Статья на тему ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.


ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Инструктор по ФИЗО: Гаврилович Е.С.
Как сказал немецкий философ Альберт Шопенгауэр: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый и нищий счастливее больного короля».
Видеть своего ребенка жизнерадостным, активным, инициативным и обязательно здоровым – естественное желание родителей.
О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей с каждым годом все меньше. Как мы, взрослые, можем помочь детям стать действительно здоровыми? Найти ответы на эти вопросы помогут методы и приемы здоровьесбережения, которые успешно применяются в нашем ДОУ.
Мы выстроили модель здоровьесберегающего пространства по основным направлениям:
- организация санитарно-эпидемиологического режима;
- обеспечение психологической безопасности детей;
- организация лечебно-профилактической работы;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- создание предметно-развивающей среды;
- формирование у детей осознанного отношения к здоровью;
- организация работы по просвещению родителей.
Каждый педагог оказался задействованным в работе по формированию собственной здоровьесберегающей компетентности. Для большинства педагогов такая деятельность стала нормой. Об этом свидетельствуют: своевременное проведение физминуток, переключение видов деятельности, многообразие дидактического обеспечения, оптимальный подбор методов, приемов и средств здоровьесбережения воспитанников.
Ученые, в результате исследований подобрали надежный ключ к формированию здоровья ребенка, его умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движение! Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших – это фундамент настоящего и будущего здоровья.
В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируется на «условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей.
Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики, отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, восприятие пространства практически не ограничено.
Тогда как, у девочек пространство не велико, но оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.
В центре внимания девочек находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления, привлекают домашние дела.
Гендер – социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения. В настоящее время гендерные исследования остаются актуальными.
Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.

Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, заботливости, женственности), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы. В мальчиках так же нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
В программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений России учитываются возрастные и психологические особенности детей, а не гендерные. Воспитывают детей чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду женщины-воспитатели. По мнению ученых женщины не могут правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей реализации дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам.
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного воспитания дошкольников.
«Дифференцированный подход
к физическому воспитанию дошкольников»
С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом, специалистами предоставлялись индивидуальные консультации. Совместно с родителями проводилось культурно-досуговое мероприятие: «День матери».
3. В группах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, которая соответствует психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек. Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой их самостоятельной деятельности с учетом гендерных различий.
Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет этих особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Уверенна, что внедрению здоровьесбережения способствует использование комплекса методов и приемов дифференцированного подхода с учетом гендерных различий в физическом воспитании дошкольников.
В своей работе я использую методы и приемы, имеющие различия:
- в подборе упражнений, их дозировке;
- по продолжительности выполнения задания;
- в подборе оборудования;
- в обучении сложным движениям;
- в пространственных границах;
- в требованиях к качеству выполнения заданий;
- в расстановке и уборке снарядов;
- в оценке деятельности.
Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности:
- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;
- занятия по подгруппам;
- «интегрированный вариант», когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство.
Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я- мальчик», « Я- девочка».
Гендерно - ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определение содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Мальчикам – удовлетворять потребность их в соревновательности:
- большое количество участников, чёткость иерархии, «доминирование-подчинение», корпоративность, конкурентность, применение физической силы в борьбе за лидерство.
Девочки характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью. НО половая принадлежность НЕ ДОЛЖНА использоваться в качестве довода, против какой – либо деятельности ребенка.
Наработанный опыт я буду углублять и совершенствовать в дальнейшем.
н а с т а в л е н и я д л я д е в о ч е к, будущих мам:
Будь очагом – и твое жилище станет домом.
Будь солнцем – и семья не испытает страха ночи.
Будь фонарем – и твои дети не споткнутся на дороге жизни.
н а с т а в л е н и я д л я м а л ь ч и к о в, будущих пап:
Будь щитом – твой дом не разрушит ураган жизни.
Будь посохом – ты самая надежная опора семьи.
Будь светом – ты пробудишь в детях тягу к знаниям.