МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ тренера-преподавателя

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

При планировании и проведении учебно-тренировочного процесса основными задачами тренера являются следующие:
организация системы отбора перспективной молодежи;
совершенствование общей и атлетической подготовленности, под которыми принято понимать совокупность оптимального проявления физических качеств и скоростно-силовых возможностей гандболистов;
совершенствование их техническо-тактического мастерства;
повышение общей и специальной работоспособности;
моделирование в тренировочных занятиях энергетических режимов игры;
совершенствование морально-волевой подготовки гандболистов и т. д.
Планирование подготовки гандбольных команд основано на общих принципиальных положениях, которые отражают объективные закономерности тренировки. К ним относятся: направленность к максимуму достижений, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам, цикличность.
Направленность к максимуму достижений связана со стремлением спортсмена к постоянному совершенствованию. Причем этот максимум определяется индивидуально. На современном этапе развития спорта вообще, и гандбола в частности, достичь предельного результата возможно только при специализации и индивидуализации всего процесса тренировки. Важно, чтобы гандболист на разных этапах многолетней тренировки имел соответствующую подготовленность, которая позволит ему планомерно достичь уровня необходимого мастерства на этапе спортивного совершенствования, обеспечить преемственность подготовки юных и взрослых гандболистов.
Принцип единства общей и специальной подготовки отражает общую направленность подготовки на всестороннее развитие личности. Однобокая специализация противоречит естественному развитию организма. Эксплуатация узкого круга функций может привести к патологии. Кроме того, чем большими двигательными навыками и умениями располагает гандболист, тем благоприятнее предпосылки для формирования движений.
В подготовке гандболиста следует добиться единства универсальной и специализированной подготовленности. Имея в запасе разнообразные способы выполнения приемов игры и тактических взаимодействий, игрок обязан в совершенстве овладеть специфическими приемами и действиями, которые нужны ему при выполнении функций своего амплуа в команде. Причем объем специфических приемов должен быть оптимальным. Есть данные о том, что слишком большое разнообразие используемых средств снижает их эффективность.
Непрерывность тренировочного процесса. Большая частота занятий позволяют овладеть разнообразием техники и тактики гандбола, а жесткий режим нагрузки и отдыха обеспечивает повышенную устойчивость двигательных навыков к дискоординирующему действию утомления. Спортивная тренировка строится с таким расчетом, чтобы обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить перерыв между ними и свести к минимуму регресс тренированности, связанный с уменьшением объема и интенсивности нагрузок. При современной тенденции к большим нагрузкам занятия проводятся не только на фоне восстановления работоспособности или «сверхвостановления», но и на фоне неполного восстановления для увеличения суммарного эффекта нагрузок.
В случае прекращения занятий угасают условно-рефлекторные связи, снижается уровень функциональных возможностей. Поэтому для спортивного совершенствования гандболиста процесс тренировки должен быть непрерывным с разумным чередованием нагрузки и отдыха, чтобы предотвратить утрату положительного эффекта предыдущих занятий.
Взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам предполагает, что рост спортивных результатов происходит в условиях увеличения физических нагрузок. Максимальной можно назвать такую нагрузку, при которой спортсмен реализует свои возможности на данном уровне тренированности в полной мере. В каждом случае есть критическая величина нагрузки, превышение которой ведет не к возрастанию, а к уменьшению полезного тренировочного эффекта.
Цикличность является универсальной формой организации тренировочного процесса. Весь тренировочный процесс от элементарных звеньев до этапов многолетней подготовки строится по циклам. Циклы тренировки представляют собой повторяющуюся последовательность занятий, этапов, периодов. Каждый последующий цикл является повторением предыдущего, но отличается обновленным содержанием, некоторым изменением средств и методов, возрастанием нагрузки. Циклы бывают трех категорий: малые (микроциклы), средние (мезоциклы) и большие (макроциклы).


ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

В спортивной тренировке применяются следующие виды планирования: перспективное (на макроцикл, на ряд лет), текущее (на мезоцикл, месяц, этап) и оперативное (на микроцикл, занятие).

Перспективное планирование – это разработка генерального направления, программы работы с командой и отдельными гандболистами на протяжении ряда лет. Построение многолетнего тренировочного процесса осуществляется с учетом стадий развития спортивного мастерства: начальной подготовки, базовой подготовки, стадии максимальной реализации спортивных возможностей и этапа завершения спортивной подготовки.
Многолетний тренировочный процесс конкретизируется в перспективных планах, составляемые, обычно, на четырехлетний цикл.
Перспективные планы разрабатываются для команды в целом и для отдельных игроков, чему предшествует анализ работы в предыдущие годы. В ходе анализа намечаются направления и основные черты подготовки на ближайшее четырехлетие.
Перспективный план тренировки гандбольной команды содержит обобщенные данные и включает в себя следующие разделы:
краткую характеристику команды;
цель и задачи многолетней тренировки;
этапы подготовки и их продолжительность;
основные соревнования каждого этапа;
динамику основных показателей тренировочных и соревновательных нагрузок по годам;
модельные характеристики и показатели, отражающие различные стороны подготовленности каждого игрока (с учетом его амплуа) и команды в целом;
Расширение технико-такического арсенала;
спортивно-технические показатели по годам;
систему педагогического контроля;
научно-методическое обеспечение.
Перспективный план нужен для работы с юношескими и взрослыми командами. Для детских коллективов направляющим документом перспективной подготовки игроков является программа для ДЮСШ, СДЮШОР, которой определены требования к гандболисту всех возрастных групп.
Перспективные планы составляются с учетом тенденций развития гандбола, передового тренерского опыта, новых методических и научных разработок. Перспективные командные и индивидуальные планы составляются в соответствии друг с другом при ведущей роли плана команды. Если задачи предыдущего периода не выполнены, необходимо установить причину невыполнения. Это поможет определить генеральные направления нового плана.


