Исследовательская работа на тему Инновационный подход к обучению плаванию в физическом воспитании младших школьников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА И НАРОДОВ КАВКАЗА ИМЕНИ А.Ф. ДЬЯКОВА»


НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»


X-я открытая общелицейская научная конференция младших школьников

Секция: валеология

Тема: Инновационный подход к обучению плаванию в физическом воспитании младших школьников



Автор: Михайлов Альберт,
3 «Б» класс МБОУ ЮРЛК и НК
имени А.Ф. Дьякова
Научный руководитель:
Святоха А.В., учитель
физической культуры

г. Железноводск, п. Иноземцево
2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава I. Методика и организация исследования.......................3-5
Глава II. Результаты исследования и их обсуждения..5-8
Выводы.. 9
Библиографический список10























Введение
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Благоприятное оздоровительное и развивающее влияние на организм детей младшего возраста могут оказать занятия плаванием.
Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм подвергается двойному воздействию: с одной стороны - физических упражнений, с другой - уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.
Традиционная школьная программа по плаванию, рассчитанная на 24-26 часов подготовки, не ориентирована на положительное решение задачи комплексного воздействия на организм младших школьников. Необходимость инновационного подхода к физическому воспитанию младших школьников, позволяющего расширить оздоровительные и прикладные возможности плавательной подготовки на уроках физической культуры, свидетельствует об актуальности данной темы исследования.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование инновационного подхода к обучению плаванию в физическом воспитании младших школьников
Методика и организация исследования
Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2016 года по март (включительно) 2017 года. В исследовании принимали участие ученики 3 классов МБОУ ЮРЛК и НК им. А.Ф. Дьякова п. Иноземцево (всего 100 чел). Контрольная группа (КГ), составлена из учеников 3 «А» и 3 «Б» класса. Экспериментальную группу (ЭГ) составили ученики 3 «В» и 3 «Г» класса.
Уроки плавания по графику учебного процесса в этих классах проводят в 3 четверти учебного года, один раз в неделю по 90 минут. Уроки физической культуры в контрольной группе проводились по общепринятой программе по физической культуре для младших школьников. Уроки в экспериментальной группе осуществлялось по экспериментальной комплексной методике углубленного изучения раздела «Плавание», дифференцирующая объем, интенсивность физической нагрузки с учетом физических возможностей учащихся с использованием вспомогательных средств обучения плаванию.
Экспериментальная комплексная методика углубленного изучения раздела «Плавание» осуществлялась на основе главной цели физического воспитания: создание эффективной системы физического воспитания младших школьников с оздоровительно-прикладной и развивающей направленностью и базировалась: 1) на введении комплексов имитационных и специально-подготовительных упражнений по технике плавания в уроки легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики (на изучение гребковых движений руками, ногами, согласования движений рук и ног), состоящих из 2-3 упражнений, которые проводились в подготовительной и основной частях урока в зависимости от дидактических задач изучаемого раздела базового компонента программы; 2) на сопряженном развитии физических качеств на уроках физической культуры в зале и в бассейне; 3) на включении в уроки физической культуры подвижных игр с имитацией элементов техники плавания; 4) на усилении прикладного аспекта плавания за счет подбора упражнений прикладного характера, включении элементов упражнений по аквааэробике и водного поло.
Сравнительный педагогический эксперимент, построен на различиях в методическом обеспечении этих групп: усилении двигательной (прикладной) подготовки в ЭГ. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях, поэтому специального комплектования групп не производилось. Перед экспериментом была проведена диагностика уровня двигательной подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп. Анализ полученных данных позволил сделать заключение об однородности экспериментальной и контрольной групп.
Эффективность учебно-воспитательного процесса достигалась за счет методов опосредованной и непосредственной наглядности, направленного прочувствования двигательного действия.
Эффективность внедрения инновационного подхода к физическому воспитанию выявлялась в процессе диагностики двигательной подготовленности и плавательной подготовленности детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп.
Тестирование физической подготовленности осуществлялось по следующим тестам: прыжки в длину с места, челночный бег 3х10, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон туловища вперед из положения сидя, поднимание туловища из положения лежа, показателей жизненной емкости легких.
Результаты исследования и их обсуждения
Результаты тестирования координационных способностей младших школьников, участвующих в экспериментальном исследовании показали значительный прирост данных способностей у учеников ЭГ по сравнению с КГ. Улучшения в ЭГ в сравнении с КГ на 0,45 с (Р<0,001), рис.1.

