкачев Б.С. «Физкультура заслон ОРЗ», М., ФиС, 1992г.
13. Фролов В.Г., Юрко Г.П. «Физические занятия на воздухе», М., Просвещение, 1983г.
14. Яковлев В.,Гриневский А. «Игры для детей», М.,ПО «Сфера», 1992 г.