Текущее годовое планирование составляется обычно на сезон (год). В нем учитываются, во-первых, календарь со
·ревнований, во-вторых, «тренировочные» возможности команды.
Основой планирования тренировочного процесса команды на год является периодизация годового цикла тренировки.
Периодизация учебно-тренировочного процесса на год обоснована фазово-циклическим характером последовательного становления спортивной формы, сохранение достигнутого уровня тренированности и временной её утраты.
При составлении текущего (годового) плана учебно-тренировочной работы необходимо следующее:
использовать обобщенный опыт тренера с командой;
творчески использовать опыт других тренеров, материалы научных разработок;
соблюдать соответствие тренировочных нагрузок подготовленности спортсменов на данном этапе;
увеличивать требования к различным сторонам подготовленности уровню функциональных возможностей из года в год;
учитывать две стороны планирования – совершенствование спортивного мастерства (знаний, умений, навыков) и становление спортивной формы.
Спортивная форма представляет собой гармоничное сочетание единства всех компонентов оптимальной готовности спортсмена (физической, технической, тактической, волевой, и др.) и характеризуется комплексом физических, контрольно-врачебных, психологических и интегральных (результатов) признаков.
Многочисленные исследования показали, что процесс развития спортивной формы носит фазовый характер и протекает в порядке смены трех фаз: приобретения (становления), сохранения (стабилизации) и временной утраты. Рассмотрим эти фазы более подробно:
Фаза становления характеризуется созданием предпосылок, фундамента, на котором создается спортивная форма. В этой фазе повышается общий уровень функциональных возможностей, разносторонне развиваются физические и волевые качества, формируются и перестраиваются двигательные умения и навыки.
Фаза стабилизации характеризуется устойчивым проявлением всех компонентов тренированности, обеспечивающих оптимальную готовность к высоким спортивным достижениям.
Фаза временной утраты спортивной формы характеризуется изменением направленности адаптационных процессов, переключением на восстановительный (реабилитационный) уровень функционирования и угасания связей, свойственных ранее приобретенной спортивной форме. Временная утрата спортивной формы – это закономерная фаза спортивного совершенствования. Соответственно фазам развития спортивной формы в тренировочном процессе следует различать три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период – 1,5 – 2-3 месяца.
На тренировках используются разнообразные упражнения, объем и интенсивность нагрузок должны плавно возрастать.
Основными задачами периода являются:
развитие основных физических качеств;
поддержание аэробной работоспособности;
совершенствование индивидуального спортивного мастерства;
повышение вариативности в выполнении основных приемов игры;
отработка парных и групповых взаимодействий;
приобретение и совершенствование спортивной формы на более высоком функциональном уровне.
В конце подготовительного периода важно определить основной состав и ближайший резерв команды, обеспечить сбалансированность по мастерству, звеньям, линиям и т. д.

Соревновательный период – 6-7 месяцев.
Соотношение физической и технико-тактической подготовки в соревновательном периоде может широко варьироваться в зависимости от состояния подготовленности команды, актуальности решения конкретных задач тренировки.
Основными задачами подготовки в соревновательном периоде являются:
дальнейшее повышение технико-тактического мастерства;
совершенствование физических качеств,
морально-волевой подготовленности;
поддержание высокого уровня функциональных возможностей;
достижения на этой основе высоких спортивных результатов.
Тренировка на этих этапах по нагрузкам должна как бы повторять подготовительный период, но в сокращенных вариантах. Использоваться при этом должны специально-подготовительные упражнения.

Переходный период
В переходном периоде проводятся востановительно-поддерживающий мезоцикл. Основными его задачами являются:
снижение нагрузки;
восстановление психической и физической работоспособности;
устранение слабых сторон технико-тактической подготовленности спортсменов;
оздоровление спортсменов.
Тренировки в переходном периоде характеризуются средними объемами, невысокой интенсивностью. При этом происходит переключение на активный отдых и обще развивающие средства с проведением параллельного курса лечебных мероприятий.
Переходный период завершает учебно-тренировочную работу команды в этом сезоне, и начинает подготовку гандболистов к новому сезону.

Оперативное планирование.
В соответствии с текущим планом и конкретными условиями подготовки составляются оперативные планы на отдельные этапы, месяцы, недели, а также на каждое тренировочное занятие.
Оптимальным сроком оперативного планирования подготовки гандбольной команды является календарный месяц.
Повышение нагрузок (тренировочных и соревновательных) нужно осуществлять постепенно. Вначале увеличиваются объем тренировочных нагрузок за счет общего времени тренировок, затем – их напряженность и интенсивность.

Планирование на отдельное учебно-тренировочное занятие.
По направленности применяемых в занятиях средств и методов следует различать занятия избирательной и комплексной направленности.
Программа занятия избирательной направленности планируется так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой либо задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.
Занятия избирательной направленности способствуют преимущественному развитию отдельных свойств и способностей, определяющих уровень специальной подготовленности гандболистов: скоростных или силовых качеств, анаэробной или аэробной производительности, специальной выносливости, технического или тактического совершенствования.
Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно самостоятельные части. Например, в первой части решаются задачи повышения скоростных возможностей, во второй – силовой подготовленности, а в третьей – выносливости.
Второй вариант предполагает не последовательное, а параллельное развитие нескольких (обычно двух) качеств. Часто параллельно решаются задачи технического и тактического совершенствования, физического и психического совершенствования.














13PAGE 15


13PAGE 14615