Рис.1. Динамика изменения показателей координационных способностей школьников ЭГ и КГ в течение основного педагогического эксперимента.
Показатели гибкости к концу педагогического эксперимента в ЭГ в сравнении с КГ увеличилась на 3,7 см (Р<0,001), рис.2

Рис.2. Динамика изменения показателей гибкости школьников ЭГ и КГ в течение основного педагогического эксперимента.
Скоростно-силовые способности в ЭГ отличаются от показателей в КГ (Р<0,001). Так у учащихся ЭГ показатели скоростно-силовых способностей к концу педагогического эксперимента значительно улучшились в сравнении с КГ на 14,6 см, рис.3.

Рис.3. Динамика изменения показателей скоростно-силовых способностей школьников ЭГ и КГ в течение основного педагогического эксперимента
Анализируя показатели проявления силовой выносливости, следует подчеркнуть превосходство в выполнении теста «поднимание туловища», детей из ЭГ над КГ, результаты которых к концу педагогического эксперимента повысились в сравнении с КГ на 2,14 раза (Р<0,001), рис.4

Рис.4 Динамика изменения показателей силовой выносливости школьников ЭГ и КГ в течение основного педагогического эксперимента.
Результаты, отражающие уровень сформированности силовых способностей младших школьников в ЭГ к концу педагогического эксперимента значительно увеличились по сравнению с КГ на 8,07 раза, (Р<0,001). рис. 5.

Рис.5. Динамика изменения показателей силовых способностей школьников ЭГ и КГ в течение основного педагогического эксперимента.
Показатели ЖЕЛ на заключительном этапе экспериментальной работы в ЭГ в сравнении: с КГ возросли на 129 мл (Р<0,001), рис. 6.

Рис.6 Динамика изменения показателей ЖЕЛ школьников ЭГ и КГ в течение основного педагогического эксперимента.
Анализ классных журналов и медицинских карт на начало педагогического эксперимента, выявил систематическое отсутствие по болезни в КГ – 30% учеников, в ЭГ – 31,5%. В конце педагогического эксперимента количество пропусков по болезни в ЭГ – у 14% учеников, в КГ – у 19% учеников.
На основании выше изложенного, можно сделать вывод о положительном воздействии средств плавания на физическую подготовленность и оздоровительный эффект младших школьников.










Выводы:
1. Внедрение инновационного подхода к обучению плаванию в физическом воспитании младших школьников позволяет повысить оздоровительную, прикладную и образовательную направленность уроков физической культуры.
2. Разработка и внедрение инновационного подхода к углубленному изучению раздела «Плавание», дифференцирующих объем, интенсивность физической нагрузки с учетом физических возможностей учащихся, с использованием вспомогательных средств обучения плаванию, повышает качество уроков физической культуры, обеспечивает более эффективную прикладную и плавательную подготовку младших школьников, что доказывается результатами общей физической подготовленности с достоверностью различий между ЭГ и КГ.
3. Внедрение инновационного подхода к углубленному изучению раздела «Плавание» позволяет создать чувство конкуренции, которое и стимулирует многих школьников сдать нормы ГТО своей ступени.













Библиографический список
1. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от практических основ до практического применения /Одед Бар-Ор, Томас Роуланд. - К., Олимпийская литература, 2009. - 528 с.
2. Шишкова Е.В. Использование инновационных технологий при обучении плаванию младших школьников в рамках третьего урока по физической культуре / Е.В. Шишкова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : тез. докл. ХVI междунар. науч.-практ. конф. по пробл. физ. воспитания учащихся. – Коломна, 2006. – С. 121–122.
3. Шишкова Е.В. Обучение младших школьников прикладным навыкам плавания / Е.В. Шишкова // Физическая культура в школе. – 2007. – № 3. – С. 40–42.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Диаграмма 2Диаграмма 4Диаграмма 5Рисунок 1 Заголовок 115